СУЗДАЛЬ: ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ
22 мая 2010
Цель поездки — Суздаль.
Дата поездки — 22.05.2010.
Бюджет поездки — примерно 1920 руб. (на двоих).
СУЗДАЛЬ: ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ
22 мая 2010
Цель поездки — Суздаль.
Дата поездки — 22.05.2010.
Бюджет поездки — примерно 1920 руб. (на двоих).
Суздаль — город, включенный в Золотое кольцо России, его центр, знаменитый многочисленными памятниками архитектуры, на сравнительно небольшой территории которого находится более 50 храмов и 5 монастырей (4 из которых — действующие). Город, который принято называть «музеем под открытым небом». Несомненно, русская провинция привлекает внимание жадных до впечатлений туристов. Поэтому, едва на работе организовали экскурсию в Суздаль, мы с мужем с радостью согласились принять участие в этой увлекательной поездке. Конечно, самостоятельный вояж был бы более интересным и насыщенным, но для первого знакомства наша маленькая майская экскурсия подходила как нельзя кстати. Дополнительно я проштудировала свой славный путеводитель «Золотое кольцо» издательства «Вокруг света» и сайты о Суздале: www.suzdal.org.ru и www.museum.vladimir.ru (официальная страничка Государственного историко-архитектурного и художественного Владимиро-Суздальского музея-заповедника). И вооруженные информацией, обрадованные теплой майской погодой, мы отправились покорять «город — музей», «городок в табакерке».
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Свое звучное название Суздаль, по преданию, получил от глагола «созидать», «лепить из глины», что может быть подтверждено активным строительством в городе. Путеводитель «Золотое кольцо» приводит интересную версию, согласно которой имя Суздалю дали два финно-угорских слова «suz» и «dal», в переводе означающие «девичью песню». Якобы на этом месте, среди шелковых трав да белоствольных березок водили хороводы красны девицы. Наверное, это не более чем красивая легенда, и Суздаль — все-таки детище зодчих. Хотя в его звучном названии слышатся и славянские напевы, и звон вешних ручьев, а воображение рисует белокаменный прекрасный град.
Первое летописное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Чуть позднее, в XI—XII вв. в излучине реки Каменки начали возводить Кремль. Окруженный природным водоемом и искусственным рвом, защищенный насыпными земляными валами, город становится неприступной крепостью. Сколько веков уж прошло, а древнейшее наследие наших предков мы можем наблюдать и ныне в самобытном Суздале. В городе практически с момента его основания постоянно строились храмы, основывались монастыри. Многие дошедшие до нас святыни по праву называют шедеврами средневекового зодчества.
Дальнейшая история Суздаля, как и многих других городов, неразрывно связана с нашествиями и княжескими переделами. Так, в начале XII в. он был центром Ростово-Суздальского княжества, в 1238 г. город сильно пострадал от татаро-монголов, некоторое время был самостоятельным, а в XIV — XV вв. принадлежал Суздальско-Нижегородскому, а затем и Московскому княжествам.
Знаменитый своими многочисленными православными святынями, светлый городок Суздаль становится центом епархии, благодаря чему на территории Кремля происходит активное каменное строительство. Богатеют и процветают монастыри, поддерживаемые значительными царскими и боярскими вкладами. Вся эта удивительная старинная красота приумножается и бережно охраняется, поэтому и дошла до наших дней.
Коснулись Суздаля и Смута, и пожар, но город, словно чудесная птица Феникс, снова возрождается из пепла сражений и стихий. На месте деревянных церквей возводятся прекрасные каменные. Именно образцы зодчества XVII в. и сейчас украшают симпатичные улочки древнего Суздаля.
Век XVIII приносит городку спокойствие. Епархия перемещается во Владимир, и Суздаль становится тихим уездным городишком. Огородничество да торговля — вот основные занятия жителей. На долгое время жизнь будто замерла в Суздале, он словно погрузился в сон, как сказочная царевна в заколдованном лесу. Наверное, благодаря этому городок и сохранил свою первозданность, кристальную душу, красивые пейзажи и замечательные памятники старины. Пробуждение произошло только в середине прошлого столетия, когда Суздаль объявили городом-заповедником, «музеем под открытым небом», и для него началась новая, увлекательная история, наполненная сказкой.
Герб Суздаля — «птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное» (1781 г.).
НАД СУЗДАЛЕМ НЕ ВЛАСТНО ВРЕМЯ
Обзорная автобусная экскурсия по Суздалю позволила нам поближе познакомиться с городком и рассмотреть его во всей красе. Первое впечатление о нем выразилось в моем путевом блокноте эпитетами: «маленький, хорошенький, миленький, очаровательный». Суздаль очень низенький, 2-3-этажный, а выше дома здесь запрещено строить, дабы не загораживать потрясающие виды, открывающиеся практически из любой точки города. Домики все очень душевные, много деревянных избушек, утопающих в майских изумрудных палисадах, с неизменными цветастыми занавесочками и пламенеющими геранями. Я не переставала восторгаться кружевными наличниками и ухоженными фасадами. Что не улица-то картинка! Даже стилизованные каменные здания официальных учреждений и неизбежные коттеджи-новоделы (ну, куда уж без них?) как-то просто и органично вписывались в общую панораму старинного Суздаля.
Городок расположен на живописной холмистой местности, пересеченной остатками бывших крепостных валов. А теперь представьте все эти округлые пригорки, опушенные свеженькой нежно-салатной травкой, серебряную извилистую ленточку речки Каменки с отражающимися малахитовыми шапками прибрежных кустиков, майскую зелень раскидистых крон вековых деревьев, окружающих домики и храмы. И над всем этим душевным, наполненным размеренностью и покоем великолепием раскинуло широкие объятья ослепительно-голубое весеннее небо.
Но что удивило более всего — так это огромное количество святынь. Казалось, куда не кинь взгляд — везде увидишь позолоченные кресты и стройные колокольни. Куда не сверни — найдешь мощные монастырские стены и оштукатуренные бока церквей. А в кристальном воздухе вместе со свежестью первой зелени плыл тонкий аромат ладана и свечей. Многие наши города выглядели когда то, как Суздаль. С высоких холмов Ярославля, Ростова Великого, Рыбинска, Углича открывались изумительные панорамы, пестреющие куполами храмов и величественных соборов. Да только не многое осталось от их былого великолепия. Конечно, многие церкви Суздаля, в отличие от фасадов домов, нуждались в реставрации. Но ведь сохранились же, почти все полсотни сохранились!
Мне до сих пор удивительно и не понятно, ну, как смогли все эти милые древние святыни уцелеть в период советской антирелигиозной кампании? Как не подверглись забвению и разрушению, не были разобраны по кирпичику, не растасканы «на бытовые нужды», не затоплены и не изуродованы? Как не были они навсегда стерты с лица нашей многострадальной Руси? Разве это не чудо, разве славному Суздалю не покровительствует добрый ангел? Или это отважный сокол, слетевший с городского герба, бережно укрывает своим сильным крылом эту самобытную светлую красоту? А, может, дело в добрых, чутких суздальцах, любящих свой город, как в давние времена «не отдавших его на растерзание врагу»? Здесь невольно начинает казаться, что чудесным образом над Суздалем не властно время.
Красивая, исконно русская природа в гармоничном сочетании со старинной самобытной архитектурой и множеством милых сердцу храмов — все это делало Суздаль похожим на сказочный уголок.
Но, вместе с тем, к чувству искреннего восторга (мы никогда не видели такого раньше) примешивалось ощущение какой-то «ненастоящности». Суздаль — такой необыкновенно чистый, ухоженный, симпатичный, но слишком «причесанный». Все здесь казалось будто срежиссированным, как в детской киносказке. И наталкивало на мысль, что Суздаль — туристический продукт. Толпы туристов, много иностранцев, на каждом шагу гостиницы, сувенирные лавки, кафе, мелочные развалы. Расписные тройки, нарядные повозки и разрумяненные суздальцы в псевдонародных костюмах, чувство некой балаганности. Конечно, иностранцы на это охотно «покупаются», им все в диковинку, ходят, ахают, щелкают фотоаппаратами, стараясь запечатлеть каждый уголок красоты по-русски. А мне почему-то чудилась не то что бы фальшь, просто некая «музейность», что ли. Душевность городу, пожалуй, придавали именно те не слишком отреставрированные церкви.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что все это плохо. Славно, что такую красоту сохраняют, что о ней заботятся, это достойно уважения. В Суздале прекрасная экология, такого свежего воздуха и такой чистой травы не встретишь в наших задымленных мегаполисах. Но из-за отсутствия производства Суздаль вынужден жить лишь земледелием и туризмом. Причем, последняя сфера деятельности не зависит от сезона, в городок в любое время года с удовольствием едут туристы. Вообще, Суздаль несколько напомнил мне наши Черноморские курорты. То же ощущение вечного праздника, те же оживленные многочисленные путешественники, веселый шум и суматоха. Я не хочу быть несправедливой к милому Суздалю, более того — такой судьбе и вниманию могли бы позавидовать многие провинциальные городки. Просто в моем сознании крепко живет образ нашей провинции, пусть не ухоженной, но близкой и родной, от которой веет извечной русской грустью и так сладко щемит сердце. Да и не люблю я, когда переигрывают. А больше всего терпеть не могу знакомиться с достопримечательностями в людской толпе…
В целом же, Суздаль показался мне милым, хоть и игрушечным, такой симпатичный «городок в табакерке».
МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Свое знакомство с основными достопримечательностями Суздаля мы начали с посещения Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Уже за изгородью с розовыми шиповником мы увидели чудесные деревянные купола и с интересом прошли в очаровательный бревенчатый домик — кассу с хорошенькими занавесочками и симпатичными геранями на окошках. Здесь же мы приобрели билет на фотосъемку (100 руб.), который был действителен не только в этом музее, но и на всей территории Суздаля, включая различные экспозиции.
Музей деревянного зодчества, где собраны уникальные памятники русской старины XVIII — XIX вв., потряс нас до глубины души, ведь прежде мы ничего подобного не видели. На обширной зеленой территории располагались старинные деревянные постройки, привезенные из различных сел и деревень Владимирской области. Чудесную, душевную атмосферу этого экологически чистого местечка (честное слово, мне ужасно захотелось поваляться на этой свеженькой, изумительно-зеленой травке:)) нарушали просто сумасшедшие толпы туристов. Здесь были иностранцы, наши путешественники, шумные детские группы, причем в таком количестве, что порой приходилось буквально стоять в очередь, чтобы посетить объект, а уж о том, чтобы сделать кадр «без народа» и речи быть не могло. Популярность музея явно зашкаливала, а так хотелось насладиться общением со стариной в тишине и спокойствии! Но мы были все равно рады встречи с Музеем деревянного зодчества. Осторожно ступая по деревянным дорожкам, мы вслед за экскурсоводом отправились знакомиться с бытом наших предков.
Гид, перехватившая в Суздале инициативу у нашей ярославской сопровождающей, оказалась пожилой, интеллигентной женщиной, образованной, эрудированной, знающей и любящей свой город. К сожалению, чтобы сделать хороший снимок, мне часто приходилось отставать от экскурсии. Хорошо, что при подготовке к поездке я прочитала достаточно информации о Суздале и примерно знала, что нам предстоит увидеть.
Преображенская церковь (1756 г., привезена из села Козлятьева) — именно ее купола плывут над Суздалем. Деревянная, очень интересной архитектуры, «бочковидная», с маленькими оконцами на барабанах и чешуйчатыми главками, увенчанными тонкими крестами. Ее особенностью является пристроенная крытая галерея — «гульбище». Раньше в летние дождливые вечера сельская молодежь любила собираться на «гульбище», обмениваться новостями, петь песни, отсюда церковное крыльцо и получило это название. А сейчас на галерее старинной деревянной церкви устроила «фотосессию» размалеванная блондинка на высоченных каблуках. Вот она — грустная преемственность поколений…
Преображенская церковь удивительно красивая, медово-теплая и светлая, настоящее украшение наверняка некогда богатого села.
Воскресенская церковь (1176 г., из села Потакино) — скромная по декору, очень лаконичная, с высоким куполом-шатром и маленькими главками, с простым симпатичным крылечком. Эта церковь освещена и по большим праздникам здесь проходят службы. Мы зашли внутрь, дивясь ее бревенчатому убранству и мастерски выполненному резному деревянному иконостасу. Конечно, иконы были современными, но их ажурные оклады вызывали восхищение. Это настоящее чудо!
На территории Музея есть и бытовые деревянные постройки. Мы полюбовались 1-2-этажными бревенчатыми домами с кружевными наличниками, настоящими шедеврами старорусского зодчества. В одноэтажную избу мы даже зашли, где ознакомились с бытом крестьян. Осмотрели сени с сельскохозяйственной утварью, прошли в дом. В бревенчатой крепкой горнице была русская печка с широкими полатями и «углом хозяйки», в котором выстроились опрятные горшки и чугунки, качалась люлька, отдельно находилось «место хозяина» (такая большая кровать с «мужскими» вещами), стоял добротный обеденный стол с лавками. Особую прелесть и ощущение «обжитости» придавали алые герани на подоконниках и лубочные картинки. Мы с удовольствием посидели на теплых гладких лавках, словно большая крестьянская семья, послушали интересный рассказ о быте предков, насладились вкусным ароматом прогретого солнцем дерева. Заглянули в светелку, где стояли прялка и ткацкий станок — основные женские «орудия труда» того времени. На дощатом крыльце лежал толстый ленивый кот, тоже, наверное, часть музейной коллекции:).
На территории Музея деревянного зодчества, как в любом старорусском селе, имелись бревенчатые амбары и овины. Наше внимание привлек необычный колодец с огромным колесом. Оказывается, чтобы напоить всю деревню, люди вставали в это колесо и бежали в нем подобно белкам, поднимая ведра с водой. О таком мы раньше не знали.
Вдалеке стояли большие деревянные ветряные мельницы. Я их полюбила еще с Беларуси, но, к сожалению, близко мы их не рассмотрели из-за ограниченности времени. Уже на выходе заглянули в хорошенькую маленькую часовенку с иконами в деревянных окладах.
Музей деревянного зодчества нам очень понравился, в нем хотелось побыть подольше, погулять, все подробно рассмотреть, проникнуться духом старины. Причем, даже несмотря на толпы туристов, не чувствовалось наигранности, «ненастоящности», с которыми я всегда опасаюсь столкнуться. В Музее все удивительно органично, будто это самая обычная деревушка, жители которой лишь на время покинули свои дома, например, уйдя на сенокос. Но времени отведено просто катастрофически мало!
Со смотровой площадки около Музея деревянного зодчества открывался через речку Каменку потрясающий вид на панораму Суздальского Кремля — Рождественский сине-купольный собор и белую пышную колокольню на фоне лазоревого майского неба и густой зелени. Вот где потрясающая красота!
СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ
Древнейший суздальский монастырь был основан в 1352 г. суздальским и нижегородским князем Константином Васильевичем. Первоначально обитель носила имя Святого Спаса. Свое второе название монастырь получил после обретения мощей святого игумена Евфимия в начале XVI в. Спасо-Евфимиева обитель была очень богатой, его сокровищница пополнялась щедрыми вкладами дворянских родов. Внушительные стены монастыря свидетельствуют также о его защитной функции. От первых деревянных построек ничего не осталось, но сегодня мы можем наблюдать превосходные образцы каменного зодчества XVI — XVII вв.
В советские годы в стенах монастыря располагались лагеря и колонии. И сейчас Спасо-Евфимиев монастырь — единственный из пяти суздальских обителей, который не действует. Здесь располагаются многочисленные музейные экспозиции: «Спасо-Преображенский собор (XVI в.)», «Д. М. Пожарский — национальный герой России», «Золотая кладовая: русское декоративно-прикладное искусство XI — нач. XX вв.», «Книга шести столетий», «Русская икона XVIII — нач. XX вв.», «История Суздальских монастырей», «Музей реставрации «Побеждая время…», «Сплетение судеб», «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории», «Музей наивного искусства России» (билеты по 30 — 50 руб., единый билет — 200 руб.). С одной из них ознакомимся и мы.
Уже при подходе к обители нас поразили мощные розоватые стены и башни монастыря, делающие его похожим на неприступную крепость. Внутри все было хорошо отреставрировано, на зеленой территории, разбитой на зоны, шелестели листвой тенистые аллеи, благоухали клумбы. Несмотря на многочисленных туристов, было как-то тихо и спокойно, даже благодатно.
На монастырскую территорию мы проходим через внушительную главную проездную башню, в которой располагаются кассы музея. Поражает ее лаконичная архитектура со строгими бойницами и древняя кладка.
Во внутренний двор ведет Благовещенская надвратная церковь (XVI — XVII вв.). Она очень симпатичная, беленькая, украшенная изящной каменной резьбой, увенчанная маленькой серенькой главкой. Между двумя продолговатыми центральными окнами находится икона. Благовещенская церковь в давние времена играла роль вторых въездных ворот, а территорию от возможных врагов защищали дополнительные стены.
Мимо шикарных белокаменных палат с деревянными крылечками и балконами, где когда-то располагались кельи монахов (XVII в.), мы проходим в самое сердце обители.
Огромный Спасо-Преображенский собор (1594 г.) гордо высится среди вековых монастырских деревьев. Он прекрасен! Мощный, белоснежный, увенчанный большими тяжелыми луковками-куполами, центральным — золотым в окружении классических малахитовых. Изящные позолоченные кресты торжественно сияют в безоблачном майском небе. Собор завораживает, пленяет. Внутри Спасо-Преображенского собора сохранились великолепные росписи (1689 г.) кисти прославленных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. К сожалению, оценить их красоту мы не смогли. То ли там шли реставрационные работы, то ли просто посещение экспозиции не входило в нашу программу, но собор был огорожен, около него трудились мастера и мы не смогли близко подойти к нему. Так и любовались красавцем на расстоянии.
Рядом с собором была очаровательная беленькая беседка-часовенка, изящная, как китайский фонарик. А еще мы увидели торжественную усыпальницу князей Пожарских, правда, не старинную, а восстановленную. Здесь же находится могила Дмитрия Пожарского, знаменитого героя, наряду с К. Мининым возглавившего Народное ополчение 1612 года.
Наше внимание привлекает необычная звонница (XVI — XVII вв.). С первого взгляда она напоминает мне характерные строения Ионы Сысоевича, знакомые нам по Ростову Великому и Борисоглебскому. Однако я ошибаюсь. Своей оригинальной архитектурой монастырская звонница обязана длительной истории создания. Первоначально была возведена столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Богатому Спасо-Евфимиеву монастырю всегда покровительствовали знаменитые фамилии, появлялись новые колокола, и для них пристраивались дополнительные арки звона. Бело-бордовую звонницу, как и прежде, украшает элегантный циферблат часов. Сейчас в монастыре-музее днем ежечасно дают потрясающие концерты колокольных звонов. На одном из них присутствовали и мы. Во внезапно наступившей тишине раздались мощные удары колокола, затем к нему присоединилось разноголосье других. Перезвоны были очень красивы и мелодичны. Завороженные, мы смотрели на величественные купола Спасо-Преображенского собора, на нарядную красавицу-звонницу и слушали прекрасную мелодию, чувствуя, как наши сердца наполняются благоговейным светом и теплотой. Это было потрясающе!
После концерта мы полюбовались пышной белоснежной Успенской церковью (1525 г.) с трапезной и прошли к маленькому простому Никольскому храму (1669 г.) с больничными покоями. Белый, с одной серой главкой, он будто напоминал своим аскетичным видом о грустном покровительстве страдающим недугами. Единственным украшением Никольского храма служило лишь каменное кружево тонкой резьбы.
В бывшем больничном корпусе сейчас располагается потрясающая экспозиция «Золотая кладовая: русское декоративно-прикладное искусство XI — нач. XX вв.», где собрано более 500 интереснейших экспонатов. С ней мы и спешим ознакомиться. Под тяжелыми белокаменными сводами первого этажа мы с восхищением рассматриваем богатую коллекцию. Здесь представлены археологические древности, обнаруженные при раскопках, филигранная резьба по камню и кости, искусная чеканка, серебряные и золотые изделия (украшения и предметы культа). С замиранием смотрим на старинные иконы в драгоценных окладах, церковные книги в тяжелых переплетах. Наше внимание привлекают витрины с очаровательными старинными серьгами и хорошенькими пуговицами. С интересом рассматриваем старорусскую посуду и церковную утварь. Один из залов полностью посвящен драгоценному лицевому шитью (иконы, надгробные покровы). Мы восхищаемся мастерством златошвей, это действительно великолепно!
По узкой крутой лестнице поднимаемся на второй этаж, где представлено декоративно-прикладное искусство XVIII — нач. XX вв. В больших витринах находятся потрясающие вышивки, иконы, богатые оклады, усыпанные драгоценностями библии, тяжелые облачения священнослужителей, восхитительные дарницы. Очень понравились 2 витрины со светской тематикой. В одной из них была девушка-манекен за чаепитием, в другой — за туалетом. Изящные, продуманные до мелочей интерьеры, очаровательные вещицы и элегантная одежда будто перенесли нас в аристократичный XIX век. Муж решил меня сфотографировать рядом с девицей за чаем, для чего я встала за прозрачную витрину. Получилось, будто я нахожусь рядышком с мадам в витрине:). Моему примеру сразу же последовала добрая часть нашей женской группы, по крайней мере, те, кто смог протиснуться в узкую щель между стендами. Должно быть, служительницы подумали, что мы дикие люди. Но было прикольно:).
Выйдя из музея, мы наспех осмотрели длинный унылый корпус бывшей тюрьмы с крепкими решетками на окнах. Острог существовал в стенах монастыря с 1764 г. до начала XX века и повидал немало знаменитых заключенных: декабристов, политических узников — «вольнодумцев», не принимающих новый советский строй. Их имена можно прочесть на мемориальной табличке. А еще очень оригинально и проникновенно смотрится на белой стене тюремного корпуса черная металлическая композиция из цветов на решетке. Символично.
На обратном пути успели заглянуть в митрополичий сад с ровными грядками и плодовыми деревьями, полюбовались мощные стенами с переходами. На территории монастыря-музея было кафе, где предлагали всевозможную медовуху. Купив стаканчик, посидели на теплых деревянных лавках рядом со старинными белеными стенами. Можно сказать, вплотную прикоснулись к древности:). А еще при монастыре есть пасека. Наверное, потому и медовуха такая вкусная, своя, домашняя.
Спасо-Евфимиев монастырь нам очень понравился. Хоть и музей, а место душевное, красивое, здесь ощущается дух времени, чувствуется история. Конечно, хотелось бы посетить все интересные экспозиции музея, но время не ждет, видимо, в другой раз.
Муж успевает обежать парковую ограду и сфотографировать памятник герою освободительного движения на фоне древних стен монастыря с торжественной надписью «Дмитрию Пожарскому — благодарная Родина». Это кажется очень символичным и проникновенным.
Мимо внушительных розовых стен Спасо-Евфимиева монастыря и многочисленных сувенирных развалов мы проходим на восхитительную смотровую площадку, одну из лучших в городе. С высокого обрыва открывался завораживающий вид на древний Суздаль, на зеленые холмы, синюю Каменку, многочисленные купола и на величественный Покровский женский монастырь (1364 г.), знаменитый своими узницами царских фамилий и кровей.
СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ
По хорошеньким улочкам Суздаля мы прошли в центр города. Нас повсюду сопровождали многочисленные церкви, радовали взгляд прекрасные яркие цветники, по улицам неспешно гарцевали лошадки, запряженные расписными повозками, бродили толпы восторженных туристов. Вот и Суздальский Кремль!
Расположенный в излучине реки Каменки, старинный ансамбль издавна был ядром города, вокруг которого формировался посад. Крепость в окружении земляных валов была основана на рубеже XI — XII вв. Пройдя сквозь череду разрушений и пожарищ, крепостные стены города в XVIII в. наконец-то воплотились в камне.
Конечно же, такая древность не могла оставить нас равнодушными. Невольно замирало сердце от соприкосновения со старинной историей Суздаля. И хотя ансамбль включает в себя совсем не много памятников архитектуры (в отличие от Ростовского Кремля), это достойное украшение древнего Суздаля. Сейчас здесь располагаются увлекательные музейные экспозиции: «Крестовая палата», «История Суздаля», «Древнерусская живопись», «Иорданская сень XVII века. Единственная, сохранившаяся в России», «Детский музейный центр: «Суздаль. 100 лет назад», а также интерьеры Рождественского собора и Никольская церковь.
Минуя белые мощные стены, мы прошли в ухоженный зеленый дворик, пестреющий туристами и вспышками фотокамер.
Гид обращает наше внимание на торжественную шатровую колокольню (1635 г.) с курантами. Белоснежная пышная красавица гордо устремляется в лазоревое майское небо. Примечательно, что на циферблате изображены не привычные нам цифры, а буквы старорусского алфавита. Часы, как и прежде, отбивают каждый час и четверть часа, и их красивый бой далеко разносится над Суздалем.
Попутно мы любуемся изумительно отреставрированными Архиерейскими палатами (XVII — XVIII вв.). Нарядное белокаменное жилище суздальских церковных владык, с небольшими окошками и массивными резными крыльцами органично вписывается в планировку Кремля. Среди размещенных в Архиерейских палатах экспозиций наиболее интересна Крестовая палата.
Конечно же, самое величественное здание Кремля — Рождественский собор (1222 — 1225 гг.). Это уникальный памятник суздальской архитектуры. Собор Рождества Богородицы монументальный, благородный и прекрасный. Его старинные беленые стены и изумительные густо-синие купола с золотыми звездами далеко видны с изумрудных суздальских холмов. Розоватые стройные барабаны придают храму очень женственный, родной и удивительно теплый вид. Собор великолепен, недаром его называют жемчужиной Суздаля.
Нам повезло — в экскурсию входит посещение этого грандиозного красавца. Затаив дыхание, мы проходим через тяжелую дверь и попадаем в изумительную сказку! К сожалению, о знаменитых «златых вратах» XIII в. мы смогли судить лишь по репродукции. Но изумительные росписи Рождественского собора нас потрясли до глубины души. Только представьте, все эти поразительные фрески дошли до нас с XVII века! На завораживающих синих стенах причудливым ковром разлились тонкие сюжетные росписи, с высоченных плафонов смотрят нежные лики святых. Внутри храм огромен, но чрезвычайно органичен, в нем комфортно и благостно. Любуемся великолепным богатым иконостасом, золочеными культовыми предметами, старинными захоронениями. Особенно запомнился «Царь-фонарь» XVII в., с которым по большим праздникам устраивали крестные ходы. Все эти драгоценные, торжественные реликвии — вклады влиятельных родов. Так, гид обратила наше внимание на шикарную люстру, в середине которой была фигурка мужчины, якобы дарителя.
В Рождественском соборе можно, кажется, ходить часами, не переставая восхищаться и удивляться. Собор освящен, но службы в нем идут редко. Кажется, это единственный храм-музей, который вызывает у меня такой восторг! То ли древняя святость места, то ли чистая, намоленная красота заставляют мои глаза светиться от радости. И пока мы находимся в храме (благословенный миг!), я не перестаю шептать слова восхищения и щелкать кнопкой фотоаппарата. Редко, когда позволяю себе фотосъемку в церкви, но здесь, эти изумительные интерьеры, эти гениальные росписи — все это достойно быть запечатленным! Синь и золото окутывают и завораживают, грандиозность и простор глубоко впечатляют. Великолепный Рождественский собор — только ради него стоит приехать в Суздаль, это одно из тех мест, которые пробивают до слез.
Восхищенные и даже слегка притихшие, мы неохотно выходим из храма и через хорошенькие воротца проходим к очаровательной Никольской церкви (1766 г.). Это чудо деревянного зодчества было перевезено из села Глотово. Небольшая деревянная церковка необычайно позитивна и самобытна. Она напоминает добротную избушку теплого цвета спелого меда, а маленькая чешуйчатая главка весело сияет на майском солнышке. Особую прелесть церквушке придают хорошенькое крылечко и резная галерея — уже знакомое нам «гульбище».
Мы поднимаемся на бывшие крепостные валы, поросшие травой-муравой. С них открываются изумительные виды на Рождественский собор, Никольскую церковь и окрестности. Лазурью плещется майское небо, жарит-печет ясное солнышко, играет на куполах суздальских храмов. И уже не замечаешь толпы туристов, только чувствуешь, что неведомой силой увлекает тебя водоворот событий в те далекие века. Вот скачет вокруг валов бравая конница, выходят из Архиерейских палат в богатых облачениях священники, густо пахнет ладаном в стенах Рождественского собора, разносится над Суздалем божественный колокольный звон. Я стою на валу, прикрыв глаза, и теплый ветер треплет мои волосы, а губы не осознанно шепчут древнерусские слова. Плывет в теплом сладком аромате спелой весны мелодия красивой песни. Стоит суздальская княжна на изумрудном валу. Остановись, время! Так было и будет всегда, пока кружит добрый ангел над землей суздальской. Я счастливо улыбаюсь, стряхивая наваждение сказочного Суздаля — милого «городка в табакерке».
ДОБРЫЙ АНГЕЛ СУЗДАЛЯ
Я не перестаю удивляться тому, как много церквей находится на территории маленького Суздаля! А ведь до этого я всерьез считала, что редко какой город может сравниться с нашим Ярославлем по числу святынь:)!
Отличительная черта Суздаля — парные храмы, где рядом стоят летняя (холодная) и зимняя (теплая) церкви. Зачастую скромное убранство одной органично дополняет изящную легкость другой. До Суздаля мы такого практически нигде не видели.
Конечно, времени одной коротенькой экскурсии не хватит, чтобы ознакомиться со всеми святынями этого светлого края. Но о тех храмах и других интересных местах, которые мы видели, я расскажу. И пусть добрый ангел Суздаля укажет нам путь своим легким крылом.
Смоленская церковь (1696 — 1707 гг.). Построена в слободке «Скучилихе», некогда принадлежавшей Спасо-Евфимиеву монастырю, и расположена через дорогу от комплекса обители. Храм действующий, необыкновенно красивый и изящный, не типичный для ярославской архитектуры. Простой объем храма в нежно-желтых тонах украшает элегантное белоснежное кружево тончайшей резьбы, вход обрамляет компактное крыльцо-портал, церковь венчают тоненькие барабаны, словно обернутые в прозрачную дымку гипюра, с необычными маленькими серыми главками, заканчивающимися прекрасными крестами. Особую прелесть удивительной Смоленской церкви придает стройная свечка колокольни, классическая архитектура которой относится к XVIII — XIX вв. Жаль, что совершенно не хватает времени, чтобы хоть на минуту заглянуть в милый храм и полюбоваться внутренним убранством. Уходим, а я все оборачиваюсь, пытаясь в сердце сохранить чудесную сказку Смоленской церкви.
Рядом находится замечательный Посадский дом (XVII в., ул. Ленина, 134). Это уникальный памятник старинной суздальской архитектуры, здесь наверняка жила семья знатных горожан, ведь не многие в те времена могли позволить себе каменные хоромы. Дом выглядит просто великолепно, белостенный, прекрасно сохранившийся, с маленькими оконцами, украшенными резьбой, и покатой крышей, настоящий теремок! Сейчас в нем находится музей, представляющей экспозицию жилища зажиточного купца. Было бы интересно посетить этот домик.
После Суздальского Кремля у нас оставался всего лишь час свободного времени, который мы постарались провести максимально полезно и ознакомиться хотя бы с некоторыми центральными достопримечательностями.
Первой нам встретилась Успенская церковь (1750 г.). В XVI в. она была деревянной, позже воплотилась в камень, как «яркий пример архитектурного стиля московского барокко». Небольшая, сочно-бордовая церковка с белым строгим обрамлением была увенчана крошечной зеленой маковкой. Утопая в сочной майской зелени, она была похожа на хорошенький игрушечный фонарик. Мы зашли внутрь, невольно поразившись контрасту между тщательно отреставрированными фасадами и внутренним убранством, находящимся в плачевном состоянии. Белая штукатурка без росписей, строительные леса, но здесь уже теплились свечи, полным ходом шло возрождение очередной суздальской святыни. Очень приятная церковь.
Около Успенского храма находились крутые крепостные валы. Было немного страшно вслед за мужем взбираться по песчаной дорожке на зеленый горб великана. Но какой же потрясающий вид открывался с кремлевских валов на Суздаль! Ясное голубое небо, сияющие купола и торжественная позолота крестов, струящаяся внизу Каменка, легкий ветерок, повсюду сочная весенняя зелень и тонкие деревца, окутанные в легкую дымку. Это такая красота! Стоя на крепостных валах, хотелось широко раскинуть руки, глубоко вдохнуть свежий пьянящий воздух и обнять весь Суздаль, этот чудесный, милый город!
Гостиный двор Суздаля (1806 — 1811 гг.) заслуживает отдельного внимание. Он был построен по проекту архитектора А. Вершинского на Торговой площади. Центр жизни уездного городка, Гостиный двор собирал под сводами своих галерей многочисленных горожан, которые неспешно прогуливались здесь, общались, делились впечатлениями, событиями, новостями.
Пожалуй, редкий русский город может похвастаться такими изумительно сохранившимися (отреставрированными) гостиными дворами. Здесь, как и в прежние времена, находятся различные магазинчики и кафе. Бело-зеленый, 2-этажный Гостиный двор благодаря уютным галереям, обрамленным стройными колоннами, выглядел очень нарядно. По своей архитектуре он не слишком отличался от аналогичных сооружений в наших старинных городах, где низ занимали склады и подсобные помещения, а наверху находились собственно лавки. Особый шарм придавали Гостиному двору Суздаля яркие ухоженные цветники. Ну, чем не уголок средневекового городка:)?
Около Гостиного двора, в один из магазинчиков которого мы зашли ознакомиться с ассортиментом знаменитого суздальского напитка, мы осмотрели 2 интересные церкви, расположенные на крутом берегу Каменки. Конечно, они были не слишком отреставрированные и не действующие, даже не имели табличек, так что о их названиях мы могли судить лишь по карте.
Входоиерусалимская церковь (возведена в камне в 1707 г., ранее была деревянной). Она является «летней» и выглядит очень изящно. Такая трогательная, беленькая, украшенная резными кокошниками и тонкими ажурными барабанами с пятью небольшими серыми главками. Очень похожа на нежную невесту-бесприданницу. Пятницкая церковь (1772 г.) построена рядом и считается «теплой». Она в противовес своей соседке маленькая, крепенькая, беленая, с сочным зеленым куполом-крышей, завершающейся маленькой перевернутой луковичкой. Когда-то между ними «стояла первая в Суздале колокольня с вогнутым шатром — дудкой», но ее мы можем лишь представить в своем воображении. Место, где расположен ансамбль, удивительно милое и спокойное. Мы с удовольствием прогулялись по берегу Каменки, обошли вокруг старинных храмов, терпеливо ждущих своего возрождения.
На другой стороне Гостиного двора, где расположились многочисленные коробейники, мы посетили еще один чудесный комплекс из 2-х классических суздальских храмов.
Первой пред нашим взглядом предстала Спасо-Воскресенская церковь (1720 г.). Как водится, она была возведена на месте пострадавшей от пожара деревянной. С тех времен сохранился колокол, «судя по надписи на нем, деревянная Воскресенская церковь была очень древнего происхождения — она существовала уже в XVI веке». Компактная, лаконичная, белоснежная, с тонким простым узором и очень необычным резным барабаном, увенчанным классической серой главкой-луковкой, церковь издали привлекала внимание аристократичной утонченностью. Казалось, в ее облике всего было в меру, все гармонично, без отвлекающих излишеств. Пожалуй, особый шарм и даже некоторую княжескую важность храму придавала интересная многогранная колокольня, закачивающаяся куполом-«колокольчиком» с тонким длинным шпилем. Спасо-Воскресенская церковь действующая, очень ухоженная, оно и понятно — стоит на Торговой площади.
Суздаль — сказочный город, где буквально на каждом шагу встречаются святыни. Не успели мы очароваться Спасо-Воскресенским храмом, как прошли немного вперед и рядом с ним обнаружили миленькую Свято-Казанскую церковь (1739 г.). Подумать только, а мы за «изысканной красавицей» и не заметили сразу это очаровательное чудо! Свято-Казанская церковь в этой паре — «теплая», «зимняя». Она так органично примыкает к Свято-Воскресенскому храму, что кажется, составляет с ним одно целое, хотя по-своему самобытна и оригинальна. Церковка небольшая, уютная, даже домашняя, светло-желтая с самой обычной стальной крышей и куполом, увенчанным удивительно ладной серебристой луковкой с богатым золотистым крестом. Особую прелесть храму придает симпатичный портик с колоннами, ну чем не элегантное дополнение к утонченной Спасо-Воскресенской церкви:)? Но для меня Свято-Казанская церковь — самая лучшая! Признаюсь, я питаю особые чувства к храмам, освященным в честь иконы Казанской Божией Матери, считая ее своей покровительницей во всех важных жизненных ситуациях. Какое чудо, что церковь тоже оказалась действующей, к тому же открытой! Сегодня, накануне светлого праздника Троицы в Свято-Казанском храме было очень много зелени, свежая душистая трава лежала на гулких плитах, иконы обрамляли золотисто-зеленые веточки березки. Сладковатый запах ладана приятно смешивался с легкой горечью майской зелени. Все это напомнило мне далекое детство, такие же разбросанные по полу полевые цветы и светлую радость от еще до конца не осознанного чистого весеннего праздника, и долгую службу, и милую церковь в далеком селе, и безвозвратно ушедшие дни беззаботного счастья, внезапно вернувшиеся в этот майский день в игрушечном городке Суздале. Теперь я слишком взрослая, чтобы играть в придуманные мирки в сказочной табакерке, я давно уже выросла из полустертых временем воспоминаний, да и их никогда ни за что не вернуть, как не вернуться к далеким берегам детства. Но как же благодарна я судьбе за те редкие, уникальные минуты, подобно этой, которые способны воскресить забытые ощущения, и хоть на мгновение позволить мне почувствовать себя маленькой девочкой в большом белокаменном храме, разбитые сандалии которой утопают в свежескошенной на Троицу траве…
В Свято-Казанской церкви было удивительно тепло и душевно. Погруженная в свои воспоминания, я поставила свечи, немного постояла в тишине. Огонек дрожал перед иконой. Зной погожего дня не проникал под старинные своды маленького храма. Было просто спокойно и хорошо, будто весь день я спешила сюда и вот, наконец, пришла. Каким-то невероятным чудом, даже толком не зная, что Свято-Казанская церковь находится именно здесь…
Добрый ангел Суздаля осенял легким облаком крыла сказочный городок. В венке из березовых ветвей и первых цветов шла по суздальской земле Святая Троица.
СУЗДАЛЬ В ЧАРКЕ И НА БЛЮДЦЕ
Оказывается, Суздаль славится не только святынями, но и… вполне мирской медовухой! Этот старорусский напиток можно встретить практически везде. Так, впервые попробовали мы хмельный настой в Спасо-Евфимиевом монастыре, хоть и бывшем:). Жидкость в стаканчике сперва напомнила сладенький чаек, прохладный, бодрящий и приятный. И хмеля совсем не чувствовалось:). А вообще, как оказалось, суздальская медовуха бывает разной, с травками-добавками, полынью да можжевельником, успокаивающая и бодрящая, мягкая и ядреная, хочется думать, что изготовленная «в исконно русских традициях», «на густом медке да на родниковой водице».
Как и многие из нашей немногочисленной группы, состоящей практически из одних дам, мы прикупили несколько бутылочек этого суздальского сувенира (120 — 130 руб./л). А в симпатичном Гостином дворе, приютившем хорошенькие кафешки, был даже фирменный магазин, где можно было заказать дегустацию медовухи. Жаль, что времени у нас практически не было. Да и жаркий, удивительно погожий денек располагал к приятным посиделкам на зеленом бережку Каменки:). Сладкая медовуха приятно утоляла жажду и поднимала настроение.
Около Гостиного двора бойкая суздальская купчиха предлагала горячую, с пылу — с жару выпечку. Не люблю покупать еду на улице, но тут поддалась то ли сказочным суздальским чарам, то ли задорным зазывам лукавой продавщицы: «Кулебяка — вкусная, домашняя, по старинным русским рецептам!». Да и плох тот турист, который не дал себя обмануть:). Выбрали кулебяку с луком и яйцом (50 руб.), которая и впрямь оказалась очень вкусной, мягкой, горячей, свежайшей и такой огромной, что нам хватило на двоих. Все-таки со славянской кухней никакая другая не сравнится:)!
«ОЙ, ПОЛНА, ПОЛНА КОРОБУШКА…»
Как вы, наверное, поняли, проблем с сувенирами в Суздале нет. В многочисленные лавки мы не заходили, но сполна ознакомились с ассортиментом уличных коробейников. Изделия народных промыслов из дерева, камня и керамики, вязанные и плетеные вещицы, посуда, симпатичные украшения, шкатулочки, магниты, подковы, колокольчики, рамочки и альбомчики; носочки, тапочки, шапки и прочая одежка; брелки, ручки и значки; наборы открыток, красиво иллюстрированные издания и DVD-диски с фотографиями и обзорными фильмами; настенные тарелочки и фигурки. Естественно, все с суздальской символикой и видами города. И, конечно, все это изобилие в множестве вариаций и на каждом шагу. Среди привычных для городов Золотого кольца сувениров выделялись кованные изделия и такие забавные старинные утюжки с самоварами да прочая подобная «доисторическая» утварь. По ценам — не заоблачно дорого, но, что называется, «рассчитано на туристов». Поэтому мы ограничились обязательными магнитиками (я их привожу изо всех путешествий). Еще я в качестве сувенира в Спасо-Евфимиевом монастыре купила тоненькую брошюрку про Суздаль с красивыми фотографиями и минимальной информацией, а напоследок еще открытку с видами города.
Пора было уезжать. В последний раз промелькнули разноцветные купола и величественные колокольни, остались позади нарядные домики с резными наличниками и изумрудные холмы. Конечно, с Суздалем мы познакомились лишь поверхностно, многое не успели. Мы не были в Ризоположенском, Покровском, Александровском, Васильевском монастырях. Не осмотрели все многочисленные суздальские церкви XVI — XVIII вв. Не посетили многие интересные экспозиции Кремля и Спасо-Евфимиева монастыря. Да и просто не погуляли по милым улочкам города, наслаждаясь безупречной красотой русских пейзажей.
Но поездка удалась. Несказанно повезло с погодой, ясной и жаркой. Все-таки весна, нежно-зеленая и свежая — прекрасное время для путешествий! Домой мы возвращались усталые и довольные. А с фотографий улыбались нам солнечные майские картинки суздальской сказки, волшебного «городка в табакерке».