Улица Баилен делит Королевский квартал на 2 части — о Восточной площади, площади Изабеллы II, садах Новаль, Лепанто и Королевском театре я рассказывал в первой части. На противоположной стороне улицы высится громада Королевского дворца, по лестнице можно спуститься в Сады Сабатини
5
Своим северным концом улица Баилен точно ориентирована в направлении высотного здания на площади Испании
3
Парков в Мадриде много, и этот, небольшой, но прекрасный, живописный парк во французском стиле, пожалуй замечают только тогда, когда посещают королевский дворец в ходе экскурсии, или самостоятельно. Для многих парк достопримечательность сопутствующая или второстепенная. Тем не менее, парк являет собой чрезвычайно интересный образец садово-паркового искусства и достоин места в данном рассказе.
9
Сады Сабатини, а именно так и называется этот парк, особенно радуют глаз в солнечную погоду. Именно тогда понимаешь, что природа — неразлучная сестра искусства. Но очень душевно здесь и дождливый день, который был во время нашего посещения.
5
5
Привыкая к древности всего, что видим в центре европейских столиц, удивляешься, что Садам Сабатини всего чуть более 80 лет, а название своё они несут и того меньше.
5
Во 2-ой половине 18 века на месте парка были построены королевские конюшни по проекту Франческо Сабатини. В 30-е годы 20-го века было решено конюшни снести и разбить парк во французском стиле. Как известно французский парк — это где подстриженные кусты, скамеечки, фонтанчики и античные статуи. Вызвался создать подобную красоту Фернандо Меркадаль, и обещание своё выполнил.
5
После провозглашения республики в 30-е годы было решено разбить напротив дворца парк. У королевской семьи, как при каждой революции, конфисковали часть имущества, в том числе и бывшие конюшни. Которые и были выбраны местом для общественного отдыха.
«Парк без названия» был таковым до совсем недавнего времени, пока в 1978 году король Хуан Карлос I лично не дал ему название. Закономерным было бы назвать парк в честь проектировщика, но король решил иначе и назвал парк в честь архитектора королевских конюшен, стоявших здесь, Франческо Сабатини.
6
Условно данный парк делится на две части. В первой части можно увидеть прямоугольный пруд, окруженный статуями испанских королей и постриженными кустами, лестницу, ведущую на улицу Байлен.
3
3
Монументальная лестница была построена только в 1972 году, но смотрится сегодня неотъемлемой частью парка.
5
6
Лестница оформлена королевскими гербами
3
Перед лестницей установлен памятник королю Карлосу III, во время царствования которого был достроен Дворец и конюшни, на месте которых разбиты Сады Сабатини
2
Вторая часть садов Сабатини втиснута между главным входом и фасадом Королевского дворца. Здесь преобладают хвойные деревья, постриженные особым образом.
3
4
Доминирующими растениями Садов Сабатини являются сосны, кипарисы, кустарники бирючины и самшита, магнолии и лилии. Скульптуры и фонтаны, разнообразные виды деревьев и кустарников, подстригающихся по особой технологии, создают гармоничное пространство парка, где суета и шум оживленного города отступают
7
Улица Байлен, которая примыкает ко Дворцу и Садам Сабатини, не всегда так называлась. Когда-то это была Новая улица, потом Новая дворцовая улица, а своё название «Байлен» получила в память о победе испанцев при городе Байлен над французскими войсками во время Наполеоновских войн.
6
В Королевском дворце Мадрида короли не живут. По крайней мере после реставрации королевской власти в 70-х годах прошлого века. Современная королевская семья постоянно проживает во дворце Зарзуела. Но дворец всё равно является официальной резиденцией короля Испании и используется для официальных церемоний. Дворец площадью 135000 м² и 3418 комнатами, является главным историческим и художественным памятником Мадрида.
6
5
3
На мой взгляд, это самая «неиспанская» часть Мадрида. Из-за того, что строили дворец итальянские и французские мастера, а главной задачей испанского монарха было желание затмить Версаль, Сан-Суси, венские резиденции и итальянские дворцы, получился дворец, который как раз во многом впитывал особенности архитектуры иных стран.
2
4
Исторические корни дворца уходят в XI в., когда впервые на этом месте мавры построили крепость для обороны холма. Крепость превратиласть в замок, потом в мавританскую, позднее в христианскую королевскую резиденцию. От которой на этом месте в XVI в. остался христианский дворец-крепость Габсбургов. Это последнее здание исчезло в огне в 1734 г. во времена правления Филиппа V.
2
После пожара король с семьёй жил во дворце Буэн Ретиро. Долго король выбирал крепость для резиденции, но все имеющиеся старые крепости не нравились, с другой стороны он не мог жить подолгу во дворце герцога Медины. И монарх задумался о строительстве нового дворца, в соответствии со временем и модой. Мода, а точнее своевременная мода — это, понятно, итальянцы. И вот уже спешит в Мадрид архитектор Фелипе Джувара из Сицилии, который был известен своей работой в Риме, Милане и Турине. Но его проект показался Филиппу V и его жене Элизабет Фарнезе излишне дорогим.
5
Король послал за другим знаменитым архитектором Хуаном Баутиста Сачетти, который родился в Турине, бывшим учеником Джуварра. Он создал проект, который был одобрен королём. Снос развалин старой крепости начался 7 января 1737 г. 7 апреля 1738 г. в центре южного фасада был заложен первый гранитный камень, весивший около 4 кг. Но камня этого нет в основании дворца. Его достали, заменили другим, а из камня сделали мастера сундук для хранения золотых монет, отчеканенных на монетных дворах Мадрида, Севильи, Сеговии, Мексике и Перу.
5
7
Только самые лучшие архитекторы были привлечены к строительству Королевского дворца, с ними также сотрудничали лучшие мастера Франции и Италии. Смешанный по стилю дворец взял в себя лучшее мастерство французской, итальянской и испанской школы.
3
Дворец строился 30 лет, и только следущий король Карлос III смог остановиться во дворце, вернувшись из Эль Эскориала в 1768 году. Но работы не были завершены полностью, отделка продолжалась долго.
6
4
Фасады облицованы гранитом и белым камнем, благодаря чему дворец, построенный в стиле барокко, кажется очень светлым.
5
Парадный вход выходит на Оружейную площадь, где проходят парады Королевской гвардии.
4
5
Дворцовый комплекс расширялся и изменялся в соответствии с пожеланиями и потребностями каждого последующего монарха. Интерьер дворца известен богатым искусством, можно рассказывать о коллекциях Караваджо, Веласкеса, Гойя, о коллекциях Королевской Оружейной палаты, о фарфоре, часах, мебели и изделиях из серебра. О роскошных интерьерах королевских покоев, тронного зала…. Но рассказывать без фотографий не имеет смысла, а фото строго запрещены. Смотрителей было настолько много, и всё же официальная резиденция, игрой в шпиона решил не заниматься
6
4
Но поражает своей красотой уже вход с главной лестницей
7
8
6
Главную лестницу охраняют львы
9
На южном фасаде Оружейной площади было размещено 94 статуи всех испанских королей и королев, 4 — у передней двери, а также набор из 36 дополнительных украшений в виде мифологических богов, щитов, ваз и многого другого.
3
5
Внутри в углах залов еще 14 статуй. Они были посвящены фигурам американских царей Монтесумы и Атауальпа, двум королям Кастилии, двум царям швабов, двум Нааварессам, двум Арагонским, двум португальским и двум святым покровителя Испании: Сантьяго и Святому Мильяну-де ла Коголла. Но вскоре вошёл в моду стиль классицизма, и статуи были отстранены и свалены в подвал. На месте остались только четыре римских императора. Позднее статуи начали расходиться по другим испанским городам. Только в 1970 г. некоторые из этих статуй были возвращены во дворец.
5
4
3
С южной стороны очень красивая ограда с позолоченными фонарями отделяет Королевский дворец от широкой площади
4
3
7
На противоположной стороне площади — Кафедральный собор Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена, или попросту Альмудена, о котором подробнее в рассказе Мадрид религиозный.
6
Королевский Мадрид — особая область испанской столицы. Здесь простор, зелень, не слышно соревнующихся уличных музыкантов, не видно живые статуи, не снуют потоки машин и людей. И даже очередь в Королевский дворец менее шумная, чем в музей Прадо. Эту разницу мы почувствуем скоро, когда окунёмся в мадридский ритм, пройдя ещё немного на юг по улице Баилен, в сторону улицы Сеговия