Поездка в Верхотурье нас была двухдневной. У каждого в этой поездке были свои интересы. Кто совершал паломническую поездку, больше уделял времени храмам, посетил службы. Из меня паломник, к сожалению, никакой, поэтому я больше интересовалась архитектурой, зданиями и природой.
Утром, кто хотел, сходил на утреннюю службу, кто погулял по городу. После завтрака, ненадолго простившись с Верхотурьем (предстояло вернуться на обед), продолжили нашу поездку. Путь лежал в Меркушино.
7
Меркушино — это небольшое село в 50 километрах от Верхотурья, которое прославилось благодаря главному святому Урала, которого считают небесным покровителем уральской земли, — Симеону Верхотурскому.
Село основал в 1620 году верхотурский посадский человек Меркуша Федотов, потому оно и носит его имя. Вскоре после основания, в селе появился человек, которого звали Семен (Симеон). Ничем особенным среди односельчан он не выделялся, но слыл немного странным. Родился в знатной боярской семье, а после смерти родителей перебрался на Урал и поселился сначала в Верхотурье, а затем перебрался в Меркушино. В Меркушине он жил, скрывая свое происхождение, не имел ни семьи, ни детей, посещал местную церковь Михаила Архангела.
Зимой Симеон шил шубы для крестьян, причем оставлял одежду немного недошитой и уходил, не получая за работу деньги. Проповедовал покорность и еще при жизни подвижничеством и честностью заслужил славу праведного.
Летом Симеон уходил на берег Туры, где уединенно молился и ловил рыбу. Сохранилось место, где он любил рыбачить. Этот камень на берегу реки, на котором Симеон сидел, можно узнать на иконах.
11
9
В XIX веке поблизости от этого излюбленного Симеоном места была поставлена деревянная часовня.
5
В 20-е годы ее уничтожили, но в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, а в 2005 году построили деревянный храм в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших.
1 из 3
9
Место здесь удивительно красивое и спокойное! Хочется как Симеон, сидеть на камне и смотреть на воду. Тура здесь полноводная, не такая, как в Верхотурье.
1 из 5
7
Так и жил Симеон, пока в 1642 году не умер в возрасте 35 лет и был похоронен на местном кладбище в Меркушино. А через пятьдесят лет его гроб вдруг показался из земли, местные люди расценили это как чудо и признак святости. Страдающие от болезней люди стали ходить на могилу Симеона и просить об исцелении. А затем стали появляться известия о чудесных исцелениях в основном от кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого.
По указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия произвели освидетельствование мощей и обнаружили, что тело совершенно целое, за исключением истлевшего платья и пальцев одной руки. Мощи были объявлены нетленными, их перенесли в местную церковь для поклонения. На месте же вскрытого погребения из земли забил родник, он-то и поднял гроб из земли. Над родником сначала построили деревянную часовню, а в 1808 году возвели каменную.
В 1704 году мощи святого Симеона крестным ходом перенесли из Меркушино в Николаевский монастырь Верхотурья. Слава о святом год от года росла, привлекая все большее количество паломников, для того, чтобы вместить всех паломников, в Верхотурье и построили большой Крестовоздвиженский собор.
В самом Меркушино, после перенесения мощей в Верхотурье, в церкви Архангела Михаила остался лишь гроб Симеона. Однако вскоре церковь сгорела, был утрачен в огне и гроб. В 1911–1916 годах построили собор Михаила Архангела, соединенный галереей длиной 33 метра с построенной в 1886 году церковью Симеона Верхотурского.
9
Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.
12
9
Михаило-Архангельский собор в 1931 году взорвали, в 1945 году разобрали галерею, а Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. От церковного комплекса остались лишь развалины. В 30-е годы останки праведника демонстрировались в антирелигиозном музее Тагила. Затем их передали в антирелигиозный музей в Ипатьевском доме Екатеринбурга, а позже мощи упрятали в запасники Областного краеведческого музея, где они чудом уцелели до наших дней. В 1989 году их вернули Русской православной церкви, а в 1992 году перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Крестовоздвиженский собор.
Храмы в Меркушино восстановили в на прежнем месте на берегу реки Туры в 2004 году. Интерьер Михаило-Архангельского собора очень красив: колонны из уральского змеевика, а главный иконостас выполнен по проекту Петра Березкина в стиле московского (Нарышкинского) барокко.
1 из 3
7
Небольшой храм Святого Симеона Верхотурского построен над местом, где из земли вышел гроб святого. На том месте, где была могила, теперь бьет источник. К нему спускаешься по лестнице в подвал храма.
6
3
Рядом с собором находится гостиница для паломников, построенная еще в начале XIX века, а также дом, где живут две семьи священников.
6
5
Памятник меркушинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
6
Средняя школа.
10
И чуть живое здание поселковой администрации.
4
С 1997 года в Меркушино находится подворье екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Меркушино возрождается вместе с Верхотурьем в том же качестве, которое имело до революции, как центр духовно-религиозной культуры, место паломничества к храму Симеона Праведного.
Последним пунктом нашего путешествия был поселок Актай в 8 километрах от Верхотурья на живописном берегу реки Актай, правого притока реки Туры.
5
2
Здесь находится Актайская заимка — скит Свято-Николаевского мужского монастыря. Эти земли были переданы монахам в 1850 году и первое время использовалась священнослужителями для хозяйственных нужд: верующие, проживающие здесь, занимались заготовкой сена для домашнего скота и дров. Кроме того, здесь по пути в Верхотурье останавливались паломники, идущие поклониться мощам Праведного Симеона Верхотурского. И вскоре поселок тоже стал считаться святым местом. На Актайских дворах до сих пор растут кедры, посаженные первыми монахами.
7
Источник, где брали воду монахи и паломники, прослыл целебным, и на заимку стали совершаться паломничества с целью омовения. Над источником возвели деревянную часовню, которая в 1894 году была реконструирована и превратилась в храм иконы Божией Матери «Живоносный источник».
9
7
У источника есть оборудованная купальня, где желающие может окунуться в живоносные актайские воды и на себе испытать их целебные свойства.
3
В конце XIX — начале XX века Актайская земля стала известна и своими старцами: Макарием и Илией. Макария своим духовным отцом считал Григорий Распутин, а император Николай II дважды приглашал старца к себе во дворец. Илия — монах из Валаама, в Верхотурье и его окрестностях (в частности на Актайской заимке) прошли последние 7 лет его жизни. Русской православной церковью почитается как Преподобный Илия Верхотурский.
После революции и закрытия монастыря, на Актайскую заимку переселились изгнанные из Верхотурья священники, а в 1928 году на месте скита разместили Дом отдыха, в храме открыли сельский клуб. Сейчас все вернулось на свои места, в Актай снова едут паломники со всей страны.
6
А мы возвращаемся в Екатеринбург с отличным настроением, поездка была удачной! Впереди дальняя дорога.