Любой источник сообщит, что мозаика — искусство, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Еще древние шумеры, задолго до Византии, украшали ею свои дворцы и храмы. Однако лучшие образцы все-таки были созданы византийскими мастерами.
Тот восторг, который испытываешь в Айя Софии и Хоре, трудно выразить словами.
5
1
Образы, созданные древними мастерами, проникают в самое сердце.
Каждый, кто смотрит на мозаики Хоры и Айя Софии получает послание, адресованное ему и только ему, созвучное его и только его мыслям и чувствам. У каждого они пробуждают в душе что-то свое, очень личное, понятное только ему. Вещь эта настолько деликатная, что я не рискну в нее углубляться. Скажу только одно, если вы находитесь в Стамбуле и у вас есть желание поговорить со своей душой, отправляйтесь смотреть византийские мозаики в Хору и Айя Софию.
Мозаики и фрески Собора Святой Софии
Как утверждают исследователи, первые мозаики появились в соборе Святой Софии при императоре Юстиниане. Однако в период иконоборчества мозаики с изображением святых были уничтожены, остались только те, на которых изображены кресты и геометрические фигуры.
4
Мозаик с изображением людей в Айя Софии немного и все они относятся к периоду 9–12 веков. Несмотря малое количество сохранившихся мозаик можно представить, как был украшен главный собор во времена Византийской империи. С приходом османов, часть мозаик была уничтожена, а часть замазана штукатуркой. Почти 500 лет они были скрытыми от людских глаз. И может быть, так оставалось бы и по сей день, если бы не владыка случай, который заставил Ататюрка в 1929 году заглянуть в Айя Софию и увидеть, что люди больше не приходят молиться в разрушающийся собор. Оценив масштаб бедствия, мудрый Ататюрк принял решение сделать из древнего храма музей. В ходе реставрации мозаики были освобождены из плена, и у нас появилась возможность их видеть.
5
Попадая в Айя Софию, надо обязательно подняться на верхний этаж, чтобы увидеть в южной галерее находящиеся здесь три мозаики (есть и четвертая, с изображением императора Александра, но я ее, увы, не отыскала).
Две мозаики южной галереи посвящены благотворителям собора. Они дают возможность увидеть, как выглядели герои исторических хроник.
На одной из этих мозаик изображена Божья Мать в окружении императора Иоанна Комнина II и его жены Ирины, венгерской принцессы, причисленной после смерти к лику святых.
5
Рядом с Ириной, на соседней стене, можно увидеть, как выглядел их сын Алексей Комнин — наследник престола, умерший раньше своего отца.
Как я не старалась, но из-за падающего из окна света мне не удалось сфотографировать Алексея, поэтому фото из Интернета.
1
По меркам Софии это одна из поздних мозаик. Датируется она 12 веком.
4
Другая мозаика, посвященная благотворителям храма, была создана веком раньше. На ней изображен Иисус Христос в окружении императрицы Зои и ее третьего мужа — императора Константина IX Мономаха.
4
Она интересна не только тем, что на ней можно увидеть как выглядел дед Владимира Мономаха, но и тем, что, по мнению исследователей, на месте головы Константина было другое изображение. Видимо, Константин заменил второго мужа Зои — Михаила IV Пафлагона, не только на императорском престоле, но и на мозаике. Я, если честно, не смогла разглядеть следы изменений. Вероятно, филигранная работа византийских мастеров позволяет увидеть это только специалистам.
3
Третья мозаика — Деисус (Моление).
4
Глядя на нее, мне казалось, что я вижу реальных людей, отделенных от меня прозрачной стеной. Это было похоже на взгляд в другое измерение, в другую реальность. Казалось, что еще мгновение, и фигуры начнут двигаться.
Образы Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Божьей Матери были живыми.
Видимо, неизвестный мастер, создавший ее в 12 веке, вложил в нее всю свою душу.
6
3
4
На верхний этаж стоит подняться еще и ради того, чтобы рассмотреть Богородицу в аспиде и находящегося рядом с ней Архангела Гавриила.
4
3
Предполагают, что обе эти мозаики были созданы в 9-м веке великим иконописцем Лазарем. Доказать это невозможно. Однако здравый смысл подсказывает, что только лучшему иконописцу могли поручить украшение главного храма империи…
6
На первом этаже Айя Софии тоже есть мозаики. Две из них расположены над входами в собор.
Над императорским порталом находится мозаика 9 века, с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Архангела Гавриила и коленопреклоненного императора Льва VI Мудрого.
3
Над юго-западным входом размещена мозаика, созданная в 11 веке. Автор посвятил ее двум величайшим императорам Византийской империи. Справа от Богоматери изображен император Константин, держащий в руках макет Константинополя, а слева от нее император Юстиниан с макетом Айя Софии.
4
Кроме мозаики есть в Айя Софии фрески, на которые стоит обратить внимание. Находятся они в главном пространстве, а рассмотреть их можно с галерей верхнего этажа.
5
2
На фресках изображены ангелы. Когда-то они были мозаиками и их было четыре. Но со временем мозаики разрушились и их заменили фресками. Из 4-х ангелов до наших дней дожили только двое. У одного ангела лицо прорисовано, а у второго оно только обозначено. Кто из них является Херувимом, а кто Серафимом, неизвестно. Ученые до сих пор не пришли на этот счет к единому мнению.
Мозаики и фрески монастыря в Хоре
Сегодня, от монастыря в Хоре осталась только церковь Христа Спасителя в Полях.
Далеко не всякий, побывавший в Стамбуле заглянул в эту церковь. Объяснить это можно только тем, что расположена она вдали от основных стамбульских достопримечательностей и добраться до нее достаточно сложно. Ехать сюда придется на общественном транспорте с множеством пересадок или на такси.
4
При этом Хора заслуживает внимания ничуть не меньше чем Айя София, т. к. под ее сводами находятся лучшие образцы византийской мозаики и фресковой живописи. Их количество и расположение дает возможность погрузиться в эпоху Византийской империи времен Палеологов.
4
Все мозаики и фрески Хоры были созданы в период 1302 — 1321 г.г. Финансировал работы Феодор Метахит, близкий друг и советник императора Андроника II Палеолога.
Как и Айя София, церковь в Хоре была превращена в мечеть, а в наши дни здесь находится музеей.
6
Рассказывать о каждой, находящейся здесь, мозаики или фрески бессмысленно. Их огромное множество и каждая заслуживает отдельного рассказа. Сюжеты мозаик и фресок Хоры связаны с жизнью и деяниями Марии и Иисуса Христа.
6
4
То, что хранится в Хоре, потрясает до глубины души. Здесь забываешь не только про фотоаппарат, но и про время. Здесь происходит диалог с собственной душой. То, что видят глаза и слышит сердце, не сможешь забыть никогда.
7
Первое, что видишь, переступив порог церкви, это мозаика «Иисус Пантократор (Вседержитель)». Куда бы ты ни шел, глаза Иисуса следуют за тобой. До сих пор я чувствую на себе этот строгий и заботливый взгляд Христа.
4
Пройдя дальше можно увидеть мозаику «Иисус Халке».
4
Стоять перед ней можно бесконечно долго, вглядываясь в лики Христа и Божьей Матери у ног, которых молятся Исаак Комнин
2
и Мария Деспина Монгольская, дочь императора Михаила VIII Палеолога, в монашестве Мелания.
3
Это та самая Мария, чья известная всем церковь никогда не была мечетью и в стенах которой хранятся спасенные от турков иконы Константинополя. Мне не хватило времени побывать в этой церкви. Надеюсь, что в следующий раз обязательно побываю в этом знаковом для православных христиан месте…
Находясь в Хоре обращают на себя внимание изображения апостолов Петра
4
и Павла.
3
Есть здесь и великолепная мозаика Мария Одигитрия (Путеводительница). Здесь не нужно слов.
Фотография этой мозаики у меня не получилась, поэтому фото из Интернета.
5
Как я уже говорила, в Хоре огромное количество мозаик и рассказать о каждой из них просто невозможно…
4
4
2
Хора богата не только мозаиками. Есть в ней фрески, которые впечатляют ничуть не меньше.
Такого я не видела никогда и нигде.
Например, здесь можно увидеть жизнеутверждающую фреску «Анастасис (Воскрешение)».
На ней Иисус Христос, держит за руки Адама и Еву. Он поднимает их из темных гробниц, чтобы отвести к свету.
5
Глядя на нее, появляется уверенность в завтрашнем дне и вера в то, что все плохое когда-нибудь обязательно закончится и наступит мир и счастье.
4
Фреска «Десис (Судный день)» вселяет веру в существование справедливого и неподкупного суда. Появляется уверенность, что все тайное станет явным, и всем воздастся по его делам и мыслям.
4
Глядя на эту фреску, веришь в торжество справедливости.
Еще в Хоре есть уникальное изображение, которое не встречается больше нигде. Это расположенный над Десисом «Ангел несущий рай». На этой фреске парящий на темном фоне Ангел, несет в своих руках спираль, в которую как в сосуд заключены солнце, луна и звезды.
5
Мне очень хочется продолжить свой рассказ, но пора остановиться. Ведь все о чем я рассказала лучше увидеть своими глазами и унести в своей памяти свое впечатление и свои воспоминания.