Комсомольск-на Амуре — мой родной город. Здесь я родилась, пошла в школу, потом родители уехали строить новые города, и я приезжала сюда в гости к бабушке, потом вернулась учиться дальше, осталась работать, пока сама не уехала на новую большую стройку. В тяжелые 90-е перевезла родителей поближе в среднюю полосу, а в родном городе не была почти двадцать лет. Осенью 2009 года я поехала на родину.
О Комсомольске писать просто и в то же время очень сложно, очень многое изменилось за последние десятилетия.
В январе 1932 года в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода. Первыми 10 мая 1932 года в село Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была баржа — бывший плавучий дом отдых амурских речников «Клара Цеткин», и в кильватере — пароход «Колумб».
Об этом событии напоминает установленный на берегу Амура на месте высадки первого десанта памятный камень с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города». Рядом на берегу стоит Дом молодежи.
Начинали строительство на голом месте, в 49 домах села Пермское можно было разместить немного приехавших. Поэтому с первого дня началось сооружение временного жилья. Это были землянки, брезентовые палатки, шалаши, но и такого жилья не хватало. Дорог не было, все материалы носили из леса и с реки вручную. И все силы были брошены на возведение заводов. Весь начальный период стройки был периодом сплошного штурма. Первые строители города стали заложниками плана индустриализации страны. Их нечеловеческий труд в труднейших условиях считался нормальным явлением и провозглашался как подвиг.
Мне приходит на ум освоение Западной Сибири спустя сорок лет, балки и болота Нижневартовска и Сургута в 80-х. Но не будем сравнивать: тогда были голодные 30-е годы, не было техники и механизмов, инструментов, продовольствия и одежды.
Через семь месяцев после прибытия первых строителей село Пермское было преобразовано в город. Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре» из села Пермского, основанного в 1860 году.
Памятник комсомольцам 30-х годов.
Сейчас многие пренебрежительно говорят: «Да какие там комсомольцы! Город строили заключенные!». Да, в городе нет ни одного предприятия, заложенного в 30-40-е годы, в строительстве которого не принимали бы участие заключенные. Еще первая опытная стройка (строительство Беломоро-Балтийского канала, начавшееся в 1931 году) показала, что в условиях полного отсутствия жилья, дорог, механизмов, автотранспорта и продовольствия возможно вести строительство, если использовать труд заключенных. И этот опыт активно применяли в последующие годы, особенно перед войной и в годы массовых репрессий. Лагерь не только поставлял рабочую силу предприятиям и организациям, но и строил сам. Лагерь строил многие здания в городе, улицы, железную дорогу на Хабаровск, газопровод с Сахалина и многое другое. К 15-летию Комсомольска-на-Амуре сто работников Нижне-Амурского ИТЛ были награждены значком «Почетный строитель Комсомольска-на-Амуре».
Но были и комсомольцы, и не комсомольцы, были просто люди, построившие этот город: наши соседи, родители моих друзей и мои родители. Моего отца в 1941 призвали в армию и везли на запад, довезли до Читы, и началась война. Состав развернули и отправили не на фронт, а в Комсомольск, так как в составе в основном были дети «врагов народа». Отец всю войну работал в стройбате на строительстве завода «Амурсталь», потерял здоровье и заработал медаль «За доблестный труд». А мама после войны в 1946 без всякой комсомольской путевки приехала в Комсомольск из Орла с подругой. До пенсии оба работали на стройках города. Да не важно, кем они были - строители Комсомольска-на-Амуре! Этот город — памятник всем его строителям!
Просто пройдем по улицам города, на Туристире о нем почти нет информации. Конечно, за пять лет город изменился, мои фотографии устарели и изрядно уже растащены по сети.
Город протянулся на 32 километра по левому берегу Амура в 348 км от города Хабаровска. По правому берегу реки крутые отроги хребтов Сихотэ-Алиня. Высота сопок порядка 300 метров, хоть они не выглядят такими, просто ширина русла в районе города достигает 2,5 км. Жаль, в последние годы посреди реки выросла коса.
Это здание, похожее на корабль, — построенный в 1976 году по проекту ленинградского архитектора речной вокзал, самый большой на Амуре. Знал когда-то лучшие времена. Я помню, как теплоходы с именами дальневосточных первопроходцев — «Семён Дежнев», «Василий Поярков», «Георгий Седов», «Ерофей Хабаров», возили туристов из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, а мы бегали на пристань на них смотреть. Все уже отправили в металлолом.
Набережная благоустроена, здесь любят гулять горожане. Надеюсь ее уже привели в порядок после наводнения 2013 года.
В 1982 году, в год 50-летия Комсомольска-на-Амуре на набережной установили Монумент Первостроителям. Проект ленинградских архитекторов и скульпторов, отлит также на ленинградском заводе «Монумент и скульптура».
От Монумента Первостроителям начинается главная улица города — проспект Первостроителей и заканчивается у железнодорожного вокзала. На участке до Аллеи труда зданий нет, здесь посадили парк. В парке стоит памятник военным строителям, участникам ледового перехода Хабаровск-Комсомольск зимой 1933–1934 года. Правительство СССР, озабоченное медленными темпами строительства авиационного завода, отправило на помощь стройке военных строителей. 6,5 тысяч красноармейцев со строительными специальностями в пургу и мороз преодолели 400 километров по бездорожью и торосам замерзшего Амура без потерь и заболеваний, а потом ударно трудились на строительстве города и заводов.
Рядом здание Драматического театра, которое было введено в 1982 году в дни 50-летия города. Театр в городе возник благодаря Дальлагу, первый спектакль — «Чапаев» по книге Д.Фурманова прошел 1 января 1934 года, и режиссером стал актёр-заключенный П. А. Вознесенский. Официально драмтеатр в городе открыт в 1947 году.
Проспект Первостроителей шириной 100 метров, застроен зданиями по проектам хабаровских и комсомольских архитекторов, но общая концепция застройки этого широкого и прямого проспекта принадлежит ленинградцам. Вроде уже ухо режет, но что же делать: в те времена это был еще Ленинград!
Памятник писателю Николаю Островскому стоит на проспекте у библиотеки, которая тоже носит его имя.
Собор Казанской иконы Божией матери построен на пересечении с проспектом Ленина в 2001 году.
Напротив — гостиница «Восход», а рядом памятник «Нерушимая дружба», подаренный городу правительством китайского города Цзямусы в 2007 году.
Тут и до вокзала недалеко, но до него дойти я не успела. Поэтому свернем на проспект Ленина и начнем с главной площади города — площади Ленина. На ней конечно же есть памятник В. И. Ленину, но когда я там была, солнце оказалось не в нужном месте, думаю памятник вы можете представить и без снимка. Первым зданием на площади был Дом Красной Армии, построенный военными строителями в 1939 году. В 1949 году его передали стройтресту № 6 и он стал клубом, а потом Дворцом культуры «Строитель». Сейчас судьба обычная, далекая от культуры.
«Дом со шпилем» — жилой дом в стиле советского неоклассицизма, неофициальный символ и визитная карточка города. На его фасаде есть надпись: «Труд в СССР — дело чести, доблести и геройства». Дом построили в 1956 году силами заключенных. Этот дом — отражение послевоенной идеи о строительстве в Москве высотных зданий с башнями и шпилями. В Комсомольске собирались построить около 10 таких зданий, но успели только три.
Проспект Ленина застраивался в 1950-е годы.
В 1944 году в городе был открыт Строительный техникум, но свое здание для него было построено спустя три года. Так и работает уже семьдесят лет, только теперь это колледж.
В 1955 году в Комсомольске открыли политехнический институт, а в 1958 на проспекте Ленина построили его главный корпус. Он выпускал специалистов для всех отраслей промышленности города — механиков, литейщиков, корабелов, самолётчиков, строителей, электриков. В КнаПИ я училась, а потом работала почти восемь лет. Времена изменились, теперь это технический университет.
Пройдем еще по одному проспекту города, он начинается от набережной Амура, от того самого камня на месте высадки первого десанта. Это проспект Мира, до 1961 года он носил имя Сталина. Для меня это самая красивая улица города.
Первое здание, которое было построено на проспекте, это судостроительный техникум, первый техникум, открытый в городе в 1938 году. Потом это был политехнический техникум, а теперь авиационно-технический, образованный в результате объединения политехнического и металлургического.
