Это было моё первое путешествие в полном одиночестве. Подружки называли меня «смельчаком». Ну, наверное, в этом была толика правды. Любая поездка, даже если это только работа, несет в себе некоторую волнительность. А уж когда ты 5 полных дней предоставлен только и исключительно себе, без обязательств, в свободном полете — от этого немного съезжает крыша. К счастью, съезжает она, буду писать только о себе, в направлении любопытства-любознательности, хотя и чрезмерных порой. Пару раз мне грозили пальчиком, пару раз говорили, что тут ходить-стоять-фотографировать нельзя. Но глуповато-растеряная, но от этого не менее очаровательная улыбка всегда спасала положение.
Когда я путешествую с дочкой, у нас получается, скорее, познавательное безделье. Гурманство, неспешные прогулки от завтрака до кофейного перекура, от обеда до вечернего бокала вина. А здесь я ходила по нескольку часов не присаживаясь ни на минуту. Естественно, опорно-двигательный аппарат стенал и взывал к моему разуму. Так под вечер, возвращаясь с электрички в свои аппартаменты (тоже первый подобный опыт, к счастью очень удачный) в Бергамо, я уже думала, что завтра мои ноги откажутся повиноваться этой пытке. Но выходя утром по легкому «морозцу» градусов в 7 тепла, у меня как будто выростали крылья и усталость опять сменялась любовью узнавать.
Что выпытала и что узнала с любовью, я расскажу позже по каждому городу отдельно, а для начала набросаю небольшой этюд того, какие у меня возникли ассоциации, немного про людей, немного про собак и про моменты, когда ты остолбеневаешь не от взгляда на Медузу,
6
а от восторга, который одновременно поднимается у тебя от сердца и падает вниз от увиденного глазами, и эти две волны встречаются где-то в горле, и ты не можешь вымолвить слова, застыв в оцепенении!
10
Вид на верхний Бергамо и проспект Папы Джованни 22-го от железнодорожного вокзала.
И еще, как там у Цветаевой «я обращаюсь с требованием веры»…нет веры я не требую, прошу. Все о чем пишу сейчас, не притянуто за уши. Это было на самом деле. Иногда я осознавала это по прошествии какого-то времени, или когда просматривала фотографии, или когда внезапно возникшая мысль получала свое немедленное визуальное, и даже, как это не может показаться странным, тактильное подтверждение.
Прилетев в Милан в половине пятого, я решила задержаться в нем 2–3 часа до перезда в Бергамо. У меня были определенные предубеждения относительно Милана, сложившиеся в предыдущий визит. Хотелось их развеять. Средством для этого был выбран аристократическо-богемный район — Брера.
4
От метро Milano centrale FS мне нужно было доехать до станции Lanza. Милан один из 3-х итальянских миллионников. Первые остановки от железнодорожной станции были заполнены так, что из меня чуть не выжали кишки и не превратили мой чемодан в блин (что бы мне дуре сдать его в камеру хранения на вокзале — 6 евро первые 5 часов). Плюс ко всему, нужная мне станция Lanza оказалась закрыта на ремонт. Ожидая увидеть её «за поворотом», я проехала 3 лишних. Пришлось возвращаться с надеждой, что на обратном пути меня на ней высадят. Не тут-то было! Вылезла я на ближайшей, к нужной Ланце, станции с символическим названием — Москва!
В уже сгущающихся сумерках, с чемоданом, грохочущем по булыжной мостовой, я отправилась искать пинакотеку Брера.
4
Милан мне не давался. Если все последовавшие за ним города сдавались без боя и даже карты, то он путал меня углами, пьяцеттами и перекрестками. Поэтому, когда из темноты фасада этого ничем не приметного здания я заглянула внутрь арки, внутреннее «вау» превратилось в «вау» словесное.
6
Конечно же это «вау» я захотела попользовать во всех возможных ракурсах.
4
Время летело стрелой Frecci-ей. Так называются скоростные итальянские поезда на длинные расстояния. Помните был такой поезд в СССр-ы «Красная стрела» и даже фильм одноименный с Соней Ротару.
Мытарства с картой, выходом из метро на нужной станции, поиски телефонного аппарата, чтобы позвонить домой, т. к. сотовым я не пользовалась, съели львиную долю моего времени из тех 2-3-х часов. Да и всплывающее в мозгу грохотание чемоданных колесиков в тиши галереи, как-то отвратили меня от её посещения и я решила ограничиться осмотром внутреннего дрора.
5
«Ладно, — подумала я, — наверстаю в Бергамо, в академии Каррара».
Из Милана в Бергамо меня везла не стрела, а старая региональная электричка. Внутри она была ничего себе такая, с дермантиновыми мягкими сидениями, но вот снаружи… Когда я к ней приближалась, запах туалета, предназначенный для облегчения жизни пассажиров, зловонным маревом утяжелила мое в ней путешествие. Останавливаясь и пыхтя, поезд довез меня до Бергамо за 50 минут.
Выползла я на привокзальную площадь и…пошла в темноте «туда не знаю куда», а ведь нарисовала себе дома подробную карту. Не помогло. Пришлось взять такси.
-10 евро, — объявил водила.
А пешком до моих аппартаментов было идти по времени меньше, чем ехать!
Знаете, как в поездке денежки летят. Да знаете конечно. Бесцельно потраченные они с особенным грохотом и звоном падают в бездонную копилку невынужденных трат. Так я потратила зря первые 10 евро. Запомним эту цифру.
Выскочив поутру, я побежала искать его — этот вид. Я целенаправленно его искала, и главное знала где искать — в Citta Alta — верхнем городе и…все не находила. Обойдя все закоулки, заглянув во все подворотни, я было уже отчаялась и пошла к фуникулеру, чтобы ехать вниз (билеты на фуникулер продают в кассе внизу — 1.3 е. в одну сторону. Если собираетесь ехать туда обратно, покупайте внизу, а то у тетечки в газетном киоске наверху билет в одну строну стоит 1.5 е.). Но фуникулер уехал перед моим носом помахав ручкой из последнего 2-х имеющихся вагонов.
Чтобы не тратить время попусту по via Rosate я поднялась к крепости Rocca. Там есть музей и то, что есть во всех музеях — туалет. Музей оказался закрыт. «Вот так всегда»,- пробурчала я, пойдя понурив голову вокруг крепости, и тут я увидела его…
9
Какие тут музеи с их содержимыми! Если вам не досуг обходить крепость, то этот вид…,а вот не скажу где он. Когда найдете сами, то это вам подарит восхитительные мгновения-минуты. На время созерцания и поисков ракурса я забыла о насущных нуждах организма, но после фотосессии они напомнили о себе уже даже не в полный голос, а полновесным воплем. «Пора ехать вниз, — подумала я, — может в Акадении Каррары я найду искомое заведение».
По правую руку от фуникулерных рельсов обнаружился ресторанчик. Меню не блестало, но там было искомое — туалет! Да и время обеда напомнило о себе бурчанием в животе. Ну, чтож — «два в одном» — что может быть лучше. (Может быть Вы подумаете, дорогой читатель, что это я все про сортиры-клозеты. Но когда…уже ничего не в радость. Так что подобная информация очень даже бывает полезна). У выхода из ресторанчика меня уже дожидался вагончик для спуска вниз. С полным желудком и легкой «душой» я отправилась в галерею Каррара, где меня ждал Рафаэль.
…
Она летела ко мне легкокрылым ангелом от разговаривавшей с кем-то в припаркованной машине хозяйки. Чуть больше ливретки, но такая же изящная, с идеальными пропорциями кремоновской скрипки Страдивари. Белоснежная, но с игривым хвостом, расцвеченным всеми цветами собачьей радуги. От тигрово-рыжего до жемчужно-мастифьего. Она зарылась своей узкой головой в мои колени, на которые я тут же рухнула от такой красоты! Моя ладонь помнит прикосновение всех её косточек, которые я успела обгладить за отведенное нам короткое время. Почему я её не сфотографировала? Ангелы ведь не всегда бестелесны…
7
Бергамо — город маленький. До Каррары я дошла за 20 минут, не заплутав ни разу. Рекламные растяжки на здании средневекового вида возвестили мне о её приближении. Странный вход и преувеличенная до неприличия (она меня чуть не облизала) любезность билетерши повергли меня в смятение (билет стоил 12 евро), запомним и эту цифру.
Когда я начала осматривать картины, меня смутило то, что рядом с каждой из них была табличка с её постоянной пропиской, и Бергамо ни в одной из них не числился. Оказывается, я попала на выставку Пальма ди Веккио, художника первой трети 16-го века, доселе мне неизвестного.
12 евро за 25 картин! Жалко! Но зато…я помню каждую из них. Портрет «Ариосто» — автора «Безумного Роланда» — очень типичное мужское итальянское лицо. Вот только прическу поправить, да костюмчик сменить. А портрет «La Bella» ди Пальмы на современных итальянок, ну, совсем не похож. Нет в них ни полноватости, ни блондинистости ди веккиевских мадонн, которые как одна — копии Вики Азаренки — белорусской теннисистки.
Кстати, Академия Каррары была напротив выставки. Буквально в 2-х шагах, через площадь. Она открывается только 23-го апреля! С галереями у меня в этот раз не задалось!
2
Назавтра была Падуя — город святого Антония Падуанского.
Про собак, или чужого нам не надо.
Промелькнувшая в переулке её сестра, только бежево-рысьего окраса повергла меня в ступор.
5
Бежево-карамельная Падуя помахала мне хвостом, за которым я кинулась в догонку и вышла сюда. Гармонист играл «Париж в розовом свете». Шел снег — снег магнолиевых лепестков. До обратного поезда оставалось пол-часа.
9
Время-деньги. У итальянским поездам это относится в точности до минуты-копейки (пардон-евроцента). Если билеты на региональные поезда хоть и покупаются с временной привязкой, то активируются лишь в желтом ящичке у выхода на платформу. С этого момента они действительны 6 часов.
3
Билеты же на скоростные поезда серии «Стрела» — Freccibianka (белая стрела), Frecciardgento (серебряная), Freccirosa (красная) привязаны ко времени и дате до минуты, и по цене они значительно, раза в 2–3 дороже.
При покупке билета в Падую курица в кассе бергамского ж-д вокзала выдала мне билет до Падуи, ни слова не спросив, на региональную электричку за 14.50 в один конец, с пересадкой в Брешии. Когда в Брешии я забралась в Фреччибьянка, расплата наступила незамедлительно. Контролер мне объяснила всю разницу между итальнскими поездами и предложила или доплатить 21.24 евро в один конец, или вылезти и ждать региональную электричку, на которой до Падуи я бы добралась к вечеру. Разумеется я решила доплатить. Кондуктор не вернулась в течении часа.
«Чужого нам не надо»,- сказала Ломбардия. 21.24 евро (помните 10 е. такси, 12 е. выставка) фонтанчиком золотой фанты выпрыгнули из копилки неприятных лишних трат и улеглись, сыто урча, в моем кошельке.
Красный — цвет одиночества, или ведьма на велосипеде.
Она попала в кадр случайно, в Падуе. На меня катила красная ведьма. На фотографии это выглядело как-то особенно устрашающе.
5
На велосипедах-мотороллерах в Италии ездят все. Ещё Г. Мортон отмечал поголовное увлечение итальянской молодежи мопедами «Веспа». Так, начатое юнцами движение широко шагнуло, вернее поехало в массы. На 2-х колесный транспорт пересели матроны в мехах, монашки, синьоры в дорогих костюмах.
3
Это они на меня смотрят!
Я снимала эту элегантную площадь в Бергамо, совершенно не замечая её — типичную итальянскую (белую) женщину. Как же трогателен оказался этот её жест — яркое, призывное пальто. Но если честно, не смотря на не самую блестящую внешность, у неё были совсем не плохие шансы с этим одиночеством расстаться. На беглый взгляд, мужчин в Италии больше чем женщин. Довольно часто втречаются странные пары, в которых тандем «Красавица и Чудовище» перевоплощается в «Красавца и Чудовищу». Ах, где эти золотоволосые веккиевские мадонны?
3
Но оставим светлый цвет волос. Население Италии стремительно чернеет. В прямом смысле. Год назад во Флоренции это так не бросалось в глаза. Пять лет назад в Риме темных лиц не было практически… Но ни одного работающего даже на самой грязной работе афро-итальянца я не видела. Только белые лица. Да, забыла. Ночной портье в гостинице в Милане и бэлл-бой в дорогущем бутике были чернокожими.
Ещё в Италии очень мало детей. Молодежь одета так же позорно, как и везде. Итальянский шик знаменитых модельеров переехал жить в Китай, жители и жительницы которого, заполоняют миланские бутики.
Зато много собак. Карамельная Монца хитро улыбнулась мне на площади Дуомо.
5
Этот «Ах» жил во мне еще до приезда в Новару. Только ради него я потратила 38 евро на дорогу. Но он превратился если не в 3.80, то раз в 5 ценность свою утратил.
5
Собор святого Гаудиэнцио.
И напоследок, какие-то космические виды на крыше Дуомо подарил мне Милан. Но с ним опять все оказалось совсем не просто…
5
P. S. Практически весь рассказ написан в воздухе, по пути из Италии, за неимением бумаги на тошнотных пакетиках, выдаваемых в самолете. Но надеюсь, что тошноты он у вас не вызовет!