Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 19:19

Сиэтл — США Июль 2015

Наша планета часто наносит себе довольно серьезные раны. Когда была маленькой девчонкой неприятности с ней случалось почти постоянно, то мегавулкан прозевает, то метеоритом в лоб соседские мальчишки закатают. Сейчас повзрослела, поостыла, атмосферой прикрылась, как следует. Дама в самом расцвете сил. Даже цивилизацию себе вырастила. Но бывает ошибается… Сами понимаете, за всем не уследишь, все хлопочешь да хлопочешь.

Вулкан Ст. Хеленс

Вот и тогда 1980 году заболталась с подружками, а относительно мелкий вулканчик — Ст. Хеленс возьми да плюнь. Причем плюнул со смаком по серьезному. Вроде сама прозевала, так люди должны были присмотреть, но и для них извержение явилось неожиданностью. Все началось с прорыва газа в зоне у подножия, хуже придумать нельзя. Там сельхозугодья, речка рыболовная, полно народу. Газоанализаторы стояли выше, обнаружили прорыв поздно, не обошлось без человеческих жертв, погибло 57 человек, многие получили тяжелые отравления.

Высота выброса составила больше десяти километров. Фото из интернета.

Потом вулкан по сути взорвался улетела вся верхушка, гора разом стала на полкилометра ниже. Общий выброс составил три кубических километра в твердых материалах, потекла лава. Веселуха сопровождалась серией локальных землетрясений. Кругом, на тысячах гектаров, загорелся заповедный лес, хуже не куда. Тушить даже не пытались. Эвакуировали людей и подготовили оборонительные рубежи на особо опасных направлениях. В вулканическом пепле и ядовитых газах погибло все живое в радиусе несколько десятков километров от эпицентра выброса. Более мелкие выбросы и землетрясения продолжались больше десяти лет.

Через два года после выброса. Фото из интернета.

Посчитали, прослезились, дальше что делать? Вокруг вместо роскошного векового бора, лавовые поля, пепел и кислотные озера. Предложений было как и в большинстве случаев два. Первое — зеленое, традиционное — ничего не делать, а то мало ли что случится. Второе — экологическое — оставить эталонные блоки, а на остальной территории восстановить леса в том виде в котором они были до извержения. Принято было второе предложение.

Понимает, что вел себя не прилично. Свою обглоданную вершину облаками прикрыл.

Работы по восстановлению были начаты где то двадцать лет назад. Мне показалось что интересно посмотреть как развиваются события, сейчас, на промежуточном этапе. Мы решили опять покинуть скоростную Ай 5 и сделать 100 километровый крюк до национального парка Ст. Хеленс.

Исцеление ран

В это трудно поверить, но Ст. Хеленс — это не испанское название (испанцы все называли именами святых), а очень даже английское. Одного англичанина, так звали — Лорд Ст. Хеленс (кстати долго жил в Питере, как посол Англии в России), а у него был друг, тоже англичанин, по имени Дж. Ванкувер. Так вот это Дж. Ванкувер путешествовал по Северной Америке и все что на глаза попадалось называл именем своего друга Ст. Хеленса, да и про себя не забывал. Вот и самый красивый пик в округе он Ст. Хеленс обозвал, в честь друга своего. Он же не знал что гора окажется такой буйной.

Первая же информация о вторичных последствиях извержения вулкана, которую я получил в национальном парке, оказалась для меня совершенно неожиданной. Выяснилось, что большинство эталонных участков, оставленных для того чтобы наблюдать за тем как природа сама заживляет свои раны, превратились в болота.

Исцеление ран

Логика понятна, просто неожиданно. Что происходит и отчего образуются эти болота. Лавовые реки совершенно не обязательно текут по тем же руслам что и обычные, и часто перекрывают водосток. Застывшая лава — это очень надежная дамба, она абсолютно не проницаема для воды. Как результат, выше такой лавовой стены возникает неглубокое прогреваемое озеро, которое быстро заболачивается.

Пройдет еще пару тысяч лет и вода промоет в лаве канал и болото понемногу начнет осушиваться. На месте бывшего болота возникнет долина покрытая плодородной почвой (смесь торфа с вулканическим пеплом), на которой начнет расти новый лес. Я не стал ждать две тысячи лет для того чтобы сфотографировать этот этап развития и вставил сюда фотографию из национального парка Рейнер. Посмотрите какую узкую и красивую щель в лаве промыла вода. Как ножом разрезала, ширина меньше десяти метров, глубина метров тридцать.

Исцеление ран

При всей любви к кувшинкам, болото нам надоело довольно быстро и мы пошли искать место посуше. Решили подняться выше и прогуляться в зоне новых посадок. Удивила тщательность с которой экологи пытаются восстановить ландшафт. Они изучают старые фотографии, определяют по ним породы деревьев, которые росли здесь до извержения и пытаются в соответствии с этим осуществлять посадки. На фотографии ниже четко видно, что деревья посажены не сплошным ковром, а некими пятнами с учетом исторического размещения, почв и количества грунтовой воды в данной зоне.

В горных парках, с хорошим обзором, мы обычно не выбираем пешеходную тропу заранее. Просто катаемся по парку пока не увидим место, которое точно наше. На картах американских парков дается довольно точная протяженность тропы и уровень ее сложности. При прокладке троп егеря стараются избежать пересечений. Единственный способ потеряться — уйти в строну по звериной тропе. Увидев со склона красивое озеро мы решили, что это идеальная цель для нашего пешего путешествия.

Исцеление ран

Если верить карте то на круговой маршрут должно было уйти три часа. По нашему опыту прямого хода у нас уходит, в таком случае, часа два — два с половиной. Реально я считаю, что мы идем часов на четыре-пять. По дороге всегда бывает много интересного, а часто и вкусного.

Здесь нам постоянно попадались конкуренты нагло пытающиеся слопать наши ягоды. Попытки выяснить если у него совесть и почему бы ему не поесть сочную траву, ни к каким результатам не привели. Олени очень забавно едят ягоды, не как обычную траву. Траву они откусывают, а когда олени едят чернику или голубику, они захватывают куст ртом и «продергивают» его между зубов. Нежные листики и ягоды остаются во рту, а голый кустик они не трогают до следующего урожая.

Исцеление ран

В нескольких местах тропа пересекала сухие эталонные участки. Кое-какая растительность начинала подниматься и здесь. Разница между молодым посаженным лесом и разрозненными елочками эталонных участков была безусловно не в пользу последних.

Выбором тропы мы остались довольны. В русском языке есть прекрасное слово описывающее такие пейзажи — ПРОСТОР. В таких местах даже дышится по другому.

Исцеление ран

Говорят в легких есть мертвое пространство. Мне показалось, что мы нашли отличное место чтобы менять запасы воздуха в этом мертвом пространстве. Очень хочется запастись воздухом этих гор на всю зиму.

До озера добрели где то час за два. Руки стали черные от голубики которую нам удалось отбить у оленей. Так то не балуй, знай кто у нас царь природы.

Исцеление ран

Озеро оказалось очень красивое, очень прозрачное и очень холодное. Спиннинг я оставил в машине и глубоко об этом пожалел. Любой кузнечик брошенный в воду встречал достойный прием.

Ребенок у нас купается вне зависимости от температуры воды, полез купаться и здесь. Я посмотрев на ручейки, которые радостно и весело бежали в озеро прямо с ледника, решил подождать с купанием до карибских пляжей. Вопль ребенка прыгнувшего с разбега в воду подтвердил мою правоту.

Исцеление ран

И было нам хорошо. Прекрасная природа и полное безлюдье часто вызывают ощущение счастья, которое потихоньку полностью тебя заполняет, вытесняя из головы беды и дурные мысли. Провалялись на берегу в теплом и мягком мхе довольно долго, пока ребенок не начал ныть, что связавшись с нами он окончательно исхудал и нету такого закона кормить детей одними лесными ягодами. Пришлось проститься с озером возвращаться на гору к машине.

Выезжали по новой трассе построенной в рамках проекта создания идеального национального парка. Практически вся трасса шла по эстакаде. Правильно это. Нужно верно расставлять приоритеты. Даже если твоя самая большая мечта заключается в том чтобы лесах было много диких животных, в первую очередь нужно заботиться о людях. Нельзя чтобы они страдали от того что животные постоянно выбегают на трассу. По сторонам дороги стоял юный пихтовый лес. Было понятно, что люди справятся. Скоро, очень скоро все здесь будет восстановлено.

Исцеление ран

Заканчивался первый день в штате Вашингтон. День получился жизнеутверждающий. Понимание созидательных возможностей людей всегда поднимает настроение. Через заунывный плач о человеческих злодействах, все больше и больше заполняющих мир, пробивался спокойный голос специалистов делающих свое важное дело. Захотелось сказать спасибо, что я и сделал.