Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 14 ноября 14:20
Признание
пользователей

Caput Mundi. Античность

Рим — Италия Март 2014
42 47

Античное наследие Рима поистине колоссально — наравне с афинским акрополем, египетскими храмами Нубии и пирамидами в долине Гизы развалины римских форумов являются одним из самых впечатляющих античных памятников в истории. Детальное и подробное изучение наследства, оставленного древним Римом, вполне заслуживает отельной поездки — во всяком случае, чтобы изучить все древнеримские развалины в самом городе и его окрестностях, нужно потратить не один день. Поскольку у меня такого количества времени не было, да и — признаюсь откровенно — Рим христианский меня привлекает намного больше Рима языческого, то тот обзор, который я хочу предложить вашему вниманию, носит характер исключительно «галопом по самым знаковым местам».

Говорим «Рим» — подразумеваем «Колизей»: во всяком случае, видимо, такой логикой руководствуются большинство маркетологов Вечного города. Изображение Колизея на сувенирных тарелочках, магнитах и прочей туристической лабуде встречается чаще всего. Впрочем, это довольно заслуженная популярность — огромный величественный Колизей являет собой красноречивый памятник необыкновенно действенной политике Древнего Рима, выражавшейся в широко известной формуле «Хлеба и зрелищ». Правда, лично мне римский Колизей не нравится. Возможно, причиной тому было то, что до знакомства с римским вариантом мне довелось увидеть амфитеатр в Пуле. Горячие поклонники амфитеатра в Риме, конечно же, могут со мной не согласиться — но экземпляр в Пуле в более изящен и производит, как мне кажется, впечатление более гармоничное — возможно за счет своей более легкой конструкции и очень светлого, почти белого песчаника, из которого он построен. Римский же Колизей мне напоминает не в меру разожравшегося бегемота, развалившегося на лужку…. Но бог с ними, с личными симпатиями и антипатиями — я вас все равно познакомлю с этим бегемотом поближе.

14
Caput Mundi. Античность

Колизей, или амфитеатр Флавиев, увидел свет в 80 году при императоре Тите из рода Флавиев. Предполагается, что название «Колизей» происходит от слова «колосс» — так называли огромную статую императора Нерона, которая пока еще стояла неподалеку (колосс Нерона последний раз упоминается в 354 году). Но есть и еще одна версия происхождения названия: район Рима, где построили амфитеатр, в некоторых древнеримских хрониках называется местом богов Исиды и Сераписа. Так что римляне вполне могли называть новую постройку amphitheatrum ad collem Isaeum («амфитеатр возле холма Исиды»), сокращенно — Колизей.

То были жестокие времена — и Колизей редко пустовал. Самыми популярными из проводимых там мероприятий были гладиаторские бои и травля диких животных. Смерть была ежедневной гостьей на арене амфитеатра — и с ней связана одна из самых жутких легенд Колизея. Предполагалось, что под Колизеем пробиты глубокие шахты, в которые сбрасывались трупы зверей и убитых гладиаторов — они якобы вели в подземное море, где обитало какое-то неведомое чудище, которое и пожирало останки. Колизей был построен на месте искусственного озера, разбитого Нероном неподалеку от его Золотого дома. Нерон был язычником и поклонялся богу природы Фавну, который и послал к нему морское чудище, которое служило неким передаточным звеном — говорили, что Нерон ежедневно скармливал ему двух-трех рабов, чтоб задобрить божество. После смерти Нерона озеро засыпали, но чудище никуда не делось — оно просто переселилось поглубже, в подземное море, и продолжало ждать своих жертв. Легенда гласит, что одному из работников Колизея явился сам Фавн и поведал обо всей этой истории, предложив, так сказать, компромисс — чудищу можно будет скармливать погибших на арене зверей и гладиаторов. Таким образом убивали сразу двух зайцев — избавлялись от большого числа трупов и также задабривали ненасытное чудовище. Тем более что среди работников Колизея распространилось поверье, что Колизей будет стоять до тех пор, пока грозный бог будет получать свою жертву. Конечно, это не более чем совпадение — но после запрета императором Гонорием в 405 году гладиаторских боев амфитеатр стал стремительно приходить в упадок, сильно пострадал во время нашествия на Рим варваров, и уже тогда же начал восприниматься населением Рима как источник бесплатного стройматериала. Но только история с чудовищем из Колизея всплыла в анналах истории еще раз — более тысячи лет спустя, в эпоху Возрождения. Известный эпатажный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини рассказывает в своих мемуарах о двух визитах в Колизей в компании некого сицилийского священника, умевшего с помощью каких-то тайных заклинаний вызывать демонов, в том числе «морское чудище Нерона» — один из визитов закончился более чем удачно, точнее, наверное, неудачно — страху, я полагаю, все его участники натерпелись немало! Вот такая вот вышла история))

