Исторически сложилось, что море в моей жизни бывает регулярно, причем именно то нежаркое комфортное море, которое меня полностью устраивает, а вот гор в Берлине и в его окрестностях, плоских, как блин, нет и в помине. До них нужно пилить. И по мере того, как дети растут и становятся более выносливыми, мы, натурально, пилим. В прошлом году мы открыли для себя Гарц с его горными пешеходными маршрутами. В этом году я — правда, пока одна — доехала до Саксонской Швейцарии. Сделано это было за один день из Берлина: приехала, погуляла, уехала. Что наглядно доказывает, что, а) Германия очень маленькая страна и б) отказываться от прогулки по этим красивейшим горам, попав в Берлин, а не в Дрезден, к которому национальный парк Саксонская Швейцария территориально гораздо ближе, совершенно нет причин, по крайней мере весной-летом.
Для затравки — несколько снимков:
1
2
Саксонская Швейцария, или немецкая часть Эльбских Песчаниковых гор, как заботливо сообщает нам Википедия, возникла в меловой период. Это хрупкое песчаниковое плато на гранитной подошве, которое со временем частично раскололось на части из-за движений плит земной коры, частично было изрезано реками (песчаник, как известно, вещь хрупкая и размывается очень легко). В результате мы имеем несколько плато побольше и кучу известняковых «осколков» поменьше. Плато сверху плоские, на них нормально строят поселки и распахивают поля. Но, оказавшись на краю такого плато, очень хорошо видно, что оно собой представляет — сначала мне лезло на ум выражение «пальцы земли», потом оно трансформировалось в «кости земли». Действительно, очень похоже на такие гигантские кости динозавра. Самое известное нагромождение «осколков», скальная формация Бастай, прославилось и стало туристическим местом еще в начале XIX века благодаря художникам-романтикам. Помните, «на севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна»? Вот это самое.
И я, значится, туда поехала.
Надо сказать, в этом году я открыла для себя аж два средства немецкого более или менее общественного транспорта. Ну да, весть о распаде Советского Союза дошла до жирафов Московского зоопарка. Во-первых, из Берлина в Дрезден (и не только туда) ходят междугородные автобусы, Вообще по Германии крупных автобусных компаний несколько, из Берлина их ездит в основном две: www.berlinlinienbus.de и www.meinfernbus.de. Первая посолиднее, вторая чуть менее обязательная, в Дрезден ездят обе раза по три-четыре в день, предлагают кучу акций, билеты можно забронировать хоть по телефону, хоть онлайн за несколько часов до отправления автобуса. Туда я, как щас помню, доехала за шесть евро, обратно — за восемь. Это была суббота. До Дрездена автобус идет 2,5 часа и приходит (очень пунктуально) к центральному ж/д вокзалу Дрездена, после чего мы садимся в пригородный поезд и едем до Саксонской Швейцарии ровно полчаса. А еще есть немецкий филиал Blablacar — сайт www.mitfahrgelegenheit.de, на котором можно выкрутить водителей, направляющихся примерно туда, куда Вам надо, списаться с ними и договориться о том, смогут ли они взять Вас с собой за скромный взнос. Тоже прекрасная вещь, экономящая время и деньги — и позволяющая пообщаться с местными жителями, если кому интересно %))
Так вот.
Скальная формация Бастай нависает над Эльбой в том месте, где река делает петлю. Виды потрясающие. Эти потрясающие виды любители природных красот оценили давно. В середине XIX века там даже был построен каменный мост между несколькими «костями земли» для туристов. Сегодня на плато, примыкающее к Бастай, имеется прекрасная инфраструктура, будь она неладна — отель, кафе, автобан, огромная парковка и сопутствующие всем этим прелестям толпы народа. Реально ТОЛПЫ. Чуть меньшие толпы народа имеются на самом популярном пешеходном подъеме на Бастай из курортного городка Ратен. Ну правильно, подняться на Бастай, сделать селфи и укатить дальше. На остальных же пешеходных маршрутах национального парка Саксонская Швейцария — которые не менее прекрасны, честное слово -лично я в погожий июньский ВЫХОДНОЙ денек встретила значительно меньше народу, а примерно на двух третях пройденного пути его не было вовсе. Шаг в сторону — и вы одни во вселенной в прекрасном смешанном лесу с утоптанными тропками и четкими указателями, и седые скалы, на которые вы заберетесь, будут только вашими.
Вот так Бастай выглядит на подъезде, с другого берега Эльбы, через который вас перевозят на пароме:
1
У ее подножия расположен климатический курорт Ратен, который Эльба делит на Верхний и Нижний Ратен:
1
Через городок протекает речка, точнее сказать, ручей Амзель (нем. черный дрозд), который рядом с городком запрудили и устроили длинное узкое туристическое озеро для катания на лодках под скалами:
1
Тут же, в запруде, плавает толстая форель, которую ловят и запекают.
Информационный центр нацпарка Амзельталь:
А над ним — скалы:
Водопадик Амзельфалль:
1
Собственно, до этого момента турЫсты еще попадались, а дальше я шла совершенно одна:
1
1
Я думала дойти до городка Ратевальде, потом через него до обзорной площадки Хонштайн (которая как раз и представляет собой щель между двумя «костями земли», промытую речкой Поленц), а потом спуститься обратно к Эльбе и залезть на Бастай с альтернативной тропы, которая идет между, а местами и под, скалами и называется Шведенлёхер — «шведские дырки». Почему шведские — см. дальше.
До Ратенвальде я поднялась быстро — и оказалась в абсолютно сельскохозяйственной местности. Такой совхоз «Заря коммунизма». Домики, садики, поля, засеянные рапсом, — невозможно поверить, что в ста метрах оттуда растут ели и скалятся с обрывов скалы. Собственно, специфика плато в этом и заключается — оно сверху плоское, как блин, и незаметно, что у него по краям.
Зато с него превосходно видно другое плато — Лилиенштайн, «корону Саксонской Швейцарии», и становится понятно, как такие плато устроены:
А вот так размечены пешеходные маршруты:
Обзорная площадка Хонштайн. Это вам не Бастай, народу ноль, редкая птица долетит до середины Днепра. Хотя виды красивейшие, и очень понятно, где щель и как ее промыли рекой.
Другой «берег» щели — городок Хонштайн, возникший в свое время вокруг крепости. Одним боком крепость примыкает к пропасти, что при таком ландшафте естественно:
1
Вот так растут все здешние леса:
Загадочная пещера:
А это уже подъем на Бастай через «Шведские дырки». Шведские — потому, что во время Тридцатилетней войны через городок проходило шведское войско, и напуганные жители разбежались и попрятались в окрестных скалах, в частности, именно в этих «дырках»:
В прямом смысле слова дырки — замшелые, через которые нужно пролезать!
1
Долезли. Здесь видна тыльная сторона скальной формации Бастай… где, опять же, народу полтора человека:
2
А это уже непосредственно смотровая площадка Бастай и растиражированный вид на петлю Эльбы, а справа видно то людское столпотворение, которое здесь происходит:
2
Саксонские дали:
Мост Бастай, построенный в середине девятнадцатого века:
Еще Эльба внизу:
2
А это остатки крепости, построенной на Бастай в эпоху средневековья.
Изначально она выглядела по-человечески:
А сейчас ходить по тонким железным лесенкам бывает страшновато.
А еще некоторые сюда скалолазать ездят:
Вид на Ратен, плато Лилиенштайн и — совсем на горизонте справа — крепость Кенигштайн, куда я еще не добралась (но, несомненно, доберусь):
Кости земли с близкого расстояния:
План скальных формаций, которые открываются с Бастай: