Здесь, в питерском аэропорту, началось мое первое одиночное плавание.
Здесь, в питерском аэропорту, началось мое первое одиночное плавание.
Вспоминая переписку с Наташей, посетившей Австрию без чьего-либо сопровождения я вдохновлялась. Ведь Швейцария — абсолютно безопасная страна, а скучно мне одной не бывает…
Говорят, дождик в дорогу — к счастью, но почему-то было грустно. В кафе прямо перед моими глазами готовился к взлёту самолет в Брюссель, и я невольно вспоминала, как здорово было 3 мес назад, на этом же самом месте. Мой дражайший супруг вспоминал наши самые прикольные моменты в путешествиях, скрашивая томительные минуты ожидания. Я надеялась, что быть в путешествии одной тоже хорошо, можно самой с собой поболтать, но пока мое второе я упорно хранило молчание и трепаться со мной не хотело…
Подумалось, что чем старше я становлюсь, тем болезненнее становятся перемещения из родного «гнезда» в «Европы», то ли опасения, как они там без меня, то ли старческая лень, не знаю. Но однозначно трудно уезжать. Я даже придумала уловку для самообмана: сначала еду в Питер, повидаться с детьми, с внучкой, ну, а из Питера куда-нибудь в Европу. Сначала помогало, потом перестало.
Замечательная авиакомпания Swiss смогла релаксировать мои внутренние терзания только на высоте почти 11 тысяч метров. Полет был комфортным, хотя и долгим — 3 часа, кормили интеллигентно и вкусно, с швейцарским лоском, с Монтепульчано и бесконечными шоколадками между напитками и обедом. Даже проливной питерский и цюрихский дождь не испортили впечатления новой встречи с швейцарской землей. Вспоминаю полет в черных густых облаках, он немного напоминает чистилище, ведь чуть выше всегда ярко светит солнце, под тобой проплывают белейшие кудри облаков, райское ощущение. Только редкая картина близ летящего самолета напоминает, что твой «райский " полет происходит со скоростью 780 км в час и за бортом -70 по Фаренгейту, но это ведь совсем не важно, когда тебя ожидает долгожданная встреча с почему-то дико полюбившейся Швейцарией. А как ее не любить, если обменный пункт в месте выдачи багажа, в центральном аэропорту и в захолустном поселении выдает франков рубль в рубль одинаково, и никто не ропщет, что в центре аренда дороже. И как не восхититься работой информационного центра в том же аэропорту, где дядька за минуту и деньги поменял, и все билеты подобрал из аэропорта через Цюрих и Беллинцону до Локарно, и распечатку выдал с подробным расписанием кратчайшего пути, со временем прибытия-убытия и номерами платформ. А дальше — „картина маслом“. Ногу с самолета перенес на этаж ниже и ты — в поезде. За 10 минут доехал до Цюриха, ногу с одной платформы на соседнюю переставил — и ты в поезде на Милан. Сиди себе 3 часа и любуйся природой сквозь огромные чистейшие окна паровоза.
Вот проехали Цуг и его озеро, когда- то я постила отчет об этом прекрасном городке. Здесь ты словно оказываешься в другой реальности, чего только Господь Бог ни придумал на нашей планете, но самое красивое место для меня по- прежнему Швейцария.
Дорога от аэропорта до Локарно мне обошлась в 66 франков, на тот день курс евро и франка был 1: 1.089. Итак, я еду в Тичино!!!!
Второй раз вижу эту дорогу и второй раз буквально схожу с ума. Знаю, что фотки не получатся, но всё равно непрерывно снимаю…
Усталость свое берет, целый день в дороге, поэтому просидев в Беллинцоне полчаса в ожидании своего заключительного в этой транспортной цепочке паровоза в Локарно, кто-то меня дернул за одно место и я заскочила в подошедший поезд на Лугано. Через секунду поняла, что это не Локарно, но кинувшись обратно, не успела. Поезд начал движение, и я, как курица, поехала в противоположную сторону, зная, что из Лугано в Локарно транспорта нет!!! Смеркалось, было почти 9 вечера.
А мне предстояло проделать еще один путь обратно в Беллинцону. Вот вам упражнение на стрессоустойчивость! Приехала в Лугано, поезд обратно уходил через 20 минут, пристала на перроне к контролерам, сделала жалостливые глазки, объяснила ситуацию. Дядьки вникли и разрешили не покупать дополнительный билет. Сэкономила.
И все было бы прекрасно, если бы не забронированный частный отель в Локарно, заезд там до 18–30. Накануне я созвонилась с хозяйкой и сообщила, что будет поздний заезд, около 20 часов, попросила подождать пару часиков. А теперь выходит, что приеду я после 22. Неудобняк такой, да и ездят ли такси там или рикша какая. Мозг от перелетов, видимо, ссыхается или наоборот- отекает. Проссимо фермата- Беллинцона. И почему я итальянский не поучила перед поездкой, он такой мелодичный. Ну вот, вернулась в Беллинцону, время 21–35 и через 10 минут, возможно, я-таки уеду в Локарно. Отчего так случилось? Если во всем видеть глубокий смысл, то можно сойти с ума, поэтому вывод простой- надо быть очень внимательным на вокзалах, особенно если ты путешествуешь в одиночку. Теперь бы повезло с такси…. Отель Рensione Olandа, расположен где-то в горах….
23.00. Ура!!!! Я приехала!!! Прошло всего 12 часов моей жизни, а я преодолела 2000 км по воздуху и еще тучу километров по земле. Прелестный частный пансион на холме в районе Орселина, вид из окна потрясающий даже ночью, завтра сфоткаю при солнечном свете. Предвкушаю! По- прежнему идет сильный дождь, а моя „хозяйка“ Андреа так и не дождавшись позднего гостя оставила на двери письмо.
Мой номер, конечно, маловат, но сколько в нем домашнего уюта, даже пушистый розовый халатик…
Как я уже сказала, отель расположен на холме, и барыга-таксист, не церемонясь, взял с меня за этот 5- минутный подъем 25 франков. " Buona notte», Швейцария, говорят, ты очень дорогая страна, начинаю в это верить!
Итак, информация для тех, кто планирует путешествие в итальянскую часть Швейцарии.
1. Выбор отеля, где лучше жить. Я ехала в Тичино исключительно для посещения гор и долин.
Зная, что входными воротами в основные долины является Локарно, выбор был сделан в пользу этого провинциального, но очень красивого городка, расположенного на озере Лаго Маджоре (Maggiore, кстати, по -итальянски — старший, главный, высший). Этот чудесный " веер» внизу — это и есть прибрежная часть Локарно.
Русских туристов здесь практически нет. У наших «в цене» 2 других, более раскрученных курорта — Аскона и Лугано, где много 5-звездочных отелей, спа и магазинов.
Если Вы хотите посетить больше городов, в том числе итальянских, лучше выбрать отель в Беллинцоне, хотя город мне показался совсем не интересным, да и отельная база у него — несколько «трешек», не больше. Но, находясь в Беллинцоне, удобнее путешествовать на поезде, поскольку Вы можете уехать как в сторону Локарно (электричка S20), так и в сторону Лугано (электричка S10 — до Милана). Если Вы хотите заниматься хайдингом и обойти максимум коротких и длинных пешеходных маршрутов, то нужно останавливаться в крошечных деревушках, в хостелах, это не так комфортно, но Вы не потратите кучу времени на ежевечернее возвращение в «гнездо», а будете наслаждаться уютной теплотой вечерних долин и непередаваемыми закатами на озерах. В следущем рассказе я расскажу о своем отеле в Локарно.
2. Как добраться до Тичино. Swiss осуществляет прямые перелеты из Москвы в Цюрих и Женеву и из Санкт-Петеребурга в Цюрих и обратно. У Аэрофлота тоже есть несколько рейсов из Москвы. Можно сделать пересадку в Цюрихе и этой же компанией улететь в Лугано или Милан.
Из Милана (аэропорта и центрального вокзала) до Лугано ходят электрички и автобусы, время в пути на автобусе чуть более часа. Кто собирается снять отель в Тичино — лучше ехать из Цюриха (3 часа в пути). Из Женевы нужно делать не менее 2 неудобных пересадок (время в пути более 5 часов).
Как только Вы прилетите в Цюрих, в основном корпусе, А — нужно по лестнице спуститься на 1 пролет вниз и обратиться в информационный центр. Там составят маршрут с указанием всех пересадок, номеров платформ и времени прибытия и отправления. Там же Вы получите билет. У меня получился такой маршрут: Аэропорт Цюриха — Главный вокзал Цюриха (пересадка на соседнюю платформу)- Беллинцона (пересадка) — Локарно.
3.Транспортная система Тичино, изменения в туристических проездных картах. Здесь я расскажу только о тех недавних изменениях, которые произошли в туристических картах Тичино (изменения затронули и основные «пассы»). Раньше существовали региональные пассы — Lugano Regional Pass и Locarno Regional Pass. Сейчас их нет. Вместо региональных карт введена общая карта — Ticino Discovery Card (сокращу TDC). Приобрести её можно везде, я купила в информационном центре в Локарно.
Цена карты — 92 франка. Она дает возможность в течение любых трех дней из семи без ограничения пользоваться общественным транспортом Тичино (автобусы, поезда, корабли, подъемники и фуникулеры), посещать долины, музеи. Удобно. И очень выгодно. Я проверила. Главное — просчитать в какие три дня Вы планируете посетить более затратные места (особенно с фуникулерами). Есть список, где карта работает:
Для меня было загадкой — как я активирую эту карту на определенный день. Оказывается, просто. Везде на улице, особенно на вокзалах, остановках, туристических объектах, можно увидеть автоматы со словом — arcobaleno.
В выбранный день Вы прикладываете Вашу карту к обозначенному кругу (это считывающее устройство), и держите её в этом положении некоторое время, пока операция не завершится. Вы узнаете об этом, когда на дисплее появится окно «Cancel». Не отнимая карты от ридера, нажмите окно «cancel», аппарат выдаст вот такой билет —
Теперь в течение дня Вы можете предъявлять его для контролеров. Причем, если Вы посещаете, например, какое-то туристическое место — то должны предъявить эту карту и Вам выдадут специальный билет —
В некоторых местах, например, в Лугано, на горе Сан — Сальваторе, эта карта работает автоматически на контроле без дополнительных бумажных подтверждений.
Если Вы решите, что карта в этот день не нужна, то приготовтесь к затратам на общественный транспорт.
Коротко расскажу о автобусах. В городе ходят городские автобусы. У водителя можно купить билет на 1 зону, он стоит 2.40 евро. Если проехать 2 зоны (например, в Аскону) — то уже 4.40.
И так по возрастающей.
Максимально я платила на почтовых автобусах, которые едут в долины. 5 зон стоят 10.60 в одну сторону.
Карты зон висят везде!
Теперь о подъемнике. В Локарно есть прибрежная зона и холмовая (Орселина). Это достаточно высоко. Там же расположена одна из главных достопримечательностей — церковь Мадонна дель Сассо.
Поэтому из центра города, с его набережной вверх-вниз с 8 утра до 22 часов ходит фуникулер (каждые 15 минут, после 20 часов каждые 30 минут).
Цена билета туда — обратно — 7–60. В отеле можно купить за 4 еврофранка.
Очень удобный вид транспорта. 5 минут и ты — наверху. После этого я 10 минут шла по живописной дороге до отеля.
Железнодорожный вокзал в Локарно имеет не очень «богатое» расписание. Местная электричка S20 ходит в 4 и 34 минуты каждого часа. Туристы едут в Джибьяско или Беллинцону, а там уже пересаживаются на другие направления. Прямого сообщения Локарно с Лугано — Цюрихом-Женевой нет.
Здесь же, на вокзале, стоянка почтовых автобусов во все долины и стоянка основных городских автобусных маршрутов.
4. Основные расходы. Перелет Санкт-Петербург - Цюрих и обратно SWISS - чуть более 400 евро.Проживание — за 8 ночей 500 евро (эконом — вариант), транспорт — 20- 60 евро в день (с учетом фуникулеров в горы), трапеза — 30–50 евро в день (с учетом прекрасного завтрака в отеле). Если Вы используете ТDC — то затраты в день составят 30 евро + еда. К слову — глоток эспрессо в Италии — 1 евро, в Швейцарии от 3.6 — 4.9 евро.
5. Экскурсии в долины. Можно купить экскурсионные программы по разным направлениям, но я уверена, что каждый в силах составить себе индивидуальную программу. Сложностей с транспортом в Швейцарии не бывает.
6. О языке. К чему быть готовым. Русских людей за 8 дней пребывания в Тичино я не встречала, за исключением шоппинг — центра в Мендризио и одной украинской группы в долине Верзаска. Практически все туристы — это пожилые немцы. Видимо, их привлекает швейцарский «орднунг» и они очень созвучны с этой страной. Вся информация в Тичино — на итальянском, и на немецком. В ресторанах нечасто встретишь меню на английском. Информационные буклеты в долинах на английском — редкость. На русском языке здесь вообще ничего нет.
Хозяйка моего отеля — из Германии. Её зовут Андреа. Прекрасная, трудолюбивая, талантливая. Полиглот.
На вокзалах и в ресторанах с английским проблем нет. Водители почтовых автобусов — только итальянский и немецкий.
7. Шоппинг. Считается, что шоппинг в этой части Швейцарии — отличный. Рядом — Италия. Но, судя по разнице в стоимости эспрессо, думаю, и с вещами также. Однако, шопиться надо, ведь тебя ждут дома с подарками. Поэтому — выход есть. Мендризио. Это городок с огромным торговым центром — аутлетом FOX TOWN. Работает ежедневно, с 11 до 19 часов. Я приехала туда с чемоданом, поскольку рассчитывала на камеру хранения на вокзале. А его, как такового, не оказалось. НА 1 этаже есть ателье, где подгоняют по фигуре вещи, там же можно оставить чемодан. За 6 часов я заплатила 5 евро.
Найти его несложно. Выходите с ЖД станции и идите по направлению в город. Через 300 метров будет мост, перед мостом — свернуть налево, ТЦ сразу будет видно. Вся дорога от станции займет 5 минут.
8.Кухня. Про еду здесь подробно писать не буду, поскольку Тичино — это самый бедный кантон Швейцарии. И их еда — это полента (кукрузная каша), ризотто, паста и пицца. На берегу озер есть большое количество кафе, где подают свежепойманную рыбу. Вкусно. Но не всегда. Они любят сделать это в кляре, что не очень-то радует желудок.
Конечно, здесь всегда прекрасные сыры и вино (в основном, мерло). Стоимость 0.5 л местного мерло обойдется Вам в 10 евро в магазине, в ресторане 17 — 18 евро.
Что было запланировано и что сделано за 8 дней.
Здесь слева направо указаны основные долины, которые мне удалось обойти или объехать — розовая — долина Чентовалли, синяя — долина Маджио с её веткой долиной Бавона, зеленая — Долина Верзаска, и коричневая — долина Левентина.
День 1: осмотр Локарно и Асконы. Поездка на кораблике по озеру Лаго Маджоре
День 2: Долина Чентовалли с посещением городов Италии (Домодоссола и Санта Мария Маджоре) и швейцарской Интраньи.
День 3: Долина Левентина с посещением Айроло, Piotto, подъем на фуникулере в долину Пиора и к озеру Ритом,
осмотр Джиорнико, одного из самых моих любимых мест.
День 4 поездка в Лугано, подъем на гору Тамаро
и гору святого Сальвадора, поездка в Мелиде в Парк Миниатюр.
День 5: Подъем на горы Лугано — Кардада и Чиметта.
Поездка в Беллинцону и посещение трех замков, внесенных в список наследия Юнеско.
День 6: Посещение долины Бавона
День 7- Посещение долины Верзаска
День 8- Мендризио. Шоппинг.
Вот такая получилась поездка. Насыщенно, интересно, с ощущением полнейшего комфорта. Однако — накладно, Швейцария продолжает держать марку одной из самых дорогих стран для путешествий. Но при всем при этом, словно наркотик, умудряется затягивать и дальше в свои сети…
Кстати, кто-то спросит, а почему Тичино — пасынок-то? Не знаю. Такое сложилось впечатление. Этот кантон имеет швейцарскую транспортную систему с их щепетильностью и орднунгом, имеет швейцарский уровень цен. А все остальное в нём «от Италии». Постараюсь в последующих рассказах это доказать…