В районе полудня наша обзорная экскурсия по Южно-Сахалинску закончилась, и мы поехали в Корсаков — порт, откуда отправляется наш теплоход на Курильские острова. Дорога между двумя городами хорошая, так что доехали быстро. В дороге прослушали по радио последние новости — "Если вы хотите провести выходные на Курильских островах, то спешите — начинается регистрация пассажиров на теплоход "Игорь Фархутдинов". Отправление теплохода — в 14 часов".
Это был первый раз, когда мы узнали время отправления. Тут Север (хоть и находится на юге ;)) а значит по расписанию ничего не ходит, все подчиняется суровой необходимости и погодным условиям. Также мы до последнего не знали, будет ли завтра заход на остров Шикотан или не будет. Как нам сказали — если будут грузы, то и заход будет, ну а если нет, то нет. А "закрыть" дополнительный остров любой турист или блогер был бы не прочь :)
Народу на морвокзале немного. При этом система тут строгая, как в аэропорту. Если билет не зарегистрирован, то на борт не пускают, билет считается пропавшим. На эту тему иногда между пассажирами и персоналом возникают скандалы. А те, кого пропустили внутрь, ждут автобуса, который уже по территории порта везет счастливых обладателей билетов к теплоходу.
Вот он — наш теплоход "Игорь Фархутдинов".
Это он же — вид со стороны. Снято уже на следующий день.
Теплоход классифицируется как пассажирское судно усиленного ледового класса, т.е. может плавать в любых широтах, от Арктики до Антарктики, лишь бы не было сильного льда. Автономность плавания составляет 2 тысячи морских миль. Пассажировместимость — 150 человек. Был построен на судоверфи в польской Гдыне в 1991-м году. Тогда для СССР строилась серия из шести судов т.н. "писательской серии". Головным судном проекта стала "Анна Ахматова", затем были построены "Борис Пастернак", "Марина Цветаева", "Юрий Трифонов". Какое судно стало пятым — мне найти не удалось. Шестое почему-то получило название "Нева", видимо писатели на этом закончились.
В 1996-м году "Неву" переименовали в "Адмирал Лазарев". Честно говоря, такое название больше подошло бы для военного корабля, собственно атомный крейсер с таким именем как раз тогда и был поставлен на прикол — такое уж было время, Россия стремительно разоружалась в угоду "зарубежным партнерам".
А в 2003-м году на Дальнем Востоке произошло несчастье. Бывший с 1995-го года губернатором Сахалинской области Игорь Фархутдинов во время служебной поездки с Камчатки на остров Парамушир погиб при крушении вертолета, а вместе с ним еще 19 человек, включая членов экипажа.
Вообще, надо заметить, российским губернаторам не везет с вертолетами — за год до этого в авиакатастрофе погиб глава Красноярского края Александр Лебедь, а в 2009-м на охоте разбился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Также на моей памяти еще двое губернаторов погибли в автокатастрофах — в 2005-м глава Алтая Михаил Евдокимов, а в 2007-м году — глава Костромской области Виктор Шершунов.
А после гибели Игоря Фархутдинова в знак признания его заслуг перед регионом, его имя присвоили теплоходу "Адмирал Лазарев", бывший "Нева", из той самой "писательской" серии. Кстати, как нам рассказали, раньше между Сахалином и Курильскими островами курсировали два однотипных теплохода, "Игорь Фархутдинов" и "Марина Цветаева".
Интересный факт. В 2004-м году у "Цветаевой" на рейсе в Японию заглох двигатель, своими силами экипаж устранить поломку не смог, в итоге пришедшему ей на помощь "Фархутдинову" пришлось буксировать аварийное судно в порт приписки.
Но потом "Цветаеву" продали иностранной компании, занимающейся полярными круизами. Теперь тот теплоход называется "Ortelius" и возит туристов из аргентинской Ушуайи в Антарктиду. А "Фархутдинов" остался один обслуживать такой важный маршрут.
Работает он так — сначала идет из Корсакова на Шикотан и Кунашир. Потом возвращается обратно в Корсаков и снова идет в сторону Курил, но уже на Итуруп. Потом все повторяется, и так без выходных. Если с теплоходом что-то случится, то все снабжение островов встанет. Собственно несколько раз и вставало, и в итоге область приобрела еще одно судно ледового класса — "Поларис". Стало все же полегче.
Обратите внимание, еще несколько лет назад "Фархутдинов" имел совсем другую окраску.
Поднимаемся по трапу на борт теплохода. Трап качается - одновременно по нему может подниматься не более трех человек. Наверху всех встречают люди в зеленых фуражках — абы кому на борт путь заказан — мы следуем в пограничную зону!
Вся жизнь на теплоходе вращается вокруг стойки администратора. Это центральный пост, через который проходят все пассажиры. Отсюда расходятся коридоры с каютами, отсюда идут трапы на другие палубы, здесь же проход в столовую. А еще отсюда без конца вымогают деньги у пассажиров — "Уважаемые пассажиры, кто не оплатил каюты, просьба пройти в бухгалтерию и оплатить", или — "Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пройдите в бухгалтерию для оплаты постельного белья".
К сожалению, погулять по теплоходу не удалось - в нашем распоряжении было всего несколько метров на 4-й и 5-й палубах. Остальное пространство нашего "круизного лайнера" было либо занято грузом, либо считалось "только для служебного пользования", и пассажиров туда не пускали. А мы так надеялись на "ужин с капитаном" :)
А вот и наша каюта. Организованы каюты примерно как купе в поезде, правда места здесь конечно побольше, плюс есть туалет и душ.
Сразу же нас пригласили на обед. У нас в стоимость тура входил комплексный обед — официантки сами приносили первое, второе и компот. И отказываться нельзя! Я вот один раз попытался отказаться от супа, но сказали — нет, должен есть :) Но если обед не оплачен, то можно поесть в режиме a la carte ;)
Но тут обед был прерван зазвучавшим по радиотрансляции маршем "Прощание славянки". Побросав столовые приборы, мы выскочили на палубу.
Теплоход отвалил от причала, и трудяга-буксир начал выталкивать нас в море.
Корсаковский порт остается позади
Вот и буксир нас покинул.
Вот у этого, северного причала мы стояли.
Корабли у южного причала.
До свидания, Сахалин! Теперь можно было вернуться в столовую и доесть обед.
Дальше теплоход пошел вдоль берега на юг. Вскоре мы прошли мимо недавно построенного первого в России завода по сжижению газа. Отсюда российский газ танкерами-газовозами отправляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Еще несколько часов мы шли вдоль берега полуострова Анива, пока наконец вдали не показалась крайняя юго-восточная точка острова — мыс Анива. На нем, на скале Сивучья, виднеется маяк. Удивительное сооружение — его построили японцы в 1939-м году.
Это издалека маяк такой маленький и неприметный. На деле же он представляет собой круглую бетонную башню высотой 31 метр. Всего в башне 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 32 км.
Маяк работал на дизель-генераторах до начала 90-х годов. А потом его перевели на питание от РИТЭГ — радиоизотопных термоэлектрических генераторов, использующих для выработки электричества энергию радиоактивного распада. Такая штука могла без подзарядки работать годами и десятилетиями без присутствия человека. Благодаря этому затраты на обслуживание были минимальными, но вскоре и на это не осталось средств — здание опустело, а в 2006 году военные вывезли отсюда и обе изотопные установки. Сейчас, насколько я понял, маяк работает на солнечных батареях.
Сейчас попасть на маяк можно, договорившись с местным МЧС, они организуют туда экспедиции (фото найдено в сети)
Но вот и маяк скрылся за горизонтом, можно было отправляться спать. Слава богу, море было достаточно спокойное и теплоход почти не качало. Но впрочем, в непривычной обстановке все равно спалось плохо — промучавшись полночи от духоты в каюте, в 5 утра я вылез на палубу встречать рассвет.
Из-за моря вставало розовое солнце.
А "Игорь Фархутдинов", если судить по навигатору, приближался к проливу Екатерины, а на горизонте в тумане показались скалистые берега островов Кунашир и Итуруп, которые этот пролив разделяет.