У каждого города есть своя история, неповторимый архитектурный стиль и уникальные достопримечательности, но «визитной карточкой» любого из городов, без сомнения, являются его улочки и дворики. Именно они помогают изучить город изнутри, ощутить местный колорит, почувствовать энергетику города, его уникальность и красоту, оставляя незабываемые впечатления на долгие годы. Просторные и тесные, помпезные и скудные — Вильнюсские дворики помнят много историй и вырастили не одно поколение горожан. Каждый двор своеобразен, словно микромир со своей атмосферой и настроением. Прячась от суеты большого города, они хранят душу Вильнюса для тех посетителей, которые выйдут из ритма обыденности и заглянут в них. Я считаю, что Вильнюсские дворики должны стать обязательным пунктом в списке городских достопримечательностей. Сегодня, я хочу заглянуть в самые укромные и скрытые дворики и приоткрыть Вам кусочек души моего города.
Начнём нашу прогулку с улицы, которая по праву считается одной из самых живописных улочек Вильнюса — улица Бернарду. На пути к ней, нас встретят работы художника — уже успевшего украсить Вильнюс не одним своим неординарным творением. Все его работы рождаются из обыденных деталей, в которых материализуются уникальные идеи художника.
3
Эти настенные чайники создавались для ныне неработающего магазина кофе и чая. Сейчас эта стена — одно из излюбленных мест среди туристов и местных жителей. Вот только не многие знают, что это не просто чайники, раньше служившие своим хозяевам, а сейчас занимающие своё почётное место в стене — каждый из них — краткая глава истории, географии, астрологии и т. п. Скажем вот на этом чайнике изображена карта старого Вильно.
4
Карта старого Вильно
Это стена графической истории последних трёх десятилетий Литвы. Как стилистически, так и по размерам и техническому выполнению все эти работы абсолютно разные.
6
Улица Доминикону (лит. Dominikonų)
Проходя дальше по улице, обратите внимание на глухие стены без окон. Это не спроста: в старые времена в городе была введена плата за окно.
2
Жители города должны были платить за каждое окно своей квартиры, выходящее на улицу. Именно поэтому вся жизнь в основном кипела во дворах. Находились даже умельцы, которые заделывали окна, лишь бы сэкономить.
Первый двор, в который я загляну — это типичный литовский этнический двор.
8
Типичная литовская архитектура
Таких дворов по всему городу осталось совсем немного. Здесь чувствуется атмосфера старых времён: двухэтажные постройки, старинная каменная кладка, клумбы, ухоженная территория у дома. А вот на противоположной стороне улицы расположен совершенно другой по архитектуре двор: просторный, с высокими массивными постройками.
3
Интересная деталь этого двора — выступы в воротах на въезде.
2
Выступы на въезде во двор
Это связано с ещё одним обязательством жителей: каждый житель обязан был принимать у себя в доме знатных гостей города. Это означало, что в любой момент придворные, сопровождающие правителей, чиновники и их слуг, музыкальные группы, артисты и др., по желанию выбирали любой дом и имели право, выселив жителей — въехать туда, как в постоялый двор. Такие проживания обычно сопровождались реками вина, шумом и часто затягивались на долгое время. Приезжали гости, обычно, на повозках или каретах, именно это и стало поводом для ухищрённых жителей. Люди сделали логический вывод, что сузив въезд во двор вот такими выступами, гости откажутся выбирать их дома для проживания, т. к. столкнуться с проблемами въезда во двор. И это действительно работало!
Следующий двор исключителен своей многовековой историей. На входе нас встречают по-королевски и вообщем то не зря, ведь этот двор окружён дворцом, который в настоящее время отреставрирован и превращён в бутик-отель Шекспир.
6
Бутик-отель "Шекспир"
Дворец стоит на этом месте уже со второй половины 17 века. Называется он Дворец Лопацинских (лит. Lopacinskių rūmai) — Олизаров (лит. Olizarų rūmai). Лопацинские купили этот дворец в 18 веке, в пору пожаров. Он был практически полностью сожжён, поэтому семья заказала восстановление дворца у Глаубица — выдающегося архитектора стиля барокко. Но, как часто бывало среди элит, Лопацинские не угодили власти царя и им пришлось продать дворец. После этого, дворец несколько раз переходил из рук в руки, как сын блудный, пока его не приобрели Олизары. Помимо того, что род Олизаров незауряден своими именами — Нарцисс, Густав, Людвик, они принадлежали ордену масонов. Есть сведения что именно в этом дворце, тайно проходили заседания масонов. Но, к сожалению, не осталось никаких отличительных знаков ордена, которые бы подтверждали этот факт.
4
Ну и наконец историю владения дворцом увенчал род типографов-издателей — Завадских. Они оборудовали в этом дворе типографию, которая обеспечивала книгами практически всё княжество. Кстати, название нынешней гостиницы Шекспир навеяно именно духом типографов и литераторов которые более 100 лет вели свою деятельность здесь — в стенах этого дворца. Последнее что я покажу Вам в этом уютном дворе — это скульптура под названием «представление минотавра».
4
В былые времена, когда у дамы падал платок, кавалеры пытающиеся завоевать её сердце, как можно красивее поднимали упавший платок не слезая с лошади. Ходит легенда, что именно по этому прообразу и была создана скульптура.
Продолжаем прогулку и проходим в просторный двор Нарутиса, названного так в честь знаменитой гостиница Старого города Вильнюса — Нарутис.
4
Просторный двор Нарутис
История этого двора тесно связана с университетом, т. к. он стал частью университета и был назван kolegium nobilium — коллегия для дворян. В гостинице Нарутис был мед. факультет. Сам же двор силами доцента, ботаника и лектора Жилибер перевоплотился в первый в Вильнюсе ботанический сад.
2
Деревьям в этом дворе более 200 лет. Двор особенен ещё и тем, что за его покоем и тишиной следят ангелы кастёла святых иоаннов.
2
Выходим на самую старую и знаменитую улицу Вильнюса — Пилес.
7
Улица Пилес (лит. Pilies)
Пройдясь по ней, продолжаем заглядывать во дворы. Кстати, будучи в Вильнюсе, советую Вам заглянуть на экскурсию в Дом сигнатаров. Экскурсия совершенно бесплатна.
7
Дом Сигнатаров на улице Пилес
Вот этот узкий двор окрещён среди местных — памятником людской жадности.
3
Раньше на этом месте были студенческий барак и комнаты сдавались. Дело видимо шло в гору, а аппетит, как известно, растёт во время еды, поэтому ненасытный хозяин здания решил расширить свои владения и превратить Вильнюс в подобие Шанхая. Он надстраивал этажи сколько было сил. В итоге, сегодня мы имеем то, что Вы видите.
Следущая наша остановка — Двор Сидабринас.
5
Двор Сидабринас
Как и все предыдущие дворы он щедр на истории. Начнём с того, что этот двор располагается между двумя костелами, поэтому тут было кладбище. Когда (уже в наши дни) велись раскопки, на территории двора находили захоронения и останки людей. Если же говорить о зданиях во дворе, так свои первоначальные итальянские формы они приобрели благодаря проживавшему тут бурмистру. Он был частый любитель поездок во Флоренцию и восхищенный поклонник тамошней архитектуры. Так кусочек Флоренции был перенесён в Вильнюс. Сейчас же этот двор облюблен художниками и ремесленниками. Если подняться на лестницы и попасть на второй этаж, то нас встретят таблички на которых указано что за мастера здесь работают и стрелками показано как к ним попасть.
7
Кстати, Мария, охраняющая двор, по легенде появилась тут благодаря одному из художников, который выловил её из вод реки Нерис.
Дворики Вильнюса часто бывают сквозные, заходя на одной улице можно выйти совсем на другой.
3
Сквозные улочки Вильнюса
Сделав несколько шагов вверх по улице Пилес, перед нами предстаёт Церковь Святой Параскевы в народе называемая Пятницкой.
7
Пятницкая церковь
По одной из версий церковь названа в народе Пятницкой, т. к. возле церкви, располагалась торговая площадь с рыбными лавками, а рыба у людей ассоциировалась с пятницей. На самом же деле, название церкви пошло от Св. Параскелы, чьё имя в переводе с греческого языка означает пятница. Пятницкая церковь ценна не только как исторический памятник и православная святыня, но и как место пересечения двух культур. В 1705 году в церкви Святой Параскевы принял православие африканский мальчик, в детстве вывезенный из Эфиопии и подаренные царю Петру Первому, любившему «всякого рода диковинки». Этим мальчиком оказался будущий российский государственный и военный деятель, прадед великого русского поэта А. С. Пушкина — Ибрагим Петрович Ганнибал. Сейчас, на территории церкви установлен памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его прадеду — Абраму Петровичу Ганнибалу.
3
Этот памятник — яркое доказательство тому, что культуры наших стран и народов тесно переплетены, а у нашего совместного исторического прошлого есть немало ярких страниц, которыми мы можем по праву гордиться.
Пройдя несколько шагов вперёд от Пятницкой церкви, сразу попадаем к воротам Литовского художественного музея. Этот двор славится не только своей неповторимой акустикой, но и родовым имением принадлежавшем семье Ходкевичей.
4
Ходкевичи слыли в народе как искусные полководцы. Однажды им удалось разбить войско шведов которое четырехкратно их превышало. И это лишь начало списка успешных военных походов рода Ходкевичей, но рассказать я хочу не о них. Ходкевичи были опекунами знатной и богатой наследницы по имени София. Как и было заведено в те времена, жениха Софье нашли подстать, невзирая на её волю и желания. Суженым стал статный наследник династии Радвилов. Вот только случилось разногласие между семьями: когда настало время свадьбы, Ходкевичи заявили, что невесту не отдадут т. к. они перешли на сторону реформаторов, а Радвилы остались католиками. Радвилы посчитали такой поступок бесчестным и потребовали выплатить им штраф за разрыв договоренности. Ходкевичи отказались. Обе семьи настроены были крайне решительно и не прийдя к общему решению, объявили — «да быть войне!». Ходкевичи немедля стали стягивать к воротам дворца пушки и артилерию, Радвилы тоже приступили к укреплению своего дворца, находившегося совсем неподалеку, на улице Пилес. Обе семьи были решительно настроены воевать. Если бы военные действия начались, разрушения были бы коллосальными, врятле в том случае Вильнюс мог бы похвастаться сохранившимся старым городом. Однако, к счастью, вмешался король, который рассудил семьи и приказал все же выдать Софью замуж за наследника Радвил. Вот такая история, а мы идём дальше.
Медленно, но верно продвигаемся в глубь дворов и проходим по одному из знаменитых мест Вильнюса — самому узкому проходу.
5
Самый узкий проход в Вильнюсе
Место это в народе называется проходом маятника, т. к. проходя мимо этих узких и высоких стен, невольно начинаешь немного раскачиваться. Кстати на выходе из этого прохода местные жители часто развешивают бельё, что создаёт очень живописную и колоритную атмосферу. Двор этот никак не обозначен и не имеет точного адреса, поэтому если у Вас возникнут трудности в его нахождении, помните, что лучшим ориентиром является дом-музей М. К. Чюрлёниса, находящийся в этом дворе.
3
Музей Чюрлёниса
Кстати этот музей бесплатный и открыт для посещения для любого желающего, поэтому можете смело туда заглянуть и послушать истории жизни и творчества знаменитого художника и композитора. Есть одна красивая история, которая произошла именно в этом доме, в небольшой, съёмной комнате Чюрлёниса. У него была возлюбленная Софья. Однажды они оба зашли в этот двор, прошли через арку, подошли к дому, и зайдя в комнату Чюрлёнис стал играть на пианино (которое кстати он так и не смог выкупить при жизни). Играл Чюрлёнис долго, так долго, что на улице потемнело, а Софья искренне наслаждалась. Когда музыка вдруг утихла, София подошла к Чюрлёнису и нежно поцеловала его в лоб. Это был их первый настоящий поцелуй. Вот такая история выдающегося композитора, который как и многие гении так и остался неоцененным при жизни.
Сейчас перейдём улицу и пройдём на территорию бывшего Малого Виленского гетто.
8
Улица Виленского Малого гетто
Историю Малого и Большого гетто я описывала в своей статье "По улицам Вильнюсского гетто". Первый двор куда мы заглянем — это двор летописцев.
5
Дворик летописцев
Уютный дворик, в котором я люблю прятаться от палящего солнца в знойные летние дни. На выходе из двора часто весели какие-либо иконы покровителям, которым люди молились выходя на узкие улочки города, по которым постоянно колесили кареты, повозки и было опасно попасть под колеса.
А вот и место, на котором принято останавливаться, т. к. есть придание: куда человек решить пойти стоя на перепутье трёх дорог — там его святыня: направо — костёл Святых Иоаннов, на лево — Синагога, прямо — костёл Святого Духа, а назад — церковь Святой Параскевы.
8
Перепутье дорог в Вильнюсе
Проходя вдоль массивной внутренней стены города подходим к двору женского монастыря. Войдя через ворота попадаем в часть, где располагались, хозяйственные постройки. Проходя дальше, через массивную широкую арку — попадаем во двор самого монастыря.
3
Арка двора женского монастыря
Проходя через такую арку посещает ощущуние, что проходишь в другой мир, оставляя всё прошлое за спиной. Стены монастыря так странно высечены, что похоже их проектировал знаменитый архитектор модернист Гауди. Он следовал девизу — ни одной ровной линии.
5
Двор женского монастыря
В советское время в монастыре был оборудован склад, а в здании монастыря — квартиры и организации. Этот монастырь один из самых сложных в плане архитектуры в Вильнюсе.
4
Двор женского монастыря
Ну и наконец последнее место на сегодня — это уютный и тихий двор одного из старейших костёлов Вильнюса, который украшает каменная скульптура Св. Христофора.
2
Есть немало легенд и преданий о Св. Христофоре, по одной из них, он был сильный, волевой мужчина, желавший служить лишь самому сильному богу человечества.
2
Памятник Св. Христофора
Пробывал он служить королю, но тот боялся дьявола. Решил служит дьяволу — так у того был страх перед Богом. Тогда Христофор отправился на поиски Бога. Долго блуждая, пришёл он к реке и спросив где найти Бога — получил мудрый совет старца: «Не пытайся искать его, он найдёт тебя сам, как только увидит, что ты достоен. А пока, используй свою силу во благо и помоги людям перебираться на другой берег». Св. Христофор последовал совету и стал переплавлять людей на плечах. Как то однажды, пришёл к нему мальчик и попросил перенести его через реку. Вдруг начался сильный шторм, небо затянуло тучами, ветер сбивал с ног. Нести мальчика было так тяжело, словно на плечах Христофора была ноша грехов всего человечества, но он не сдался и перенёс мальчика. За это мальчик вручил ему ветвь и сказал, что её нужно вонзить в землю и придёт время, когда она зацветёт. Позже оказалось, что это был не просто мальчик, а сам Иисус, тот, кого Св. Христофор так долго искал, а ветвь, которую Христофор вонзил в землю и правда зацвела, как только он уверовал и стал святым. Вот такая легенда… Кстати, на гербе города Вильнюса изображен Св. Христофор, бредущий по воде и несущий на плече младенца Иисуса.
На этой ноте и закончу свою сегодняшнюю прогулку и рассказ о Вильнюсских двориках!