28-го января мы прибыли в Арекипу уже к концу дня, под мелким дождиком, и при первичном знакомстве с центром города фотокамеру с собой не носили. Зато попутно решили все оргвопросы: поменяли деньги, купили двухдневную экскурсию в долину и каньон Колка с выездом 30-го утром, сделали кое-какие покупки (соки-воды, галеты, хозтовары). Из-за трёхчасовой разницы во времени и раннего выезда накануне, отправились спать пораньше. И 29-го вскоре после рассвета уже были на панорамной крыше нашего скромного отеля.
Доброе утро, Арекипа!
Солнечное утро одарило нас видом на ближайшие к Арекипе вулканы, здесь главенствует шеститысячник Chachani, с топографическим превышением почти в два километра.
А на ближнем плане тут у нас одна из церквей комплекса Св. Франциска, до неё всего квартал.
Как потом оказалось, это самое новое из сооружений францисканцев в Арекипе, церковь Третьего Ордена, построенная в 1777-м году.
В другую сторону по той же улице Св. Франциска на расстоянии двух кварталов видим краешек центральной площади Арекипы с её впечатляющими периметральными галереями.
Ну, а если добавить к этому, что в поперечном направлении от этого угла всего лишь квартал до главного входа в музей-монастырь Санта-Каталина (он здесь немного левее главной колокольни), то получается, что поселились мы в очень даже стратегическом месте. Жаль, что обе ночи там откуда-то изнутри квартала гремела громкая танцевальная музыка, без неё оба этих утра в Арекипе были бы ещё добрее. Короче говоря, рекомендую селитcья в Арекипе где-то в этом секторе, но попробовать другой квартал, а тот, что между улицами Ugarte, San Francisco, San José и Jerusalem лучше вычеркнуть.
Но ничто нам не помешало ещё до завтрака поиметь вид на снежные горы ещё и с другой точки — с моста Адмирала Грау. Видно, что облака уже начали формироваться, и скоро они упрячут эту красоту надолго.
С моста удалось рассмотреть и ближайший к городу вулкан Мисти, почти недоступный с крыши нашего отеля. Этот конус высотой 5822 м ещё ближе к городу, он тоже сильно выделяется над всей грядой (на 1785 м) и считается одним из символов Арекипы.
А сам мост, тоже уже ставший достопримечательностью, был построен не так уж и давно, в 1884–1898, и поначалу назывался «новым». Ведь и в самом деле, на этом месте были каменные мосты и раньше, а этот построили навырост, да и уровнем выше — для трамвайной линии. А сейчас трамваев в Арекипе уже нет, ограничивающая исторический центр с севера Calle Puente Grau стала односторонней, и по этому мосту движется почти непрерывная струйка компакт-автобусов, микро-такси и кое-какого другого транспорта из центра в западную и северную части города.
Рекомендую этот мост над рекой Chili, с солидным монументом павшему в войне с чилийскими захватчиками адмиралу — создателю ВМФ Перу, с прилегающими к нему сквериками, и с панорамным обзором. Кстати, на нижнем снимке этой композиции просматриваются шпили кафедрального собора, вот к нему-то, на главную площадь города, мы сейчас и направляемся. Но только по дороге нужно сделать два небольших дела:
1) разведать где находится и когда откроется вход в двухгектарный огород монастыря Санта-Каталина;
2) позавтракать в нашем отеле. С первым справились более-менее: как тот герой песни про воинственного вассала обскакали оба квартала по периметру, обнаружили несколько закрытых дверей и ворот, и только у одной из них была табличка с временем работы. Выглядела она как-то подозрительно немузейно, но ввиду отсутствия других данных мы решили взять ее за основу, и заглянуть туда же к 9 утра. Как только мы вернулись в отель щёлкая от голода зубами, часы пробили 7 по местному, а по нашему биологическому 10, и обещанный на эту минуту завтрак быстренько появился на столе.
После этой перезагрузки можно уже и в монастырь, на часок-другой…. Но не напрямик, времени до открытия ещё оставалось немало и мы пошли через Plaza de Armas, со всевозможными зигзагами до и после неё.
Благодаря чему погуляли по приятным улицам.
Полюбовались монументальными угловыми зданиями.
А также тихим переулком вдоль тыльной стороны кафедрального собора и старинными зданиями более скромных размеров. Но и на главной площади Арекипы провели немало времени.
Собор там огромный, и конфигурация его необычна. Он вытянут на всю сотню метров северной стороны квадратной Plaza de Armas, главный вход находится с сширокой стороны, а не с торца, а колокольни широко расставлены вправо и влево от него, т. е. как бы к носу и к корме корабля.
Несмотря на стандартный размер площади, там практически неоткуда и охватить взглядом всё это сооружение.
Но стоит обратить внимание и на детали. ;Слева здесь начало западной периметральной галереи площади, а справа — кончик западного крыла этого шедевра архитектуры с официальным названием Basílica Catedral de Arequipa, возраст которого очень относителен. Первый храм на этом месте был построен вскоре после основания города, в 1544–1558, он был очень солидным, но полностью разрушен землетрясением 1583-го года. В 1590-м году началось строительство ещё более масштабного храма, которое неоднократно прерывалось новыми катаклизмами. Самая жестокая серия землетрясений сопровождала извержение вулкана Huaynaputina в 1604 году, помимо прямых разрушений, вся стройплощадка была ещё и засыпана пеплом… Новая версия храма — с трёхсекционным залом размерами 85 на 25,6 метров, восемью внутренними колоннами и 22-мя арками — была закончена только к 1656-му году. Но колокольня тогда была только одна, западная. Землетрясения 1666-го, 1668-го и 1687-го годов сильных повреждений храму не нанесли, и его быстренько приводили после них в порядок. Потом около века его вообще ничто не тревожило. А небольшие травмы вызванные землетрясением 1784-го года (несущая конструкция снова выстояла!) послужили поводом для уже назревшего капремонта и для постройки второй колокольни. после этого было всякое: пожар и потеря в нём многих картин и реликвий, небольшие реформы с установкой новых украшений и часов… Очень сильное землетрясение 1868-го года вызвало настоящие разрушения: собор остался без обеих колоколен и без самой помпезной части фасада. Реконструкция заняла несколько лет. А уже в 2001-м эта история почти повторилась: 8,1 по шкале Рихтера, одна колокольня рухнула совсем, другая частично. А главный корпус снова устоял, и год спустя всё уже было восстановлено в прежнем виде.
Под стать этому собору и остальные три грани Plaza de Armas. Долгое время эти гранитные порталы-галереи были одноэтажными, а верхний ярус появился только в конце 19-го века. Он был построен из того же вулканического камня, что и собор, и другие старинные церкви Арекипы, а занимают его в основном рестораны с полуоткрытыми верандами. Ну, а с пассажей первого этажа есть входы как на лестницы ко второму, так и в другие учреждения. На этой западной стороне преобладают турбюоро, на противоположной восточной — магазины суениров.
На южной стороне в основном административные учреждения, среди которых прячется и единственный в центре крупный супермаркет. Вход в него просматривается в глубине кадра, а на первом плане здесь сердцевина самой площади, с обязательными скамеечками и голубями.
Уличное движение по южной стороне площади левостороннее, но в Перу это вовсе не правило, а редкостное исключение. И ещё одна местная специфика: справа тут на скамеечке сидит гражданин с портативной пишущей машинкой механического типа, он печатает на ней любые документы по заказам всех желающих. Во многих перуанских, боливийских и не только городах можно заметить, что храм иезуитов занимает вторую по значимости позицию после кафедрального — или прямо на той же центральной площади, но немного бочком, или у её уголка.
Церковь Ордена Иисуса (1590–1698) в Арекипе пристроилась у этого же юго-восточного угла Plaza de Armas. Длительность строительства тоже объясняется землетрясениями, причём иезуитов они научили как следует: у них в итоге получилась самая приземистая и сейсмостойкая колокольня.
И ещё один шедевр в стиле барокко — церковь Св. Августина, на углу улиц Sucre и San Agustín, т.е в одном квартале западнее главной площади. У неё тоже непростая биография, и тоже хорошая устойчивость основной несущей конструкции (но не колокольни), а этот ажурный фасад датирован 1704-м годом. Вот, пожалуй, и всё самое главное из того, что мы успели углядеть в те утренние часы, что бродили по центральным кварталам в ожидании открытия музея-монастыря Санта-Каталина.
Монастырь Санта-Каталина
Эти два квартала Арекипы — не просто одна из его главных достопримечательностей, это и «город в городе», и даже что-то вроде самой внутренней из матрёшек, образующих ныне второй мегаполис Перу. В список Всемирного Наследия ЮНЕСКО он сначала вошёл отдельной строкой, а после добавления туда и нескольких соседних кварталов старого города оба объекта были объединены в новый, под общим названием «исторический центр Арекипы». И знакомство с ним не будет полноценным без погружения в эту сердцевну. Монастырь (конвент) был основан в 1579-м году, но от его первоначальных построек мало что сохранилось из-за разрушительных землетрясений 1660-го и 1687-го годов. Большинство из того, что мы там видим сейчас возникло уже после этих катастроф, но всё же комплекс в целом соединяет в себе архитектурные стили XV–XIX веков, очень органично, поскольку развивался он непрерывно. Единственная колокольня этой религиозной цитадели была построена в 1748-м году.
Рядом с ней находятся те самые ворота, в которые с 1970-го года может войти любой желающий — достаточно попасть туда в рабочее время музея и оплатить свой билет. Но в музей превратился не весь конвент — в северном его секторе прячется и действующая часть, она расположена в новых и хорошо замаскированных помещениях с отдельным входом — с противоположной улицы. Но нас сегодня интересует именно музейная часть, поэтому начнём прогулку по ее дворикам:
Это самый настоящий лабиринт, а ориентироваться в нём помогают деление на разноцветные сектора и прилагающаяся к входному билету схема.
Там и тупички, и улочки, и переулки…
В основном довольно узкие и извилистые.
Но есть и парочка достаточно широких.
И все они обильно украшены цветущей геранью, кактусами и прочей зеленью в горшках и горшочках. Маршрут продвижения довольно произвольный, но общее направление обхода задано так, до выхода в «социальную» часть конвента нужно побродить по индивидуальным жилищам, отмерив себе оптимальное количество для знакомства с ними изнутри, и проскальзывая мимо прочих.
Оптимальное количество — это индивидуальный параметр, но всё же рекомендуется не менее двух-трёх, поскольку там представлены разные стандарты: для простых монахинь, для богатых, для номенклатуры…
И ещё не стоит слишком этим увлекаться, и уж тем более пвтаться заглянуть в каждый номер этого суперотеля — их там многие десятки, если не сотни, и в голове потом может остаться мешанина из подобных интерьеров и старинной утвари.
Кухоньки традиционного типа, с закопчёными печками и стенами, и со старинными горшками, кастрюлами, чайниками и пр. тоже присутствуют в каждом из таких индивидуальных жилищ.
Есть и мини-дворики, многие из них вот с такими каменными лесенками, ведущими вроде бы никуда — просто чтобы выглянуть на солнышко, а то и погреться под его лучами. Кстати, на правом снимке этого коллажа выглядывают ограда и окна действующей части современного конвента.
Есть там также и хозяйственные помещения общего пользования — там готовили еду для тех кто в этом нуждался по состоянию здоровья или ввиду исполнения каких-то общественных функций, для праздничных застолий и т. д. Ну, а воду всем приходилось носить в основном оттуда.
Хотя есть в этой цитадели и общественные купальни, даже вот такой крытый бассейн.
И ещё вот такие ванны под открытым небом, снабжавшиеся проточной водой из специального акведука.
Фонтан на одной из внутренних площадей тоже свидетельствует о том, что с водоснабжением тут проблем никогда не было. Хотя Арекипа и находится на северном краю знаменитой пустыни Атакама, здесь совсем недалеко до высоких снежных вершин, с которых бегут вниз многочисленные чистые речки и ручьи.
Вот так выглядит этот лабиринт сверху, с крыши главной церкви монастыря. Похоже, что большинство крыш тоже служит для сбора редкой дождевой воды. Новая действующая часть конвента здесь в левом верхнем углу.
Вот мы и добрались до церковно-музейной части исторического памятника.
Она довольно обширная и разветвлённая.
И включает самую настоящую картинную галерею с произведениями известных художников колониального периода (в основном XV—XVII вв.).
Но запомнился визит в Санта-Каталину в первую очередь благодаря вот таким уголкам этой сказки размерами 3,3 га.
Арекипа на память
После небольшого перерыва для качественной утряски впечатлений от погружения в монастырскую среду Санта-Каталины, мы приступили к своей дневной программе в Арекипе, главным результатом которой стало знакомство с ещё несколькими шедеврами религиозой архитектуры этого города.
Старинных церквей построенных из светлого вулканического камня там много, и уровень их внешней отделки очень впечатляющий.
Хронологически эта программа началась со второго захода к другому католическому монастырю — конвенту Св. Франциска (т. е. уже мужскому), и примыкающему к нему муниципальному музею.
Рано утром оба объекта были наглухо закрыты, а сейчас можно было рассчитывать на более углублённое знакомство с ними. И в самом деле, этот вход в музей был уже гостеприимно распахнут, посещение бесплатное. Музей небольшой, но насыщенный и многоплановый.
Там есть и залы картинной галереи, и скульптуры во внутренних двориках.
История города и провинции тоже освещается достойно. Но моё особое внимание привлек зал с бюстом уже знакомого адмирала Грау. Там подробно представлена эволюция его детища — ВМФ Перу, а интереснее всего оказалась авиационная составляющая флота.
Её главные звёзды это те самые Ми-8 и Ан-32, с которыми мы уже встречались в аэропорту Лимы. Выходим из муниципального музея в небольшой скверик, на другой стороне которого нас уже зазывает Св. Франциск.
Это та же самая церковь Третьего ордена, что видна из нашего отеля, но только в другом ракурсе, и в более людный час.
Быстренько ознакомились с открытой для посетителей частью внутренностей конвента.
Внутренний дворик очень забавно оформлен, и создаёт ощущение спокойствия и уюта. Всего через три квартала на восток по этой улице — ещё один конвент, Св. Терезы.
Здесь мы ограничилсь созерцанием внешнего вида его главной церкви (1710), и двинулись дальше.
На следующем перекрёстке свернули направо, в южном направлении, намереваясь сначало окружить центр города по часовой стрелке, а потом прочесать его более основательно. И уже ещё через квартал увидели очередную достопримечетельность из того же жанра:
Iglesia Santa Marta была построена ещё в 16-м веке, и основная часть ее конструкции так и стоит с тех пор. Но некоторые детали фасада появились позже, а нынешние колокольни так и вовсе были пристроены во время капремонта 1946-го года.
На той же площади, Plaza España, находится и здание судебных властей провинции Арекипа. Там уже было довольно людно, это самая кромка исторического центра, переполненная торговыми и административными учреждениями.
Мы упорно продвигались по этому бурлящему слою на юг, и дотопали до центрального рынка.
Фруктовое великолепие (снимок выше) мало в чём уступает бразильским стандартам, а мясные ряды (внизу слева) с треском им проигрывают.
Похоже, что это перуанско-боливийская специфика — ходить на рынок чтобы попить там свежий фруктоаый сок, сделанный при тебе и из того материала, на который покажешь пальчиком. И прилавков этого типа «суперсоковыжимлка» в Арекипе нереально много.
Мы подзаправились там витаминами, утолив попутно и жажду, и продолжили обход торговых кварталов по соседству с рынком. Цель была вроде бы простая — купить большое банное полотенце, но достигли ее не без труда. А обзавестись такой вещью приспичило после того как получили соотвествующий наказ в турбюро: в программе поездки по долине реки Колка будет такой опцион — визит в термальные воды.
…Продолжаем обход. В южном секторе исторического центра особо понравилась церковь Санто-Доминго (1697).
Внутри там тоже очень здорово, мы тихонечко посидели десяток минут, и запрет на фотосъёмку нарушать не стали. Возвращается к Plaza de Armas мимо уже примеченной нами с утра церкви иезуитов:
То есть на этот раз уже не мимо, а с правом на детальный осмотр изнутри и снаружи.
Прилегающие к ней постройки жилого назначения, известные как «Claustros de la compañía», сейчас выполняют уже совсем другие функции.
Вид из их внутренних двориков на боковой фасад церкви тоже хорош.
Было ещё много всего интересного, но фотокамеру задествовали не везде. Несколько музеев предпочли проигнорировать, раза два-три прошлись по толчее пешеходной улицы Calle Mercderes…
Что ещё запомнилось необычного? Преобладание в дорожном движении города такси, в основном суперкомпактной категории, и большинство их было модели Daewoo Tico.
Большинство из которых было жёлтого цвета. Вечером мы снова отправились на Plaza de Armas:
Кафедральный собор просто великолепен. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что у его ступенек происходила какая-то акция протеста, но уяснить её суть по тексту плакатов нам удалось не вполне.
Вечерний город живёт своей яркой жизнью: потоки маломерных такси струятся по контуру площади, а ловятся машины больше всего у угла пешеходной Calle Mercderes, с восточной стороны от кафедрального собора, и эта улица, и площадь, и все старинные церкви Арекипы радуют замечательной подсветкой…
Виктор Пастухов, из путешествия Арекипа — каньон Колка — Куско и Священная Долина Инков (январь—февраль 2015)