Монастырь Гехарт находится где-то в получасе езды от Еревана. Всего полчаса и ты попадаешь в другой мир, то что ты видишь здесь коренным образом отличается от обычного пейзажа, который предстает перед глазами обычного человека.
Монастырь Гехарт находится где-то в получасе езды от Еревана. Всего полчаса и ты попадаешь в другой мир, то что ты видишь здесь коренным образом отличается от обычного пейзажа, который предстает перед глазами обычного человека.
Гехард — это пещерный монастырь. Он по сути крепость, да наверно любой исторический комплекс в Армении можно назвать крепостью. Монастырь очень стар. Первый пещерный храм у священного источника был построен в четвертом веке.
Это так в книжке написано, а я лично думаю что он там «всегда» был. Место хорошее, а территория заселена как минимум четыре тысячелетия. Источник вымыл пещеру в скале к которой довольно тяжело подобраться незаметно. Что бы там не жить и не молиться? Вода есть, безопасно и дождь на голову не капает. Просто он не всегда был христианским.
От храма и монастыря четвертого века ничего не осталось, все многократно разрушалось и перестраивалось. В девятом веке монастырь был полностью уничтожен арабами, ценности были изъяты, рукописи сожжены. То что мы видим сегодня ученые в основном относят к тринадцатому веку.
Часть храма осталась пещерной, а часть выполнена в форме традиционной армянской церкви. Конечно жалко, что пещерный комплекс четвертого века был разрушен, но нужно отдать должное безукоризненному вкусу архитектора, который провел перестройку. То что он построил безусловно церковь, а ни как не пещера в которой молятся дикари, при этом привкус и ощущение пещеры он оставил.
Все церковные каноны соблюдены. Помещение имеет форму правильно ориентированного креста, но посмотрите на потолок, это ведь явно подражание сталактитам, да и окна скорее напоминают трещины в скале чем обычное окно в часовне.
Кроме храма в первом зале с источником, прямо внутри скалы вырублено несколько довольно больших часовен. По всей видимости, каждое следующее поколение князей вырубало новую усыпальницу. Кроме традиционной христианской символики здесь присутствуют элементы светского декора.
Львы на цепи безусловно символы княжеской силы. Орел с бараном в когтях герб рода Прошьянов. Как он читается я нигде не нашел, но образ очень понравился и показался уникальным. Рельеф выпуклый, что очень тяжело выполнимо по твердому камню. В части помещений находящихся внутри скалы во время землетрясений рухнули своды, там пролезть никак нельзя.
Как на внутренних, так и на внешних стенах широко представлен растительный орнамент виноград и лопнувшие плоды граната. В трактовке специалистов переспевшие плоды символ изобилия, в рамках моих, никому не интересных ощущений — это очень хреновый знак. Переспевшие плоды бывают не там где много еды, а там откуда ушли люди.
Основная церковь очень интересна тем, что на ее стенах много надписей с именами дарителей и датами дарения. Летописей того периода практически на сохранилось и полные титулы князей один из не многих источников по которым можно восстановить иерархию и взаимоотношения.
На скалах вокруг церквей и усыпальниц множество каменных лестниц и террас. По ним можно подойти к старинным кельям и вмонтированным или высечным на стене хачкарам. Хачкары — это каменные блоки центральным орнаментом которых является крест.
Поразительно то что орнаменты на хачкарах никогда не повторяются. При этом каждому времени и каждой школе соответствует свой стиль. Специалисты с первого взгляда распознают хачкары по группам. Хачкары уникальное армянское явление. Резьбу наносили обычно на очень твердые минералы. Она многослойна и чрезвычайно сложна, толщина отдельной нити может доходить до миллиметра. На то что бы сделать хачкар у мастера уходили годы, а иногда и десятилетия.
Хачкар — это, в общем случае, не могильная плита — это скорее икона. Хотя они вполне могут быть использованы и в качестве надгробий или памятников. К счастью искусство создания хачкаров сохранилось и современные мастера создают совершенно уникальные творения.
Монастырь Гехард находится прямо рядом с храмом Гарни. Их посещение часто совмещают. Конечно удобно, но если есть возможность не делайте так.
Воздействие Гарни (я о нем дальше напишу) на голову туриста убойное, он может выбить оттуда все что угодно. Гехард комплекс очень тонкий, по уровню воздействия сравнимый со старым черно-белым кино, но ведь если кино монохромное это не значит, что оно плохое. Просто к просмотру нужно подойти внимательно и не торопить впечатления.
Если не получается посмотреть отдельно, посмотрите Гехард первым, перекусите чем ни будь в деревне, дайте впечатлениям осесть, запейте стаканчиком вина и вперед в Гарни.
В Гарни как и в Ереване с датами строительства все понятно, строительство крепости и храма завершено на одиннадцатый год правления Трдата 1, т. е. 76 году н. э., о чем свидетельствует запись на греческом языке. Начали строительство крепости еще во втором веке до н. э., но за долго до этого здесь стояла другая крепость разрушенная предположительно в восьмом веке до н. э.
Если Гехарт спускается под землю, в темноту, то Гарни наоборот возносится вверх к свету. Храм языческий и посвящен Богу Солнца. Выбор места понятен. Храм стоит на краю пропасти, на треугольном мысу реки Азат и встречает рассвет. Для защиты потребовалась только одна крепостная стена. Со всех остальных сторон храм надежно защищен бездонной пропастью.
От разрушения храм спасло очень удачное расположение. В этом районе не жарко даже летом. Храм всегда продувается прохладным ветерком с высоких гор. При переходе к христианству языческие храмы были уничтожены, но храм Гарни был сохранен как светское здание, что типа беседки при летней резиденции царя.
Дальше можно долго рассказывать, как красив это храм. Зачем? Козе понятно, что очень красив. Давайте лучше расскажу то в чем немного разбираюсь, ну если не прямо по специальности, то так в силу жизненного опыта.
Здесь от начала до конца просматривается весь процесс строительства сооружения, с использованием циклопической кладки. При этом Гарни очень старое сооружение. Ну например, храм на полторы тысячи лет старше Мачу Пикчу, материал использованный для строительства тверже, качество обработки значительно выше. Для того чтобы показать точность обработки хрупкого и твердого базальта я засунул травинку в элемент орнамента.
Мастера были уверены в своей способности выполнить эту работу. Орнамент повторяющийся, любая ошибка не исправима. Подгонка камней естественно идеальна, в любом другом случае циклопическая кладка рассыпается. При строительстве храма использовать внешние замки на кладке было нельзя. Это нарушило бы рисунок кладки, поэтому замки типа мама-папа спрятаны внутрь соединений, а вот в крепостной стене, где эстетика не особо волновала, пожалуйста, те же элементы углового крепежа как у инков.
Почему и здесь и там выбрали базальт ведь эту сверхтвердую породу так трудно обрабатывать. Смотря как обрабатывать. Посмотрите на эти камни — это те же обломки базальта которые использовались при строительстве храма и крепости.
Заметили? У них есть структура. Это макрокристаллы. Каждый отдельный камень имеет ярко выраженный центр. Значит? Значит предварительную обработку можно проводить, сколом, а не истиранием. Доводить до идеала нужно не обломок произвольной формы, а полуфабрикат близкий по параметрам к строительному блоку. Где взять такие камни. Взгляните вокруг. Сейчас это называется Симфония из Камня, а раньше была просто каменоломня.
Базальты изливались на поверхность земли как массив, но в процессе остывания формировали макрокристаллы колоссального размера — столбы. Минимальное количество углов — четыре, максимальное двенадцать. Почему кристаллы бывают с разным количеством углов толком никто не знает. Базальтовые столбы, красивейшее явление природы, широко использованное древними для заготовки строительного материала.
Позже, когда люди изобретут сталь и научаться пилить мягкие минералы использование базальта для строительства станет редкостью, но на определенном этапе развития человечества, именно столбы поставляли основное сырье для возведения супер сооружений.
Может и здесь как в Ливане и Перу использовался труд «джинов» и они «летающей пилой» заготавливали блоки, а потом «устройствами напоминающими сверла дантистов» наносили на них орнамент? Может быть, но здесь была письменность, в описаниях ни одного «джина» не упомянуто. Люди есть, пшеница и вино, которые необходимы для их обеспечения есть, джинов нет.
Кроме храма в Гарни можно посмотреть остаток крепостной стены и бани. Исторически здесь же находился дворец и службы, но они к сожалению не сохранились. Раскопки на данный момент не ведутся. Когда в семидесятые годы прошлого века восстанавливали храм, территорию дворца умышленно не трогали. Боялись воровства. На не многочисленных случайных камнях остатки роскошных фресок.
Если спросить у туристов есть ли у Гарни крепостная стена, то большинство ответить что ее нет. Дело в том что через проломы в стене и ворота виден храм он на столько красив, что люди не могут отвлечься на обычную крепостную стену и просто ее не видят, не смотря на колоссальные размеры.
Реально стена очень мощная можно проследить остаток башен, которые по непонятной для меня причине размещены очень плотно. Кладка без раствора. Часть блоков по мнению исследователей использовались еще в старой крепости разрушенной в восьмом веке до н. э.
Рядом находятся бани. Пять помещений для различных типов последовательных омовений. Много очень милых элегантных инженерных решений. Например теплые полы.
В пространство между основным и ложным полом пропускали горячий пар. На части полов сохранилась мозаика из полудрагоценных камней. До нашей эры люди тоже любили комфорт и красоту.
Перечитал заметку и понял что запутался. Важно здесь не то как и кто обрабатывал камень и даже не то что додумались до теплых полов. Над колоссальной пропастью с отвесными базальтовыми стенами стоит Храм он приветствует восходящее Солнце. Он очень красив. Умники, вроде меня, нарисовали картинку, которая вроде как объясняет почему он очень красив.
Они не правильно догадались, просто строить надо так чтобы тот для кого ты это построил принял твой храм воспевающий его имя. Может Солнце потому и дарит нам тепло и свет так надежно и безукоризненно, что Мастер построил Храм, который ему понравился.
Ходит по свету легенда о том,
Что где-то средь горных высот,
Стоит, стоит прекраснейший дом,
У которого солнце встает.
И если бы я поверить не смог,
Прожил бы всю жизнь без хлопот,
Но я пошел искать этот дом,
У которого солнце встает.
Да, не юная Витни Хьюстон, с голосом каждый дурак умеет, а вы попробуйте на одной струне, как Паганини. Музыка легла отлично. Она было прямо отсюда — вот он, Дом Восходящего Солнца.
Присел на каменную лавочку, бережно завернул находку и положил в шкатулочку. Гарни и теперь у меня там лежит где-то между Деликатной Аркой из парка Арчес и водопадом на Верхней Ангаре.
Продолжение следует.