А между тем бульвар заканчивается, а перед нами расстилается, по-моему, одно из самых красивых мест в столице. Просто стоять и смотреть — поэма! Но чтобы не мешать прохожим, мы перейдем к серому зданию «ИТАР-ТАСС». «ТАСС уполномочен заявить» — кто не слышал этой фразы! И тут оглядимся. Перед нами Никитские ворота. Ворот на ней нет, и не ищите… Как говорится, «были и сплыли», очень давно, века назад. Зато сохранилась церковь Большого Вознесения, в которой венчались А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова. Вон она высится прямо перед нами, на другой стороне площади.
Перед церковью памятник — романтическая беседка, в которой стоят знаменитые новобрачные. Если же обернемся, то заметим, что стоим практически на Большой Никитской улице. Эта улица — тоже музей под открытым небом. Театр имени Маяковского, Консерватория, бывшая лавка имажинистов, в которой торговал книгами сам Есенин. Но мы продолжим выбранное направление — по бульварам, и, перейдя дорогу от здания ТАСС к памятнику напротив, очутимся на Тверском бульваре. Памятник этот — великому ученому Тимирязеву. Почему он тут, честно говоря, не понимаю. Логической привязки не вижу.
Зато небольшое, похожее на бункер, здание поблизости — понимаю и одобряю. Это бесплатный и вполне чистый туалет (не знаю, правда, функционирует ли он на сегодняшний день) — очень нужное и важное для нас, пешеходных путешественников, сооружение. Ах, Тверской! Еще не родился тот писатель, который воспоет тебя так, как воспел Невский проспект Н. В. Гоголь! Я же осмелюсь только констатировать факты, связанные с твоей славной историей. Технология прохождения Тверского бульвара та же, что и Никитского: вертите головой в обе стороны, ну, и под ноги смотрите, чтобы не споткнуться.
Итак, справа не пропустите, да его и невозможно пропустить, коричневое, с черными фонарями здание МХАТа имени М. Горького, «доронинского». Если вы любите театр, то знаете, что уже в наше время случилось невероятное — легендарный МХАТ размножился делением. В Камергерском переулке остался МХТ имени А. П. Чехова (Олега Ефремова на посту худрука сейчас сменил Олег Табаков). А на Тверском — МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной. В этот театр всегда есть билеты, имейте в виду.
Если вам захочется побывать в московском театре, то сюда вы попадете всегда. Это связано совсем не с художественными достоинствами спектаклей (хотя у этого театра масса противников), а с огромным залом на невероятное количество мест. Как показывает мой скромный опыт, в смысле «общедоступности», провозглашенной основателями МХТ К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, театр Дорониной — один из самых общедоступных. Прямо напротив МХАТа театр имени А. С. Пушкина, тоже не самый «хитовый», но с большой историей. Мало того, по легенде, даже проклятый.
Дело в том, что в далеком прошлом — это был знаменитый Камерный театра А. Я. Таирова. На его подмостках блистала великая Алиса Коонен, супруга Александра Яковлевича. После войны на театр начались гонения, в 1949 году Таирова сняли, и буквально через год после этого он умер. А Алиса Коонен якобы прокляла и это здание, и труппу, не поддержавшую своего создателя и учителя.
После чего переименованный театр имени А. С. Пушкина никогда не поднимался до вершин прежнего «притаировского» успеха. Кстати именно в этом театре начинал свою профессиональную деятельность артист Владимир Высоцкий. И именно здесь он познакомился с Фаиной Раневской — единственной его заступницей перед администрацией театра.
Несомненно, ваше снимание привлечет нарядный бело-розовый особняк — дом-музей великой русской актрисы Марии Ермоловой, филиал знаменитого Бахрушевского театрального музея. (Ермолову наверняка многие понят по знаменитому портрету В. Серова: немолодая величественная дама с гордым лицом в длинном темном платье). Здесь часто бывают интересные выставки, проходят различные тематические «гостиные» — заинтересуетесь, почитайте афиши. Тут вы окунетесь в очень светлый, спокойный мир московской классической культуры.
На этой же стороне за оградой — не пропустите! — известнейший дом Герцена. Перед ним — памятник А. И. Герцену. Автор «Былого и дум» и «Сороки-воровки» родился здесь. Теперь тут находится Литературный институт имени… Горького. Логично, правда? Любителям творчества Булгакова этот дом будет очень интересен: булгаковеды утверждают, что именно это здание выведено в романе «Мастер и Маргарита» как «Дом Грибоедова». Помните, беллетрист Бескудников, Штурман Жорж, критик Латунский… Члены МАССОЛИТа….. Вот, где они все клубились.
А вполне реальные писатели и поэты жили здесь во флигеле. Видите, высеченные на досках имена: А. Платонов, О. Мандельштам… Черный крест, на котором написано имя Мандельштама, как напоминание о тех писателях и поэтах сталинской эпохи, которым повезло меньше, чем булгаковскому Мастеру.«О сколько их кануло в эту бездну!»
Когда-то в Литинституте учился наш земляк, вологодский поэт Николай Рубцов и совсем не славился прилежанием в учебе. Наоборот, за пьянки-гулянки его даже отчисляли. Легендарной стало обращение Рубцова к ректору института Н. Сидоренко: «Быть может, я в гробу для вас мерцаю, Но заявляю Вам в конце концов, Я, Николай Михайлович Рубцов, возможность трезвой жизни — отрицаю!»
Рубцов очень чтил поэзию С. Есенина, а Есенин чтил Пушкина. Памятник Пушкину стоял на Тверском, вы помните. А теперь посередине бульвара стоит памятник Есенину. Какой красивый, ладный тут поэт! «Да, недолго глядел она Русь Голубыми глазами поэта. Но была ли кабацкая грусть? Грусть, конечно, была… Да не эта!» (Н. Рубцов) Земля бульвара наверняка помнит «легкую походку» поэта. Может, и нас запомнит? Но мы-то Тверской бульвар точно никогда не забудем.
А вот на одном из домов по правую руку висит памятная доска, которую, думаю, далеко не все москвичи расшифруют. Напоминает она о героически погибших товарищах Жебрунове и Барболине. Вот так, без инициалов… Не вспомнили, кто это? Ну, ничего, золотые буквы на белом мраморе поясняют, что эти молодые, наверное, ребята (члены союза рабочей молодежи) героически погибли в 1917 году при взятии дома градоначальника… Невольно вспоминаются молодые парни, герои России, погибшие в 1991 году… «Чем эпоха интересней для историка, тем она для современников печальней» — мудро заметил поэт Н. Коржавин.
Да, сколько ни гуляй по Тверскому, всегда откроешь что-то новое для себя. А мы уже выходим на Пушкинскую площадь. Справа — большой стеклянный Мак-Дональдс. Над ним возвышается вполне современная коробка. На стене тоже памятные доски. Оказывается, здесь жили народные любимцы — артисты Любовь Орлова, Михаил Ульянов… А перед нами вовсю шумит Тверская. Прямо напротив нас памятник Пушкину. Мы тут были в прошлый раз, тут метро, напоминаю…
За памятником — кинотеатр «Пушкинский», затем Страстной бульвар (см. маршрут № 1) Если сейчас пойдем налево — увидим театр им. Станиславского, музей революции, то есть английский клуб… Ой, совсем запуталась — Музей современной истории России, а революция и клуб — это уже прошлое невозвратное. Здание очень красивое, бело-красное, рядом броневик, не обратить на него внимание нельзя, тут же рядом в массивной бордовой сталинке жил Фадеев, а там уж и Триумфальная площадь с памятником Маяковскому в центре.
А мы поворачиваем направо, к Кремлю. По этой стороне Тверской мы еще не гуляли. Вот Моссовет, то есть мэрия Москвы, очень нарядное здание красное, с белыми колоннами. Спускаемся ниже. Стоп! Вот эту арку не пропустите, давайте заглянем в нее. Брюсов переулок… Вам ни о чем не говорит это название? Ну, я же предупреждала вас, что есенинская тема возникнет не раз. Вот и этот недлинный переулок очень хорошо помнит поэта, который приходил сюда неоднократно и к самым разным людям.
Войдем в арку через ворота и сразу увидим слева светлый дом со стеклянными стояками для лифтов, с мемориальными досками на стенах. В этом доме жили многие достойнейшие деятели советского искусства, но лично для меня он навсегда опутан трагическим облаком, связанным с судьбами двух его жильцов — знаменитого театрального режиссера-новатора В. Э. Мейрхольда и его жены З. Н. Райх. Первая законная жена Сергея Есенина, мать его детей Татьяны и Константина, Зинаида Райх продолжила свою незаурядную биографию, став женой Мейерхольда и примой его театра.
О любви Мейерхольда к своей второй супруге написано много. О любви Зинаиды к Есенину — тоже. Существует вполне обоснованное мнение, что и для Есенина Райх так и осталась самой большой любовью в жизни. После развода супруги регулярно общались. Все стороны этого любовного треугольника были безжалостно растоптаны той эпохой, в которую им выпало жить. Сначала погиб Есенин, в 1940 году был казнен Мейерхольд. А летом 1939 года именно в этом доме руками неведомых убийц в своей большой, с любовью обставленной квартире была убита Зинаида Николаевна.
Стараниями внучки Мейерхольда М. А. Валентей (от дочери от первого брака) в доме был открыт мемориальный музей. На подъезде домофон, надо набрать номер «11», затем войти в ту самую парадную… В свое время Мейерхольды занимали сразу две квартиры (позже сюда въехали шофер Берии и сотрудница его секретариата, и квартиры снова разделили). Сейчас туда вернулся дух ушедших навсегда хозяев. Рабочий кабинет Мастера, костюмы, макеты декораций, фотографии…
Кольнуло письмо Райх к Сталину — бедная женщина наивно надеялась, что вождь встряхнется и заинтересуется причиной смерти Есенина. «Я Вам все, все расскажу и укажу все дороги»… Святая простота!
Мы попали в квартиру уже перед закрытием. За окнами синело. «Вот через этот балкон проникли в квартиру убийцы», — сказала нам смотрительница. Честно говоря, стало не по себе. Какая трагическая эпоха, сколько блистательных и досрочно оборванных судеб!
Но даже если вы не попадете в музей, или не захотите в него пойти, что вполне нормально — каждому интересно свое, по Брюсову переулку стоит прогуляться. Причем предлагаю пройти так же, как по Тверской, — сначала по одной стороне улицы, затем по другой. Идем от дома Мейерхольда дальше, вперед… Поклонники таланта Сергея Есенина хорошо знают, что здесь, в Брюсовом, жила еще одна подруга поэта — Галина Бениславская.
В свое время я увлекалась и творчеством, и личностью Есенина, поэтому Брюсов (Брюсовский, как писали современники Есенина) переулок разыскала давно, в его бытность переулком им. Неждановой. Опираясь на доступные мне источники, я домом Бениславской (бывшим домом «Правды», в котором так много часов провел поэт, куда в свое время он привел своих сестер) считала массивный длинный дом 2–14.
Хочу сразу предупредить, что во двор не войти. Не понимаю, что там находится в этом доме, но он неприступен. Хотя знаю мнение, что дом Бениславский вовсе не этот, а некое здание во дворе этого великана. Но «по-любому» и Есенин, и Бениславская ходили здесь неоднократно и видели, например, ту же церковь Воскресения на другой стороне переулка, что видим сейчас и мы.
Конечно, наше внимание привлечет вся такая порывистая, вдохновенная фигура в небольшом скверике — это Арам Хачатурян изображен в творческом экстазе. Маэстро жил тут рядом в доме композиторов, а Брюсов выносит нас прямо к великолепному зданию Консерватории с памятником П. И. Чайковскому перед ним. Это мы вступаем на Большую Никитскую — никуда сегодня нам от нее деться. Конечно, можно поддаться течению энтузиазма и азарта и вольно ринуться в хитросплетения московских улиц и переулков, но если вы к этому не готовы, советую, полюбовавшись на Консерваторию, вернуться в Брюсов и пройти по его другой стороне.
Здесь вы никак не минуете великолепный старомосковский дом, густо увешанный памятными досками. Это дом артистов Большого Театра. Мария Максакова, Антонина Нежданова, Василий Качалов, Иван Москвин, Игорь Ильинский… Что ни имя-то страница в истории искусства. Рядом церковь Воскресения, в ней, слышала, есть чудотворная икона… Я, к сожалению, внутри храма не была. Постараюсь наверстать это упущение в будущем. Рядом еще один «заслуженный дом» — светлый, «лаконичный» по архитектуре, но пышный именами бывших жильцов — Екатерина Гельцер, Марис Лиепа…
Какая концентрация талантов в одном переулке! Уже выходя из арки, читаем висящую на стене еще одну доску: " Сергей Бондарчук»… Уф! Перенасыщенные обилием громких имен, мы можем запить впечатления чашечкой кофе тут, совсем рядом, в Мак-Дональдсе. Хотя сейчас Мак-Дональдс уже не единственный кормилец небогатых провинциальных туристов, как было раньше. Теперь у него масса конкурентов, всякие «блины», «крошки-картошки» и проч. Да и впереди нас ждет «Охотный ряд» с его ресторанным двориком.
Но если хочется фаст-фуда, пожалуйста сюда. Кстати напротив нас, на другой стороне Тверской, видим Камергерский переулок. Подкрепились, и теперь ноги несут нас все быстрее и быстрее, мимо Центрального телеграфа, театра имени Ермоловой, роскошных гостиниц туда, на Манежную, а затем на Красную площадь… Ведь мы пока еще так плохо знаем Москву, что только на Красной площади чувствуем себя уверенно. Ну, так и должно быть. Ведь мы — россияне, а это главная площадь нашей страны.
Кремль, Мавзолей, Исторический музей, Собор Василия Блаженного, ГУМ… Тут никакие пояснения не требуются. Это все близко и знакомо нам с самого детства… Здесь мы с вами и расстанемся. Счастливой самостоятельной прогулки!
© Ольга Олевская. Материал размещен с разрешения автора.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия