Рассказ о путешествии по Кругобайкальской железной дороге (второй день) — здесь.
На третий день нашего путешествия мы поехали из Иркутска к основной цели поездки — на остров Ольхон. Ольхон (от бурятского слова «ойхон» — «лесочек» или «немного лесистый») — крупнейший остров озера Байкал, и при этом — единственный обитаемый. В длину примерно 74 км, в ширину — 15, площадь — 730 кв.км. Население составляет около 1670 чел., из которых 1350 чел. проживают в самом крупном поселении острова — пос. Хужир. Здесь обычно и останавливаются почти все туристы, приезжающие на Ольхон. Остальное население «разбросано» по острову небольшими поселениями по 3–4 семьи. Электричество провели на остров недавно, менее 10 лет назад. Водопровода с горячей водой, централизованного отопления и канализации здесь нет, поэтому стоит внимательно подходить к вопросу выбора гостиницы, учитывая объем нагревателя для воды в санузле, наличие обогревателей и т. п. Кондиционеры и Wi-Fi здесь пока что редкость, но Wi-Fi обещают вскоре сделать повсеместно, т. к. иностранные туристы, особенно корейцы, не могут ни секунды без интернета якобы. =) Расскажу поподробнее о дороге туда, и как там и что.
Дорога из Иркутска на Ольхон занимает примерно 6 часов. Легко найти машину (микроавтобус) у центрального автобусного парка. Нас забрали из отеля, затем подвезли туда, дособрали машину, потом уже отправились. У нас проезд входил в стоимость тура, но мы слышали, с других собирали рублей по 800 вроде. В середине пути — остановка в бурятском кафе на обед. Большая часть пути проходит по вполне хорошей асфальтированной дороге, в конце перед переправой — по грунтовке. Зимой через пролив переправляются по льду, летом — на пароме. Обычно это выглядит вот так:
1
Нам, как обычно, в мелочах везет, в начале мая (в межсезонье) паром еще не запустили (его запуск разрешается специальной комиссией, когда она принимает решение, что уже можно, не опасно). Поэтому наша переправа через пролив по дороге туда выглядела вот так:
С 25 кг чемоданами по этому мосточку подниматься — не сказать, что весело. =) Но это все ерунда. Самое веселое всех ждет впереди. По прибытии на остров все загружаются в машины, причем обычно это, к сожалению, старые раздолбанные иномарки-минивэны. Там подвеска уже разбита вся. А вас ждет увлекательное путешествие на час-полтора по бездорожью с дикой тряской и грохотом. Позже на экскурсии мы ездили на уазиках («буханках»), наш вам совет — выбирайте при возможности их. Там тряска куда мягче. Отличная дорога на Ольхоне (федеральная) выглядит вот так:
4
на экскурсиях же и т. д. она проходит просто по лесу, по степи и т. д. Для тех, кому будет интересно, мы записали коротенькое видео о том, как оно, внутри трястись. =)
Дороги Ольхона
На «буханке» по дорогам Ольхона — каково это?
В основном кузове тесно, крупным мужчинам лучше садиться рядом с водителем. Как вы видите на фото выше, тем, кто добирается от парома до Хужира, представляется, что они попали в холмистую зелено-желтую бескрайнюю пустую страну. Однако, как следовало из названия, ландшафт Ольхона представлен не только степью, но и тайгой, занимающей около трети площади острова.
4
Что касается климата, то здесь очень-очень сильные ветра, особенно зимой. В холодное время года стоит рассчитывать на среднюю температуру -15 — -20 градусов по Цельсию, на майские праздники у нас было от 0 до +6, а летом в среднем воздух должен прогреться до 20 градусов. Сюда, на Ольхон, в Хужир приезжают летом за купанием: на Малом Море (пролив между Ольхоном и другим берегом Байкала шириной до 16 км) вода прогревается летом наилучшим образом. Это самое мелкое место Байкала, здесь можно понадеяться летом на температуру воды около 20 градусов. Средняя же температура воды летом в Байкале — 13 градусов.
Итак, мы добрались до Хужира,
и заселились в гостиницу «Байкалов острог», которую я всем очень рекомендую, она единственная стоит на самом берегу Байкала, но подробно останавливаться не буду, все уже про нее писала в организационной части рассказа.
3
Скажу только, что приехав на Ольхон для более близкого знакомства с Байкалом и единения с природой, лучше себе создать условия для максимально удобного наблюдения за местными достопримечательностями — природными красотами. Встречать потрясающие рассветы на берегу Байкала,
1 из 3
4
любоваться невероятными закатами,
5
изучать само озеро. Мы, например, провели чудесный день, изучая строение байкальского льда, который стал для нас полной неожиданностью и удивлением. В мае, наблюдая с берега, кажется, что озеро покрыто тонкой корочкой льда. На самом же деле, промерзая зимой на полтора метра, оно даже в мае покрыто толстенными льдинами, которые, если их достать, окажется, что состоят из столбиков-сосулек длиной сантиметров 30–40, скрепленных вместе.
Структура льда Байкала
Демонстрация структуры байкальского льда на о. Ольхон. Май 2015.
Из-за трещин между ними в вечернее время и на рассвете по всему озеру раздается треск. Очень интересно было понаблюдать, как лед под нашим воздействием расползался на эти отдельные острые сосульки.
Как расходится лед на Байкале
Как рассыпаются льдины в Байкале, май 2015 г., пос. Хужир, о. Ольхон, малый Байкал
На Ольхоне очень разнообразные возможности по экскурсионным маршрутам, особенно в летний период. За самыми красивыми видами едут по Северному кольцу, к мысу Хобой, за археологическими достопримечательностями — на юг острова.
В этом рассказе я хочу подробнее рассказать о главной достопримечательности Хужира, а возможно, и всего Ольхона — мысе Бурхан. На следующий день после приезда на Ольхон мы самостоятельно осуществили пешую экскурсию на мыс Бурхан и к скале Шаманке. Словом «Бурхан» буряты называют «Хозяина Ольхона», самое главное божество Байкала. Этот один из красивейших мысов Байкала венчает скала Шаманка, представляющая собой две башни со сквозной пещерой, в которой обнаружена стоянка древних людей, их орудия труда и охоты. Пещера считается местом обитания грозного байкальского божества.
Погода нас утром порадовала, хотя этому не стоит доверять, на Ольхоне — свой микроклимат, погода меняется очень быстро.
1
Так что мы бодро зашагали в сторону поселка. Хужир от нас отделяли всего каких-то километра полтора. Подробно про сам поселок я рассказывать не буду, чтобы не повторяться, приглашаю посмотреть побольше про него в альбом, посвященный Хужиру.
Чтобы попасть к Шаманке, нужно миновать поселок,
1
и двигаться дальше. Примерно в паре километров от Хужира вы увидите дерево, обмотанное ленточками, которое вам просигнализирует о приближении к мысу Бурхан.
8
Я уже писала о повсеместной шаманской традиции на Байкале о вязании этих ленточек на все, что можно. Она может нравится, может — нет, но на всех природных «местах силы» здесь, как их называют местные, вы их увидите. Напомню, что эта традиция привязывать ленточки на ветки деревьев или к специальным столбам для коновязи — «сэргэ» — обусловлена верованием в то, что когда ветер колышет ленточку с написанными на них старомонгольским вертикальным письмом молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам.
И вот уже вы видите вдалеке Шаманку.
10
Осталось совсем чуть-чуть. Здесь хотелось останавливаться на каждом шагу, чтобы сделать очередной снимок. Куда ни глянь, везде красиво. =) Мыс Шаманский — исторически первое название объекта, а после прихода на Ольхон буддизма появилось и новое имя — мыс Бурхан. Вершины его скал слегка наклонены в сторону Приморского хребта — готовятся противостоять самому сильному ветру Байкала — Сарме.
7
Наконец, вот такие столбы сообщают нам, что мы — на месте.
6
2
За ними можно подойти к краю мыса и почувствовать себя на краю земли. Многие сюда за этим и приходят, посидеть в уединении, помедитировать, подумать и посозерцать окружающий мир.
7
Пейзажи тут просто нереальные, можно осматривать часами.
1 из 5
7
За века вода и ветер проточили в скале сквозную пещеру. Говорят, она представляет собой помещение высотой 3–4 метра, расположенное с западной стороны мыса. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры прямо на восточную сторону мыса. Мыс и пещера в нем считались у древних жителей священными. Поэтому проход туда запрещен, о чем уведомляет табличка на узком перешейке, соединяющем скалистую основную часть мыса с берегом.
1 из 2
2
Единственное, очень жаль, что многие люди так небережно относятся ко всему, что их окружает; к сожалению, весь мыс и все склоны, особенно скалистые части, исписаны краской и различными надписями, конечно же, в основном из серии «здесь был Вася такого-то числа».
4
3
Но этот небольшой неприятный фактор не ухудшает в целом восторженного впечатления от посещения этого необычного и прекрасного места.
Честно говоря, много сказать здесь вряд ли получится, да и не нужно это, а нужно просто смотреть и любоваться. А нам тем временем, пора обратно, пока Хужир не засыпало майской свирепой метелью. =)