О дольмене в поселке Каменномосткий, одном из немногих, который дошел до наших времен в относительно неплохом состоянии, а возраст его — больше пяти тысяч лет!
Хорошая традиция есть на Туристере рассказывать о своей «малой родине», о тех местах, в которых живешь. А я всю свою жизнь, с перерывом на учебу в университете и службу в армии, живу в Адыгее и думаю, что эта небольшая республика достойна, быть упомянутой на уважаемом туристическом сайте. Благодатная земля с мягким климатом интересна своими природными красотами, памятниками старины, а также культурными традициями и укладом жизни народов ее населяющих.
Вот мой первый рассказ.
Итак, жарким июльским утром началось наше небольшое автопутешествие, в горную часть Адыгеи. Первый участок пути — Майкоп — поселок Каменномосткий.
Чуть более 40 километров по неплохой дороге, прошло не более получаса и мы в поселке Каменномосткий. Надо сказать, что у этого поселка два названия — Каменномосткий, официальное и относительно недавнее, а еще в народе этот населенный пункт называют Хаджох. На это есть свои причины. Когда-то существовал необычный каменный мост, переброшенный через реку Белая, и мост этот сотворила природа — пробила себе дорогу в камне, оставив сверху арку. Много лет пользовались люди этим мостом. Но несколько десятилетий назад был построен обычный мост через реку, были проведены еще какие-то работы, в результате которых русло реки изменило свое направление, минуя нерукотворный мост. А Хаджох, это древнее название Каменномосткого, вернее, так назвался древний адыгейский аул. И название он получил, от известного слова — «Хадж» — поклонение святыне. Говорят, там жили мудрецы, и люди шли туда за советом, исцелением и благодатью. Однако, в результате Кавказской войны, увы, древний аул исчез, но название осталось в памяти людей.
Самая яркая достопримечательность поселка — водопады Руфабго — целый каскад водопадов, очень живописные места. Эта хорошая приятная прогулка на целый день и я с удовольствием как-нибудь вспомню, не раз пройденный маршрут. Но сегодня у нас другие планы, о которых вы скоро узнаете, хотя и в Хаджохе, сделаем короткую остановку. Проведаем старого (очень старого) друга — хаджохский дольмен.
Датируется это сооружение 4–3 тыс. лет до н. э. Возраст солидный, но ему удалось дожить до наших дней и хорошо при этом сохранится. Еще лет сто назад на территории Адыгеи насчитывалось более 200 официально учтенных дольменом, но большинство из них не пережило лихолетье последнего века. Тем ценен этот экземпляр. Существуют разные версии ответа на вопрос — зачем строили эти дольмены. Основная из них, дольмены — культовое сооружение для загробной жизни древних правителей или жрецов, место их захоронения. Эта версия мне кажется наиболее правдоподобной, такие собратья египетских пирамид на адыгской земле. Другие утверждают, что это древние жилые постройки. Сам случайно был свидетелем, как местный экскурсовод рассказывал группе туристов из Израиля, о каких-то маленьких человечках, которые жили в древности в этих местах, при этом говорил он все это на полном серьезе.
А потом понял «откуда растут ноги» у этой истории. Прочитал, что у адыгов существует легенда о дольменах. Она гласит следующее.
Жили когда-то два племени: богатыри «нарты» и карлики, которых звали «испы». Богатыри жили на равнине, а карлики — в горах. Испы были очень хитры и занимались колдовством. Однажды они увидели богатырей, которые бросали скалы и вырывали с корнями деревья. И тогда хитростью испы заставили богатырей работать на себя. Нарты и построили испам хатки. Отверстие делали такое, чтоб внутрь могли пролезть только испы. Адыги называют дольмены «испыун», что обозначает «испы» — карлик, «унэ» — дом, то есть «дом карлика».
Версий конечно еще много. Одна из последних. Считают, что пирамиды, и египетские и южно-американские, служили жрецам как храмы, в которых проводили тайные ритуалы, чтобы насытить нашу планету энергоинформационным полем. Этакие аккумуляторы и трансформаторы энергии из космоса. Для этой же цели, но в меньших масштабах, служили и дольмены.
Недалеко от трассы отходит тропинка по направлению к дольмену.
Но сначала зашли в небольшой музей, энтузиасты, его организовавшие, назвали этот музей «Путешествие на 140 млн. лет назад» или «Сад камней». В музее собрана коллекция древних аммонитов, образцы различных геологических пород, а заодно и чучела животных, населяющих эти места.
Окаменелые аммониты разложены и по тропинке к дольмену. Посмотрите, им 60 млн. лет!
А вот и дольмен! Его, кстати, зовут Чыгыудж — (от адыгского слова «чыгы» — деревья, «удж» — хоровод). Там рядом интересное дерево -корень один, а стовлов 16!
