Вся история Сергиева Посада неразрывно связана с именем ярчайшего духовного лидера православной Руси преподобного Сергия Радонежского.
Вся история Сергиева Посада неразрывно связана с именем ярчайшего духовного лидера православной Руси преподобного Сергия Радонежского.
Он первый решил принять особый вид монашества — уйти «пустынножительствовать» в лес, подальше от селений и дорог. Облюбовав недалеко от Радонежа лесную поляну на небольшом холме Маковец, он поставил здесь келью, посвятив ее Троице. Вскоре около него стали селиться другие монахи: каждый вновь приходивший ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал свой огород и вел свое отдельное хозяйство. Однако Сергий ввел, один из первых на Руси, строгий устав общинной жизни. Так началась многовековая история Троицкого монастыря и развившегося вокруг него посада.
Время, в которое он жил, было переломным в жизни русского народа. Пока Золотая Орда, литовцы, немцы и шведы делили между собой русские земли, наши «доблестные» русские князья, наплевав на национальную идею, в угоду своего корысто-властолюбия продолжали междусобные распри, пресмыкаясь перед татарами. А аутсайдером, как всегда, стал народ, погрязнув в невежестве и потеряв нравственную опору в жизни, в ожидании освобождения, которое все не приходило. Не только русская культура, но и русская нация имела все шансы упереться в свой исторический тупик.
На фоне этого мракобесия неприметная Троицкая обитель являла собой пример иной жизни, чуждой раздоров и ненависти. Простота без пестроты и любовь, равная ко всем, стали основными качествами Сергия в течение всего 50-летнего иноческого подвига. И русский народ воспрянул духом, став на долгий путь национального особождения. В Троице-Сергиевой Лавре, тогда еще монастыре, Сергием было благословлено войско князя Дмитрия Донского на ратный подвиг в Куликовской битве.
В монастыре был крещён Иван Грозный, который потом способствовал превращению монастыря в мощную каменную крепость для обороны Московского региона.
К слову сказать, Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией, являлся автором музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона архангелу Михаилу, способствовал книгопечатанию в Москве.
Духовным центром национального сплочения монастырь стал и в Смутное время, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов и став оплотом Второго ополчения Минина и Пожарского.
Два раза монастырь служил убежищем для Петра I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. При нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.
За все время своего существования Сергиев монастырь был у великих московских князей, а затем и царей на особом счету, по сути являясь духовной столицей Подмосковья. Они часто посещали его, предоставляли ему различные льготы, наделяли богатыми вкладами, посылали туда своих лучших мастеров для строительства и украшения зданий, способствовали превращению монастыря в первоклассную военную крепость. Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли и платили ему оброк.
Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в монастыре жили и работали многие известные писатели и ученые древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев. Наиболее известное произведение Рублева — икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, хранится в Третьяковской галерее.
Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2–3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Видимо не давал ей покоя светлый образ Ионна (небольшое такое препятствие на ее пути к трону).
Указом Елизаветы мужской ставропигиальный монастырь получил статус и наименование Лавры.
А уже Екатерина II, в ходе проведения в России губернской реформы, подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу…». Интересно, а ее мучил грех все с тем же Ионнном VI, а с Петром III и княжной Таракановой?
Во время путешествия по России Александр Дюма отец несколько дней провёл в Троице — Сергиевом монастыре и посвятил ему целую главу в своем произведении «Путевые впечатления в России»: «Трудно представить себе что-либо более ослепительное, чем этот огромный монастырь, величиной с целый город, в такое время дня, когда косые лучи солнца отражаются в позолоченных шпилях и маковках».
Сейчас, как и в былые времена, Троице-Сергиева Лавра — историческое ядро города (объект № 657 всемирного наследия ЮНЕСКО). Как архитектурно-православный ансабль с богатой событиями историей она ежедневно привлекает к себе нескончаемый поток туристов. А как центр богомолья прошлого и настоящего еще больший поток паломников, конечная цель которых «очищающий поход к Сергию».
Добраться до Сергиева Посада из Москвы очень просто: электропоездом с Ярославского вокзала (электрички ходят часто) или автобусом. ЖД и автовокзал в Посаде находятся напротив друг друга. От площади, на которой расположены вокзалы, до самой Лавры совсем недалеко (путь займет 10–15 мин). Идти нужно по улице Вознесенская, которая выходит к смотровой площадке и к Лавре. Вход в Лавру для граждан РФ бесплатный. На ее территории находится большая трапезная, где можно полноценно пообедать и несколько трапезных меньшего размера, где торгуют продукцией местного производства (в основном это выпечка и напитки).
Вокруг Лавры разместилось множество питейных заведений с соответствующей ценовой политикой топовых туристических зон.
Хочу порекомендовать одно место, которое находится чуть в стороне от центральной дороги на ул. Карла Маркса — это Вареничная № 9. Там найдете большой выбор вареников со всевозможными начинками и способами подачи; и интерьер в стиле советского прошлого очень порадовал. Мы брали вареники с картошкой, запеченные с сыром и белыми грибами на сковороде (действительно была целая сковорода) и пиво чешское дефицитное (на поверку оказался Karlovec, что тоже не плохо). Все было вкусно, быстро, а главное в кризисное время не дорого.
Находиться в Троице-Сергиевой Лавре очень светло и приятно даже такому как я агностику, далекому от религиозного догматизма. От серебрянной ракии с мощами Сергия идут особые трансцендентные вибрации. И на ум приходит тот момент, когда тело превратится в ветошь, а душа полетит открывать новые миры и пространства. Наверное каждый смертный задумывается о том, как же ему протиснуться в узкие ворота рая со своим земным багажом мирских страстей. В прежние времена люди усердней старались искупить свои грехи, долго постились, денно и нощно молились и босиком совершали длительные паломничества на богомолье. Сейчас все гораздо проще: можно почистить свою карму за несколько минут даже не особо напрягаясь при этом морально. На востоке специальными ритуалами, а в русской версии через отпущение грехов божьими наместниками. Но честнее будет все же самому приложить усилия и стремиться к нравственному совершенству, образец которого и являл собой великий святой Сергий Радонежский.
P. S. Для всех тех кто устал от продуктового эмбарго и хочет немного запрещеночки, открываю тайный контакт сырного дилера.