Я очень соскучилась по Италии. Запланированная на Новый год поездка сорвалась в самый последний момент по не самым приятным обстоятельствам, поэтому как только появилась возможность устроить себе маленькие каникулы, вопрос выбора направления не стоял вообще — конечно же Рим! Тем более что на дворе весна, а итальянская весна хороша особенно. И вот я уже стою в аэропорту Фьюмичино, на лице — глупая улыбка абсолютно счастливого человека, а в голове одна-единственная мысль — «живут же люди!!!». Март месяц, а за бортом двадцать градусов! Вот это я понимаю весна:)
Дальше все в ритме veloce — автобус до Термини, покупка в автомате в метро недельного проездного за 24 евро — этот проездной вместе с чудесными римскими автобусами стали моими лучшими друзьями на ближайшие 7 дней — когда ноги уже начинали отказывать от бесконечных блужданий по лабиринтам вечного города, очень приятно и удобно не шлепать пешком, стиснув зубы, а плюхнуться в автобусик — и пусть даже ехать всего пару остановок! Заселение в крошечный гестхаус недалеко от Ватикана — хвалебную оду этому месту я обязательно спою потом, всё потом, а сейчас — только чудеса, только красота, только Вечный город и чудесная римская весна!
Ноги сами понесли на пьяцца дель Попполо. В Риме множество красивых площадей, и эта — одна из самых-самых!
13
Если уж искать все те дороги, которые вели в Вечный город — то начинать нужно тут, ведь именно на этом месте заканчивалась Фламиниева дорога, которая вела на север, в Умбрию, и по которой попадало в Рим большинство путешественников. Правда, свой нынешний облик площадь приобрела только в XVI веке при папе Сиксте V. Это был довольно неплохой папа — он покончил с разбоем и бандитизмом, царившим на окружавших Рим дорогах, осушил Понтийские болота, окружавшие город — благодаря чему малярия наконец-то перестала быть проблемой, и достойно продолжил дело великих пап эпохи Возрождения — в период его правления город украсился новыми зданиями и фонтанами, были проложены новые широкие проспекты — нынешние Корсо, виа Бабуино и Риппетто. В месте, где сходились эти улицы, архитектором Рейнальди были построены две абсолютно одинаковые церкви — Санта-Мария деи Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто. Они кажутся абсолютными близнецами, но на самом деле все-таки отличаются — Монтесанто имеет в плане форму овала, тогда как Мираколи — абсолютно круглая. Причина банальна — план одной из церквей пришлось «сплющить», иначе она просто не вписалась бы в ландшафт….
15
В центре площади — египетский обелиск, один из множества подобных обелисков, ныне украшающих город. Древние римляне в свое время натащили их множество, и преимущественно из Гелиополя — древнеегипетского города, посвященного солнечному божеству. Обелиски украшали цирки и стадионы, а после того, как последние пришли в ненадобность — постепенно заняли места на площадях перед главными городскими базиликами. Вот такое вот соседство язычества и христианства…. Впрочем, вполне в римском духе:) Конкретно этот обелиск украшал собой цирко Массимо. У подножия обелиска — фонтан с четырьмя львами (мне почему-то кажется, что это львицы….).
9
16
7
10
Львы — далеко не единственная живность на площади, мои любимчики — это огромные рыбы, дельфины, украшающие фонтан «Римская богиня», нависающий над площадью со стороны холма Пинчо. Очаровательная улыбка, не правда ли? ;)
11
6
Но главная изюминка на площади — это маленькая неприметная церковь у Фламиниевых ворот, Санта Мария дель Попполо — та, что справа от обелиска.
6
Церковь носит одно с площадью имя и в большинстве источников переводится как «народная» — мол, церковь когда-то была построена на народные пожертвования. Но Рим не был бы Римом, чтоб все было так просто и однозначно. Есть еще одно предание, которое приписывает название церкви тополям — в итальянском языке слова «народ» и «тополь» звучат одинаково — «poppolo». Якобы тополиная роща окружала мавзолей Агенобарбов, где был похоронен страшный император Нерон — Луций Домиций Агенобарб. Времена Нерона отмечены страшными гонениями на христиан, в частности казнью апостолов Петра и Павла — так что неудивительно, что в народе он стал прочно ассоциироваться с Сатаной. По Риму поползли слухи о том, что на могиле императора-антихриста живут демоны, да и сам призрак Нерона тревожил покой местных жителей….
Покончить с беспределом решил папа Пасхалий II — останки императора были извлечены из земли и брошены и Тибр, а на месте мавзолея построена церковь. И пусть вас не смущает скромный фасад — внутри «Санта Мария в тополях» это самый настоящий маленький музей! Что особенно ценно — бесплатный;) Причем совершенно! Два года назад, когда я была тут в последний раз, для того чтоб рассмотреть знаменитые картины и росписи в капеллах, нужно было бросать монетки достоинством в 1 евро в осветительные автоматы — а теперь же, вот уж не знаю, чем вызван такой широкий жест гуманизма, но капеллы подсвечиваются совершенно бесплатно! А посмотреть и правда есть на что — знаменитые капеллы Киджи, Ровере, Чибо и Черази это настоящее собрание произведений искусства высокого возрождения. На момент создания и оформления капеллы Черази (1600 год) церковь Санта Мария дель Попполо уже обладала целым набором шедевров — в начале XVI века Пинтуриккьо украсил великолепной фреской «Презепе» («Вертеп») капеллу дела Ровере (первая справа),
7
а его ученики расписали капеллу Баса дела Ровере (третья справа).
8
5
3
Посерединке между ними — грандиозная капелла Чибо, больше привлекающая внимание монументальной тяжеловесной отделкой из разноцветного мрамора, чем картинами Карло Маратта.
5
Вторая слева — капелла Киджи, спроектированная великим Рафаэлем для своего друга и покровителя Агостино Киджи.
9
9
7
Купол капеллы отделан мозаичными панно, выполненными Луиджи де Паче по картонам Рафаэля, а в алтаре некогда висела его же картина «Мадонна с вуалью», ныне находящаяся в музее Конде во Франции. След этой картины нам еще встретится во время прогулок по Риму, но это уже совсем другая история…. Я расскажу о ней чуть позже.
Итак, в 1600 году кардинал Тиберио Черази купил для себя целый придел слева от алтаря в старинной и почитаемой в народе церкви Санта Мария дель Попполо. Надо сказать, что род Черази не отличался ни древностью, ни знатностью, ни какими-либо еще заслугами — но они благодаря своей смекалке и напористости сколотили хорошее состояние на выполнении работ при строительстве нового собора Святого Петра. И теперь конечно же эти доходы нужно было «легализовать» и подумать о вечном — а лучшего способа, чем потратить нажитое на благое дело, по ходу пьесы прикупив себе заодно какую-нибудь должность при папском престоле, в те времена не знали. Порекомендованный кардиналу молодой художник Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо, несмотря на непростой нрав, уже был хорошо известен и популярен в Риме. Гонорар посулили приличный, и Караваджо не долго думая подписал контракт, даже не вдаваясь в его подробности. А в контракте было прописано, что он обязуется написать для капеллы заказчика две картины на евангельские сюжеты — обращение Савла и мученичество Святого Петра. Трактовка сюжетов полностью отдавалась на откуп художнику, но эскизы должны были быть согласованы специальной церковной комиссией. И вот в итоге, когда обе картины были готовы, совет отказался их принимать — из-за несоблюдения этого пункта договора.
И ведь как назло, в это же время скончался и сам заказчик Тиберио Черази — помощи ждать было неоткуда. Слух об этом моментально разлетелся по городу — и в Санта Мария дель Попполо тут же устремились все известные коллекционеры того времени — все-таки Караваджо уже был признанным и популярным художником. Всех опередил друг покойного заказчика кардинал Джакомо Саннезио — так картины, изначально написанные для церкви, ушли в частную коллекцию. Если кому вдруг станет интересно — одна из них, «Распятие апостола Петра», впоследствии пропала, и единственный вариант сейчас узнать, что же она собой представляла — это копия, выполненная учеником художника Лионелло Спада, находящаяся в собрании Эрмитажа. Вторая картина — «Обращение Савла» — сейчас находится в собрании Бальби-Одескальки.
Но Караваджо все-таки написал еще два полотна на те же сюжеты для капеллы Черази — наследники решили не нарушать воли покойного, но потребовали от художника неукоснительного соблюдения условий договора. Караваджо изменил трактовку сюжетов, убрав из композиции все лишнее и сосредоточившись на происходящем — до такой степени, что полотна его выглядят необыкновенно жизненно и динамично. И очень контрастируют с полотном Аннибале Каррачи «Вознесение Богородицы» на центральной стене капеллы. Я ничего не хочу сказать, Каррачи сам по себе хороший художник, талантливый…. но не Караваджо, не Караваджо)) Фотографировать капеллу Черази запрещено — о чем заранее предупреждает больщущая табличка, да и перед ней всегда столько народу, что сделать это без ущерба для качества фото все равно не удастся — так что я проиллюстрирую свой рассказ фотографиями из интернета.
4
3
6
Кроме живописи, в церкви много разных любопытных деталей. Вот, например, изваяние Иисуса Христа…. мраморные плиты гробниц, отполированные десятками тысяч ног….
6
Кароль Войтыла, более известный как папа Иоанн Павел II, теперь уже Святой Иоанн Павел II — фигура, не побоюсь этого слова, культовая — уж очень любили итальянцы, да и не только они, этого папу….
5
Мемориальная плита некой Марии Элеоноры Бонкомпанья, принцессы Пьомбино и охраняющее ее покой чудовище
4
4
4
Ну, а в алтаре — знаменитая икона XIII века, «Санта Мария дель Попполо»
9
6
Неподалеку от площади Попполо начинается Виа Маргутта — узенькая очаровательная улочка с тихими двориками и заросшими плющом стенами.
11
4
7
На этой улице жил герой Грегори Пека из «Римских каникул», сюда он привел очаровательную Анну-Одри. Здесь же жили Федерико Феллини с женой Джульеттой Мазиной. Виа Маргутта — это тихий и фотогеничный задник респектабельной, унизанной отелями и дорогими магазинами виа Бабуино — так что если шопинг на данном этапе не входит в ваши планы, то смело сворачивайте сюда.
5
11
8
Виа Маргутта улочка не длинная, и пройдя ее всю — вы снова попадете на виа Бабуино, нос к носу с существом, собственно и давшим улице ее имя — иль Баббуино, страшноватенькая скульптура с головой сатира Силена, одна из «говорящих статуй» Рима. Всего их в вечном городе шесть — шесть скульптур, разбросанных по городу, на которые жители, недовольные властями и их политикой, наклеивали анонимные записки и сатирические стишки — пасквили. Традиция эта, как появилась в XVI веке, так и существует по сей день.
2
2
А по соседству с «Бабуином» находится заведение, посетить которое стоит уже только ради его истории и совершенно удивительного антуража — кафе Museo atelier Canova-Tadolini. Ведь вряд ли вам когда-нибудь еще приходилось обедать в окружении бюстов кардиналов и под пристальным взором мраморных пап! Изначально тут располагалась мастерская скульптора Антонио Кановы — впоследствии он подарил ее своему любимому ученику Адаму Тадолини. Адам основал весьма плодовитую династию, которая продолжает творить и по сей день — а на результаты их трудов можно полюбоваться в этом удивительном кафе.
6
4
1
Возвращалась домой я уже в сумерках, Рим зажигал огни, неспешно погружаясь в мягкую теплую темноту весеннего вечера. Я никак не могла уйти с моста Сант Анджело, налюбоваться отражающимися в водах Тибра огоньками, величественной панорамой собора Святого Петра — от этой красоты перехватывает дыхание и подступают слезы счастья и восторга. Спокойной ночи, Рим! Завтра будет новый день:)