В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.
В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час., цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.
Именно так сказал И.С. Аксаков, российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века. Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.
1
Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году. Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск, в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба». Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году, великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.
4
Да и князь Аникита Иванович Репнин, фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.
1
Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль». Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов. Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?
2
В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву, владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна».
4
Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.
Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.
2
Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.
3
Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция. Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!». В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено».
1
Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.
6
Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга». Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность», «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.
9
К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».
3
СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ
«Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое…»
(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Вот так, с легкой руки «певца земли русской», нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой, уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии», когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.
Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.
3
На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).
2
Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.
Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная. Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой. Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.
3
Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом».
И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца».
4
Особняк А.А. Локалова(с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю. Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия», который, как водится, охраняется из рук вон плохо.
8
Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!
2
Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.
2
К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.
1
В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.
3
И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!
1
На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.
2
1
С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни». Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..
3
Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII–XIX веков. Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова«Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.
3
Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет, некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.
1
В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I, о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.
1
После Ярославской свернули на улицу 1-ю Красную, по которой ехали на автобусе. Сквозь майскую зелень хитро щурятся крепкие деревянные домики. Здесь же увидели маленький, заросший серой ряской пруд с покосившимися мостками.
1
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери(1961 г., с. Великое, ул. 1-я Красная, д. 25). Однопрестольный зимний храм построен на средства прихожан в интересном стиле псевдоготики.
4
Даже в краснокирпичных руинах, на куполе-крыше которых растет молодой кустарник, угадывается величественная церковь с весьма антуражными стрельчатыми окнами. Вот, собственно, из-за них — ах, моя псевдоготика! - мне и хотелось посмотреть на святыню. Около стен храма — груды кирпича, дверь — на замке. По всему видно, что Тихвинская церковь не действует, и будет ли возрождена — не известно. А как бы хотелось спасти этот красивый храм!
3
В селе есть еще один водоем — Белое озеро, к которому мы вышли в поисках очередной церкви, колокольня которой виднелась где-то совсем рядом. Небольшое, окруженное деревцами, кроны которых отражаются — тонут — в зеркальной глади воды.
3
Тихо и душевно здесь. К воде ведут новенькие мостки, у берега причалены плоты. На них летом катаются, как скажет нам позднее смотрительница из краеведческого музея. А еще — на лодках, совсем как в славные княжеские — репнинские да купеческие — локаловские — времена.
3
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери(1846 г., с. Великое, ул. Пролетарская, д. 32). Построена на западной окраине села при местном кладбище на средства церковного старосты Михаила Крашенинникова и прихожан. Храм решен в строгом стиле позднего классицизма. После лет забвения восстанавливается, действует. Маленькая, ладненькая такая церковка — приходская. Беленькая, похожая на фонарик, широкий барабан с оконцами завершен стального цвета куполом с миниатюрной главкой. Сдержанный вид невысокой колокольни скрыт строительными лесами — реставрационные работы продолжаются. Зашли внутрь: в крошечном побеленном помещении с фрагментами фресок шла служба. Горели перед иконами свечи, тускло поблескивал медово-золотистый скромный иконостас. Из-за тесноты казалось, что прихожан много, как-то стыдно стало мешать людям молиться под тихое монотонное бормотание женского голоса. Перед тем, как выйти, успела заметить черный плакат со строгим ликом старца (Иоанна Кронштадтского, как выяснила уже дома) и крупной надписью-укором: «Русский народ, ты забыл, что ты русский?!». Вот такой великосельский национализм:). На кладбище при Боголюбской церкви сохранились фрагменты старинных ворот и надгробия позапрошлого века. А еще стояли лавочки — посидеть, подумать то ли о вечном, то ли о патриотизме…
2
А мы прогулялись по Липовому парку, который был заложен по инициативе сельского врача И.Д. Писарева на пустыре за школой. Сажали деревца всем селом, в парке появились скамеечки, танцплощадка, качели для ребятишек и даже такое чудо как газовые фонари! Несомненно, в свое время это было любимейшее место отдыха великоселов, а сейчас — памятник природы. Да еще вот, уроки физкультуры проходят. Правда, назвать небольшое пространство с засыпанными прошлогодней листвой дорожками парком — слишком громко. «Липовый» он, этот парк. «Неухоженный», — как сказал муж. Впрочем, потом предположил, что во времена посевной страды не до субботников, вот посадят великоселы картошку, тогда и на аллее приберутся. Неплохо было бы еще лавочки поставить. А липы — такие высоченные, настоящие великаны, с темными стволами, царапают кронами низкие серые облака. Сколько бы занимательных историей могла бы поведать их листва! Может, мы просто разучились слушать голоса природы?
2
Краснокирпичное двухэтажное здание Великосельской средней школы(с. Великое, ул. Некрасовская, д. 1) было построено в 1868 году по инициативе все того же купца Локалова. Тогда это было рассчитанное лишь на сотню мальчиков училище. Успешно окончивших его ребят отправляли работать на фабрику купца в Гаврилов-Ям. Позднее и для девочек открыли земскую начальную школу. Среди выпускников Великосельской школы немало знаменитых людей. Например, Б.П. Бещев, советский министр путей сообщения, имя которого носит Ярославский электровозоремонтный завод.
При учебном заведении работает школьный музей «Светёлка» (тел./факс: (48534) 38-1-44, сайт школы: http://www.velikoeschool.ru, электронная почта: velikoeschool@rambler.ru). В этом незамысловатом музейчике собраны экспонаты, сделанные руками самих учеников. К сожалению, в праздничный день он не работал (я списывалась по электронной почте заранее).