15
Caput Mundi. Античность
6
Caput Mundi. Античность

Колизей действительно сильно пострадал и от времени, и от варварства — первая попытка его сохранить и пресечь дальнейшее разграбление была предпринята в середине XVIII века папой Бенедиктом XIV — он освятил Колизей как место, обагренное кровью множества христианских мучеников, и велел водрузить в центре арены огромный крест. О том, что на арене Колизея массово замучивали до смерти сотни и тысячи первых христиан, не говорил только ленивый, об этом написано в любом путеводителе. Хотя историки сходятся во мнении, что это все не более чем очередное историческое преувеличение — документов, явно подтверждающих такие факты, нет. Во-первых, их просто не было в таком количестве, этих христианских мучеников, а во-вторых — правящей верхушке было глубоко все равно, каким богам молятся их граждане, до тех пор, пока эти самые граждане не выходят из повиновения. Так что гонения, конечно, периодически вспыхивали — но скорее как акты именно гражданского, а не религиозного неповиновения.

4
Caput Mundi. Античность

Полномасштабная реставрация Колизея началась в 2011 году — и началась со скандала. Потому что деньги на восстановление итальянского историко-культурного наследия — а это ни много ни мало 25 миллионов евро — дало частное лицо. Диего делла Валле, основатель и владелец обувной империи TOD`S. Шум поднялся нешуточный. В чем только ни обвиняли делла Валле — и в том, что такие дилетанты в тонком реставрационном деле, как он, все равно не смогут ничего сделать хорошо и только навредят Колизею, и в том, что делается это все исключительно в корыстных коммерческих интересах — мол, подождите, дорогие товарищи, вы и глазом не успеете моргнуть, как на амфитеатре появится огроменная растяжка с изображением ТОДСовских штиблет…. Что до меня — то лично мне все это очень напоминает нашу известную поговорку «Сам не гам, но и другому не дам». Я дважды побывала в Риме с момента начала реставрационных работ в Колизее, и могу засвидетельствовать хоть на Библии — никаких растяжек там так и не появилось. Сам амфитеатр выглядит посвежевшим и помолодевшим — время покажет, как оно будет дальше, но пока что это так… и несмотря на то, что по условиям контракта у делла Валле было право размещать свою рекламу на обратной стороне входных билетов в Колизей — этим правом он также не воспользовался. Вероятно, он просто хорошо помнит пророчество одного английского монаха: «До тех пор, пока стоит Колизей, стоит и Рим. Когда падет Колизей — падет и Рим, а вместе с ним и весь мир»…

Сверху хорошо виден довольно большой круг между Колизеем и аркой Константина — когда-то тут находилась Мета Суданс — фонтан конической формы, который обозначал собой место, в котором сходились четыре римских района, так сказать краеугольный камень. Мета простояла довольно долго — хотя, конечно, и не сохранила все свое великолепие. Ее останки окончательно уничтожил Муссолини, который предполагал построить вокруг Колизея транспортную развязку — и он таки сделал это. Остатки Меты снесли, правда на этом месте установили мемориальную доску. К счастью, последующие власти додумались до того, чтоб снова вернуть это место пешеходам и туристам — в начале 1990-х автомобильное движение перед Колизеем было ликвидировано и эта зона снова стала пешеходной.

16
Caput Mundi. Античность
3
Caput Mundi. Античность
1
Caput Mundi. Античность

Где-то неподалеку от Мета Суданс стоял и колосс Нерона — остатки его фундамента раскопали в 1828 году и они были доступны для обозрения ровно до строительства той самой муссолиниевской транспортной развязки. Теперь только реконструкции позволяют предположить, как оно могло быть две тысячи лет тому назад…

2
Caput Mundi. Античность

Но вернемся на площадь перед Колизеем — на нем стоит прекрасно сохранившаяся арка Константина. Несмотря на то, что официальной датой появления на свет этой арки считается 315 год — ученые до сих пор продолжают спорить на этот счет. Дело в том, что в источниках константиновой поры нет ни слова о возведении этой арки, что может косвенно служить подтверждением тому, что арка на тот момент уже существовала.

15
Caput Mundi. Античность

Сама арка — сооружение весьма и весьма любопытное. В Риме нет более яркого примера сполии (латинское слово «Spolia», означающее в дословном переводе «добыча, трофей» стало применяться для обозначения архитектурных заимствований, а попросту — кражи элементов декора для их использования в другом месте и контексте). Арка Константина — это просто набор разнородных элементов, натыренных что откуда — на верхнем ярусе арки установлены по четыре статуи варварских пленников — это, предположительно, даки, взятые с форума Траяна.

9
Caput Mundi. Античность
6
Caput Mundi. Античность
3
Caput Mundi. Античность

Верхние рельефы по своему содержанию позволяют предположить, что и их происхождение ровно то же самое. Ниже колонна украшена круглыми медальонами — на них исследователи разглядели лица Антиноя и Антонина Пия (преемника Адриана) — самого же Адриана, конечно, там нет — его лицо путем несложных манипуляций с долотом переделали в портрет Константина. Кстати, Рафаэль, по заказу папы Льва Х разрабатывавший проект по восстановлению Древнего Рима и очень детально изучавший античные источники, в частности Публия Виктора и Птолемея (его «География» была привезена из Константинополя в виде богато иллюстрированного манускрипта и, несомненно, оказалась большим подспорьем Рафаэлю в его изысканиях), относил эти медальоны к периоду Антонина Пия. Возможно, отсюда и версия о том, что медальоны эти все-таки принадлежали самой арке, а не были притащены сюда с другого монумента, и арка сама возводилась во времена Адриана.

5
Caput Mundi. Античность
3
Caput Mundi. Античность

Под медальонами — тянущийся по всему периметру арки фриз, на котором изображены подвиги Константина. Можно оценить, насколько безобразно выполнены эти «подвиги» — резьба грубая, пропорций нет и в помине…. Неудивительно, что Рафаэль прошелся по этому поводу: «Скульптуры не най весьма слабы и лишены всяких признаков искусства и хорошего исполнения. При этом все, что похищено с памятников Траяна и Антонина Пия, прекрасно и выполнено в идеальном стиле». Вот такая вот сборная соляночка alla romana получилась….

От Колизея и арки Константина начинается виа деи Фори Империали — «проспект имени Муссолини». О Муссолини принято говорить или плохо, или никак — но среди всех его деяний есть все-таки и такие, о которых можно сказать в положительном ключе. Муссолини испытывал просто необыкновенный пиетет перед Древним Римом — он считал что наследие «величайшей империи мира» и является тем самым, чем больше всего должен гордиться итальянец. Он хотел даже изменить систему школьного преподавания истории — акцент должен был быть смещен на века процветания римской империи, а вот память о «веках упадка», как он называл эпохи Средневековья и Ренессанса, хорошо бы вымарать совсем…. И почему все тираны так поразительно однобоки в своих фантазиях? Но слава Богу, этого не произошло — но все-таки некоторые работы по расчистке античных развалин Муссолини предпринять успел, за что ему однозначно надо сказать спасибо. В те времена римские форумы были окружены довольно-таки грязными и небезопасными скоплениями маленьких средневековых домишек — которые были безжалостно снесены, расчищая путь антикам. Ну, а самым амбициозным проектом была, несомненно, прокладка улицы Фори Империали, соединявшей Колизей с площадью Венеции, где, как известно, и обитал Муссолини — как прямая связь величия Рима императорского и Рима его, Муссолини.

13
Caput Mundi. Античность

По обоим сторонам от улицы Фори Империали расположены римские императорские форумы. То, что сегодня открыто взорам публики, далеко не все — многое еще скрыто под самой улицей Фори Империали. Но обратимся к тому, что есть на сегодняшний момент. Сегодня римские форумы напоминают отполированный ветрами и выцветший на солнце скелет огромного кита — они так же безжизненны, но от этого не менее величественны. И по ним сейчас так же сложно понять, что являло собой это место две тысячи лет назад…. С земли форум Юлия (это тот, что находится слева от улицы Фори Империали, если двигаться от Колизея, и примыкает к Капитолийскому холму) представляет собой довольно хаотическое нагромождение колонн и мраморных обломков, и потребуется изрядная фантазия и очень хороший путеводитель, чтоб хоть немного представить, какие здания и сооружения стояли тут раньше.

9
Caput Mundi. Античность
7
Caput Mundi. Античность

Лучше всего сохранились триумфальные арки — арка Септимия Севера в центре форума, и арка Тита в дальнем его конце, построенная в честь победы над иудеями в 71 году — барельефы на внутренней поверхности арки как раз иллюстрируют подробности этого триумфа, в частности — шествие пленных иудеев, несущих императору захваченные трофеи, в числе которых — минора, семисвечник из захваченного Иерусалимского храма (это самое древнее и самое детальное изображение иудейской реликвии).

9
Caput Mundi. Античность

Это обломки храма Весты — римской богини домашнего очага. Культ Весты был самым значительным в Риме, весталки — жрицы богини — обладали непререкаемым авторитетом, который использовали в частности и в политических целях.

6
Caput Mundi. Античность

Две небольшие группки колонн — это все, что осталось от храма Сатурна, одного из древнейших храмов Рима, воздвигнутого в 489 г. до н. э. в честь победы над этрусками, и храма Веспасиана, который воздвиг себе император Веспасиан в 79 году.

6
Caput Mundi. Античность
5
Caput Mundi. Античность

Над форумом нависает громада дворца Сенаторов — точнее, с форума можно увидеть только заднюю ее часть. Ренессансный дворец построен на фундаменте Табулярия, или архива Римской республики — его темная каменная кладка хорошо заметна под красно-коричневыми стенами эпохи Возрождения.

Мой любимчик — форум Траяна — находится на противоположной стороне улицы Фори Империали. Форум Траяна, который античные историки причисляли к самым удивительным жемчужинам древнего мира, сохранился значительно лучше всех остальных форумов. Уроженец испанской Севильи Траян, грамотный и успешный полководец, в самом начале своего правления предпринял два успешных похода в Дакию (нынешняя Румыния), откуда привез огромное количество трофеев — Дакия была очень богатым государством. Награбленное там золото и серебро и позволили ему по возвращении развернуть в Риме поистине беспрецедентное строительство — по проекту архитектора Апполодора Дамасского был построен новый грандиозный форум с мраморными колоннами, храмами и библиотеками, а также просторный рынок, который и сохранился до наших дней лучше всего — судя по его масштабам, это не просто рынок, а целый торговый комплекс античности, с крытыми галереями и отдельными магазинами!

11
Caput Mundi. Античность
10
Caput Mundi. Античность
9
Caput Mundi. Античность
5
Caput Mundi. Античность
3
Caput Mundi. Античность

От грандиозной базилики Ульпия (Ульпий — родовое имя Траяна) ныне сохранились лишь фундамент и обломки мраморных колонн — но некогда это было роскошнейшее сооружение на форуме!

5
Caput Mundi. Античность
3
Caput Mundi. Античность
2
Caput Mundi. Античность

Но самый знаменитый памятник эпохи императора Траяна — это его колонна, расположенная в самом конце форума.

16
Caput Mundi. Античность

Колонна должна была живо напоминать и современникам, и потомкам, о ратных подвигах императора — рельефный фриз, оплетающий колонну снизу доверху, живописует картинки из жизни римских легионеров, сцены пленения даков и сражений первого и второго дакских походов Траяна. Правда, не стоит воспринимать эти изображения как летопись римской жизни — исследователи пришли к выводу, что эта каменная живопись является скорее собирательным образом и иллюстрирует скорее представления римлян, как оно могло бы быть, чем какие-то реальные события. В конце концов, главной целью мастеров было прославление императора — успешного военачальника, мудрого правителя и просвещенного человека, а для этого, как известно, все средства хороши.

4
Caput Mundi. Античность
5
Caput Mundi. Античность

От колонны Траяна можно снова вернуться на улицу Фори Империали, и перейдя ее обратно — подняться наверх, на Капитолийский холм — пожалуй, не найти более живописного вида на вековые развалины римских форумов, чем отсюда.

8
Caput Mundi. Античность
11
Caput Mundi. Античность

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии