Путешествие в Дилижан немного сложнее, в организационном плане, чем поездки в район Эчмиадзина и Гехарта описанные в двух предыдущих заметках. Время в пути от Еревана до Дилижана составляет около полутора часов, но место того стоит. Сначала вы проезжаете мимо Севана, что само по себе довольно интересно. Потом попадаете в длинный туннель, и вдруг … на выезде из тоннеля вы видите совершенно не ту картину, которую ожидали увидеть. Вместо выжженной солнцем долины Севана, перед вами простирается изумрудная Дилижанская долина.
9
Да простят меня поклонники Мимино и Рубена, в Дилижане я не остановился. Первым объектом интереса на нашем пути был монастырь Агарцин, до которого от Дилижана ехать еще минут десять.
Монастырь строился с 10 по 13 век правителями рода Багратуни, Армяно-Грузинскими князьями прославившимися многим военными подвигами. Для начала они серьезно зацепились с Александром Македонским, а заканчивали уже смертельным боем с Наполеоном. В монастыре Аграцин находится усыпальница этого рода.
10
Когда-то, Суворов, который не любил «ждать милости от природы», предлагал Екатерине II заняться селекционированием военной аристократии. Он считал, что это безусловно повысит боеспособность российской армии. В списке «племенных» женихов Багратион стоял на первом месте.
8
Монастырь очень красив, великолепно вписан в пейзаж. Это из таких мест откуда не хочется уезжать. В древние времена монастырь был важнейшим центром в котором переписывали древние книги. Здесь была школа теологии, каллиграфии и живописи.
9
Агарцин находится в великолепном состоянии. Отремонтирован он совсем недавно и как не странно на деньги одного из арабских шейхов.
13
Из Агарцина мы отправились в монастырь Гошаванк. Гошаванк скорее даже университет чем монастырь. Если у Агарцина уклон был больше в теологию, переписывание и иллюстрацию библий, то Гошаванк можно с определенной натяжкой назвать научным и юридическим учреждением. Здесь даже анатомичка была, что согласитесь для монастыря не совсем обычно.
8
Расцвета научная деятельность в монастыре достигла при пастырстве (ректорстве) Мхитара Гоша, который жил в конце XII века. К интересным элементам монастыря (университета) можно отнести помещения (аудитории) не имеющие христианской символики. Кроме этого, в больших залах есть отдельные блоки за арками вполне светского вида. Конечно монастырь был христианский, но видимо жажда знаний пересиливала и при всей религиозности, ученые не могли себе отказать в обмене знаниями с профессурой мусульманского мира. Здесь учили все и учили всех.
7
Одно из интереснейших зданий комплекса это книгохранилище и читальный зал построенные в 1241. В тринадцатом веке существовал строгий регламент по хранению и чтению книг. Видимо здесь, в библиотеке Гошаванка, Ованнес Тавушеци писал свою знаменитую «Историю монголов». Монастырь Гошаванк разрешал сочинение и переписку светских книг, в те времена это было редкостью. К сожалению, все книги были сожжены, а монахи убиты. Последнее что они успели сделать — спрятать под огромные каменные плиты пола три книги. Как мало остается нам от мудрости предков.
8
Камни — это то не многое что хранит культуру в веках. Армянские — камни это застывший слепок культуры этой древней страны. Посмотрите на этот хачкар (камень-крест). Это Искусство. В пожарах бесконечных войн сгорело все: фрески, книги, картины. Остался этот почерневший от времени и огня камень. Посмотрите хоть на то немногое, что осталось с тех древних времен. Это не просто нечто, что очень трудно сделать (здесь семислойная тончайшая резьба), это очень красиво.
14
А эти камни — это Наука. Здесь важно не перепутать Науку с инженерной смекалкой. Нет, нет — здесь точный научный расчет, устойчивости здания в условиях постоянных землетрясений. Камни фундамента закреплены мягко, без раствора, со щелями, на замках «ласточкин хвост». Стены собраны в гармошку. Уровень подвижности фундамента полностью соответствует возможностям сжатия-расширения стен.
3
Как они все это рассчитали, откуда вообще взялась идея не сопротивляться удару землетрясения жесткой конструкцией, мы никогда не узнаем. Ни расчетов, ни чертежей не сохранилось. Почешем затылок и поедем дальше. Поехали на Севан, там тоже интересно.
Езды приблизительно полчаса. Севан гораздо больше чем можно ожидать при этом засушливом климате. Другого берега безнадежно не видно. Озеро расположено на высоте почти две тысячи метров и здесь прохладно в середина жаркого лета. Коммунисты, которым нужно было постоянно имитировать активность, решили спустить озеро, чтобы испарялось меньше воды??? Потери уровня составляли до 40 метров. Сейчас уровень по не многу восстанавливают, где-то по полметра в год.
9
На скалах высокого полуострова (бывшего острова) расположен монастырь 8–9 века. Да собственно, где здесь нет монастыря? Монастырь красивый, но место немножко затоптанное, слишком туристское.
15
История монастыря славная. Когда-то монахи на своем острове укрыли от врага армянского правителя Ашота Железного (тоже кстати Багратуни), который в дальнейшем сумел собрать ополчение и освободить страну от захватчиков.
15
Озеро красивое, прозрачное и холодное и еще здесь очень хорошо перекусить. Не стоит обедать в больших ресторанах в районе монастыря. Остановитесь у любой маленькой забегаловки на берегу. Здесь, старая шутка, про то что приходится ждать потому, что повар пошел рыбу ловить, становится правдой. У ребят прямо рядом с ресторанами стоят сети откуда они достают рыбу на заказ. Хороши и сиг и ишхан — уникальная севанская форель.
8
Если остались силы, по дороге в Ереван можно заскочить в Бжни.
В Бжни есть старинная действующая церковь. Где нас не только не обругали за неверную форму одежды (фотографирование, неправильное положение рук, лишний шум, …), но и дали посмотреть картинки в старинной библии писанной на пергаменте и предложили выпить самогона.
11
Самогон мы пить не стали, а библию посмотрели. Я первый раз в жизни потрогал рукой древний пергамент. Это оказалось очень важно. От древней библии написанной на пергаменте исходит неведомая мне сила, причем явно положительная. Потом вместо самогона поехали пить газировку, Бжни — известная марка армянских минеральных вод. Мы достаточно быстро наши речку из теплой газировки, но из нее пили коровы.
7
Воду из речки мы пить не стали, не смотря на то что наши бойскауты развивали мысль, что если коровы пьют, значит вода не ядовитая. Где-то должен был быть источник, который бьет из скалы, но мы не нашли. Я уже совсем устал и пообещал всем купить по бутылке Бжни как только мы приедем в Ереван.