Ладно по Нидерландам, ладно по Копенгагену, по Швеции куда ни шло, но Чехии... Нет, я ни в коем случае не отговариваю, а даже наоборот, настоятельно советую прокатиться по этой замечательной стране.
Ладно по Нидерландам, ладно по Копенгагену, по Швеции куда ни шло, но Чехии... Нет, я ни в коем случае не отговариваю, а даже наоборот, настоятельно советую прокатиться по этой замечательной стране.
В дорогу мы собрали два велика. Что понадобится: велосумки (спина от рюкзака умирает на второй день), палатка и спальники (чтобы ночевать в кэмпингах), специальные велокарты (да, они работают! И не дай бог свернуть с маршрута, «сократить»), гаджет с навигацией (вдруг потеряетесь), дождевики (на случай дождя и в качестве подушки), велофонарики (отлично освещают палатку по ночам) и остальной стандартный набор (в виде щеток, спиртовой жидкости для рук и пр.).
Оглядываясь назад, могу сказать, что многое бы не взяла. Кстати, палатку и велосумки я купила в Праге, на что заранее и был расчет, так что туда летели налегке, обратно — заметно потяжелевшие.
Несколько советов и наблюдения.
1. У нас получилось спонтанное путешествие, сначала мы жили у друга в Праге, потом была ночь в хостеле в Бенешове, затем неожиданный крюк до кэмпинга, марш-бросок до Ческе-Будеёвице (хостел нашли с помощью случайного знакомца в баре), хостел в Чешском Крумлове, вечерний поезд до Черного Креста и ночь в палатке, очередной кэмпинг в Черна-Горе, снова кэмпинг, на этот раз в Крумлове, и после — две ночи в отеле в Праге 7 (забронирован и оплачен за сутки до приезда, ничего, ближе к центру и дешевле, естественно, не нашлось).
2. Летом в Чехии не протолкнуться нигде. Серьезно, даже в самом удаленном местечке, на железнодорожной станции Черный Крест, где только один пансион, не будет мест. Нам пришлось ночевать в палатке на поляне у станции. Туристы как внешние, так и внутренние — все будет забронировано. Поэтому заранее планируйте маршрут и точки ночевки. Но, искренне признаться, в следующий раз я бы использовала палатку почаще. В кэмпингах, к примеру, есть душевые, а стоимость ночи в два раза ниже, чем в хостеле (250–270 крон за двоих, в т. ч. два вела, место для палатки и «налог на выходные»).
2. Год назад объехав Нидерланды по кругу, мы решили, что уж 50-то километров от города до города осилим без труда. Но не тут-то было. Чехия известна своими перепадами высот, и вот уже 50 километров оборачиваются 7-ю часами изнурительной поездки. И тут хочу заметить: специальные велокарты, действительно, помогают. В первый день мы решили «срезать», и ой как зря. Почему веломаршрут идет в обход? Потому что там гора! Пусть вы проедете дольше — зато гарантированно не придется идти с велосипедом пешком. Кстати, на этих чудо-картах отмечены кэмпинги, едальни и пивнушки (как же мы этим спасались!).
3. В Чехии летом быстро и рано темнеет. Солнце начинает садиться в 20:30, и уже через 40 минут опускается тьма. Советую следовать примеру чехов: встают они очень рано, в 6 утра, и в 7 уже начинают работать. Из-за разницы в часовых поясах вставать с рассветом получалось без труда. Завтрак, сборы — и в дорогу. При идеальном раскладе на место ночевки приезжаешь засветло, и остается время погулять (хотя все уже закрыто). Скорее всего, логичнее тратить один день в одном городе, а не срываться с первыми лучами солнца дальше. Но нас этим не пробьешь. Наш девиз — галопом по Европам.
4. Изначально велосипедная поездка должна была закончиться в Мюнхене (оттуда — поезд до Праги). Пересечение чешско-немецкой границы и правда состоялось, однако сроки уже поджимали, и мы только заехали в местный магазин, чтобы потратить евро, купить «Риттерспорт» и колбаски. Повторюсь: расстояния в Праге больше, чем кажутся. Конечно, если поставить цель — быстрее доехать, можно перемещаться и по автотрассам. У нас было несколько таких отрезков, и удовольствия от них никакого — движение очень оживленное. А вот по идиллическим сельским дорогам катить — сплошная радость, только успевай головой крутить, коровок щелкать и вишню лопать.
5. Денежный вопрос. Очень советую обменять как можно больше евро: далеко не во всех кафе, барах, магазинах, кэмпингах есть безнал. Даже так: это удача, если вы наткнетесь на безнал.
6. График работы. Как почти везде в Европе, чехи работают по очень непонятному для нас графику — нас, привыкших, что все вокруг открыто с 10 до 22. Если в Праге вы еще сможете купить воду в магазине вечером выходного дня (обычно это продуктовые магазины китайцев), то чем дальше в лес — тем глуше. Очень повезет, если какой-то магазин в деревушке будет работать в субботу. Но если и будет, то с 7 до 10 утра. Запасайтесь продуктами на выходные, не рассчитывайте на пивнушки по пути (вода в них, кстати, дороже 0,5 пива).
7. Чехи, чехи, чехи. Чехи и деньги — отдельная область исследования. Вы очень удивитесь, как они выписывают счет. А потом медленно… очень медленно отсчитывают сдачу, надеясь на то, что мелочь вы оставите им на чай. В одном супермаркете (Billa) в Ческе-Будеёвице кассирша обсчитала нас на 100 (!) крон и делала вид, что ничего не произошло, мол, «не уразумев». Вызвали старшую, она пересчитала деньги в кассе и, виноватая, вернула нам нашу банкноту. Вот так-то!
Инфернально прекрасна Чехия — стоит только отъехать от крупных туристических центров.