Паттайя – Чианг Май – Пай – Чианг Май- Сукотай- Паттайя.
2010 г.
Моему четвертому приезду в Таиланд предшествовали драматические события. Как и в предыдущие годы, я заранее спланировал программу пребывания в стране. На первое место была поставлена поездка на Север Таиланда по индивидуальной программе. Программа была, но надо было найти в Паттайе того, кто помог бы ее реализовать. Известные мне туроператоры в Паттайе предлагали свои программы, отличные от того, что хотел посмотреть я.. Через Универсальное Экскурсионное Бюро в Паттайе я вышел на Юрия Губана, который живет в Чианг Мае и работает там в сфере туризма.
Север Таиланда, в силу его не восстребованности русскими туристами, не имеет здесь туроператоров,. турагентств, турфирм, ориентированных на русскоговорящих туристов. Поэтому Юрий - приятная находка для того, кто решил посетить Север, не владея английским языком. Мы по Интернету обговорили с ним программу моего пребывания на Севере страны, форму его участия в этой программе и стоимость поездки на 6 дней. Я перевел ему аванс, заказал проживание в частном секторе Паттайи через своего друга Леонида Борисова, купил билеты в Бангкок через фирму Астерик. А при прохождении паспортного контроля в Домодедово выяснилось, что я взял не тот загранпаспорт жены. Ау, Таиланд!
Это был такой удар, после которого я не мог оправиться целый месяц. Пропали билеты в БКК – 45000 рублей. Слава Богу, что Юрий оказался порядочным человеком ( мне, кстати, везет на порядочных людей при поездках за «бугор») ) и я получил обратно свой аванс.
Через месяц, после того как я оклемался от Домодедовского «удара», мы с женой решили попытать счастья еще раз, и 20 января 2010 годы благополучно вылетели в Таиланд. Через мистера Супакита, который организовал нам прекрасную трехдневную поездку в Мае Хон Сонг в 2009 году, я узнал телефон в Паттайе русскоговорящего тайского гида – он работал с нами при поездке в Мае Хон Сонг. Он, в свою очередь, порекомендовал мне своего друга – русскоговорящего тайского гида из Бангкока. Этот гид мне представился как Том, хотя его тайское имя Flowery Home. Том имеет свою туркомпанию по обслуживанию русских туристов, прибывающих в Бангкок. До переезда в Бангкок Том много лет работал гидом в Чианг Мае и прекрасно знает те места, которые я хотел посетить.
Поездка с Томом оказалась несколько дешевле того, что просил Юрий, и я решил воспользоваться его услугами. Думаю, что Юрий простит меня за «измену».
Мы договорились, что за 6 дней я заплачу Тому 36000 бат ( за один доллар в это время давали около 33 бат ) В эту сумму входит поездка на прекрасной Тойоте Тома из Паттайи в Чианг Май и далее по программе, возвращение в Паттайю, бензин, зарплата Тома, его питание и проживание. Я же оплачивал все экскурсии и входные билеты в национальные парки, свое проживание в отелях и свое питание. Мне все это обошлось в 13000 бат. По окончании путешествия Тому и его двум помощникам я дал чаевые по 500 бат (эти 1500 бат вошли в названную выше сумму ) Они это заслужили. Я еще раз убедился в доброжелательности тайских ребят. Очень веселые, услужливые и заботливые парни.
Итак, я в очередной раз еду на Север страны. В этот раз моя жена решила не испытывать судьбу и осталась в Паттайе. В ее памяти сохранились трудности при поездке в Мае Хон Сонг в прошлом году. Тогда мы также на Тойоте проделали за три дня путь от Чианг Мая до Мае Хонг Сона, далее г. Пай. и Чианг Май. Это была очень сложная поездка по горным серпантинам провинции Мае Хонг Сон. Для меня эти трудности меркнут по сравнению с тем, что нам удалось посмотреть за эти три дня.
Готовясь к поездке в Таиланд в 2010 году, я нашел в Интернете интересный сайт www.althaiman.ru -«Путешествия по Таиланду». Здесь море информации, в частности по северным провинциям страны – Чианг Май, Чианг Рай, Мае Хонг Сон. Пользуясь этой информацией, можно составить свою программу посещения Севера, что я и сделал.
Оказалось, что в Чианг Мае существует своя индустрия туризма, но только с англоговорящими тайскими гидами. Обратившись в одну из многочисленных турфирм Чианг Мая, можно взять экскурсии продолжительностью 1 - 2 – 3 дня. Это могут быть пещеры, куда не проложены туристские тропы, трекинги по джунглям с ночевкой в палатках, сплавы на плотах, поездки на джипах по джунглям, посещение деревень малых народностей Севера Таиланда. Правда, как я уже сказал, вас будет сопровождать англоговорящий тайский гид. Здесь же можно приобрести индивидуальную экскурсию в сопровождении местного гида по совершенно диким местам Северного Таиланда, или же, взяв на прокат мотобайк, совершать самостоятельные поездки по Северу.
Паттайя, с ее разнообразными и интересными экскурсиями «отдыхает» по сравнению с тем, что можно найти здесь, особенно в провинции Мае Хонг Сон. Справедливости ради хочу сказать, что туроператоры в Паттайе - Илвес Тур, Тез Тур, Натали Турс, Пегас и другие разработали для русскоговорящих туристов свои экскурсии из Паттайи на Север, и довольно интересные, особенно в Илвес Тур. Если вы хотите новых, необыкновенных впечатлений, воспользуйтесь их услугами. Я убежден, что вы будете очарованы красотами Севера и захотите сюда вернуться еще и еще. И вот тут вы поймете, что двигаться дальше в познании страны вам придется самостоятельно. И в этом вам поможет названый выше сайт, и многие другие сайты из Интернета, в частности сайт Ivan Susanin
Здесь, в отличие от Центрального Таиланда, нет обилия туристов и толчеи в местах посещения, нет того обилия световой рекламы и громкоголосой музыки, которая характерна для Паттайи. Здесь царит атмосфера спокойствия и умиротворения. Недаром говорят, что на Севере, особенно в долине Пай, существует своя аура. Сюда приезжают отдыхать люди, которые устали от городской суеты и хотят насладиться покоем. В основном это тайцы, но встречаются небольшие группы туристов из Китая и из Европы. Русские туристы, особенно в группах, для Севера большая редкость. Но я думаю, что это ненадолго.
Я уже писал выше, что ряд русских туроператоров начинают активно осваивать эти направления, а Илвес Тур, как одна из продвинутых, по моему мнению, компаний даже собирается открыть свое представительство в Чианг Мае. Так что, любители экзотики, экологического и исторического туризма, легкого экстрима, нестандартных экскурсий, спешите, спешите, спешите! Как только сюда хлынет массовый турист, очарование этого края померкнет.
Конечно, если вы хотите насладиться пляжным отдыхом, развлечься, повеселиться, как говориться «оттянуться» по полной программе – то вам на Севере делать нечего, вам нужна Паттайя. И это тоже хорошо. Каждый человек отдыхает так, как ему нравится.
Дорога на автомашине из Паттайи до Чианг Мая занимает где-то около 13 часов. Поздно вечером мы прибыли в Чианг Май и остановились в отеле Tawan Court Отель уровня три звезды, но меня он вполне устаивал. Вообще, при экскурсиях я предпочитаю брать бунгало или отдельные домики, но здесь выбора не было. Три ночевки в отеле обошлись мне в 2100 бат без питания. Отель имеет очень маленькую, но приятно ухоженную территорию. У тайцев вообще «на высоте» ландшафтный дизайн. Очень много цветов, разнообразных растений, среди которой протекают ручейки воды, «работают» миниатюрные водопады, установлены фигурки эверюшек, , декоративные пни и т.п.
Рядом расположено несколько ресторанчиков, где недорого можно заказать очень приличную тайскую еду, а при отеле по утрам работает небольшая кофейня.. Чашечка приличного кофе стоит 40 бат ( примерно 32 рубля ).
Кстати, здесь я столкнулся с одной особенностью тайского языка. Когда я попросил кОфе, сотрудница кофейни меня не поняла. Я еще раз повторил кОфе – снова непонимание. Наконец она уразумела, что мне надо и сказала: кофЕ? Я ей ответил окей и получил свой кОфе. Дело в том, что у тайцев ударения на последнем слоге и слова с европейским произношением им непонятны. Подобная ситуация возникла у меня и в Паттайе, когда я назвал таксисту свой адрес: Джомтьен Бич КондомИнум. Тогда я я ему повторил: Джомтьен Бич КондоминУм и он сразу «врубился».
После завтрака мы отправились в тигровую деревню Tiger Kinder, расположенную на окраине города. Тигры находятся в огороженных вольерах, и вы можете посидеть рядом с огромным диким животным, погладить его или даже полуобнять. За вашими действиями внимательно следит служитель-таец. Тигры не привязаны, без «намордников», поэтому вам не разрешается с ними фамильярничать – дергать за хвост или гладить по голове. Стоит это удовольствие недешево – за общение с животными в 4-х вольерах я заплатил 1400 бат. Это было мое второе «прикосновение» к этим удивительно красивым хищникам.
В первый раз во время поездки на реку Квай в 2005 году мы посетили тигровый монастырь, правильнее сказать, буддийский храм и монастырь, при котором есть около десятка взрослых особей и молодняк. Тигры находятся на воле, в небольшом ущелье, но здесь они содержатся на цепях. Также как и в Чианг Мае, служитель-монах, или волонтер, сопровождает вас от одной группы тигров к другой. Гладьте их, обнимайте, фотографируйтесь, но не шалите с ними. Незабываемое впечатление. Все - таки это дикий хищник, и что ему взбредет в башку, никто не знает. Вас только просят не подходить к нему в яркой одежде, с распущенными волосами или какими-то болтающимися на вас предметами - сумка, фотоаппарат, деталь одежды, не дергаться, не совершать резких движений, не кричать. Одним словом - не провоцировать тигра, и тогда вы уйдете от него живым и здоровым. Здесь это удовольствие стоит всего 300 бат.
В тигровой деревне.
Следующим объектом был храм Wat Suandok, расположенный в черте города. Я увидел фотографии этого храма в Интернете, и мне захотелось осмотреть его обязательно. Это необыкновенный храм. Во-первых, здесь расположено несколько древних белых пагод, под которыми хранится прах первых правителей королевства Ланна.
Храм Ват Суандок
Во-вторых, при храме находится большое кладбище, где под многочисленными белыми ступами покоится прах уважаемых представителей буддийской религии. И, в-третьих, здесь находится одна из самых больших бронзовых статуй Будды в Таиланде. Сам храм является составной частью влиятельного в Таиланде буддийского университета. Храм впечатляет своими пагодами, многочисленными белыми ступами, большим зданием, где находится бронзовая статуя Будды. Войдя внутрь, понимаешь, что это не просто храм, а огромная аудитория, в которой слушателям преподаются основы буддийской религии. Кстати, в Чианг Мае расположено 24 буддийских храма, а всего в окрестностях Чианг Мая находится около 300 храмов.
В храме Ват Суандок
На обед Том повез меня в ресторанчик ( в Таиланде нет таких понятий, как столовая, кафе, эакусочная и т.п., здесь есть рестораны и ресторанчики). Они со своим напарником заказали себе много разнообразных блюд. Я же остановил свой выбор на супе том ям и порции риса по-тайски. Мне принесли огромную миску супа и приличную порцию риса, который у тайцев заменяет хлеб. С бутылкой пива Чанг мне это обошлось в 110 бат. Откровенно говоря, я наелся «до отвала». Суп был очень вкусный - с креветками, с какими-то специфически тайскими ингредиентами: палочками, корешками, листочками чего-то непонятного, но приятного на вкус.
Том со своим приятелем еще долго сидели и поглощали пищу. .Не торопясь, пробуя то одно, то другое. Чувствовалось, что прием пищи доставляет им огромное удовольствие. После этого я еще пару раз заказывал свои любимый суп том, а потом решил попробовать то, что едят мои напарники по путешествию. И оказалось, что они едят очень вкусные блюда, причем без специй, без специфического вкуса и запаха, характерных для паттайской кухни. Мне это очень понравилось и я стал уважать тайскую кухню, тем более, что такой обед обходился без пива в 110 бат.
Вианг Кум Кам.
После обеда мы отправились в храм Вианг Кум Кам. Я знал, что это город, построенный еще до основания Чианг Мая. Наверное, его можно назвать первой столицей королевства Ланна. Мне очень хотелось посмотреть Вианг Кум Кам, так как еще в 2009 году я увидел проспект, который приглашал туристов посетить расположенный в джунглях город. Этот самый Вианг Кум Кам. Я представил себе что-то из Киплинга – джунгли, лианы, обезьяны, руины города. Так как мы выехали на поиски города около 16 часов, я не мог понять, как мы успеем доехать до джунглей, посмотреть город и вернуться обратно. Тем более, что нам еще надо было попасть на вечернее сафари.
Вианг Кум Кам.
Я начал беспокоиться, но Том уверил меня, что все идет по плану. И вот мы на окраине города. Том постоянно консультируется с местными жителями. Наконец мы останавливаемся. Приехали в Вианг Кум Кам. А где же джунгли, где обезьяны, где руины? Оказывается, что руины есть, но нет всего остального. Я позволю себе небольшое отступление. Иногда туроператоры и турагентства, с целью привлечения туристов, дают несколько эмоциональную характеристику той или иной экскурсии. Так, например, вам предлагают экскурсию на квадрациклах по джунглям. И хотя эта очень интересная экскурсия, но джунглей там практически нет. То же самое произошло и в данном случае. Надо взять за правило – прежде, чем покупать экскурсию, следует выяснить все детали этой экскурсии. Тогда вы примите правильное решение, и не будете потом ругать ни гида, ни компанию.
Итак, это руины города, который был поострен в Х – Х1 в. нашей эры. Вероятно, самое раннее поселение в Таиланде. Здесь находятся остатки примерно 20 древних храмов и других объектов. Сохранились только фундаменты построек, выложенные из кирпича-сырца и две башни-чеди того периода. Остальные сооружения имеют явно более позднее происхождение. Это чудесная пагода в форме четырехгранной пирамиды, вихарн и скульптурное изображение сидящего Будды. На алтаре и перед ним множество свечей и цветов. Здесь же два уменьшенных изображения сидящего Будды, одно из которых символизирует момент пробуждения.
Пагода и вихарн в Вианг Кум Каме.
Рядом с пагодой расположен рынок, где продают овощи, тайские фрукты, сувениры, одежду. Чтобы осмотреть все постройки города, стоит воспользоваться конным дилижансом, заплатив за это удовольствие, если мне не изменяет память, 200 бат.
Несмотря на то, что от города практически ничего не осталось, экскурсия мне понравилась. Я без раздумий покупаю экскурсии, где можно посетить старинные храмы, города или их руины. Мне удалось побывать несколько раз в Лопбури, в Айютае, бывшей столице Таиланда, я «одним глазком» посмотрел на руины Сукотая, с огромным удовольствием съездил на экскурсию к храму Пхра Вихан,. Это в Таиланде, а мне ведь посчастливилось посмотреть храмы Ангкора в Камбодже, удивительный старинный город-храм Хампи, бывшую столицу Виджаянагарского царства в Индии, святые места 2000 - летней давности в Израиле, Карнакский храм в Египте и пирамиды Гизе здесь же. А теперь вот еще и Вианг Кум Кам.
Алтарь в храме Вианг Кум Кама.
Этот день закончился посещением ночного сафари. Ночное сафари – это фишка Чианг Мая, амбициозный проект, поддержанный тогдашним премьер-министром Таиланда Тонгчином Чиноватом. Кстати, ему Таиланд обязан развитием туристской инфраструктуры на Ко Чанге.
Зоопарк открылся в средине 2006 года. Он расположен у подножия горы Дой Сутеп и населен животными африканского континента. На специальном трамвайчике туристов провозят по тропе Бродячих Хищников и по тропе Саванна Сафари. Каждая из этих поездок длится 25 минут и включает в себя отрезок пути в 2 км. Трамвайчик идет медленно, останавливается то тут, то там, а прожектор высвечивает разнообразных животных.
Посреди зоопарка находится Лебединое озеро, и здесь туристам ночного сафари предлагается посмотреть Музыкальный фонтан. Он считается самым большим Музыкальным фонтаном в Юго-Восточной Азии. Водяные сопла и насосы поднимают над поверхностью озера водяную завесу шириной 45 и высотой 15 метров. Эту водяную стену подсвечивают специальные прожектора, и на этом своеобразном экране разыгрывается лазерное шоу. Все это происходит на фоне музыки. Волшебное зрелище. Я не пожалел ни денег ( 500 бат), ни времени. Если кому-то из читателей удастся побывать в Чианг Мае, настоятельно рекомендую посетить ночное сафари.
На следующий день у нас была запланирована поездка в национальный парк Дои Интханон, который находится в 70 километрах от Чианг Мая. Это один из ухоженных национальных парков Севера и занимает площадь порядка 1000 кв км. Здесь много водопадов, есть деревня «голубых Каренов» (не путать с Каренами длинношеими), необыкновенно красивая, судя по фотографиям в Интернете, пещера Brihinda Cave.
Дои Интханон. Две ступы.
Перед вьездом в Дои Интханон стоит «проходная», и для того, чтобы попасть на территорию парка, я заплатил 200 бат. Наша Тойота начала резво набирать высоту. Ведь нам предстояло в итоге подняться на высоту 2565 метров. Это самая высокая гора Таиланда.
Не доезжая нескольких сот метров до самой высокой точки, с левой стороны из гущи лесов показались шпили двух пагод. Эти удивительно красивые сооружения, имеющие 8-угольное основание, были построены в честь 60-летия короля ( 1987 г. ) и королевы ( 1992 г.) Таиланда. Вход на территорию комплекса стоит 20 бат. Здесь для туристов имеются ресторанчики, магазины, туалет. К пагодам ведут широкие лестницы, а вокруг пагод разбиты цветники. Очень чисто, красиво, ухожено, что характерно для национальных парков Таиланда. Чудесный ландшафтный дизайн. Ну, а сами пагоды вызывают чувство огромного восхищения от необычного архитектурного решения. Умеют тайцы находить элегантное решение при совмещении ландшафта и строения.
Дои Интханон. Две ступы.
Пообедав в местном ресторанчике, мы тронулись далее, к вершине Дои Интханон. Снова накручиваем серпантины, поднимаясь все выше и выше. Наконец, приехали, дальше дороги нет. По пешеходной тропе поднимаемся к вершине и, о чудо, я вижу башню астрономического телескопа. Небольшая башня, в которой установлен 14 дюймовый телескоп, принадлежит астрономическому институту Таиланда. Рядом находится небольшой храм, несомненно, самый высокогорный храм Таиланда. Он представляет собой скульптурное изображение Будды под открытым небом с буддийским алтарем.. Тайцы молятся, оставляют свои дары Будде.
Будийский алтарь на вершине горы Дои Интханон.
На обратном пути Том свернул налево на боковую дорогу, и через 10-15 минут мы подъехали к водопаду Вачиритан. Здесь, как и у двух пагод, обустроенное для туристов место – можно покушать, попить пивка (кстати, алкогольные напитки здесь не продаются ), купить, при желании, какой ни будь сувенир. Платить за посещение водопада не надо. Я решил подняться по тропе выше уровня, с которого вниз извергается поток воды, и посмотреть, что там есть. Оказалось, что там спокойно течет небольшая речка, не представляющая никакого интереса.
Водопад Вачиратан
На выезде из парка расположен очень красивый храм с длинным названием. Особенностью этого храма является то, что он посвящен не Будде, а какому-то уважаемому монаху, типа наших святых. Здесь же находится беседка со скульптурой бога Шивы, скульптурное изображение Будды и красивая беседка, выполненная в китайском стиле. Такого сочетания я еще ни разу не встречал.
Дои Интханон. Храм почитаемого в будийской религии монаха.
Вечером мы посетили ресторан с тайским шоу, а утром отправились дальше, на Север. Наш путь лежал к пещере Chiang Dao Cave., но по пути нам надо было еще заехать в деревню слонов Mae Ping, которая расположена в 1.5 часах езды от Чианг Мая.. В окрестностях Чианг Мая, в провинции Мае Хонг Сон очень много Village Elefant . В 2006 году мы посетили деревню слонов Мэ Са вблизи Чианг Мая, и были восхищены этими милыми животными. Особое умиление вызвало купание слонов в небольшой речке около слоновьей деревни.
В Village Elefant Mae Ping меня ожидала прогулка на слоне по джунглям и сплав на бамбуковом плоту по реке. Обошлось мне это удовольствие в 1200 бат. Прогулка на слоне заняла около 45 минут. Откровенно говоря, это были «оцивилизованные» джунгли. Чувствовалось, что где-то рядом живут люди,
Тем не менее, прогулка доставила удовольствие и массу впечатлений.
Сплав по реке Ма Пинг.
После обеда, стоимость которого вошла в сумму 1200 бат, мы с Томом разместились на бамбуковом плоту. Это был солидный плот, с лавочкой для двух человек посредине плота. Можно без опаски брать с собой фото и видеоаппаратуру. Два тайца с шестами управляли его движением. Речка Ме Пинг ( Mae Ping) неширокая, но достаточной глубины, чтобы плот не задевал дно реки. Плот медленно плыл по реке, и в течение 50 минут мы любовались природой, небольшими деревушками тайцев на берегу реки, группами слонов с туристами, которые ( слоны ) то пересекали речку, то двигались по ее берегам.
Деревня на берегу реки Ма Пинг.
В Таиланде существует большое количество храмов, расположенных в пещерах. Первую такую пещеру я посетил при экскурсии на реку Квай с Леонидом. В большой пещере в сумраке была хорошо видна огромная статуя Будды. Вторая встреча с «пещерным» Буддой произошла во время экскурсии «Путь к Аватару», В программу этой экскурсии входит посещение пещеры со сталактитами и сталагмитами. Внутри, при входе в пещеру, установлена скульптура Будды и буддийский алтарь.
Большой пещерный храмовый комплекс находится в Королевской горе Као Луанг в г. Петчабури. Посещение этого чудесного храма с лежащим Буддой входит в программу «Королевский Хуа Хин», которую проводит Илвес Тур. Меня привлекают пещерные храмы, как составная часть тайской культуры, поэтому я включил в свою программу посещение пещеры Chiang Dao Cave в провинции Чианг Май. Вообще-то, я очень хотел посетить пещеру Tubtao Cave с удивительными храмовыми сооружениями внутри нее, но что-то не «склеилось», и я остановил свой выбор на названной выше пещере. Собственно, это комплекс из 7 пещер, расположенных внутри горы Дой Чианг Дао. Две из них – Там Фра Нон и Там Сеуа Дао, имеют электрическое освещение.
В пещере Чианг Дао.
Мы приехали к пещере Там Фра Нон. В пещере, протяженностью 360 метров, находятся скульптуры Будды, в том числе лежащий Будда, святых монахов, отшельников. На алтари перед скульптурами Будды и монахов тайцы ставят подношения, цветы, зажигают свечи, молятся. Это очень почитаемая в буддийской религии пещера. На территории у подножия горы находится храм и монастырь. Две древние, судя по внешнему виду, ступы, говорят о почтенном возрасте этого комплекса.
Древняя ступа на территории пещеры Чианг Дао.
В связи с дефицитом времени, мне не удалось посмотреть храм Wat Tum Tub Tao, и мы отправились в г.Пай провинции Мае Хонг Сон. За последние годы из рядовой деревушки Северного Таиланда, Пай превратился в довольно приличный туристический Центр. Сюда приезжают тайцы отдохнуть, помедитировать, насладиться тишиной и покоем. В долине Пай, где находится город, очень много мест, которые располагают к такому врепрепровождению. Пай и его окрестности особенно полюбились бэкпеккерам (людям, странствующим только с рюкзаком за спиной ) и тайской богеме.
Где-то на перевальной точке между Чианг Дао и г. Пай мы посетили летнюю резиденции. Королевы Таиланда. Она иногда приезжает сюда отдыхать. Перед ее приездом и во время отдыха здесь много военных, которые охраняют покой Королевы, а сейчас я увидел небольшие группы тайцев, которые, как и мы, приехали сюда полюбоваться красотой этого места.
В Пае Том нашел отель на окраине города. Отель называется Pai Baanthai Resort и состоит из двух десятков домиков. При отеле имеется бассейн. ресторан. Еще из переписки с Юрием я узнал, что отели в Пае стоят дорого, дороже, чем в Чианг Мае. Объяснить это можно только популярностью Пая в среде его почитателей и туристов. Во время обсуждения программы поездки на Север я просил Тома останавливаться в дешевых отелях с бунгало или домиками, и когда он мне назвал стоимость проживания в этом отеле в сутки 1400 бат без завтрака, я категорически отказался и сказал, что я буду спать в его машине. Тогда Том снизил планку до 1000 бат в сутки, плюс 100 бат за завтрак. Я позвонил Леониду в Паттайю и попросил его выяснить на рецепшене в этом отеле реальную стоимость проживания. После непродолжительных переговоров с сотрудником отеля, Леонид сообщил мне следующее: если в отель приходит человек «со стороны», то с него берут 1400 бат в сутки без завтрака, а если человека устраивает на проживание гид, то стоимость составляет 1000 бат в сутки так же без завтрака. Откровенно говоря, это дорого, но спать в машине мне не хотелось и пришлось согласиться, хотя из Интернета я знал, что в Пайе можно найти проживание за 300 бат. Из всей этой истории я понял, что Том хотел меня «нагреть» на 800 бат. Так что, господа туристы, будьте бдительны! Кроме того, как я полагаю, Том получил свой бакшиш от отеля за то, что он меня к ним привел. Чтобы не возвращаться более к теме отеля, хочу сказать, что ночью было настолько холодно, что мне пришлось спать в спортивном костюме. Как ни как, а это Север.
В центре города около десятка турагентств ( по английски ), которые предлагают разнообразные экскурсии как в окрестностях Пая, так и далее до Мае Хонг Сона.
Что мне удалось посмотреть в Пае? Во–первых, мы с утра отправились в деревни народностей Лису и Лаху. Это реальные деревни, куда туристов не возят, а мне как раз это и надо, чтобы без прикрас, рассчитанных на туристов, посмотреть на быт этих людей. Километров 30 по трассе от города, и затем 20 км. по ужасной дороге в джунглях. Мне кажется, что в период дождей по этой «дороге» даже вездеход не пройдет. Первой была деревня народности Лису. Ужасная бедность. Примитивные хижины на сваях, петухи, курицы, свиньи. Домов в нашем понимании здесь нет. Электричества нет, хотя я видел в деревне несколько солнечных батарей для зарядки аккумуляторов. Спят в своих хижинах на циновках, пищу готовят на костре, который разводится в хижине. От костра обогреваются.
Женщина народности Лису.
В деревне народности Лису.
Живут в основном на постоянной королевской субсидии. Занимаются земледелием – кукуруза, картофель. Граница с Бирмой в 20-ти километрах, поэтому, как сказал Том, тут навалом наркоманов. При въезде в деревню стоит полицейский пост – он следит за тем, чтобы наркотики отсюда не уходили далее. Так как туристов сюда не возят, то жители деревни ходят в обычной одежде, нет торговых рядов с сувенирами, как во многих деревнях, посещаемых туристами. Деревня народности Лаху, их еще называют народностью музеров, как и сам внешний вид людей, ничем не отличается от Лису.. Здесь меня угостили местным самогоном. Очень даже приятный на вкус, но продать почему-то отказались.
Во-вторых, я посмотрел храм, построенный в честь короля Наресуана Великого. Его не зря назвали Великим. Он провел блистательные войны с Бирмой и Камбоджей, завоевал королевство Ланна и присоединил его к Сиаму. Здесь нет больших храмовых сооружений, но, тем не менее, это очень почитаемый на Севере храм. Том сказал, что это его самый любимый храм, поэтому он меня привез сюда, хотя в Пае есть и другие храмы. Около храмовых сооружений очень много скульптур петухов, так как Наресуан любил эту птицу. На территории храма находится ступа, под которой прах сестры Наресуана принцессы Супантеви. Как мне рассказал Том, она трагически погибла от рук бирманцев.
Ступа над прахом принцессы Супантеви.
После посещения храма Наресуана Великого мы поехали на горячие источники. Они находятся в 8 км. от Пая. Вход сюда стоит 200 батт. От «проходной» до начала источников 300 метров. Здесь температура воды составляет 80 градусов. Через 150 метров от этого места температура воды понижается до 40 градусов и тут устроены купальни.
Горячие источники в окрестностях города пай.
Горячих источников в провинции Мае Хонг Сон, а именно здесь находится Пай, очень много. В прошлом году я посетил источники, которые представляют собой несколько гейзеров, где горячая вода фонтанирует. Здесь нет оборудованных для купания мест, и люди просто любуются этим природным феноменом.
Уже под вечер мы приехали в Китайскую деревню. Она еще находится в стадии оформления, но, тем не менее, стоит ее посетить. Здесь построены небольшие домики, в которых, вероятно, будут располагаться китайские лавочки и ресторанчики, а в центре этой деревни есть красивое озеро с беседкой по средине его.
Девочки и женщины народности Каренов Падонг.
По программе мы должны были посетить деревню Каренов, и мы ее посетили. Деревня находится на окраине Пая, но, к моему огорчению, оказалось, что это деревня «не тех» Каренов. Дело в том, что существует четыре подгруппы Каренов –черные, белые, красные и длинношееи - Карены Падонг Последние являются наиболее зкзотическими представителями этой народности, так как их женщины носят браслеты на шее, на ногах и на руках. Число колец в браслете на шее с возрастом увеличивается и шея женщины становится длинной настолько, что без этого браслета она ( шея ) не удержит голову. Женщины Карены с длинными шеями выглядят не только экзотически, но и весьма элегантно. Среди Каренов Падонг есть женщины длинноухие, у которых мочки ушей оттянуты тяжелыми крупными серьгами. Так вот, я хотел посмотреть Каренов длинношеих, а это оказались «обычные» Карены.
Женщинак народности Yao.
Своеобразной особенностью Севера является то, что здесь проживают, помимо тайцев, малочисленные народности Aka, Karen, Mon, Lahu, Lawa,Yao, Lisu и другие. Это выходцы из Бирмы, Тибета, Китая. Каждая народность имеет свой язык, свою культуру, религию, свою форму одежды. Представителей этих национальностей мне пришлось повидать не только здесь, но и в провинции Канчанабури во время экскурсии на реку Квай – здесь есть деревни Монов и Каренов, а также в Паттайе, где женщины народности монов ходят по пляжам и продают туристам всякую сувенирную мелочь.
Покидая Китайскую деревню, я попросил Тома заехать в какой ни будь магазин, и купить виски. Он с радостью согласился. Несколько позже мне стала понятна его радость. На ужин мы должны были выехать в город, и когда я вышел к машине, то Том поинтересовался – а где мое виски? Я понял его намек, сбегал в домик и прихватил бутылку. Том сказал, что в город мы не поедем, а поужинаем в ресторане при отеле. Мы с ним ополовинили бутылку, а когда я собрался на покой, Том попросил, чтобы я ему оставил еще грамм 100.
Распространенная легенда о том, что тайцы абсиденты, является только легендой. Они выпивают, но только не в таких количествах, как европейцы и в процентном отношении число выпивающих тайцев не велико. Хотя есть и пьяницы. Одна моя знакомая в Паттайе прожила год с тайцем и ушла от него, в частности и потому, что он пил.
Рано утром, дрожа от холода, мы наскоро позавтракали и выехали в обратный путь. По договоренности с Томом, мы должны были посетить в Чианг Мае этническую деревню Каренов Падонг, а далее по пути заглянуть в Сукотай. Дорога от Пая до Чианг Мая заняла у нас 3 часа. Она изобилует многочисленными подъемами, спусками с постепенным набором высоты, так как нам надо было преодолеть горы, отделяющие долину Пай от долины, где расположен Чианг Май. Дорога состоит из многочисленных серпантинов, поэтому и занимает столько времени. Чудесная местность, по которой мы ехали, отвлекала внимание от сложностей переезда, и время пролетело незаметно.
Оказалось, что деревня ( Meo Village) длинношеих Каренов в Чианг Мае находится недалеко от деревни Tiger Kinder, где я был четыре дня назад. Это 100% бутафорская деревня для туристов, хотя вход в нее стоит 500 бат. 10 часов утра – слишком раннее время для массового туриста, поэтому в деревне я увидел только 2-х женщин и несколько девочек с кольцами на шее. Ряд хижин на сваях из бамбука, крытых какой-то травой, представляли собой торговые палатки с традиционными сувенирами и изделиями женщин-каренок.
Женщины зарабатывают продажей сувениров и позированием перед фото- и видеокамерами туристов. Можно и не заплатить, но это как-то неудобно. При этом появляется чувство неловкости от того, что ты фотографируешь живого человека так, как будто это какое-то редкое животное. А ведь это чудесные девочки и женщины, и от этого чувство неловкости усиливается. Поэтому я, прежде, чем сфотографировать, обязательно спрашиваю разрешение, и обязательно плачу. 20 – 30 - 40 бат вполне приемлемая цена за позирование. Она устраивает обе стороны. Здесь же находятся «палатки» представительниц народностей Aka и Yao.
Если вам, читатель, не приходилось ранее посещать деревни длинношеих женщин, рекомендую здесь побывать. Ведь такой экзотики вы не увидите больше нигде, как на Севере Таиланда. Правда, уже 2 года подобная деревня «работает» в окрестностях Паттайи и ее посещение стоит 300 бат.
Очень интересная этническая деревня находится в провинции Чианг Рай.. Ее посещение является обязательным элементом «северной» программы. Это небольшой комплекс деревень, где проживают представительницы Каренов длинношеих и длинноухих, Aka, Yao. Особенность этой деревни в том, что здесь нет никакой торговли. Это как бы реальная деревня этих людей. Смотрится она гораздо интереснее, чем в Чианг Мае. Я бы с огромным удовольствием побывал здесь еще раз.
И еще одна деревня длинношеих, которую я посмотрел вблизи Мае Хонг Сона. - Хуай Сие Тао. Это реальная деревня Каренов. Чувствуется по всему, что живут они здесь не один десяток лет. Лет 15 назад эти Карены жили за счет земледелия – выращивали картофель, кукурузу. Часть урожая оставляли себе, остальное продавали. Но когда на Север проложили прекрасные дороги и сюда поехали туристы, то Карены поняли, что можно прожить и без выращивания картофеля. И они стали заниматься тем, чем занимаются сейчас – торговать и позировать.
А, в общем-то, любая из этих деревень знаменательна тем, что здесь вы увидите удивительных женщин – лебедей. Мне кажется, что это название подходит им больше, чем женщины-длинношеии или женщины-жирафы, как часто их называют.
В 10 часов мы выехали из Чианг Мая и где-то в 15 часов были в Сукотае. В 12 веке Сукотай являлся первой столицей тайского государства. В настоящее время существует два Сукотая – современный городок Сукотай и руины древнего Сукотая. Именно здесь находятся старинные храмы с удивительными скульптурными изображениями Будды. Том привез меня в храмовый комплекс, который представляет собой остатки древних сооружений, выложенных, как и в Чианг Кум Каме, из кирпича.
Здесь прекрасно сохранились башни-чеди того периода, несколько десятков фундаментов зданий древнего города, а также храмовая композиция из лежащего Будды и двух Будд в позе сосредоточения. Перед входом в этот комплекс находится несколько храмовых сооружений более позднего происхождения. Вход сюда обошелся мне в 200 бат. Очень чистая, ухоженная территория, а на выходе нас проводил бравый тайский полицейский весьма импозантной внешности. Это был небольшой кусочек древнего Сукотая.
Сейчас я очень сожалею, что мне не удалось посмотреть главные храмы Сукотая. Надо было продлить поездку на один день, а так мне придется в следующий раз уделить пару дней этому городу.
Вот и закончилась моя экскурсия на Север страны. В 11 часов ночи я был дома, то есть в Паттайе. Весь путь из г. Пай до Паттайи, с заездом в деревню Каренов в Чианг Мае и в Сукотай, занял 17 часов.
Я не сомневаюсь, что подобную поездку можно сделать более экономичной, но у меня получилось вот так, и я об этом не сожалею. Я еще раз убедился в том, что надо не менее 10 лет, чтобы посмотреть все прекрасное, что есть в Таиланде.