Группа паломников собралась небольшая, ехать предстояло микроавтобусом около 7–8 часов. Дорога, надо сказать, дело нелегкое, но картина, которая открылась взору в 4 утра потрясла мое воображение. В слабых лучах нового солнца золотые купола Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря разом отмели дорожную усталость и бессонную ночь, а возможность через час приложиться к мощам великого старца окрылила, взбудоражила и дала такой толчок, что мы еле дождались открытия монастырских ворот….
16
17
11
Дивеево — волшебное место на земле. Здесь пролегла единственная в мире небывалая тропа. Возведенная на двухметровую высоту, обнесенная глубоким рвом и валом, она запечатлелась на лике земли как некая Святыня, доступная каждому смертному, как драгоценность, которую нельзя похитить, как Образ, который не стереть с лица земли. Эта тропа — путь Девы Марии, этот ров — святая Богородичная канавка. Длиной всего 700 метров, она уже 200 лет охраняет Придел Святой земли Серафимо- Дивеевского монастыря.
8
7
6
Здесь сливается все и прошлое, и настоящее, и будущее в одно слово — Вечность. И те, кто с молитвой на устах прошли этой тропой, и те, кто только собирается сделать это — объединяются здесь в единый бессмертный народ.
9
И все это мечтами и молитвами великого старца Серафима, о котором Богородица говорила апостолам " Этот — нашего рода…»
Весной 1854 года в самый разгар Крымской войны титулярный советник, почетный смотритель Корсунского уездного училища, сибирский совестный судья Николай Александрович Мотовилов писал письмо императору Николаю I.
6
Он изложил все пророчества старца Серафима, о которых шла речь в их беседе в 1832 году накануне кончины Святого. О судьбе России и царской династии, о заговоре против царя со стороны ближайших министров, которые его именем творят беззакония.
Мотовилов поведал царю и о том, как ярославская помещица Агафья Мельгунова, тайно постриженная в монахини с именем Александра в Киеве во Флоровском монастыре, во сне получила от Божьей Матери извещение. Богородица поведала, что не в Киеве она должна жить и закончить жизнь свою, а идти на север Руси. И там Богородица укажет ей место, где по кончине матушки будет славная женская обитель. И будет это место благословлено с такой же силой, как обители в Иверии, новом Афоне и Киеве.
В сказании о земной жизни Пресвятой Богородицы читаем о том, как в 44 году Ирод Агриппа начал преследовать христиан. После того, как был обезглавлен апостол Иаков и брошен в темницу апостол Петр, святые апостолы вместе с Богородицей решили покинуть Иерусалим и жребием определить куда кому идти, чтобы проповедовать Евангелие. Богородице выпал первый удел — Иверская земля (Грузия). Но пришел Ангел и сказал, что Иверия просветится позже, а ей Господь укажет другую страну.
5
Желая навестить Лазаря, воскрешенного Иисусом, Богородица решила поплыть на Кипр, где Лазарь был епископом. Но сильная буря отнесла её корабль в Эгейское море и прибила к берегам горы Афон. И стала Богоматерь просвещать язычников, и стала гора Афон ее вторым уделом на земле.
На горе Афон жил в 11 веке русский монах Антоний. Богородица явилась игумену монастыря и поведала, что монаху надобно идти в Россию. И Антоний, будучи монахом послушным, пошел и, дойдя до Днепра, поселился в пещерах на его берегах. И собрались вокруг него иноки. Так был основан Киево-Печерский монастырь. И стал он третьим уделом Божьей Матери на земле. Вот сюда-то и пришла озадаченная монахиня Александра, чтобы спросить у многоопытных старцев — что означает её видение, не впала ли она в духовную прелесть? Или это игра воображения? мечта? Но старцы ответили, что это не может быть духовной прелестью. и дьявол не в состоянии явиться в образе Богородицы, и видение это истинное, и мать Александра отныне удостоена быть родоначальницей и основательницей четвертого жребия Богородицы во Вселенной, её четвертого удела.
8
По старым архивным данным, где-то около 1760 года мать Александра шла пешком из Мурома в Саровскую пустынь.
5
Она остановилась отдохнуть в селе Дивеево, у стены небольшого деревянного храма. И во время легкого сна во второй раз к матушке явилась Дева Мария и сказала: " Вот то самое место, которое я повелела тебе искать на севере России. Здесь — Придел, который божественным промыслом положен тебе. Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это. И в приделе твоего жительства я осную такую обитель мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий мой во Вселенной. «
13
Здесь мать Александра прожила 3 года, и когда у нее умерла 9 — летняя дочь, она окончательно рассталась с миром, распродала все свои поместья, после чего приступила к постройке каменного храма в Дивеево, во имя иконы «Казанской Божьей Матери», на том самом месте, где явилась к ней сама Царица Небесная.
10
В 12- ти верстах от Дивеева тогда находился Саровский мужской монастырь, где подвизался батюшка Серафим. Будучи еще дьяконом, однажды он проезжал мимо Дивеева. Тогда и увидел матушку Александру, правда, уже на смертном одре. Умирая, она просила будущего старца позаботиться о духовном воспитании сестер.
11
После её упокоения к трем сестрам, проживающим здесь, присоединились ещё сподвижницы и образовалась Казанская община.
Между тем, будущий великий старец Серафим, преуспевая в духовных монашеских подвигах, 17 лет провел в пустынножительстве. 2 года он питался простой травой, не вкушая даже хлеба. И непрестанно молился. После 1000 дневного моления на камне, поста и молчания, он достиг внутреннего духовного озарения.
10
Матерь Божия явилась ему и велела выйти из затвора к людям. Тогда и решил отец Серафим заняться благоустройством общины матушки Александры. Но новая начальница не стала слушать Серафима, полагая, что благодаря праведной жизни и уставу, сестры и так знают путь к спасению. В то время в Дивеево они жили по уставу мужского Саровского монастыря. А устав был очень строгим (подъем в 2 часа ночи на молитвенное правило, потом небольшой перерыв, и в пять часов колокол собирал на Божественную Литургию, духовник определял каждой до 7000 молитв и 600 поклонов).
6
Сестры не выдерживали и покидали общину.
11
10
Серафим считал невыполнимым такой устав для юных девственниц, которых из 38 было 35, и решил оставить дивеевскую обитель. Но вновь явилась Богородица (всего она приходила 12 раз) и повелела вернуться и основать новую общинку, состоящую исключительно из девственниц. И чтобы там не было вдовиц. И чтоб был новый Устав, который Богородица устно продиктовала старцу Серафиму. Устав был совсем не строгим, дабы не сломать юные девичьи души.
6
А Серафиму повелела самому срубить деревья в Саровском лесу и построить из них мельницу. А к мельнице пристраивать кельи. Из прежней общины взять 8 сестер, поименно ею самой указанных, и к ним лишь тех потом присовокуплять, которых она сама изволит указать. А в том месте, где она второй раз явилась матушке Александре — построить новую церковь Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а также другую, в честь Рождества её собственного. Но у общины не было земли, и Серафим решает построить Рождественский храм на паперти Казанской церкви, а другую — под той же папертью, в земле, на 4 столпах.
Деньги на строительство обеих церквей дал помещик Михаил Мантуров. Старец Серафим исцелил его от смертной болезни, и в благодарность он продал все свое немалое имущество, принял на себя обет нищенства и пообещал до конца дней своих помогать девичьей общине, названной Мельничьей.
Здесь -то и начинается история Богородичной святой канавки, о которой пытался сказать в своем письме императору Николай Мотовилов. Богородица повелела Преподобному Серафиму обнести землю общины канавой и рвом, сделанными руками сестер.
7
Как только закончилось строительство Рождественских церквей, пришло извещение, что генеральша Постникова жертвует общине 3 десятины земли. Серафим был в таком восторге! Он дал Михаилу Мантурову кадочку меда и приказал, когда сестры обойдут эту землю, пусть скушают этот мед с мягким хлебом. Была зима, и сестры с землемером прошли по этой земле и оставили колья и камни на границе. А весной Преподобный велел пропахать этот участок сохой по одной борозде 3 раза. Потом приказал обрыть все это канавкой 3 аршина глубины. А вынимаемую землю бросать вовнутрь обители, чтоб образовался вал, также в 3 аршина. Для укрепления вала велел посадить крыжовник. Много говорил Серафим об этой канавке: «Когда так сделаете, никто через канавку эту не перескочит»… «Канавка эта — стопочки Божьей Матери… Тут её обошла сама Царица Небесная», «А когда мы канавку эту оброем, будут к нам приезжать посетители, глинку-то будут у вас брать на исцеление… И будет нам она вместо золота."
4
«Канавка-то до небес высока… Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим. Как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит…»
Преподобный знал, что все, что он сделал, после его кончины будет погублено.
11
Он говорил, что будет прославлен в Лике Святых императором Николаем. Естественно, в затворе и пустынножительстве Серафим непрестанно молился об императорской семье, зная какая судьба ждет их. Он накануне своей смерти просил «дружку» Мотовилова — как только тот будет в Петербурге передать императору все свои предсказания о судьбе России и царской династии. Но Мотовилова во дворец не пустили, сочтя его тихопомешанным. И он был вынужден письменно изложить царю пророчества старца. Эти записки нашлись не так давно. Император не успел ничего сделать, поскольку скоропостижно скончался… Потом записки с предсказаниями перешли к Николаю Второму…
Сегодня кажется, что все уже сбылось — убийство царской семьи, море людской крови, раздел страны… Погибли и Саров, и Дивеевская обитель и сама святая Канавка… Казалось, что безбожная власть утвердилась в нашей стране навеки.
5
Но все идет так, как сказал старец и подтверждали юродивые старицы, его духовные дочери… «Времена антихриста прошли. И образы прошлого — сегодня наши помощники." И Канавка — это образ. Образ Восхождения к Святой Руси.
6
11
8
Я шла по этой канавке 45 минут. Надо 150 раз прочитать «Богородице, Дево, радуйся…» И такая радость приходит… Не побывавши там, трудно представить… Можно сказать, что Канавка — это школа молитвы, где простые люди учатся богообщению. Люди в общем духовном порыве идути читают молитву… Ведь еще в 8 веке изобрели правило, где на пути к Богу человек проходит 15 ступеней и 150 раз читает «Богородице, Дево, радуйся…» 15 десятков…
Сегодня я смотрела трансляцию из Дивеева, Патриарх провел торжественную Литургию, посвященную Дню прославления и обретения мощей Серафима Саровского. Идет ливень, а люди с такой радостью идут по канавке, словно не видят непогоду… И как говорит Игуменья монастыря: Пусть это канавка продлится все дальше и дальше, вместе с вами, в вашигорода и дома. Эта символичность очень проста и понятна… Как паутинку. Взяли и растянули, приводя эту благодать в то место, где ты живешь и занимаешься каким-то ремеслом.
7
Кроме канавки есть еще одно чудо — это сами нетленные мощи Преподобного. Их принесли на руках из Петербурга через всю Россию Крестным ходом. В 2003 году исполнилось 100 лет со дня Прославления Серафима Саровского. 1 августа. Сегодня уже 112 лет. В нужный момент Господь послал нужных людей, и ежегодня в Дивеево устраиваются грандиозные мероприятия с участием первых лиц страны и Патриарха. И как-то по — особому в это время звучат молитвы к Матери Божьей. И каждый год зычный голос Патриарха снова и снова утверждает здесь Удел Богородицы, в этом казалось бы заброшенном, тихом месте.
15
В своем письме к императору Мотовилов хотел рассказать и о великой дивеевской тайне, о том, что старец Серафим не дожил положенных ему лет, и потому воскреснет и будет проповедовать в Дивееве при конце времен, в храме, который будет построен над Казанской церковью, подобно Храму Воскресения Христова над Гробом Господним в Иерусалиме. Но решил не утомлять императора временами и сроками, о коих ведает один лишь Бог…
3
«Мню, батюшка, — говорил однажды старец Серафим духовнику обители о конце света, — что восьмая-то тысяча пройдет… (по библейскому летоисчислению до конца восьмой тысячи оставалось около 700 лет). И вот скажу тебе, Батюшка, всё пройдет и кончится… И обители, Батюшка, уничтожатся… А у убогого Серафима в Дивееве до самого Дня Пришествия Христова будет бескровная жертва совершаться… Все продет, все кончится… А это не кончится никогда…»
9
В приложенном к рассказу фотоальбоме я расскажу о тех «составляющих» сегодняшнего ансамбля Дивеевской обители, которые нам посчастливилось увидеть, где нам удалось помолиться на утренней Литургии, к каким мощам благословилось приложиться. А какой там «цветник» святых стариц — провидиц, взявших на себя грех юродства.
11
Просуществовать в этом микрокосме 1 день — великое счастье для всякого русского человека. Конечно, этого времени оказалось недостаточно. Конечно, мы все дали себе обещание обязательно вернуться, но уже не на один день, а на несколько…
13
6
7
После обеда нам предстояло искупаться в трех замечательных источниках, расположенных достаточно далеко друг от друга.
В первую очередь — мы поехали на самый старинный источник Дивеева — Казанской иконы Божьей Матери.
5
Он был известен еще в 16 веке, по преданию, над ним в воздухе появилась икона Казанской Богоматери. Издавна здесь стояла часовня, до 1939 года в ней служились молебны. В центре часовне был сруб-колодец, вода из которого использовалась, как лекарство. Когда часовню сломали, дивеевский житель нашел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божьей Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась, долгие годы её хранила схимонахиня Домника (Грашкина), и было от той иконы много чудес. Сегодня её можно видеть в Троицком храме.
8
8
Рядом с отреставрированным источником Казанской Божьей Матери находится еще 2 святых источника — великомученика исцелителя Пантелеймона и иконы Божией Матери " Умиление». Температура воды около 2 градусов.
Вторым на нашем пути стал Кременковский источник «Явленный».
8
7
Местные жители передают из поколения в поколение такую историю. В 1670 году 9 сентября произошла жестокая битва в селе между царскими воинами и отрядами Степана Разина. А днем раньше в водах этого источника явился лик Божьей Матери, она плакала. Так много было убитых, что в колодцах не хватало воды, чтобы обмыть их. Через явление Богородицы на воде источник и получил свое название.
В 1903 году через село Кременки проезжал царский поезд на открытие мощей Преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды с источника. Напившись, Николай II сказал, что никогда раньше такой вкусной воды не пил. Он попросил проводить его к источнику и здесь подарил мирянам серебряную икону Серафима Саровского.
Жители рассказывали, как в советские времена вывозили мощи Святого старца из Сарова. Четыре одинаковые тройки разъехались из бывшего мужского монастыря на 4 стороны. Когда одна из них поравнялась с Явленным источником, колокол церкви сам ударил в набат. И люди, припадая на колени, со слезами провожали гробик с мощами прп Серафима.
Много рассказов хранят жители села, как старец является вокруг этого места и говорит с людьми, спрашивая, знают ли они о Святой Канавке. И ведет преподобный людей к этому источнику, говоря, что сама Богородица перед тем, как по Канавке пройтись, умывает здесь свое лико…
Ну, и в завершении, мы посетили еще один святой источник святого Серафима.
6
6
Он открытый, очень напоминает святую реку Иордан. Этот источник самый почитаемый в народе. Он расположен близ села Цыгановка. В 60-хх годах, когда солдаты, охраняющие секретный объект, увидели старца в белом балахоне, сперва испугались. Старец ударил трижды посохом в землю — и в трех местах забили ключи.
6
Позднее, когда была устроена запруда на реке Сатис, образовалось озеро, которое наполняется водой из этих источников. Пятиметровая часовня освящена Патриархом Алексием II в. 2007 году в честь Преподобного Серафима Саровского.
Были попытки в советское время засыпать источник, но пригнанная техника ломалась и не работала. Подогнали трактор, но из-за дерева вышел старичок, назвал тракториста по имени и сказал «не засыпай мой источник». Тракторист отказался работать.
Купальня открыта ежедневно с 5.00 до 22.00.
Представить, как мы себя чувствовали после бессонной ночи, целого дня в Дивеевском монастыре и купания в трех святых источниках нелегко. Назвать это инсайтом слишком просто. Чувство непередаваемого счастья и уверенности, что все будет хорошо. Всегда. И для всех.
6
А на середине обратного пути нас ждал еще один монастырь. В Арзамасе.
10
8
Мы заехали всего на полчаса. Очень хотелось посмотреть на чудотворную икону Божией Матери " Избавление от бед страждущих». Со всей России едут сюда за исцелением.
12
А совсем недавно это была просто деревяшка в одном сарае, и жительница Арзамаса не смогла сжечь её, поскольку увидела, что эта старая деревянная штука похожа на икону. Принесла монахиням, чтобы те совершили обряд сжигания. Лика не было и никто не видел что это такое. Но спустя несколько дней игуменья монастыря увидела светлое пятно на иконе, и обряд сожжения отменили. Вскоре икона начала очень быстро самоочищаться, восстанавливаться и явила лико Богородицы с младенцем. Затем сестры увидели, что икона мироточит, а уже через год стали фиксировать чудеса исцеления возле неё. Вот такая история.
Все, что я описала, было неделю назад, но такая поездка с каждым днем не становится дальше, а наоборот, как у этой иконы, начинают проявляться места и ситуации, какие ты сразу не заметила, не обратила внимания… И вроде бы тогда это казалось случайным, а сегодня ты понимаешь, что случайностей не бывает… И просыпаешься, словно от длительного сна, открываешь глаза и начинаешь видеть то, что вчера казалось незаметным или незначимым… Посетите Дивеево, этот монастырь и неверующего наведет на размышление… А закончу, пожалуй, фразой, которую произнесла монахиня — провидица Фрося, отсидевшая за веру в лагерях и не потерявшая свою Веру: «Кончилось царство хамово…»