Основная застройка проспекта Мира началась сразу после Великой Отечественной войны, это было грандиозное по тем временам жилищное строительство! Работы вел строительный трест № 6, поскольку рабочей силы не хватало, в распоряжение строителей предоставили армию заключенных и японских военнопленных. Строительные площадки были своего рода зонами с высокими заборами и колючей проволокой наверху. Моя мама, работавшая в подразделении треста, рассказывала об этом, о пленных японцах, о первых экскаваторах, работавших на дровах.
В 1991 году у гостиницы «Амур», построенной японскими военнопленными в 1947 году, на проспекте Мира установили памятный знак японским военнопленным. На 1.01.1946 в Комсомольске находилось порядка 12,5 тысяч японцев.
Из трех воплощенных в жизнь проектов зданий с башнями и шпилями, первым стал вот этот дом на пересечении проспекта Мира с улицей Орджоникидзе, построенный в 1952 году.
Неподалеку от кинотеатра «Факел» стоит памятник лётчику, Герою Советского Союза, первостроителю и почётному гражданину города А. П. Маресьеву, прототипу повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Проспект Мира и проспект Ленина — это украшение города на фоне унылой застройки последующих лет. И этим город обязан ленинградским архитекторам, по чьм проектам застраивались эти улицы, а также главному архитектору города.
В центре проспекта Мира, там где его ось смещается, по проекту 1939 года была площадь Сталина, оформленная красивыми зданиями. Построено было только здание судостроительного техникума и Дворец культуры — первый в городе. Его построили в 1939–1944 годах по проекту ленинградских архитекторов. Это Дворец культуры судостроителей. Мало кто уже помнит, как он выглядел по первому проекту, так как здание перестроили в 1960-е опять же по проекту ленинградцев, работы завершились только в 1975 году. Теперь перед дворцом работают фонтаны, а площадь называется площадью Юности.
А это традиционно зеленое здание строительного треста № 6, история которого началась еще в 1932 году. Сейчас там таможня, транспортная прокуратура и пр.
Еще одно здание, которое вошло в историю города, — Дом Советов, построенный в 1937–1944 годах. Оно до настроящего времени используется по своему назначению — здесь находится администрация города.
Комсомольск — зеленый город, весной на его улицах цветут яблони.
Изначально город строился на двух площадках рядом со строящимися заводами. Площадки были расположены на расстоянии, по плану оба района должны были развиваться навстречу друг другу и когда-нибудь соединиться. Этого не произошло, Центральный и Ленинский район города разделены речкой Силинкой и парком на ее берегах.
Ленинский район города — это район авиационного завода на месте бывшего нанайского стойбища Дзёмги, так его и называют до настоящего времени — Дзёмги. Из этого района я покажу немного:
Кинотеатр «30 лет Октября» строили японские военнопленные, его открыли в 1947 году. Проект типовой для того времени, с небольшой разницей в оформлении фасада построен кинотеатр «Родина» в Орле. Теперь это торгово-развлекательный центр «ХХХ».
Напротив в сквере имени Ю. А. Гагарина в 2007 году построен Кафедральный собор Святого Пророка Илии.
С именем Юрия Гагарина в этом районе связано многое. В 1967 году Гагарин приезжал на празднование 35-летия города, стал Почётным гражданином Комсомольска-на-Амуре. Его имя в 1977 году присвоено авиационному заводу. Памятник Ю. А. Гагарину на площади рядом с заводом установлен в 1982 году.
А еще я съездила посмотреть район своего детства, где мы жили в небольшом доме в коммуналке на два хозяина (разъехавшись дружили еще не один десяток лет), где с братом рыли зимой пещеры в сугробах на огороде; где летом на сопке собирали землянику, а зимой катались с отцом на лыжах; ходили гулять в парк, где играл духовой оркестр и смотрели кино в клубе «Металлург».
Дом жив, а от поселка Амурсталь мало что осталось.
Не судите город строго, он пережил не лучшие времена: промышленность города, ориентированная на оборону, на два десятка лет оказалась никому не нужна. Но город живет и строится. Просто в этом альбоме собраны фотографии города периода моей юности, я гуляла по знакомым с детства местам. А современный Комсомольск — когда-нибудь в следующий раз. Я сюда еще вернусь!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм