Паук стал привратником в царском дворце, И совы о славе поют на башнях Афрасиаба.
Пыль в золотистых лучах солнца. Острый запах кошек из соседнего переулка. Толстый слой пыли на давно припаркованных на узких улочках машинах, кажется, их уже приготовили не то для съемок в фильме-апокалипсисе, не то для будущих археологов. Солнце безжалостно выжигает на них краску, и с каждым годом они становятся все более и более блеклыми. Стоит отойти пару десятков метров от Истикляля и улицы становятся почти безлюдными, мы, кошки и пыльные машины на обочинах. Зато вечером этих улочек будет не узнать — везде будет бить ключом жизнь, кафе и рестораны полные народу, клубы и шумные компании, чад кухонь, продавцы чего-угодно с лотками…
6
6
маки на Феодосийских стенах
1
Галатский мост в любое время суток щетинится несколькими десятками удилищ, нигде больше я не видела столько рыбаков в одном месте. Ночью они разжигают маленькие переносные печурки, днем — так. Они стоят и стоят, стоит кому-то уйти со снастями и его место займет следующий. Рыбаки разбавлены продавцами снеди. Симиты, вода, вечером горячий чай в разнос.
4
Галатский мост
5
вид на Галатский мост из кафе на крыше в Фатихе.
Увидеть пустой Истикляль можно часов в 8 утра выходного дня, позже улица бурлит нескончаемым потоком людей, их сложные течения с трудом разрезает антикварный трамвайчик, ему приходится всю дорогу отчаянно трезвонить, разгоняя пешеходов с путей. Магазины, рестораны, уличные лотки… Здесь ассортимент лоточников дополняется жареными каштанами (невкусно), жареной и вареной кукурузой (вкусно) и мидиями (пробовать не рискнули).
3
3
на Истикляле
Останки византийского города вылезают на шкуре Стамбула равными пятнами. Здесь акведук, там руины дворца, там древние мозаики…
К трем последним окнам Буколеона мы вышли с третьей попытки. Первый раз был год назад, и я чуть-чуть не дошла до них по набережной — старая турецкая застройка за крепостной стеной сманила меня с маршрута. Во-второй раз голод согнал нас с набережной в нижние кварталы Стултанахмета, а после очень сытного обеда кривая улиц вывела нас к Голубой мечети и Айя-Софии, нам было не до карт. Зато в третий раз все получилось. До чего же основательно строили в 9 веке — брошенный с 13 века и постепенно ветшающий Большой дворец дожил до 19 века и даже строительство в 1873 году железной дороги через часть дворца, не заставило обрушиться этот фасад.
1 из 3
3
три последних окна Буколеона.
1
в кварталах Султанахмета
Остаткам акведука Валента, 4 в. н. э., повезло больше — под частью сохранившегося пролета проходит крупная городская дорога и акведук вынужденно реставрируют. Во время нашего приезда весь он, кроме нижних транспортных арок, был завешен плакатами к очередным выборам, так что рассмотреть его не представлялось возможным.
2
8
к Голубой мечети
От Влахернского дворца осталось одно небольшое здание, ни террас, ни садов, ни пышных сводов, потрясших крестоносцев еще в 1097 г. не осталось. Бывший загородный дворец, ставший позже городским дворцом Комнинов и Палеологов, где-то там под жилым кварталом. И только изломанные Феодосийские стены подходят с двух сторон к месту, где был дворец.
1 из 5
1
1
6
1
Полные печали, всепонимающие глаза Христа смотрят на входящих со стен древней церкви Христа Спасителя в Полях. И золотистые отсветы на лицах входящих. Теперь я точно знаю, откуда пошли венецианские и флорентийские мозаики в базилике Сан-Марко и баптистерии Сан-Джованни — этот золотой фон, полностью покрывающий стены, отсюда, из Константинополя, из древних и богатейших соборов Святой Софии и Христа в Полях. Но здесь все древнее, изящнее и тоньше. Монастырь Хора, он же теперь музей Карие, с 11 века, когда совсем рядом во Влахернский дворец перебрался императорский двор, был украшен прекрасными мозаиками и фресками. К счастью они смогли пережить захват города сначала крестоносцами, а потом и турками, сделавшими и здесь мечеть. Удивительно, но впервые мозаики стали очищать от штукатурки при султане Абул Азизе, правившем Османской империей во второй половине 19 века. Его любовью к византийскому искусству, мы и обязаны первоначальной расчисткой мозаик, пока в монастыре еще была мечеть, мозаики прикрывали ставнями.
1 из 6
5
В музее Карие
Огромные почерневшие от времени своды Святой Софии лучше всего рассматривать от императорских врат. Чернота овалов с цитатами из Корана, темные своды, проступающее через копоть времен золото мозаик. Мозаики здесь древнее, чем в церкви на Полях. Украшать собор стали сразу по окончании периода иконоборчества, с 9-го века. Уже с открытия утром, толпятся в соборе-музее туристы.
Паромы заслуживают отдельного хвалебного слова. Дешево и не сердито. За 2–6 лир можно смело переправиться из Европы в Азию и обратно, по дороге можно еще и чаю выпить. Ф топку туристический аттракцион «экскурсионный корабль 3 часа по Босфору»! На берег не сойдешь, туристов полно, камерами все щелкают, да еще и три часа, а если надоест, то смотри пункт первый. Я однозначно за паромы — все зависит только от твоей воли, какой маршрут выбрал, так и провезут, еще и можно выйти раньше, чем задумал изначально. Хотя до длинных маршрутов мы не добрались в этот раз. Только прошли пару раз из Кабаташа в Ускюдар. Но нам есть к чему стремиться в следующий раз.
3
Смотровая площадка имени Пьера Лоти, начавшего карьеру писателя со знойно-колониального романа о любви французского морского офицера и турчанки. Мне здесь больше всего понравилась поездка на фуникулёре. Хотя Золотой Рог просматривается отсюда очень хорошо, лучше чем с Галатской башни. В одноименном кафе посидеть не удалось — столики с «видом на» были заняты все. Ну и у этого места есть своя специфика — вплотную прилегает городское кладбище.
1 из 8
2
вид со смотровой Пьер Лоти на центр Стамбула.
Румели Хисары — вот он корень зла. Именно с постройки этой крепости «на земле, которую можно покрыть шкурой вола» (правда, шкуру распустили на тончайшие полоски, так что этого «клочка» земли у Босфора, хватило на строительство крепости на берегу) началось покорение Константинополя и его превращение в Стамбул. Сначала в рекордные сроки, выбрав самое узкое место пролива, поставили крепости, здесь и на противоположном берегу Босфора, а потом по стандартной, опробованной веками схеме, натянули цепь, закрыв проход по Босфору для кораблей союзников Византии. Пролом в стене Феодосия в 1543 году завершил начатое — город пал, Византия осталась в истории.
1 из 14
1
7
3
Сходили в музей мозаик. После Бардо в Тунисе, все подобные музеи для меня одно расстройство, мало, не репрезентативно и не слишком интересно, это как посещение краеведческих музеев после Эрмитажа. Но в Стамбуле он, хоть и правда, очень маленький, но очень особенный. Все мозаики случайно найдены во время ремонтных работ на рынке Араста, там, на месте находки, и устроили музей. Все мозаики — это еще одно место, где на вас пристально смотрит Константинополь — это остатки полов одного из внутренних дворов, перистиля, Большого Дворца…
1 из 3
1
в музее мозаик
В этот раз мы освоили почти все доступные в Стамбуле виды транспорта — не опробованными остались электричка и, опять, антикварный трамвай — то его не было, то смысла)). Проехали на Мармарей — кондиционированный воздух, чистенькие новенькие вагоны, в процессе показывают кино о тоннеле, гордятся им. Глубинное «нормальное"J метро, тоже чисто-понятно-доступно. Антикварным «Тоннелем» воспользовались в сугубоутилитарных нуждах — прокатили на нем чемоданы на обратном пути, чтоб не идти в горку к Истиклялю. Ну и само-собой трамваи и автобусы, они конечно с давкой и частично без кондиционера, но зато везде и всегда.
3
Стамбул, мы обязательно вернемся!
6
2
11
Ну и полезные ссылки.
Автобусы Стамбула, зная название остановок (можно поглядеть на карте) сайт предложит несколько маршрутов с расписанием, очень удобно. http://www.iett.gov.tr/en
Есть несколько специальных приложения по паромам: Deniz otobüsü, IDO Mobile, Deniz Seferleri (последним мы и пользовались).
Музейная карта Стамбула. Сами еще не опробовали — в части музеев уже были, а в часть идти не требуется (лично нам).