О переезде из Улан-Удэ в Улан-Батор, или о том, как сэкономить немного денег
Место сбора у нас было в Улан-Баторе. Именно оттуда должна была начаться наша экспедиция по славной монгольской земле. Но до столицы Монголии нужно было еще добраться, причем добраться из солнечной Адыгеи, где я имею счастье проживать. А это достаточно далеко. Первый результат поиска авиабилетов недвусмысленно дал понять, что моя монгольская экспедиция закончилась, не успев начаться. Перелет по маршруту Краснодар-Москва-Улан-Батор, туда и обратно, за 53 тыс. рублей, был значительно дороже, чем я планировал. И тут мне пришла в голову мысль, поражающая свое простотой и оригинальностью. Лететь надо в ближайший к Монголии российский город, а уже оттуда добираться «на перекладных». Сказано — сделано. Авиабилеты Краснодар-Москва-Улан-Удэ, туда и обратно, обошлись мне в 24 тыс. рублей. Что называется, почувствуй разницу. В результате, и бюджет поездки стал выглядеть куда привлекательнее, и мое погружение в монгольский мир увеличилось на три чудных дня, проведенных в столице Бурятии. Из Улан-Удэ до Улан-Батора решил добираться на автобусе, который отправляется каждое утро, примерно в семь часов. Таков же был и обратный путь, автобус на Бурятию из монгольской столицы также отправляется ежедневно с утра пораньше. Стоимость билета в один конец -1600 рублей. Конечно, переезд занимает время, причем целый световой день. Расстояние между столицами Бурятии и Монголии почти 600 км. Но, в результате появилась возможность увидеть провинциальные бурятские и монгольские городки, в которые специально точно бы не поехал, поближе познакомится с природой тех мест и с укладом жизни местных жителей.
Итак, ранним утром 12 сентября 2015 года с автовокзала «Южный» наш 45-ти местный автобус, в котором, однако, находилось не более 20 пассажиров, отправился в сторону монгольской границы.
Возможно, кто-то пожелает повторить этот путь, поэтому немного поделюсь опытом. По российской территории до границы километров 230 по неплохой дороге. Проехали город Гусиноозерск. Городок маленький и ничем не примечательный.
А вот окрестные пейзажи понравились, особенно озеро Гусиное. Озеро на фоне соснового бора смотрится изумительно, но, природную идиллию портит высоченная труба ГРЭС, что расположилась прямо на берегу. Перед самой границей еще один городок — Кяхта, приграничная зона, особый режим, не выходил, не фотографировал.
Переход границы на КПП «Кяхта» прошел удивительно быстро и четко, как с российской, так и с монгольской стороны. Но, у нас было преимущество: рейсовый автобус обслуживался без очереди. Как проходили границу частные лица на собственных авто, не знаю. Надеюсь, что тоже легко.
Виза для россиян для посещения Монголии с ноября 2014 года не нужна, также как и для граждан ЕС и США. Знаю это наверняка, потому что в автобусе со мной ехало много одиночек — бэкпекеров — парень из США, девушки из Англии, Германии, Чехии. Ни у кого проблем с прохождением границы не было.
Сразу после границы в автобус вошли монгольские менялы.
Меняйте деньги обязательно. Не бойтесь! Курс нормальный, деньги не фальшивые, тем более, что местные деньги — тугрики скоро пригодятся. Напоминаю, что в Монголию россиянам везти СКВ совсем не обязательно, российские рубли можно обменять без проблем, везде, где меняют валюту. Сразу за границей монгольский поселок Алтан-Булаг, там предусмотрена остановка на обед. Вот и пригодились тугрики. Столовая, с многообещающим названием ALTAN PLAZA, допотопна и обшарпана, но есть там можно, и даже нужно. Первое знакомство с монгольской кухней. Имейте в виду, что порции большие, мяса много, рассчитайте свои силы. Цены на еду вас приятно удивят, как впрочем, и во всей Монголии.
Дальше путь на Улан-Батор, до столицы Монголии примерно 350 км, по хорошей, по монгольским меркам, дороге. По любым другим меркам, эта дорога совсем не хорошая — очень узкая, но зато она асфальтированная.
Для Монголии это редкость, теперь-то я это знаю. А вот, кстати, и Улан-Батор!
Улан-Батор: первые впечатления
Сразу скажу, в Монголию ради городов ехать не стоит, даже ради Улан-Батора. Нет в столице Монголии ни уюта, ни комфорта, а на все достопримечательности хватит дня два. У меня было три. Все более-менее интересные места города были пройдены, причем пешком. Все основные достопримечательности были мною увидены, чем я заслуженно горжусь. Особенно горжусь посещением всех музеев, упоминание о которых были найдены в интернете. Могу поспорить, что абсолютное большинство жителей столицы Монголии, такого погружения в музейную жизнь своего города не совершали. И если и были в некоторых из них, то добровольно-принудительно, в счастливом школьном детстве. А раз я был и видел, то кратко расскажу, но в другой раз. Сейчас немного о первых впечатлениях о монгольской столице.
Город не производит впечатления депрессивного, а даже совсем наоборот. Мне он показался городом, динамично развивающимся и имеющим перспективу. Этот мой вывод, абсолютно не соответствует тем отзывам, которые я читал про Улан-Батор. Большинству людей, которые там побывали, город не понравился. Есть мнение, что Улан-Батор безобразный и не очень чистый город, выстроенный без логики, стремления к красоте или удобству. Что старая советская инфраструктура, рассчитанная много лет назад тысяч на 700 тысяч жителей, не в состоянии обеспечить комфортную жизнь нынешнему полуторамиллионному населению, большая часть которого проживает или в знакомых до боли советских «панельках» или вообще в жуткой антисанитарии, без воды и канализации, юрточных поселков на окраинах города.
Еще говорят о безумных пробках, когда по разбитым городским дорогам передвигаются тысячи машин, по большей части японских внедорожников, водители которых пробивают себе путь звуковыми сигналами и проклятиями в адрес прохожих и водителей-конкурентов.
Не забывают и о серьезной экологической проблеме Улан-Батора, находящегося в центре плохо продуваемой ветрами котловине и оттого, страдающего от выхлопных газов и продуктов горения, используемых для обогрева юрт, угля и автомобильных покрышек. Все это есть. Но есть и другое.
Есть достаточно современная центральная улица — проспект Мира с новенькими блестящими отелями и бизнес- и торговыми центрами. Пройдемся по ней, я это делал неоднократно.
Подойдем к центральной площади города, площади Сухэ-Батора.
Это центральная площадь, названная в честь вождя народной революции, с грандиозным монументом, посвященным этой личности, строго по центру. Монумент очень солидный. На высоком постаменте, окруженном львами (уж не знаю почему, в Монголии они вроде не водятся) на лихом коне застыл Сухэ-Батор, с распростертой вперед правой рукой, очевидно, указывая тем самым, революционный путь.
По периметру этой площади находится здание дворца Правительства, с установленными у входа фигурами Чингис-хана и двух его полководцев.
Рядом находятся здания театра оперы и балета, биржи и типографии. Вот такая центральная площадь, все очень солидно и монументально.
Вовремя прогулки, встречал достаточно уютные скверики. Вот, например, один из них, на котором тренировали школьников строевому маршу, уж не знаю по какому поводу.
Еще одна неожиданная встреча. Памятник легендарной ливерпульской четверке The Beatles. Он выполнен в необычной форме, на фоне кирпичной стены установлены литые барельефы каждого из солистов группы. Причем, Джон Леннон изображен с гранатой в руке: в свое время группа произвела в Монголии культурный взрыв. Памятник сделали так, чтобы он смог служить уличной сценой: местные музыканты иногда собираются здесь и поют свои песни.
Город меняется, меняется быстро и в лучшую сторону. Вот весьма показательные фотографии. Один раз мы шли по направлению к православной Троицкой церкви, ориентируясь по навигатору. Шли по району, который современным никак не назовешь.
Но, посмотрите что впереди. Там идет широкомасштабное строительство, по всему городу строительные краны. Появляется новые жилые микрорайоны, город живет и развивается.
Вот такой мой первый взгляд на столицу Монголии, город Улан-Батор, в котором проживает половина населения страны. Будет и второй, в котором я планирую рассказать об основных достопримечательностях этого города.
О непростых отношениях Монголии со своими соседями
Оказавшись впервые в стране, меня интересовали все аспекты ее жизни, в том числе и внешнеполитические. Поделюсь немного своими мыслями, сопровождая их изумительными монгольскими пейзажами (картинки совершенно не связаны с текстом, просто так, для красоты).
Сначала об отношениях Монголии и Китая. Напомню, что Монголия в ее нынешнем виде получила независимость от Китая исключительно благодаря России. Нет, сначала в 1911 году она отделилась сама, воспользовавшись хаосом Синьхайской революции, но, далее новое государство выжило только за счет поддержки сначала Российской империи, а затем СССР, который добился от Пекина официального признания независимости Монголии. Какое отношение КНР к этому вопросу? Китай сейчас признает ранее заключенные договоры, но, как говорят некоторые эксперты, до тех пор, пока не появится возможность их разорвать. Во всяком случае, во всех китайских исторических изданиях написано, что Монголия получила независимость незаконно, а СССР «выбил» признание этой независимости, воспользовавшись слабостью Китая. Вот так! Это официальная и безальтернативная позиция. В Монголии реально бояться Китая, считая, что как только у Пекина появится шанс, Монголия с независимостью немедленно попрощается. Имея огромную территорию, при очень маленьком населении эта страна не имеет никакой возможности защитить себя в случае реализации китайских планов. Боязнь китайского соседа, угроза растворится, немногочисленной монгольской нации, в полуторамиллиардном китайском «чреве» породила особую форму монгольского национализма. Это когда безумные монгольские парни отлавливают местных девчонок, переспавших с китайцами, и бреют им головы наголо в знак позора или пишут на заборах надписи «Людей убивать нельзя, а китайцев нужно».
Отвлекитесь, посмотрите виды Хонгайских гор.
Об отношениях Монголии и России. Они не простые. Принято считать, что Россию и Монголию связывают исключительно дружеские отношения, что РФ, как правопреемница СССР, была и есть единственным гарантом независимости Монголии. Страна самим фактом своего существования обязана СССР, спасшему ее в ХХ веке и от китайцев, и от японцев. СССР был единственной страной до конца Второй мировой войны, признавшей Монголию как государство. Благодаря именно советской помощи была сформирована монгольская промышленность, остатками которой до сих пор питается монгольское общество. А еще Советский Союз бесплатно обучил и воспитал 60 тысяч монгольских студентов. Также вспомним советских военных, которые сражались рядом с монголами плечом к плечу. Вспомним и советских врачей, которые, рискуя собственными жизнями, фактически спасли монгольскую нацию от вымирания, ведь треть населения болела сифилисом, половина — туберкулезом. Все это было.
В 90-е годы, политически и экономически слабая Россия, переживающая собственную драму — распад СССР, вообще перестала интересоваться Монголией. Да и Китай, в те годы, больше был сосредоточен на внутреннем росте. Два огромных соседа на Монголию махнули рукой.
Небольшой перерыв, это виды пустыни Гоби.
Свято место пусто не бывает. Появилась третья сила, назову ее условно — Запад. На заброшенной территории появились западные неправительственные организации, которые выдавали талантливым студентам гранты на обучение и отправляли на «переподготовку» в США местных журналистов, которые должны были объяснить простым монголам, что Китай — их извечный враг, а русские — проклятые оккупанты. Но впрочем, это известная схема, реализованная не раз в разных странах. «Монголам нужен великий „третий сосед“ в лице Запада» — вот основной лозунг их политики. Монголия, занимающая важное стратегическое положение в глубине Внутренней Азии, превратилась в арену открытого и скрытого политического и экономического соперничества между Россией, Китаем, США, Японией, ЕС, Великобританией, Канадой, Южной Кореей.
Отношения России и Монголии возобновились с приходом к власти Путина. Начались государственные визиты, обмены делегациями, улучшились торговые отношения. В 2003 году Россия простила Монголии долг 11,4 миллиарда долларов за счет российских налогоплательщиков. Предполагалось, что в обмен на списание Россия получит доступ к разработке монгольских месторождений, но не получила ничего, в Улан-Батор приехал тогдашний премьер-министр и нынешний лидер внесистемной оппозиции Касьянов, и, неожиданно, все подписал.
Тем не менее, экономические и политические отношения между Россией и Монголией стали развиваться. Москва наконец-то вспомнила о существовании Монголии, где еще недавно все население знало русский язык, и решила уделить стране хоть какое-то внимание, в том числе и в военной сфере. Что будет дальше? Поживем, увидим
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия