До этого я никогда не была в Мадриде, хотя это моя четвертая поездка в Испанию. Испания — вообще первая страна, куда мы выехали, когда в 1997 году «Спутник» организовал первый чартер из Нижневартовска в Барселону с посадкой на пограничный контроль в Минске. Наверно многие начинали знакомство с Испанией с моря и великолепной Барселоны. Потом была Андалусия, потому что очень хотелось увидеть Севилью, Гранаду и Кордову. И все время было чувство неудовлетворенности, что не видала Мадрид.
Поэтому, когда в октябре прошлого года компания Finnair предложила хорошую цену на билеты, решили сразу: летим в Мадрид! Подходящую гостиницу довольно быстро нашла, Booking после первой попытки поиска начал заваливать «умными» предложениями и, в результате, была заказана гостиница El Rincon de Gran Via в ста метрах от площади Испании. Мы остались довольны: место было выбрано идеально!
В Мадриде прилетели в 20–25, поскольку прибыли из шенгенской зоны, никакого контроля и все очень быстро. Мадридский аэропорт Барахас с городом связан метро, поэтому до гостиницы добрались минут за сорок, метро на площади Испании в тех же ста метрах от гостиницы. Устроились, а утром вышли на Гран-Виа. Все дни, что были в Мадриде, мы были связаны с этой улицей. Специально по ней не гуляли, но каждый день проходили по какому-то ее участку. Поэтому рассказ о Мадриде хочется начать именно с Гран-Виа.
Гран-Виа — одна из самых оживленных улиц города и неофициально считается главной улицей столицы, а на участке между площадью Кальяо и площадью Испании известна как Бродвей Мадрида. Длина Гран-Виа 1,3 километра. На юго-востоке она начинается от улицы де Алкала,
9
а заканчивается на северо-западе у площади Испании.
4
5 апреля 2010 года Гран-Виа отметила столетний юбилей. Соединить центр и северо-западные районы Мадрида планировали еще с середины XIX века. Рисовали проекты, утверждали их, и снова проектировали… Слишком много интересов было задето: недовольны жители, чьи дома попадали под снос, недовольны торговцы, которые боялись, что для их лавок на большой улице не будет места, недовольны владельцы участков земли, подлежащих изъятию. Да и с финансированием были проблемы. До начала строительства пришлось снести более 300 домов, в том числе несколько церквей, экспроприировать 30 земельных участков. Строительство Гран-Виа началось только в апреле 1910 года, когда король Альфонсо XIII взял в руки кирку и лично выломал кирпич из стены здания, подлежащего сносу. Это была самая грандиозная стройка своего времени!
Начинается Гран-Виа зданием «Метрополис», построенным в 1911 году по проекту архитекторов Жюля и Раймонда Февриера. Вообще, это здание не относится к Гран-Виа, его адрес улица Алкала № 39, но это знаковое здание Гран-Виа.
7
9
№ 1 на Гран-Виа «El edificio Grassy» (Дом Grassy), построенный в 1916 году по проекту испанского архитектора Эладио Ларедо. Название здание получило в 1952 году от имени часовщика Алехандро Grassy, который занимал первый этаж. Теперь там музей часов, а на фасаде всегда горит реклама часов — сейчас это Rolех, а в ХХ веке были самые разные марки.
5
8
Строительство Гран-Виа проходила в три этапа. Участок от улицы Алкала до улицы Монтера, где станция метро Гран-Виа застраивали с 1910 по 1917 год. На Гран-Виа красив каждый дом! Вот, например, дом № 2 «Гран Пенья», архитекторы Гамбра Эдуардо Санз и Антонио де Зумаррага.
5
Или здание № 13 бывшего клуба военных, архитектора Эдуардо Санчеса Эзнарриага, построенное в 1913 году в любимом стиле короля Альфонсо XIII, но с более современным навесом над входом.
1
Одна из самых красивых церквей Мадрида — церковь Оратория Кабальеро де Грасиа, расположенная по Гран Виа № 17. Главный фасад находится со стороны улицы Кабальеро де Грасиа. Ее северный фасад был изменен с учетом его выхода на знаменитый проспект. Его переделали, создав триумфальную арку над апсидой.
4
Первый участок застройки заканчивается у улицы Монтера, где стоят великолепные здания отеля «Сенатор»
3
или здания № 24 и № 26 на противоположной стороне улицы.
9
Здесь находится станция метро «Гран-Виа». Первая линия метро в Мадриде введена в эксплуатацию в 1919 году. Надземных станций нет, просто спуск под землю с узнаваемым знаком, как в большинстве метрополитенов мира.
1
Второй участок будущей Гран-Виа застраивали с 1917 года и завершили в 1927 году. Здание, которое называют «Телефоника» было построено в конце 1929 года для штаб-квартиры Национальной телефонной компании Испании по проекту архитектора Игнасио де Карденас Пастор. Это было одно из первых высотных зданий, построенных в Европе (и первое в Испании). Оно было самым высоким в Мадриде до 1953 года, пока братья Отаменди не построили высотку на Площади Испании.
2
Интересно наблюдать, как меняется с годами архитектура зданий Гран-Виа.
5
1
3
1 из 3
4
Еще одно интересное здание на этом участке Гран-Виа — Дворец музыки, где после реконструкции открылась еще одна филармония. Здание построено в 1926 году и был в нем кинотеатр.
2
Мы дошли до площади Кальяо, которая существует с 1860 года и названа в честь битвы при Кальяо, которая состоялась в 1886 году. Испанская Армада воевала с перуанцами на их территории. Как говорит великая Википедия, — «исход битвы не определен». В 1930-х годах на площади Кальяо было построено четыре знаменитых здания:
— «Адриатика»;
5
— Дворец прессы, построенный на площади одним из первых;
5
— Кинотеатр «Кальяо»
1
4
— здание Каррион, известное в народе, как «Капитолий».
5
Станция метро «Кальяо» открыта в 1941 году.
3
Участок Гран-Виа от площади Кальяо до площади Испании в основном застраивался с 1925 по 1932 год, но многие здания у площади Испании были достроены позже, помешала гражданская война.
1 из 4
1
1 из 3
2
Улица получила это название лишь в 1981 году, до этого три ее участка носили имена испанских политиков, а в конце 30-х годов прошлого века, когда правило республиканское правительство, даже называлась улицей России. Улица очень оживленная днем, но особенно вечером. Здесь много театров, магазинов и ресторанов, значит есть развлечения на любой вкус.
1 из 11
3
Гран-Виа заканчивается у Площади Испании, где установлен памятник самому знаменитому испанцу — Мигелю Сервантесу.
6
У основания стелы сидит Сервантес, а внизу две бронзовых фигуры его самых известных персонажей: Дона Кихота Ламанчского на старой кляче и Санчо Пансы на ишаке. Все стараются подержаться за хвост ишака (очередная туристическая примета). Здесь на снимке памятник окружили китайцы, в этот день на площади был какой-то китайский праздник. С обратной стороны колонны расположена статуя королевы Изабеллы Португальской.
1 из 4
5
От Площади Испании мы начали свое знакомство с Мадридом. Но об этом в следующий раз.