Турист Екатерина Нефедова (devi_dasi7)
Екатерина Нефедова
была 22 января 2018 16:41

Коломна — Россия Август 2015

История этого города настолько самобытна и многогранна, что не хватит ни одного рассказа для ее описания, ни одного дня для ее изучения. В Коломне находятся более 400 памятников областного и федерального значения, около 50 храмов, относящихся к разным временам и стилям и 16 музеев на любой вкус. Приехав сюда, скучать не придется.

Наше пушествие — Коломна мистическая! Город считается самым таинственным в Подмосковье, поскольку накопил такое множество легенд, загадок и преданий, что хватит на целую книгу. И если вы коснулись истории Коломны хоть один раз, остановиться будет трудно: захочется узнавать её секреты снова и снова.

Легенды Коломенской земли

Одно название города насчитывает более десятка научных и народных версий происхождения. Одна из них рассказывает, что сначала возникло название реки Коломенка. В древние времена на ее берегу был рынок (старинное название — «менок»). А «коло» на старославянском значит круглый, окружность (так возникло слово «колобок»- круглый бок). То есть река располагалась около мена — Коломенка. В свою очередь в тюркских языках встречается слово «колм», которое может указывать на близкое захоронение или кладбище.

Интересный факт- во времена монголо-татарского ига Коломна отдавала самую большую дань для Орды — целых 342 рубля. Богатый город был в те времена. В наше время проезд на электричке из Москвы в Коломну 250 руб. в одну сторону. Жизнь дорожает — рубль дешевеет.

Легенды Коломенской земли

Коломенский кремль- сердце Коломны — построен как мощное оборонительное сооружение по повелению папы Ивана Грозного. Первоначально было 17 башен, но сейчас осталось только 7. С каждой башней связана своя легенда, а с тайным подземным ходом и подземельями Кремля, где якобы зарыты несметные сокровища, связан неиссякаемый интерес кладоискателей и историков.

Маринкина (Круглая, Коломенская)- является самой высокой башней Кремля. Ее красивая легенда уводит нас в Смутное время к польской авантюристке и несостоявшейся русской царице Марине Мнишек. По одним источникам она скончалась в заточении в этой башне, по другим- ее казнили, утопив в Москве-реке. И совсем метафизика — она обернулась вороной и летает до сих пор; ну любит народ все, что связано с мистикой. Лично мне нравится третий вариант.

Еще одно интересное предание, связанное с этой предприимчивой особой: якобы перед смертью она прокляла род Романовых, предсказав, что убийства будут продолжаться пока все Романовы не погибнут. А также два любопытных факта: Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Они аргументировали, что раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, то они не русские монархи, а порождение дьявола. Другой причиной для возмущения был отказ Лжедмитрия с супругой от визитов в баню (согласно европейским традициям того времени). Тут я с недовольством бояр полностью согласна.

Легенды Коломенской земли

Пятницкие ворота получили свое название от некогда стоявшей на этом месте церкви Параскевы Пятницы, которая в момент вторжения в город захватчиков-иноверцев ушла под землю вместе со священником и молящимися. И по сей день, говорят в народе, если припасть ухом к земле, можно расслышать звон подземных колоколов.

Еще одна легенда про Пятницкие ворота связана с той же неугомонной Мариной Мнишек (вот нескучную жизнь вела женщина). Внутри Пятницких ворот сохранились петли, а вот тяжелые створы бесследно исчезли… Створы были сняты по ее приказу: убегая со своим любовником Заруцким и разграбив напоследок Коломну, она повелела сложить украденное на створы и схоронить ровно в 25 верстах от Коломны близ села Богородское, сложив в яму и накрыв тяжелыми створами Пятницких ворот. Клад этот не найден до сих пор.

Успенский кафедральный собор был заложен по повелению Дмитрия, тогда еще не Донского, в память о победе на реке Воже над войском татарского мурзы Бегича. Однако буквально накануне Куликовской битвы свод недостроенного храма рухнул, что было сочтено дурным знаком, но Дмитрий Иванович показал несокрушимость русского духа и совершил перед походом молебен в разрушенном соборе. А после славной победы над отрядами Мамая святой князь завершил строительство.

Легенды Коломенской земли

Воскресенская церковь связана с легендой о золотом поясе Дмитрия Донского. Здесь венчались 16-летний князь Дмитрий Донской и 13-летняя княжна Суздальская Евдокия. Во время свадебного пира дядя Великого князя Василий Вельяминов подменил княжеский пояс (подарок на свадьбу), украшенный драгоценными каменьями и золотом, другим менее богатым. Справедливость восторжествовала спустя 70 лет: в Москве женился внук Дмитрия Донского князь Василий Темный. Среди приглашённых гостей был двоюродный брат жениха — Василий Косой в золотом княжеском поясе. И вот 90-летний боярин Петр, гулявший когда-то на свадьбе Дмитрия Донского, узнал тот самый пояс! Услышав это, великая княгиня Софья, мать жениха, в мгновение ока оказалась рядом с Василием и на глазах у всех сорвала с него пояс. Так пропажа была возращена законным владельцам.

Успенский Брусенский женский монастырь был построен согласно обету Ивана Грозного перед Казанским походом в случае победы. По легенде изначально монастырь был мужской и первыми его населяли участники Казанского похода. Государь Иоанн Васильевич неоднократно бывал в Коломне. 2 из его 8 жен были родом из этих мест: Марфа Собакина и Анна Васильчикова.

Есть предание о том, что в Коломне была огромная библиотека, принадлежащая царю Иоанну Грозному, где в мастерских переписывались богослужебные книги и светские энциклопедии. Занимались этим монахи Коломенских монастырей. А в подклете церкви Воскресения Словущего хранились запрещенные и тайные рукописи.

Легенды Коломенской земли

Тихвинсий храм возведен по преданию во времена Дмитрия Донского. Другое сказание относит постройку к чудесному перемещению греческой иконы из Царьграда в Тихвин в 16 веке. Достоверно же известно, что Тихвинская церковь сооружена коломенским купцом Иваном Тимофеевым.

Шатровая колокольня примыкает к Тихвинскому храму с запада. До революции на звоннице были большие часы, которые пропали вместе с набором колоколов, из которых только один «Мещаниновский», приобретенный на средства купца Ивана Мещанинова, весил почти 13 тонн. Современный колокол — «Пимен», установленный в 90-х годах прошлого века весит ровно половину от старого — 400 пудов.

Легенды Коломенской земли

Церковь Николы Гостиного возведена «замышлением коломенского гостя Василия Ивановича Юрьева» — богатого купца, имевшего особые привилегии. Служба в ней начиналась на час раньше, чем в других церквах — в 5 часов утра — для удобства купцов города. Близ церкви археологи нашли одно из первых кладбищ Коломны — курганный могильник 12 века. На примере этого места видно, как существовали язычество и христианство: между курганами обнаружили православные погребения.

Издревле бытовала легенда, согласно которой существовал подземный ход из Брусенского монастыря до Соборной площади и через Успенский собор к Пятницким воротам. Ответвления от основного подземного коридора уходили и к церкви Воскресения, где хранилась казна. Говорили и о втором подземном ходе — от Пятницких ворот до Бобренева монастыря, который проходит под Москвой-рекой.

Бобренев монастырь по одной из версий был построен сподвижником Дмитрия Донского воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем в честь победы над Мамаем.

Легенды Коломенской земли

По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.

Отличительная черта Коломенского Кремля — наличие жилых домов на тех улочках, которые здесь стояли веками. Дома, в основном бывшие дворянские усадьбы, привлекают своей ухоженностью, резными ставенками, нарядными заборчиками. В садах, как и в прежние времена, большое количество яблонь.

Жажда жизни вопреки обстоятельствам. Ведь растет то на русской земле.

Легенды Коломенской земли

Гуляя по шелковой траве-мураве Коломенской земли, щедро политой кровью наших предков в борьбе за свободу, слушая Коломенские звоны, мозг одолевают великодержавные мысли, а в душе разливается благодать и уезжать из Коломны совсем не хочется.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.