Мечты должны сбываться. Правильная мечта пробьется сквозь кризис, падение рубля, домашние хлопоты и самые, что ни на есть важные заботы.
Мечты должны сбываться. Правильная мечта пробьется сквозь кризис, падение рубля, домашние хлопоты и самые, что ни на есть важные заботы.
Много раз, любуясь фотографиями норвежских фьордов, мы мечтательно говорили: надо выкроить какой-нибудь август и увидеть, наконец, эту красоту своими глазами. И вот — бац! Прилетела рекламка тура. Дешевого и не к фьордам. Алла решила посмотреть, что еще предлагает эта фирма. И ведь нашла именно то, что надо! И фьорды, и Берген, и Олесунн! Почти все, что мы давно хотели увидеть. Определенно, это знак судьбы. Не мешкая, в компании с дочкой мы пошли покупать тур.
Собираясь в дорогу, решили вспомнить, что мы собственно знаем о Норвегии? Оказалось, не так много:
— красивые и глубокие фьорды, где океанский лайнер выглядит как шлюпка,
— много знаменитых лыжников,
— несколько знаменитых путешественников. Вот, пожалуй, и все. Ага, раньше там жили викинги. Вот теперь почти все. Как-то удивительно мало. Тем более надо ехать и узнать все на месте.
Узнавать Норвегию мы начали прямо на ходу в автобусе. Потоки интереснейшей информации наша гид иногда прерывала замечательно подобранными фильмами или передачами. Так, по дороге в Берген, мы посмотрели фильм о творчестве и судьбе Грига. Прослушав, как маленький человек (всего 1,5 метра ростом) утром встает с постели, потягиваясь и не спеша подходит к окну, открывает его и тут … в тихую комнату врывается мир огромных и древних гор, глубоких фьордов, прохлада утренних туманов, свежая зелень склонов, брызги хрустально чистых водопадов и пение птиц — все врывается в комнату одновременно, открыто и во весь голос! Все, ты слился с этим миром! Ты и он — это одно целое! Мощная природа Норвегии и маленький Григ, Великий Григ и маленькая страна Норвегия!
Норвегия. Оказалось у этой страны не простая судьба. Да, был рассвет во времена викингов! Кстати, знаете кто такой викинг? Это житель вика, а по нашему житель залива. Так вот, во времена викингов страна богатела за счет грабежа проплывавших судов. Суда в те времена были парусные. Когда викинги заманивали их в заливы и фьорды, они попадали в безветренную зону и лишались всякого маневра. Тут-то викинги и нападали на них, атакуя на своих гребных судах. Но не только грабежом жили норвежцы.
После фильмов и рассказов об истории страны я был готов к встрече. Хотя начало поездки не сильно впечатлило. И водопады какие-то издалека хиленькие, и горы не такие крутые. Если конечно не знать, что этим горам 3,5 миллиарда лет! Вот сравните: Альпам — 50 миллионов лет, Гиммалаям — 40 миллионов лет, Урал — 350 миллионов лет, Земному шару — 4,5 миллиарда лет. То есть, Скандинавские горы самые древние на земле. Правда я в интернете этих сведений не нашел, но поверим гиду. Так интереснее.
Первая остановка на горном плато Хардангервидда у хижин саамов. Полуземлянка — полупалатка. Потом мы часто встречали домики с травяной крышей. Дерн, уложенный на кровлю из каменных плашек, служил нескольким целям. Он маскировал дома в долине при взгляде сверху и служил хорошим утеплителем в холодное время. Иногда на таких крышах паслись козочки или созревала клубника.
Вторая остановка у водопада Верингфоссен. Круто! В смысле крутой обрыв и земля где-то далеко внизу. В общем — страшная пропасть. И в нее летит водопад. С шумом и брызгами. Это первый такой большой водопад. Впечатлил конечно, но еще не очень. По настоящему водопады воздействуют, когда приближаешься к ним на 50 — 10 метров. Или вообще проходишь под ним, как это было на водопаде Стендальфоссен.
И вот мы в Бергене. Начинаем знакомиться с городом с обзора сверху.
Туда нас поднимет фуникулер.
Вдоволь налюбовавшись красивыми видами, спускаемся вниз, и продолжаем движение прямо. Таким образом мы выйдем на набережную залива, где находится небольшой рыбный рынок.
Там можно купить морепродукты, можно попросить пожарить то, что вы выбрали и съесть прямо тут, либо взять с собой в контейнере. Мы там купили китовое мясо чисто из интереса. Сразу скажу — не впечатлило. Мясо темного цвета, по структуре похоже на печенку. По вкусу напоминает говядину с небольшим рыбным шлейфом. А рядом с рынком, на берегу залива, исторические здания занял ресторанный комплекс.
Там мы попробовали норвежскую уху.
Подкрепившись можно продолжить прогулку по городу.
Из Википедии: «Город был заложен в 1070 году королём Олафом III под названием Bjørgvin. В XII и XIII веках в Бергене жили норвежские короли и епископы. С 1217 по 1299 годы Берген — столица средневековой Норвегии.
С ослаблением норвежской монархии в XIV веке власть в Бергене перешла в руки ганзейских купцов. Это им город обязан своей знаменитой набережной. Купеческое правление в Бергене фактически продолжалось до XVIII века».
Пройдя мимо красивых зданий разных годов постройки, мы подходим к охраняемому объекту ЮНЕСКО — кварталу Брюгген.
Вернее к тому, что от него осталось после пожара 1955 года. Поплутав в узких проходах между зданий, получаешь представление, как в этом мужском царстве жили рыбаки, купцы и моряки в средние века.
Женщинам вход сюда был запрещен! Сейчас тут чисто и со всех сторон не воняет треской. Дойдя до конца Брюгенна, мы повернулись спиной к заливу и углубились в город.
Маленькое гастрономическое отступление. Мы наткнулись на местный универсам, и зашли купить коричневый норвежский сыр Брюност. Здесь была самая низкая цена, которую мы встречали в Норвегии, поэтому рекомендую затариваться сыром именно тут. Более подробно об этом волшебном сыре (и не только о нем) рассказала Алла вот тут .
Мы прогулялись по тихим и уютным улочкам старого города, расположенным вокруг квартала Брюгенн и Рыбного рынка.
Прошлись в район застройки 19–20 веков.
Там пешеходные улицы, магазины, кафе. Много молодежи и туристов.
Довольно живо. Ну, а нам пора ехать дальше.
Посмотреть норвежские города интересно, но главное в этой стране — природа. Наш тур так и чередовался: город — природа — природа — город. Сегодня едем во Флом. В нем проживает 450 человек. И всё. А туристы сюда едут на машинах, автобусах и океанских лайнерах, чтобы прокатиться по красивейшей Фломской железной дороге.
В ожидании поезда можно выпить местного пива в баре или осмотреть небольшой и бесплатный музей этой железной дороги.
История дороги не менее интересна, чем виды из окна поезда. Протяженность железки 20 км. А поднимается она на 863 метра. Ввиду сложности доставки к месту строительства техники, часть туннелей пробита вручную. Причем три туннеля вырыты не для дороги, а для реки! Строители изменили русло, чтобы не строить мостов. Во как. В общем чудо инженерного искусства.
По расписанию, после катания по Фломской железной дороге нам предстояла прогулка на катере по Аурландфьорду, с заходом в самый узкий фьорд в мире, где скалы поднимаются на высоту более 1700 метров! Вот где слюни-то текли от предвкушения. Увы, увы, увы. Мы туда не попали. В автомобильном туннеле загорелся автобус с китайцами, и Нейрофьорд закрыли для проведения спасательной операции. Жертв не было, но надышавшихся дымом китайцев доставляли во Флом, на одеялах переносили в машины и отправляли в больницу. Нам повезло, что в это время мы не были в туннеле, но не повезло увидеть Нейрофьорд. Наша прогулка ограничилась полуторачасовым катанием по Аурландфьорду туда и обратно.
Конечно впечатления не те, но все равно очень красиво!
Сегодня с утра едем на ледник! «На ледник» — конечно, громко сказано. В программу не входило гуляние по самому льду. Для этого есть отдельные экскурсии с соответствующей экипировкой. Нас привезли посмотреть на язык ледника Бриксдаль с расстояния примерно 200 метров. Ближе не подойти — стоит ограждение. По пути нам показали ролик-страшилку, где группа туристов любовалась ледником. Там от ледника откололся кусочек, следом — побольше, потом вообще часть стены рухнула в реку и подняла цунами. Туристы сорвались с места, но убежать не успели, волна всех смыла. Убедили, не полезем через ограждение, как некоторые. Все равно, и с двухсот метров очень и очень впечатляет.
Во-первых, впечатляет цвет. Как объяснили, голубым лед становится из-за выдавливания из обычного льда пузырьков воздуха.
Во-вторых, поражает размерами. Это гора, которая лежит на горе. А еще, когда понимаешь, что вот эта река течет тут много веков.
И вот тот водопад тоже из этого ледника.
И сколько еще водопадов и рек мы не видим?
А ведь ледник Бриксдаль является лишь одним из языков гигантского ледника Йостедальсбреен, площадь которого почти 500 кв. км, а толщина ледяного пласта — 400 м. Этому леднику более 1000 лет. С ума сойти!
Теперь пару слов об инфраструктуре. До самого ледника шоссе не доходит. Асфальт упирается в туристический центр с кассой, магазинами, туалетами и кафе. И стоянкой тролль-каров.
Сначала идем в кассу и покупаем билет на тролль-кар в одну сторону — наверх. Потом идем в магазин и покупаем накидку от брызг водопада. Дорога проходит совсем рядом с ним и сухими из воды там не выйти. На тролль-каре едем 2,5 км наверх. До ледника мы все равно не доезжаем. Дальше начинается заповедник и минут 15 идем пешком, тропа не трудная. И вот он, Бригсдаль! От души нащелкав гигобайты, довольные и потрясенные, не спеша спускаемся обратно к туристическому центру. По дороге зависаем в разных местах, особенно у водопада. Все, можно ехать дальше.
Наш путь лежит в город Олесунн. Но по дороге мы увидим еще много интересного.
Для начала почти час плывем по замечательному Гейрангерфьорду, видим множество водопадов, в том числе знаменитые «Семь Сестер»,
«Жених»
и «Фата Невесты». Цвет воды и гигантские берега-горы потрясают.
А ведь мы видим только прибрежные горы, за которыми скрываются более высокие.
Переправившись, мы поднимаемся по знаменитой «Дороге Орлов». На обзорной площадке замираем в восторге и любуемся фьордом с высоты полета орла, отсюда и название дороги.
На пути в Олессун у нас еще одна приятная переправа через Нурдальсфьорд. По впечатлениям, это был наверное самый богатый день.
Считается, что Олесунн — самый красивый город Норвегии. Возможно. Сейчас разберемся. Тем более, что нам предстоит ночевать прямо в центре города и будет время погулять и вечером, и утром. Для начала немного истории. Раньше Олесунн был простым рыбацким городком на островах, омываемых Гольфстримом. Климат мягкий, рыбы навалом, тихо и спокойно. Так и жили местные жители до января 1904 года. Тут случился Большой Пожар. Большинство домов были деревянные, и город вспыхнул как спичка. За одну ночь 10 000 человек лишились крыши над головой. Зимой! В центре уцелел только один дом. В Норвегии случались пожары, но чтобы вот так — выгорел почти весь город! На восстановление откликнулась вся страна. Но отстроить сразу целый город дорогого стоит. Надо было найти возможность быстро и дешево дать людям кров. Кому-то пришла в голову счастливая мысль позвать не именитых архитекторов, а вчерашних студентов. У них идей — море, амбиций — океан, а гонорары еще маленькие. Молодые, как известно, сторонники всего нового, революционного. А в Европе как раз входил в моду стиль «Ар Нуво». Вот и получился город, отстроенный за три года в одном стиле модерн.
Тем интереснее, решили мы и начали подъем в гору на смотровую площадку.
418 ступенек с площадками для отдыха преодолели без проблем. А какие оттуда открываются виды!
Острова, город, Атлантический океан! Мы начали отсюда, потому что хотели посмотреть на город, пока не спустились сумерки. Для тех, у кого хватит здоровья, я бы порекомендовал совершить второе восхождение на закате. Подозреваю, что должны получиться умопомрачительные фотографии.
А мы, сделав несколько панорамных снимков, спустились вниз рассматривать детали ар нуво.
Что сказать? Интересно разглядывать. Как на выставке. Конечно, здесь нет таких шедевров модерна, как в Санкт-Петербурге, Хельсинки, Праге, Риге, Вене и т. д. Другие масштабы и другой уровень. Иногда эксперименты молодых архитекторов вызывали улыбку, иногда получал истинное удовольствие от удачных решений и находок.
В общем, гулять и разглядывать интересно. Все-таки более 800 модерновых зданий! Как оказалось, это самая высокая в мире концентрация модерна.
И народу мало, не мешают фотографировать.
Кстати, с берега тоже можно любоваться отличными закатами.
Но будьте бдительны! Мы созрели поужинать примерно в 21.45. В тех ресторанах, которые еще работали, кухни уже были закрыты. То есть после 9 вечера найти горячую еду не просто. На последних минутах мы успели заскочить в арабскую кебабиху, где нас, единственных посетителей, накормили просто, вкусно и не так дорого.
Утром мы с удовольствием продолжили прогулку по улицам Олесунна.
Рекомендую зайти в здание бывшей аптеки.
Там находятся музеи Модерна и Истории пожара 1904 года.
Если не успеваете посетить сами музеи, все равно зайдите. Говорят, что в музейном кафе самый лучший кофе в Норвегии. Проверили, действительно, очень вкусно. Еще есть симпатичный магазин сувениров и литературы о модерне.
Ох, о модерне я бы мог говорить еще долго, разглядывая каждую фотографию, но нам пора двигаться дальше. Сегодня нас ждут две известные достопримечательности.
Первая, Лестница троллей — очень понравилась.
Мы подъехали сверху. Там туристический центр со всем, что надо для туриста. Но главное, там видовые площадки повисшие над пропастью. Предупреждаю сразу, я боюсь высоты, но на этих площадках чувствовал себя спокойно.
Так что идите смело, любуйтесь видами и фотографируйте! Потом надо обязательно проехать по этой дороге, замысловатые петли которой мы только что разглядывали сверху. Нормальная дорога. Только на повороте трудно разъехаться с автобусом.
Местами уклон до 12 градусов. Да, открыта только с июня по ноябрь.
Вторая достопримечательность, Стена троллей — так себе.
Мы едем дальше, в Осло. На столицу Норвегии было выделено катастрофически мало времени, но это — обычные издержки автобусного тура. Что мы успели увидеть за несколько часов? Для начала нас привезли в парк скульптур Вигеланд-парк.
Вот настоятельно рекомендую для посещения. Желательно иметь 2–3 часа для неспешного разглядывания произведений и погружения в мысли национального скульптора Норвегии Густава Вигеланда.
В парке более 200 скульптур в металле и камне. Основная идея — показать человеческую жизнь от рождения до смерти со всеми ее проявлениями: любовь, познание, соперничество, капризы.
Потрясающее размышление о жизни! Открыт парк круглосуточно. Вход свободный.
Немного поплутав по подземным туннелям Осло, наш десант высадили у крепости Акерсхус.
Поскольку экскурсия была обзорная, я не смог составить впечатление о залах крепости и замка. Но внутренний дворик очень симпатичный, а виды со стены крепости на залив Осло-фьорда и город замечательные.
После крепости мы отделились от экскурсии и пустились в самостоятельное плавание. Крепость находится на мысу, с одной стороны которого залив с ратушей, с другой — залив с оперой. Поскольку у ратуши нас будет ждать автобус, мы направились к опере. Национальный оперный театр Норвегии — крупнейшее общественное здание, построенное в стране с 1300 года.
Внешне здание похоже на айсберг, приплывший из северных морей. По белым плитам из итальянского мрамора можно подняться на крышу здания, откуда открываются прекрасные виды на город и залив Осло-фьорда. А можно лечь и позагорать.
Напротив театра построено несколько зданий современной архитектуры.
А мы двигаемся к ратуше по центральной улице KarlJohans Gate, связывающей пристань, железнодорожный вокзал и королевский дворец.
Идея постройки ратуши появилась с приобретением Норвегией независимости в 1905 году. Поэтому в здании есть элементы национального романтизма и монументальность. Немного напомнило ратушу в Стокгольме. Постройке здания мешали войны и кризисы.
Ратушу открыли только в 1950 году. Теперь, каждый год 10 декабря здесь происходит церемония награждения Нобелевской премией мира.
А еще регулярно заседает городской парламент.
Осмотрев украшающие фасад деревянные барельефы на исторические темы, мы вышли к заливу и направились по набережной, которую я бы назвал променадом. Как полагается, тут кафе, рестораны, магазины… Развлеклись поиском скульптур «официантки»
и «парочки на свидании»
, затерявшихся среди посетителей кафе. Вот, собственно и все, наше время истекло. Пора было в автобус. Пора было возвращаться домой.
Если бы меня попросили охарактеризовать Норвегию одним словом, я бы сказал — Потрясающе! Если добавить еще несколько слов, то получится — потрясающая мощь водопадов, огромный масштаб гор, чистейшая вода глубоких фьордов, альпийская зелень долин. Это все — природа. Мое состояние можно описать так: маленькому человеку среди гигантских размеров не надо суетиться. Надо быть спокойным и достойным окружающего величия. В общем, надо иметь нордический характер.