10-й отчет. (О самостоятельном путешествии по Италии), начало отчетов -здесь.
В последнем отчете, который можно посмотреть здесь- «Самостоятельно по соборам, дворцам и музеям Рима» я рассказал о предыдущем дне. Теперь у меня оставался последний день на осмотр Рима.
Продолжу последовательно.
26 июля 2014 года (7-ой день, суббота)
Как обычно путь мой начался рано утром, по Риму, который еще не совсем проснулся и людей на улицах и площадях было немного.
-Сначала я вышел на улицу Виа деи Фори Империале, вдоль, которой расположены с одной стороны Римский Форум, а с другой -Форумы императоров- Юлия Цезаря (на нижнем фото -его памятник) и императора Нервы и чуть дальше Форум Трояна и его рынок.
-С одной стороны эта улица завершается Колизеем, а с другой стороны выходит к площади Венеция,(к которой я и шел), оставив слева — Монумент королю Виктору Эммануилу, который объединил Италию в 19 веке, к нему я еще вернусь в этот день, а пока он был еще закрыт. (на фото внизу)
-Перед монументом расположилась площадь Венеции (на фото внизу)- была суббота и раннее утро и людей было непревычно мало.
-Сначала я направился посмотреть несколько соборов, которые открываются раньше всего и первая церковь была Иль Джезу (на фото внизу), расположенная на одноименной площади (Piazza del Gesu) — в одном квартале от площади Венеции.
Открыто ежедневно с 06.00 -12.30 и с 16.00–19.00, вход бесплатный
Элегантный фасад собора резко константирует с ярким убранством внутренних помещений. Собор был постороен в 1568–1584 годах и принят за канон для всех иезуитских храмов в Европе.
-Собор Иль-Джезу стал проектом архитектуры эпохи Контрреформации. Громадное, богато украшенное здание, должно было убеждать сбившихся с пути католицизма в превосходстве иезуитского служения.
Собор был построен на средства кардинала Фарнезе и это безусло стало одной из вершин барокко.
Внутреннее убранство поражает обилием позолоты на сводах, потолке,станах и алтаре, впечатляет великолепная роспись плафона.
На купальном плафоне можно увидеть фреску " Триумф Иисуса" работы Джованни Гаулли. Это уникальная многоцветная роспись выполнена с эффектом объемного изображения-на фото
В церкви специально установлены зеркала, чтобы подробно расмотреть своды собора.
Оформление храма лепным декором в середине 17 века- это работа скульптора Антонио Рагги-ученика великого Бернини.
В соборе находится гробница Святого Игнатия Лойолы-основателя ордена Иезуитов и украшена она самым большим в мире самородком лазурита.
На нижнем фото- капелла Святого Лайола - ее оформил Андреа Поццо - золотом, серебром, цветным мрамором,малахитом и лазурью.
Эта церковь обязательна к посещению,если вы оказались в Риме.
-От собора Иль Джезу я прошел к площади Ларго ди Торре Арджентина (5 минут пешком), где сохранились античные достопримечательности.
В 1925 году -здесь были раскопаны важнейшие развалины четырех храмов времен Республики (один из которых датировался аж 4 веком до нашей эры) с колоннами портиков на северной стороне.
Сейчас -это археологическая зона,где продолжаются раскопки и зати нельзя, но все хорошо видно с улицы.
Все четыре храма входили в большой античный театр Помпея, который являлся первым римским амфитеатром и был построен из камня в 55 году до нашей эры.Арена вмещала до 20 тысяч зрителей.
Именнно в в этом театре Помпея на ступенях его портика и был заколот кинжалами заговорщиков - Юлий Цезарь - 15 марта 44 года до нашей эры.
На фото- картина Винченцо Камуччини "Смерть Цезаря."
-Здесь же в 50 метрах находится еще один интересный собор- Сант Андреа делла Валле
-Этот собор — самая большая барочная церковь в Риме. Строилась с 1580 года по обету и на средства покойной герцогини Амальфи по проекту Джакомо делла Порто.
Длина центрального нефа этого большого собора -71 метр,а ширина 42 метра.Стиль пышное барокко.
-Большая часть работ была осуществлена с 1609 по 1650 годы по проекту Карла Модерна
Собор был построен в честь святого Апостола Андрея Первозванного, который был покровителем семьи Амальфи
Собор красиво отделан разноцветным мрамором и скульптурой.
Фреска - "Распятие Апостола Андрея"
На нижнем фото- фреска- "Погребение апостола Андрея"
-Среди скульптурных работ выделяется надгробие папы Пия Второго. Этот собор имеет третий по величине купол в Риме, который уступает только собору Святого Петра и Пантеону. Пространство купола украшено огромными фресками работы Джованни Лафранко (1608–1627) - " Вознесение Богоматери", а художник Доменикино в середине 17 века написал фрески евангелистов по краям купола и фрески в апсиде.
Высота купола собора - 120 метров,это второй по высоте купол Рима, уступающий только собору Святого Петра - 137 метров.
особо следует обратить внимание и на краивые барочные капеллы собора
Поразительна капелла Гинетти, скульптурные композиции из белого мрамора созданы Антонио Раджи-на фото
На нижнем фото - капелла Ручеллай, спроектированная в 1610 году
В пресветерии собора фрески Маттиа Претти расказывают о смерти Апостола Андрея-на фото, которого казнили на кресте в виде буквы -Х.
-После осмотра собора я прошел всего 50 метров на север и оказался на одной из самых восхитительных пешеходных и важных площадей Рима — площадь Навона (на фото внизу). По бокам стоят дворцы, такие как Палаццо Памфили, церкви, такие как Сант Аньезе и модные стильные кафе, как, например «The Scalini»
Раньше. в древнеримские времена здесь был ипподром и проводили скачки, поэтому и площадь имеет такой вытянутый овальный вид.
— В центре площади расположен фонтан Четырех рек — здесь громадные статуи, стоящие вокруг задуманной в 1651 году Бернини центральной композиции, олицетворяют великие реки четырех континентов Ганг (Азия, расслабленная фигура), Дунай (Европа, развернутая фигура удерживающая обелиск), Ла-Плата (Америка, атлетическая фигура) и Нил (Африка, фигура на голову которой накинута вуаль, что символизирует отсутствие в то время знаний об его истоках). Обелиск сделан и египетского гранита.
-Сейчас эта площадь центр ночной жизни Рима- вокруг много небольших пабов и кафе, ночных заведений, из которых летними вечерами на улицы вываливаются толпы народа. Это пожалуй самая многолюдная площадь Рима, но сейчас с утра -она была почти пустынна. Так.что дря колорита — обязательно посетите ее в часов 9 вечера.
-Выйдя с площади Навона, к северу от нее в одном квартале расположился дворец (палаццо) кардинала Альтемпс, построенный в 15 веке (на фото — вход в него)
В палаццо Альтемпс с 1997 года находится часть коллекций Национального Римского музея и здесь собраны выдающиеся произведения Древнего Рима, залы украшены фресками, заполнены античными скульптурами
Музей открыт с 09.00- 19.45, выходной — понедельник. Билет у меня был комбинированный, купленный еще вчера за 12 евро, при посещении Терм императора Диоклетиана, что позволило с этим билетом, пройти бесплатно в палаццо.
-В 1585 году архитектор Мартино Лонги перестроил этот дворец. Он оштукатурил стены и сделал внутренний дворик из травертина (туфа)
-В лоджиях сохранились фрески 1595 года, на которые стоит обратить внимание.
Здесь в лоджиях вы сможете увидеть античные бюсты императоров Древнего Рима.
На фото- бюст императора Адриана ( 2 век)
На фото- императорор Антоний Пий (3 век)
-Представлено здесь несколько залов с искусством этрусков. (5 век до нашей эры) -на фото внизу.
-На фото внизу- знаменитая древнеримская скульптура «Самоубийство галата», заказанная Юлием Цезарем в ознаменовании его победы в 1 веке до нашей эры над галлами
-Еще одна известная скульптура -«Умирающий галат " (1 век до нашей эры)
-Саркофаг Великого Людовизи, изготовлен в 3 веке нашей эры, украшен глубокой и хорошо сохранившейся резьбой, посвященным блистательным победам римлян над остготскими племенами германцев. Все выполнено бесподобно тонко!
Следует обратить внимание и на сами залы и комнаты дворца
Здесб нет копий- все это античные оригиналы
На нижнем фото - скульптура Антиноя- любовника императора Адриана (2 век)
-В музее я пробыл 2 часа.
так же в этом музее можно увидеть фрески и мозаики древних римлян,
стеклянную посуду 2-3 века, которую изобрели римляне
и даже свинцовые водопроводные трубы римлян 2 века, которые поставляли воду с акведуков в дома и виллы-на фото
Далее мой путь лежал в церковь Сан-Луиджи Франчези, которая находится на одноименной площади, в 5 минутах пешком от дворца кардинала Альтемпс и в квартале от Пантеона на север. Как следует из названия принадлежала французкой общине Рима.
-Была построена при помощи французких мастеров в 1519 — 1589 годах и посвящена королю Франции -Людовику Девятому, признаного Святым католической церковью
Церковь была построена по проекту знаменитого архитектора Доменико Фонтана и на средства королевы Франции-Марии Медичи.
Внутри пышное барокко с разноцветным мрамором,позолоченными рельефами и живописью.
Главный алтарь украшен полотном Франческо Боссано "Успение Богородицы" в 1586 году-на фото
Свод собора расписал в 1754 году французский художник Натуар, картиной "Апофеоз Людовика Святого"-на фото
-Сокровищем этой церкви являются три работы Караваджо в капелле Контарелли- на фото внизу
В центре - картина Караваджо -"Святой Матвей м Ангел"
Картины эти появились в церкви по завещанию одного богатого француза, который решил, что после его смерти, церковь должна быть расписана фресками посвященными жизни Святого Матвея.
На фото картина на левой стене капеллы- "Призвание Святого Матвея"
Караваджо выполнил работы на холстах в 1600-1610 годах. При этом он поместил сюжет в современную обстановку и это принесло ему огромную популярность.
На фото-картина Караваджо-"Мученичество Святого Матвея"
Самой красивой капеллой =является третья часовня в левом проходе,посвященная Людовику Святому- офлрмлена в стиле пышного барокко женщиной -архитектором Плаутиной Бриччи (ученицей Бернини) в 1688 году.
Бокковые стены капеллы украшены огромными картинами Джиминьяни в 17 веке
Во второй часовне правого нефа расположилась капелла ,посвященная Святой Цецелии- боковые стены содержат знаменитые фрески Доменикино о жизни святой, которые также являются важной достопримечательностью собора
-Ну, а рядом находится античное здание, знакомое всем! Это шедевр на все времена- Пантеон!!!
«Простота, возвышенность, строгость, чистота, совершенство» — даже лорду Байрону приходилось подбирать слова, для того, чтобы выразить восхищение этим шедевром Римской архитектуры, единственным римским памятником, который простоял 2 тысячи лет практически неповрежденным.
Он не был разрушен, так как в 7 веке, стал официальной церковью. Император Фока в 608 году подарил этот языческий храм папе Бонифацию Четвертому и невольно обеспечил сохранность одного из чудес Древнего Рима.
-Здесь самый большой и широкий купол сделанный каменной кладкой в Европе, который даже не смогли превзойти, когда создавали через 1500 лет купол собора Святого Петра! Высота купола, точно соответствует его ширине — 43 метра.
Зять императора Августа — Маркус Агриппа построил первый Пантеон на этом месте в 27 году до нашей эры, на месте которого была сооружена в 118–125 годах по распоряжению императора Адриана — данная ротонда.
-Два короля Италии были удостоены здесь простых гробниц. Виктор Эммануил (1861–1878) объединил Италию и стал первым королем Италии и его сын король Умберто Первый, вероломно убитый в 1900 году.
Здесь же находится и гробница знаменитого художника Возрождения- Рафаэля, который умер в 37 лет и покоится под статуей Мадонны работы Лоренцетто. Эпитафию на латинском языке можно перевести так -«Здесь лежит Рафаэль. Сама Природа опасалась, что он превзойдет ее творения при жизни. Но он ушел, почитая ее, и теперь Она может умирать." На фото внизу.
-Обойдя Пантеон слева по его фасаду в 20 метрах от его стен находится средневековый собор (на фото внизу)- Санта-Мария-сопра- Минерва.
Перед ней обелиск со слоном работы Бернини
Это единственная церковь в Риме, сооруженная в полном соответствии с готическим стиле внутри собора. Адрес- Piazza della Minerva, 42.
Поэтому здесь много готических элементов- в том числе витражей в алтаре и окон-роз-на фото
Вероятно, как следует из ее названия она была построена поверх древнеримского храма посвященного богине Минервы, который сохранялся до 8 века, пока этот участок не передали под строительство собора.
В этом соборе находится знаменитая скульптура Микеланджело «Воскресший Христос» (1514–1521) представляет собой настолько шокирующее натуралистическое изображение мускулистого обнаженного Спасителя, что церковные власти решили задрапировать его бронзовой повязкой-на фото
-Собор возвели в 1280–1370 годах доминиканцы. В церкви собирались комиссии по вопросам отречения еретиков. Именно в этой церкви отрекались от своих «заблуждений» — Галилей и граф Калиостро.
На нижнем фото- статуя Мадонны
В соборе несколько прекрасных капелл- от готических и ренессансных до барочных.Создана в 1725 году по проекту Рагудзини и по заказу папы Бенедикта 13-го
На фото- капелла Святого Доменико - основателя ордена доминиканцев, а справа на стене капеллы - могила Папы Римского Бенедикта 13-го
Капелла Альтобрандини - на нижнем фото- самая большая в соборе - была построена в 14 века, но окончательно оформлена в 17 веке Карло Мадерно
На боковых стенах этой капеллы гробницы папы Римского Климента
На фото -алтарь капеллы Грациоли,1570 года. посвященная Святому Себастьяну.
Капелла Карафа была создана 500 лет назад в 1488-1493 году и расписана известным художником Филиппо Липпи и это одна из главных достопримечательностей этого собора.
Алтарная картина "Благовещение" выполнена Филиппо Липпи в 1489 году
На нижнем фото - надгробие Марии Рагги, умершей в 1600 году - автор знаменитый Бернини (1648 год) -складки покрова из разных цветов мрамра очень впечатляют.
Это безусловно один из самых выдающихся соборов , которые нельзя пропустить!
Открыта ежедневно, с 07.00- 19.00, вход бесплатный.
-Недалеко, в двух переулках от Пантеона находится еще один важный собор Рима- церковь Сант-Иньяцио ди Лойола, на одноименной площади.
Построен храм в 1626 году и является жемчужиной барокко. Посвящена Игнатию Лойола, который в 1622 году был канонизирован.
В юности Лойола (1491–1556) был придворным, в молодости военным. Перелом в его жизни произошел после его тяжелой болезни, после которой он превратился в ревностного католика. В 1522 году он постригся в монахи, а в 1534 году основал орден иезуитов. На протяжении всей своей жизни он творил добрые дела и был причислен к лику святых.
-Вся красота церкви находится внутри.
Самая выдающаяся работа здесь- фреска на своде собора- Андреа Поцци «Триумф Святого Игнатия Лойола» -на фото
Здесь есть работы и Микеланджело. В церкви много статуй, художественных полотен.
Рядом с алтарем две капеллы, сделанные напротив друг друга по эскизам Андреа Поцци
Потрясающей красоты мраморный горельеф,позолота декора и витые колонны из малахита
На нижнем фото- капелла кардинала Людовизи, который финансировал строительство собора. в этой капелле он и захоронен, а скульптура работы Пьера Легро 1676 года
Есть и другие интересные барочные капеллы 17 века
Открыта ежедневно с 08.30 до 12.00, и с 15.00–19.00.Вход бесплатный. Адрес- Piazza di S. Ignazio
-Далее я вернулся на площадь Венеции, чтобы осмотреть Монумент короля Италии (итальянцы называют его Витториано), который ее объединил в 19 веке- Виктора Эммануила Второго. (на фото внизу), расположен монумент на склоне Капитолийского холма.
Проект был разработан Джузеппе Сакконе в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство длилось с 1885 по 1935 год.
Идеей центральной фигуры выступает статуя короля на коне, изготовленная из бронзы с позолотой. Под ней находится могила неизвестного солдата, здесь же стоит и почетный караул у Вечного огня.
Фоном монумента служит обширная и величественная колоннада, а по сторонам возвидены квадриги. На пьедестале монумента выгравированы изображения самых крупных итальянских городов.
Слева и справа расположены два фонтана, которые символизируют Адриатическое и Тирренское море.
-Здесь расположены два музея- Рисорджименто и Знамен морского флота. Оба бесплатные, не особо интересные, но зайти минут на 20 можно. Посвящены они войнам за независимость Италии и двум Мировым войнам.
-Главное, что здесь на верху со смотровой площадки открываются отличные виды- почти на весь Рим в округе- это и Колизей и Римский Форум, Форум и рынок Траяна.
-Очень много чаек было здесь и здесь же есть небольшой ресторан.
-От монумента короля Виктора Эммануила я перешел со смотровой площадки, никуда не спускаясь к еще одной церкви, которая расположилась на верху Капитолийская холма -Санта-Мария Арачелли (на фото внизу), которая в силу своего центрального места расположения играла ключевую роль в средневековье.
Эта церковь была построена в 6 столетие и находится на месте античного храма Юно Монета. Здесь же находился монетный двор древнего Рима. Так появилось слово «монета»
Среди сокровищ этой церкви — мощи Святой Елены (матери императора Константина), надгробие папы Гонория, усыпальницы различных аристократических семей Рима, с надгробиями работы, в том числе Донатело и Микеланджело, а также цикл фресок Пинтуриккьо.
Открыта с 09–12.30 и 15.00–18.00, ежедневно и вход бесплатный.
Заходим в этот красивый собор.
В главном аотаре собора находится икона Божьей Матери, которая по преданию написана самим евангелистом Лукой в 1 веке и считается чудотворной-на фото
-В разгар самой страшной чумы в 14 веке народный трибун Коло ди Риенцо торжественно открыл монументальную лестницу из 124 ступенек, ведушую к храму Санта-Мария Арачели (на фото внизу).Построена в честь избавления от чумы в 1348 году
Лестница считается чудотворной и считается, что если взобраться по ней на коленях, то простятся все прегрешения, а бесплодные женшины могут вымолить ребенка.
-От церкви Санта-Мария Арачелли, как на ладони можно увидеть Капитолийскую площадь, в центре, которой стоит памятник императору Марку Аврелию (3 век) и на этой же площади находятся здания, в которых расположились Капитолийские музеи. Я их осматривал еще в 2009 году, поэтому повторно не пошел, тем более, что мне еще предстояло сегодня посетить Национальный музей Рима, который не уступает, Капитолийским. Об посещение Капитолийских музеев, можно посмотреть мой фотоальбом —здесь.
-Спешить мне было особо некуда, я решил сегодня не ехать на море и поэтому до Национального музея прошелся пешком по улочкам Рима.
-Национальный музей Рима — располагает одной из самых выдающихся собраний древнеримского искусства и был открыт в 1889 году.
-Музей находится во дворце Массимо (на фото -его внутренний дворик) и расположен в 100 метрах от вокзала Термини, так что до него можно легко добраться и на метро. Дворец был построен в начале 19 века для князей Массимо.
Отдельный билет я не покупал, так как у меня действовал комбинированный билет, который я приобрел, когда посещал Термы Диоклетиана.
Работает он с 09.00 — 19.45, выходной понедельник
На первом этаже представлены бюсты римских императоров и другой древнеримской знати
На фото- Квиринальский боксер,найден при расскопках Квиринала в 1885 году.
Это классический пример эпохи эллинистического исскуства - статуя примерно 330 года до нашей эры.
Неизвестный античный автор изобразил боксера после тяжелого боя, у него разбит нос и выбиты зубы
-Ну, что сказать об этом музее- просто восхитительно!!! Здесь только шедевры!!!
На фото- статуя римского военачальника (160 год до нашей эры)
Спящий гермафродит (на фото внизу)- это мраморная скулптура обнаженной девы с мужскими гениталиями, сочетала образы Афродиты и Диониса - была обнаружена при строительстве церкви в 1608 году
-Знаменитая статуя дискобола Ланчелотти - оригинальная статуя работы древнегреческого скульптура Мирона Элевтерского,отлитая из бронзы в 455 году до нашей эры
Именно эту статую Гитлер считал эталоном арийца и выкупил ее в Германию, после войны вернулась в Италию
-Бронзовые ручки для дверей в древнем Риме
-Саркофаг (2 век) на котором изображена битва римлян с варварами.
-На втором этаже музея — можно увидеть знаменитые фрески и мозаику, а также оформление древнеримских домов и вилл. Стены в домах раскрашивались в разные цвета и на различные сюжеты
-Древнеримские мозаики, которые украшали пол во 2 веке нашей эры
-В этом музее-всего не перечесть — это и посуда древних римлян, в том числе стеклянная, украшения древнеримских женщин — кольца, сережки, головные уборы, зеркальца и завис я здесь надолго-около 3 часов. В подвальном помещении музея представлена богатая нумизматическая коллекция — от древних римских монет до монет средневековых итальянских княжеств.
-А вечером, я прогулялся по Риму и посидел в одном из кафе возле площади Навона.
-Так завершился, мой 7-ой день в Риме, но мое путешествие продолжалось, на завтра с утра я должен был уехать на юг в Салерно.
Хотя за два посещения, я многое увидел, но еще осталось достаточно достопримечательностей, которые я еще не видел и которые я пойду смотреть и во второй и в третий раз.
Например, в этот раз я не посетил такие места (которые я смотрел в 2009, отчет об этом можно посмотреть —здесь, но если бы больше времени то посетил их по второму разу), такие как — Ватиканские музеи, Капитолийские музеи, Термы Каракаллы, район Трастевере (на другом берегу Тибра),вилла Боргезе, Остию-Антику и др.
Поэтому я сказал Риму, только досвидание, но не прощай, так как надеюсь, лет через пять, когда меня снова одолеет непреодолимое желание и я вернусь в Рим!
Несколько выводов по Риму:
1. В Рим можно ехать в июле. Чтобы избежать жары, ходить на осмотр Рима с 07 часов утра- время выделять с утра 5–6 часов.
2.Весь день по Риму проходить сложно и глаз будет уже замыливаться, поэтому делать перерыв на обед (часа 2–4)- в это время основная масса туристов, как раз и будут потными бегать по достопримечательностям Рима, в которых как раз и будет аншлаг!
3. Не забывайте, что Рим стоит у Тирренского моря — вы каждый день можете отдыхать в обед на пляже, что я и делал, море очень теплое.
4. Если вы устали и хотите передохнуть от жары- зайдите в первую попавшую церковь, а их в Риме -900, и посидите в тишине и в прохладе. К тому же каждая церковь в Риме — это музей причем бесплатный.
5. Обязательно ходите вечером по Риму, без этого трудно почуствовать его ауру. Это безопасно.
6. По моему мнению на Рим надо выделить минимум 6–7 дней, поэтому кто боится путешествовать самостоятельно — берите тур на неделю и только в Рим.(такие туры есть) и не покупайте недельный тур по нескольким городам. Не спешите! Лучше посетите еще несколько раз Италию, потом и увидите другие города Италии.
7. Не забывайте, что совсем рядом с Римом — есть и другие супер места — например Тиволи (с его тремя знаменитыми виллами) или Остия-Антика (это вторые Помпеи, но не разрушенные вулканом)
По Риму - это пока все!!!
На следующий день , я с утра уехал из Рима на юг, дальше путешествовать по Италии и путь мой лежал в Салерно, о чем можно прочитать в следующем отчете - здесь- " Из Рима на юг - в Салерно"
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия