Первая часть нашего путешествия прошла на поезде по крупнейшим городам России.
Итак, утром на седьмой день нашего путешествия мы увидели Байкал.
Первая часть нашего путешествия прошла на поезде по крупнейшим городам России.
Итак, утром на седьмой день нашего путешествия мы увидели Байкал.
Мы намеренно ехали не до Иркутска, а до самого Байкала, к которому нынешняя ветка Транссиба выходит в Слюдянке. Это вообще одна из ключевых точек: здесь, помимо прочего, соединяется Транссиб и Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), через Слюдянку идет транспорт на Аршан и Нилову пустынь. Главная достопримечательность Слюдянки — вокзал из мрамора, но вблизи увидеть его нам не удалось: оказалось, в городе проходят какие-то учения, и выход с вокзала в сторону набережной закрыт. Могу сказать, что все только к лучшему: с Байкалом в итоге мы познакомились в гораздо более приятном окружении. Кстати, накануне в горах здесь выпал первый снег, и красота получилась невероятная.
В Слюдянке мы взяли такси, и через 40 минут были на остановочном пункте Темная падь. Могу сказать, что чем дальше на восток, тем более радушные и открытые люди нам встречались. Так и с водителем этого такси: он дал нам всяких советов по прогулке и напоследок призвал «не обижать мишку», если мы его встретим по пути.
К чему тут Темная падь? Дело в том, что КБЖД — это ныне тупиковая часть царской железной дороги, которую строили в начале прошлого века, пробивая туннели в скалах по берегу Байкала и возводя мосты через горные реки. Поэтому и говорят, что на каждые 800 метров здесь по одному инженерно-техническому сооружению. Изначально это и была часть Транссиба, но со строительством плотины на Ангаре в Иркутске поднялся уровень воды и всю часть КБЖД, которая шла вдоль реки, затопило. Дорогу провели в обход через горы, а участок вдоль озера (от Слюдянки до Порта Байкал) остался тупиковым. Один из путей разобрали, и теперь здесь изредка ходит экскурсионный поезд и двухвагонная «Мотаня».
Эта «Мотаня» развозит местным почту и продукты, двигается очень медленно (километров 20 в час), делает остановки чуть ли не по требованию и на перекур. До мелких поселений и турбаз, которые остались на Кругобайкалке, по-другому практически не добраться, поэтому «Мотаня» — это, прежде всего, потрясающий местный колорит. Хотя и туристы этот поезд тоже очень любят, но их здесь не так уж много. Экскурсионный поезд, в свою очередь, стоит дорого, возит по накатанной и с полчищем туристов, не дает свободы и простора. С другой стороны, на «Мотане» не посмотришь вблизи инженерные сооружения дороги, поезд проезжает мимо, пусть и медленно.
Мы же решили сделать хитрый ход, который в итоге оказался очень удачным. До остановки Темная падь, которая находится на новом участке Транссиба, мы доехали на такси. Затем по хорошо проторенной тропе среди березняка минут 40 спускались к Кругобайкалке, несколько раз перебираясь через рукава реки Ангасолка по импровизированным мосточкам.
В итоге мы вышли к станции КБЖД Старая Ангасолка, где на небольшом расстоянии друг от друга есть и галерея, и мост, и опорная стенка, и еще много всего интересного. Там мы осмотрелись и в районе 14 часов сели на «Мотаню» в сторону Порта Байкал.
Примерно то же самое люди делают в поселке Култук, но, на мой взгляд, в Ангасолке интереснее. Единственное, что нам стоило сделать иначе, — это от Ангасолки по путям пойти не в сторону Слюдянки, как мы сделали, а в сторону Порта Байкал, чтобы не закладывать время на возвращение назад, а поймать «Мотаню» уже на следующей станции.
Кстати, по всей дороге стоят скамейки и столики, так что обед с отличным видом (и, возможно, новым другом) вам обеспечен.
Инженерные сооружения на самом деле встречаются очень часто, только не обязательно это туннели, галереи и подпорные стенки, которые защищают от камнепада, иногда это совсем небольшие мостики, например.
Говорят, что на «Мотане» можно попроситься на нос паровоза; нас не пустили, сказали: уже не сезон. Хотя некоторые из остановок были совсем рядом с интересностями, но времени на их осмотр оставалось катастрофически мало. Представляю, как мы были бы разочарованы, если бы не погуляли сами в Ангасолке.
Не знаю, откуда здесь надпись про 1893 год: этот участо начали строить только в 1902 году
Заядлые туристы проходят всю Кругобайкалку пешком, ночуя в палатках, кто-то останавливается на турбазах и проходит лишь часть пути, большинство не усложняют себе поездку и берут экскурсию из Иркутска. Нам же идеально подошел именно такой вариант: сочетание небольшого самостоятельного осмотра и поездки вместе с местными.
«Мотаня» прибывает в Порт Байкал. Оттуда на пароме можно перебраться в Листвянку. В самом Порту Байкал делать особенно нечего. Заночевать есть где, но предложений значительно меньше, чем в Листвянке.
Мы рассчитывали на паром, но оказалось, что в конце сентября они ходят уже по зимнему расписанию и «Мотаня» опаздывает к последнему рейсу парома. Здесь нас снова потрясло отношение местных: вместо того, чтобы спокойно получить с нас деньги за ночевку, администратор гостиницы в Порту Байкал подсадила нас на спецрейс парома, чтобы мы могли заночевать там, где нам удобнее.
Следующую ночь мы провели в гостинице, которую забронировали, уже сидя на пароме. Рассказ про Листвянку, пожалуй, заслуживает отдельной главы.
P. S. Расписание «Мотани» лучше уточняйте. Она ходит не каждый день и в нашем случае из Слюдянки она выходила в 13.20 где-то.
P. S. 2 Имейте в виду, что паром приходит к причалу с названием Рогатка. Это там, где Байкальский музей. От него до центра Листвянки (до рынка) чуть ли не 5 километров вдоль берега.