В первой половине прогулки по замечательному баварскому городу Бамбергу я в основном рассказывала об островной части города. Начало прогулки по Бамбергу здесь.
А сегодня пройдем по Верхнему мосту под аркой Старой ратуши…
В первой половине прогулки по замечательному баварскому городу Бамбергу я в основном рассказывала об островной части города. Начало прогулки по Бамбергу здесь.
А сегодня пройдем по Верхнему мосту под аркой Старой ратуши…
… и попадем на улицу Каролинерштарссе. Здесь есть на что посмотреть: каждое здание памятник архитектуры в основном начала XVIII века, но есть и более солидного возраста; замечательные кованые вывески и интересные витрины.
Если идти по Каролинерштрассе не сворачивая, попадешь на Домплац, где стоит Кайзердом (Императорский собор) и прочие главные достопримечательности Бамберга. Но так было бы слишком просто! Сначала я решила посмотреть на Маленькую Венецию и свернула направо на Доминиканерштрассе. Эта территория когда-то принадлежала доминиканскому монастырю. От него осталась только церковь XIV века, парадный фасад которой украшают рельеф с распятием и фигура Святого Христофора, установленная в 1510 году. Церковь сейчас используется в качестве актового зала университета, где проводятся концерты, в том числе органные.
Здания этой улицы раньше были строениями монастыря. Вот барочный дом, украшенный гербовым щитом с двумя позолоченными львами, и скульптурой Мадонны. А за ним красивый фахверковый дом, который принадлежит трактиру пивоварни Heller.
Ресторан называется «Zum Schlenkerla». Это было прозвище его давнего хозяина, ходившего вразвалку и размахивающего руками (schlenkern). Видимо это он изображен на вывеске. А Schlenkerla — так сейчас называется особый сорт темного «копченого» пива, которое варится в Бамберге.
Напротив также находится исторический пивной ресторан «Zum Ringlein». Он впервые был упомянут в документах 1545 года.
Большинство зданий этого района теперь занимают трактиры, ресторанчики и отели.
Дальше я свернула к набережной Ам Лайнрит и хорошо рассмотрела домики Маленькой Венеции, но их вам я уже показала. Недалеко от набережной стоит небольшая церковь Святой Елизаветы. Она была освящена в 1554 году и принадлежала сначала госпиталю Святого Духа, а потом больнице Святой Елизаветы. Здание бывшего госпиталя рядом служит сегодня тюрьмой.
Рядом с церковью в 2009 году установили скульптуру немецкого скульптора-неоэкспрессиониста Маркуса Люперца «Аполлон». Вот такой он, а вы что думали?
Рядом с церковью есть интересный расписанный дом и попадаются красивые кованые вывески. Глядя на картины на стене дома, я поняла, что тут целая история: Жила была девушка, и любили ее двое. Потом один из них (человек так себе), убил соперника веслом и утопил в Майне. А сам стал соблазнять девицу, причем она, похоже, и не сопротивлялась. Может история была более романтичная, но это не по моей части. Я, что вижу, о том пою.
Ну что, пора перейти и к основному блюду? Поднимемся на холм Домберг на Соборную площадь к кафедральному собору.
В 1007 году епископы имперского синода во Франкфурте дали согласие Генриху II на учреждение епископства Бамберг. Во то время начали строить мощный собор, который в 1012 году был освящен в честь Девы Марии, Святого Петра и Святого Георга. Этот собор сгорел в 1081 году, а через сто лет сгорел в очередном пожаре отстроенный заново храм.
Храм, который мы видим сейчас, возник в первой половине XIII века в эпоху перехода от романтического стиля к раннеготическому. В XVIII веке облик храма претерпел изменения: на его четырех башнях установили остроконечные шпили. Габариты храма и солнце не позволяют сфотографировать его в полном объеме.
Главный вход в храм через портал Милости, на рельефе над входом изображена Богородица на троне, рядом с нею святые, император Генрих II и его жена Кунигуда — основатели собора, а также покровители храма — Святой Петр и Святой Георг.
Левее есть еще один портал — портал Адама. В средневековье через портал Адама выходили кающиеся грешники, которых изгоняли из церкви, как когда-то Адама из рая. Статуи на портале копии, подлинники хранятся рядом в Епархиальном музее.
Самый красивый портал — Княжеский, на котором изображена сцена Страшного суда. Этот вход открывают только по праздничным дням.
Храм трехнефный с высокими сводами, колонны и стены украшены скульптурами и рельефами XIII века. Света немного, фотографировать разрешается.
В храме находится гробница императора Генриха II и его супруги Кунигуды. Это работа знаменитого скульптора Тильмана Рименшнайдера, выполненная из мрамора между 1499 и 1513 годами. Сверху на плите изображена императорская чета, а рельефы на боковых сторонах гробницы изображают сцены из легенд об этих двух святых.
Еще в соборе на стене установлена знаменитая загадочная скульптура начала ХIII века — Бамбергский всадник. Это скульптура молодого мужчины с короной на голове. До сих пор неизвестно, где статуя стояла первоначально. Над головой всадника каменный балдахин в форме города (небесный Иерусалим). Это означает, что это образ святого — так могли изобразить только властелина. Версий много, но никто не знает, кто изображен, а об авторе известно еще меньше.
Слева от собора находится здание Епархиального музея, где можно увидеть некоторые предметы, связанные с императором Генрихом II и Кунигудой, а также с папой Клеменсом II, который похоронен в соборе.
На Соборной площади рядом с кафедральным собором расположены строения Старого епископского двора. В X–XI веке на этом месте был императорский дворец, который перешел во владение епископства, после его основания Генрихом II. Ренессансное трехэтажное здание с нарядным фасадом возведено в 1570–1576 годах. В основании двухэтажного эркера зодчий Эразм Браун увековечил самого себя. С 1939 года в здании размещается исторический музей, где собраны экспонаты истории города с древних времен до прошлого века.
В Старый двор входим через «Красивый портал», созданные в 1573 году скульптором Панкрацем Вагнером. Над аркой ворот на троне сидит Мария, за нею изображена модель собора, которую держат его основатели Генрих II и Кунигуда. Рядом покровители собора — Святой Петр с ключом и Святой Георг с драконом. А по сторонам располагаются аллегории самых важных для Бамберга рек — Майна и Регница. Как я поняла, у немцев не Майн, а Майна, т. е. имя реки женское. Поэтому изображена справа лежащая девушка.
За порталом находится живописный внутренний двор с жилыми и хозяйственными зданиям XV века, которые раньше служили для разных целей епископского двора. Здесь были княжеская кухня, хлебопекарня, кузнеца, конюшня, комнаты прислуги и кладовые для продуктов.
Кроме кафедрального собора и Старого двора Соборную площадь образуют два флигеля Новой епископской резиденции. В конце XVI века Старый двор перестал соответствовать требованиям, для размещения епископской резиденции стали перестраивать дворец Гайерсвёрт, однако скоро и он перестал отвечать запросам епископа. В 1605 году началось строительство Новой резиденции у кафедрального собора. Два флигеля были готовы в 1611 году, а еще два пристроили через сто лет к 1703 году.
Интерьеры, как и во всех епископских резиденциях, роскошные, посетить можно. Мне времени, к сожалению, не хватило, я зашла только в Розовый сад. Он невелик, заложили его в модном тогда французском стиле в 1705 году. Сначала разводили там самые разные цветы, а Розовым он стал только в XIX веке. Роз в начале мая в саду, конечно, не было, но зато можно было полюбоваться прекрасным видом на холм Михаэльсберг с бывшей монастырской церковью и скульптурами Фердинанда Тица в стиле барокко и рококо.
Слева от Новой резиденции свернем на Домшрассе и сразу окажемся на тесной средневековой улочке.
Дворы в этом районе возникли в XII веке, образовав своего рода крепостное ограждение вокруг собора. Это была вотчина каноников. Вот барочный дом старшего пастора, украшенный гербом епископа Грайфенклау.
Из этого двора очень хорошо видны две башни собора, которые не разглядишь с Соборной площади.
С Домштрассе выходишь на Obere Karolinenstraße.
Здесь много интересных зданий XVIII века:
— Бранденбургский двор;
— Лангхаймский двор, который занимал цистерианский орден из Лангхайма. Сейчас это одно из зданий университета;
— соборная школа, а напротив нее — дворец архиепископа.
Выходим на небольшую площадь, на которой стоит церковь Святого Иакова. Эта церковь находилась на пути пилигримов к останкам апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь стали строить в 1065 году по образцу кафедрального собора.
В церкви я была совсем одна, поэтому спокойно все рассмотрела и сфотографировала. Это трехнефная базилика с двумя хорами. Здесь остались следы романской архитектуры: это приземистые романские колонны, придерживающие стены центрального нефа. А смену художественных стилей в течение веков демонстрируют готическая настенная роспись и картины на барочном своде. В новоготическом главном алтаре — статуя Богородицы 1430 года.
Пожалуй, у этой церкви мы остановимся. Опять информации больше, чем можно вместить. Придется закончить в следующий раз.