Высота дольмена — 1,7 метров, ширина — 2,8 метров.
Рядом старый и заброшенный яблоневый сад, а когда-то на этом месте было много дольменов, и все они были разрушены.
Но некоторые из них сохранились в других местах, в том числе и на территории Адыгеи.
Об этнофестивале «Лаго-Наки: Кунацкая», на котором увидели выставку-ярмарку мастеров народных ремесел и попробовали национальные блюда
Далее наш путь лежал в сторону станицы Даховской на этнофестиваль «Лаго-Наки: Кунацкая». Собственно говоря, этот фестиваль и был главной целью поездки этого дня. Надо сказать, что горная часть Адыгеи удивительно красива и туризм может и должен стать главной отраслью экономики нашей маленькой республики. Туристический кластер потихоньку развивается, медленно, но, все-таки развивается. Строятся объекты инфраструктуры, турист уже едет. В основном из соседних регионов — Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, иногда видишь автомобили и из более дальних регионов. Все понимают, туризм надо развивать. Вот и придумали, в том числе, и это мероприятие.
Мне кажется, получилось! Все было организовано на большой поляне на берегу реки Белой, не доезжая станицы Даховской, на развилке двух дорог.
Почему такое название. Лаго-Наки — это название удивительного красивого плато выше в горах. А кунацкая, так называется главная комната в традиционном адыгском жилище — комната, в которой принимают гостей.
Гостей встречали выставкой ярмаркой мастеров традиционных адыгских и казачьих ремесел.
Свое творчество представили мастера по золотошвейному искусству, керамике и ткачеству, мастера по художественной обработке кожи, резчики по дереву и другим природным материалам и мастера по изготовлению адыгских музыкальных инструментов. Очень познавательно получилось.
Вот лично для нас мастер-класс по изготовлению свистулек из глины дает колоритный казак, директор, между прочим, школы народных ремесел из горного поселка Мезмай.
А рядом мастер по изготовлению адыгских музыкальных инструментов.
Кстати, это очень показательно. На самом деле, в республике нет никаких разногласий на межнациональной почве.
С одной стороны моего домовладения, живет адыгейская семья, с другой русская. Дружим, общаемся, поздравляем друг друга с праздниками, и православными и мусульманскими.
Если есть гости, должно быть и угощение. На этнофестивале был развернут праздник адыгейского сыра — слышали, наверное, такое название, это известный брэнд. Видел, как адыгейский сыр продается в московских магазинах, но это заводская продукция. Другое дело, когда сыр произведен руками адыгской женщины из натуральных продуктов. Это просто надо пробовать. Что мы с удовольствием и делали. В том числе, попробовали и сыр мастера-победителя. Женщина по имени Гошнаго Казанчи сделала из 25 литров молока на наших глазах настоящий адыгейский сыр по старинной рецептуре.
Это еще не все. Рядом, в зоне национальной кухни разместились мастера по выпечке любимого национального адыгского блюда — халюжа — и приготовлению других национальных вкусностей.
Конечно, параллельно шел концерт национальных коллективов, адыгских и казачьих.
Вот такой был этнофестиваль.
О пейзажах горной Адыгеи и Свято-Михайловском мужском монастыре
Поднялись выше, по направлению к плато Лаго-Наки. Посмотрели на станицу Даховскую с высоты орлиного полета.
На плато не поедем, слишком много для одного дня. Заехали на полянку, на которой установлены беседки для отдыха. Один раз я отмечал здесь с коллективом свой день рождения.
С этого места открываются великолепные виды.
Таким пейзажам нужна соответствующая инфраструктура и будет не хуже, чем в Швейцарии, а может даже и лучше. Появляются очень приличные отели, кафешки и ресторанчики. В одно из них мы заехали на обратном пути, кафе «Даур».
Будете в этих местах, рекомендую, хорошая национальная кухня. Мы, правда, ограничились блинами с медом и чаем на горных травах. Жара, знаете, не способствует аппетиту, да и дегустация халюжей была не так давно.
Для любителей орнитологии (есть такие на Туристере) — ласточкино гнездо. Не памятник архитектуры, конечно, как на ЮБК, но зато с голодными птенцами и заботливой мамой (или папой, не разобрал).
Насыщенный день получился, но это еще не все. Решили заехать в Свято-Михайловский мужской монастырь. О нем, ранее, рассказывала Наталия Семчина, рассказ подробный и интересный. Не буду повторяться. Мы периодически заезжаем сюда, чтобы вырваться из летнего городского зноя, прогуляться в прохладе по лесным дорожкам к Святому источнику.
А вот теперь и все! Надо срочно домой, поливать цветы на приусадебном участке. Жара, однако!
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм