Пенанг появился неожиданно. Собственно, я понял, что мы уже на месте по далеким очертаниям вантового моста, соединяющего остров с материком. Про это 14-ти километровое сооружение я был наслышан давно. Что ни говори, а такое творение инженерной мысли уникально. Жаль, что 10 лет назад мост был низвергнут с почетного места на пьедестале «самых длинных мостов в Южной Азии». Прогресс.
7
9
У причала, соревнуясь габаритными размерами с городком Джорджтаун, красовалось круизное судно «АИДА». В приметы я не верю, но в тот момент подумалось: «не очень хороший знак»… Аналогия с сюжетом одноименной оперы про жертвенную девушку, заживо погребенную со своим любимым, не предвещала ничего хорошего. Да и мысли об Аиде — повелителе подземной тьмы и властелине мутных теней усопших, к бодрой высадке на берег не вдохновляли
5
Говоря откровенно, от острова с названием Пенанг я, в принципе, ничего не ждал. Ровным счетом ничего. Ну, скажите на милость, чего можно ждать от места с таким пугающим названием?…
Просто на минуту представьте, как вас в темном переулке прижимает к стенке угрюмый тип и полушепотом, с придыханием угрожает: «Будешь сопротивляться — устрою тебе пенанг…" Ужас, да и только.
Поэтому, находясь в здравом расположении ума и в некотором приподнятом состоянии духа, я однозначно решил, что брать экскурсию в этом Пенанге не имеет никакого смысла. Пришвартуемся, неспешно посмотрим на развеселый китайский квартальчик у порта, и довольно…
Кто бы мог предположить, что мои маломасштабные и совсем не грандиозные планы знакомства с Пенангом разрушит человек по имени Ибрагим.
Ибрагим выбрал нас в качестве жертвы у самого трапа. Он крепко прихватил меня под руку и со словами «Рашен, кам.!" повел к своему такси. За мной покорно последовала любимая законная жена и пара из Саратова. И как тут было не пойти, если один вид Ибрагима будоражил дух авантюризма и тягу к приключениям! Вот он на фото. Судите сами.
«Ну, ничего. С нами пара из Саратова», — подумал я — «Прорвемся…»
6
4
Вообще-то, в момент десантирования на берег мои познания и предположения о Пенанге были довольно скудны и укладывались всего в три пункта:
1. Азиатский соус «Тысяча островов» появился в Малайзии. — Оговорюсь, что это сугубо мой личный вывод, сделанный на основе информации о 878 островах, которые насчитывает Малайзия. Так, быть может, на Пенанге этот соус и был замешан? Все предпосылки к этому есть, так как население Пенанга — крутой микс из индусов, китайцев, малайцев, армян, голландцев и иных переселенцев. Не зря ж иногда Пенанг называют «МиниГонконгом».
2. Съемка фильма «Индокитай» с француженкой Катрин Денев происходила на Пенанге. Вот это уже чистая правда. Место действия в картине — Вьетнам, но съемочная группа, по вполне понятным причинам, ехать в непролазные джунгли не решилась.
3. На Пенанге захоронены русские моряки с крейсера «Жемчуг».
Трагическая летопись Первой Мировой.
В октябре 1915 года временно стоявший на бункеровке в порту Пенанга русский крейсер был потоплен немецким судном «Эмден». Фактически расстрелян ночью, в упор. Погибло тогда восемьдесят с лишним человек.
Совсем недавно это событие увековечили мемориальной плитой на христианском кладбище Пенанга. А малазийцы, не шибко сведущие в исторических нюансах, и по сей день считают, что русские моряки отдали свои жизни, отстаивая независимость и свободу Малайзии.
Говоря же об истории открытия Пенанга, стоит заметить, что она меня несколько смущает и даже настораживает. Утверждают, что какой-то китаец-мореплаватель в чине адмирала по имени Чжэн Хэ, в 15-ом веке, неспешно проплывая мимо, взял и открыл остров. Вот так вот запросто.
Вопрос. Как можно было ждать этого открытия столько веков, если береговые очертания Пенанга видны в ясную погоду с материка. И вплавь до него даже мне, в детских надувных нарукавниках, всего-то ничего, двадцать саженок. Короче, Хэ его знает.
7
6
Ушлые европейцы прослышали про остров в 18-ом веке. Не теряя времени, смышлёные англичане быстренько обосновали здесь свою первую торговую факторию, назвав остров именем Принца Уэльского (Prince of Wales Island). С тех пор Пенанг стал первым английским владением на территории нынешней Малайзии.
Ну, фактория — факторией, а обживать-то остров надо! И наши британцы, на чистюсеньком английском, бросили призывный клич: «Бери земли столько, сколько сможешь расчистить!».
Народ и ломанул. Тут надо оговориться, что в то время остров представлял собой заброшенную клумбу с непроходимыми джунглями. Но охота пуще неволи. Кому ж не желанно иметь домик на острове с изумрудными бухтами! Однако, где лес — там и комары. А комар, проживающий в девственной сельве — существо незаметное, неизведанное и малоизученное. Перекусали комары вновь прибывших и, как-только завершился инкубационный период, первопроходцев-энтузиастов сильно поубавилось. Покосила малярия.
Но упертая часть человечества, разжевывая спасительный хинин, выжила, и уже к концу 18-го века на острове обосновалось почти 10 тысяч человек.
С той поры на Пенанге так и остался привкус старой Англии вперемешку с китайской, индийской и малайской культурой, да и шлейфом хинина.
А сейчас один из типичных представителей полуострова Индостан вез нас вдоль изъеденных тропическими ливнями обветшалых городских стен Джорджтауна к буддийскому Храму Кек Лок Си.
3
3
4
Безусловно, меня более тянуло в Храм Змей, который расположен рядом с аэропортом Пенанга. Мое воспаленное воображение фотоохотника рисовало картины из голливудских фильмов с Индианой Джонсом — дым благовоний, алтари и бронзовые чаши с клубками ядовитых змей. Но Ибрагим был непреклонен:
— У меня свой маршрут. В Кек Лок Си живут священные черепахи. А змеи опасны, — смешно коверкая английский, безапелляционно заявил он. Я и не стал сопротивляться. Черепахи не имеют ядовитых желез. Надо себя беречь.
Впрочем, черепах я в том Храме так и не увидел.
8
4
ДЖОРДЖТАУН
Центр города внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Почему? Представленные ниже фотографии, как мне кажется, дают этому полное объяснение. А я отойду от традиционного повествования и напишу вот так:
Стрит-Арт Пенанга
КорОток век у штукатурных стен, Стекает время по облезлому фасаду… Разрушен был когда -то Карфаген. Пенанг храните! Разрушать не надо! Пусть дышат краски кончиком кистей, Мазки пусть затекают подкирпично. На стенах человеческих страстей Картины смотрят в нас чуть необычно. За старым переулком поворот, Настенный лик прохожих мерит взглядом. Восторженный турист, как идиот, Беззвучно шепчет: «Разрушать не надо!» Льют тропики безжалостной водой, Дождь краски размывает без разбора. Стена ж всегда останется стеной, Вот только без прекрасного узора… Не в силах я дожди остановить, Разрушены творенья мелким градом, Осталось страстно небеса молить: «Пенанг храните! Разрушать не надо!»
6
5
5
6
Композиция с Брюсом Ли мне напомнила фотоэпизод с Бали.
Для себя я и назвал эти кадры одним словом — «Противостояние»
И через какое-то время ты просто-напросто уже перестаешь различать — где нарисованное, а где живое, осязаемое. Люди отделяются от стен, словно ожившие персонажи чьих-то фантазий.
2
5
6
3
5
7
3
4
7
7
В Москве, на Старом Арбате я тоже проделывал подобные фокусы. Но это было как-то «невзаправду».
9
6
7
4
4
А под занавес этого удивительного уличного вернисажа Ибрагим привел нас в тот самый «веселый китайский квартальчик», который изначально был у меня в планах.
Clan Jetties — таково название этого странного поселения на сваях, отстроенного китайскими иммигрантами в конце 19-го века. Кстати, путешествуя по ЮВА и наблюдая сотни аналогичных прибрежных деревень, я только сейчас понял смысл таких построек. Оказывается, люди, проживающие в домиках на воде, не платят, порой разорительный для них, налог на землю. А я -то думал… Жизнь в плеске волн, суетливая рыбеха под ногами, покачивающиеся деревянные мостки и любимая рядом, и ты сжимаешь ее ладошку… Увы. Расчет. Деньги.
7
9
2
7
Уже в Москве, готовя этот материал, я пытался сопоставить свои отснятые кадры с архивными. Где-то удалось найти знакомые, протоптанные нами улицы.
Эти черно-белые снимки безмолвны. Как безмолвны прикрытые тяжелой крышкой клавиши рояля. А я всматриваюсь в эти кадры, и начинает появляться звук, и начинает медленно двигаться рикша, и дамы под зонтиками стыдливо наливаются румянцем от прилипающих взглядов лавочников, и ноты складываются в гармонию. И понимаешь, что и век назад все было таким же разноцветным и звучащим…
4
6
Мы покидали Пенанг, а я стоял на палубе и размышлял о всевозможных приметах и обстоятельствах. С нами остров сыграл иную оперу. Не «Аиду». Свою. И срежиссировал эту необычную постановку Ибрагим — добрый индус с арабским именем Пророка. Я благодарен ему. Благодарен за этот день.
И за котенка на стене, которого я бы никогда в жизни не заметил без Ибрагима.
9
6
П.С. В материале использованы архивные кадры и акварель китайского художника Кеах Киана (Kiah Kiean).
А мы плывем дальше. И вглядываемся в черно-белое в поиске колористики… И наоборот.