Еще только планируя с супругой поездку в Шарм-эль-Шейх, мы заранее решили съездить оттуда в двухдневную экскурсию в Израиль и Иорданию. Единственный вариант, который как казалось соответствовал всем нашим пожеланиям, это был автобусный двухдневный тур. Позже оказалось, что подобный вариант очень утомителен. Лучше бы мы разделили эту экскурсию на две, и вместо автобуса, полетели бы самолетом. Стоимость нашего варианта была 400 $ на человека, т. е. на двоих получилось 800 $. И еще некоторую сумму мы потратили в самой поездке на еду, питье и сувениры. Ехали мы от туристического оператора TEZ TOUR.
Основной переезд от Шарм-эль-Шейха до Иерусалима вместе с переходом границы занял примерно 10–11 часов. При этом нам по пути туда попался очень неудачный автобус, у которого не откидывались спинки кресел, в результате нам совсем не удалось поспать по дороге, а впереди нам предстоял целый день посещений достопримечательностей…
Отдельная история, это пересечение границы с Израилем. Многочисленные проверки и гигантские очереди очень утомляют. Под конец поездки, при 3-м пересечении границы между Иорданией и Израилем у меня еще зачем-то отобрали паспорт и стали его усердно на что-то проверять... Обсыпали на него какими-то порошками, просвечивали, задавали странные вопросы… Я уже стал беспокоиться, не уйдет ли наш туристический автобус не дождавшись окончания этого процесса. Но славу богу все обошлось и меня отпустили с миром :-)
Ну да ладно, возвращаюсь к самой экскурсии.
После въезда на территорию Израиля, за окном мы наблюдали вот такой пейзаж пустынный пейзаж:
Постепенно начала появляться растительность, пасущийся домашний скот, подул влажный ветер и появились первые людские поселения. Примерно через полчаса мы подъехали к Иерусалиму. Мы остановились на обзорной площадке, рядом с местным университетом и гид нам в течении 20 минут рассказывал историю этого священного для многих религий города.
1
1
Вид на храмовую гору:
1
Храмовая гора, или гора Мориа — это невысокий холм, находящийся в юго-восточной части Старого города. Как правило, название «Храмовая Гора» относится не ко всему холму, а к огороженной площади, размером ровно 144,000 квадратных метров, на которой находятся мечети, школы, мавзолеи и другие мусульманские здания религиозного назначения. Это самое святое место в мире для иудеев и третье по значению для мусульман. По-арабски Храмовая Гора называется «Эль-Харам эль-Кадси а-Шариф» что в переводе означает «святое место в Иерусалиме». На иврите она называется «Хар hа-Баит» — буквально — «Гора Храма». Храмовая Гора и владение ею являются одним из главных камней преткновения в арабо-израильском конфликте.
Остатки древнего захоронения, аналогичного пещере в котором похоронили Иисуса Христа:
Далее мы поехали на автобусе к Храмовой горе.
По дороге нам рассказывали о многочисленных достопримечательностях города:
Церковь Всех Наций:
1
Византийская церковь была возведена здесь во второй половине IV века. Она подверглась разрушению персами в 614 году, восстановлена крестоносцами, а после захвата Иерусалима Саллах ад-Дином в 1187 году, была вновь разрушена. В таком виде развалины простояли до конца XIX века, когда францисканцы, которые приобрели этот участок ещё в 1681 году, начали здесь археологические изыскания, проведенные с 1891 по 1901 г.г. Они подтвердили наличие на этом месте древних церковных строений. После начала подготовки к закладке фундамента новой церкви в 1919 г., стала ясна необходимость более тщательных археологических работ, результаты которых вынудили А.Барлуцци изменить первоначальный проект. Новый — был создан с учётом вскрывшегося плана ранней византийской церкви. Новая Базилика получила название Церкви Всех Наций, потому что в финансировании её строительства участвовали многие страны. Я перечислю в алфавитном порядке те государства, гербы которых расположены в куполах потолка: Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Канада, Мексика, США, Франция, Чили. Иногда Базилику называют ещё и Церковью Агонии или Страстей Господня, что, конечно же, ей более соответствует. Раскрытие именно этого состояния Спасителя — создание атмосферы Агонии, которую Иисус испытывал в Своих молитвах к Отцу.
Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (в правом верхнем углу фотографиии):
1
Идею соорудить храм в память о матери, императрице Марии Александровне, подсказал её сыновьям, Великим Князьям Сергею и Павлу Александровичам, архимандрит Антонин, во время их пребывания в Иерусалиме в мае 1881 года. Он показал им и возможный участок на склоне Елеонской горы. Закладка храма состоялась 21 января 1885 года. Сооружение храма не испытывало затруднений в средствах: император внёс 100 тыс. рублей, каждый из четырёх его братьев — по 15 тыс.; Великая Княгиня Мария Александровна и герцогиня Эдинбургская — по 5 тыс. рублей. 1 октября 1888 года, в присутствии Великого Князя Сергея Александровича с Елизаветой Фёдоровной и Великого Князя Павла Александровича, храм во имя Святой Марии Магдалины был торжественно освящён греческим Патриархом. Семиглавая, миниатюрная на фоне горы красавица-церковь, с характерными московскими маковками и кокошниками, вписалась в окружающий ландшафт настолько, что стала его естественной составной частью.
Масличная Гора или гора Елеона:
Масличная Гора почитается как святое место христианами, мусульманами и иудеями и с ней связаны многие традиции трёх мировых религий. Название, происходит от греческого слова Elaia, что означает «олива», дано в честь оливковых деревьев, испокон веку растущих на его склонах.
Древнее еврейское кладбище:
Одна из стен Храмовой горы:
Доехав на автобусе до Храмовой горы мы отправились дальше по экскурсионному маршруту пешком. Первой достопримечательностью по дороге были остатки двухтысячелетней мостовой:
Далее мы подошли к Мечети Эль-Акса:
1
Мечеть расположена в южной части Храмовой горы на горе Мория. Она построена в 709–715 годах н. э. еще до «Купола скалы» халифом Валидом, сыном Абд Эль Малика и стоит на подземном строении. Крыша мечети покоится на великолепно украшенных колоннах и арках, а пол покрыт бесцветными коврами. Во времена крестоносцев мечеть была местом пребывания рыцарей, охраняющих территорию храма. Эти рыцари стали известны под названием тамплиеров (храмовников). После разгрома крестоносцев Саладин восстановил здесь мечеть.
Наскальный Купол:
1
Купол над Скалой или Наскальный Купол — самое старое в мире здание, служащее религиозным нуждам ислама. Оно не является мечетью, потому что в нём не проводятся и никогда не проводились публичные моления. Внутри Купола над Скалой хранятся мусульманские реликвии, и находится третья по значению святыня ислама — Краеугольный камень. Купол над Скалой был построен в седьмом веке чтобы обозначить святое место и защитить Краеугольный камень от солнца и дождя. Купол над Скалой находится посреди площади Храмовой горы, на небольшом возвышении. С четырёх сторон здание окружено арками, построенными позднее. Эти арки в исламе символизируют весы, на которых в Судный День будут взвешены добрые и дурные поступки каждого человека.
Aish HaTorah - еврейская организация ортодоксального иудаизма и иешива в Иерусалиме:
Стена Плача или Западная Стена:
1
Это часть подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Стена была возведена царём Иродом (37–4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Стена плача является самым святым для евреев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены плача.
Далее мы отправились по улочкам старого города к Храму Гроба Господня. Вот несколько фотографий этого участка пути:
Лавки с религиозной атрибутикой:
1
Сам по себе, Старый город — это район площадью 0.9 км² в Иерусалиме. Вплоть до 1860 года представлял собой весь Иерусалим. В Старом городе располагаются ряд святых мест ключевой важности: Храмовая Гора и Стена Плача для иудеев, Храм Гроба Господня для христиан, Купол Скалы и мечеть Аль-Акса для мусульман. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала, текущие границы которых были определены только в 19 м веке: Мусульманский квартал, Христианский квартал, Еврейский квартал, Армянский квартал. Существующие сейчас крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 году османским султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стен составляет около 4.5 км, они имеют высоту от 5 до 15 метров, и толщину до 5 метров.
Вот пара фотографий этих стен:
1
По дороге нам встречались весьма интересные здания и сооружения:
1
Наконец мы подошли к главной цели нашей экскурсии храму Гроба Господня:
Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Испокон веков в храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.
Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. Величественный комплекс храма Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви в этот день отмечается праздник Обновления Храма.
Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хозроя, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616–626 годы). После захвата города халифом Омаром (637 год) патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, приказал сдать город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были. В 1009 году халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Омаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика.
Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020–37 годы).
Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима. Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов, для агитации в Европе к началу Крестовых походов.
В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой). Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианские паломничества к храму, а в XIII веке им некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.Построенный в 1130–47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные с смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор — это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафаликона), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересно решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход с своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н. Деамбулаторий) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистическеских приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики. Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160–80 гг.).
Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии. Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808–10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
В середине XX века планировалась существенная перестройка храма (архитектор Антонио Барлуцци), осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995–97 годах реставрационные работы коснулись и купола.
Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1109 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
1
Напротив южного внутреннего двора Храма гроба Господня расположена Мечеть Омара:
После Осады Иерусалима армией рашидов под командой Абу Убайда ибн аль-Джарра, Софроний Иерусалимский отказался сдаться всем кроме халифа Омара. Омар поехал в Иерусалим и принял сдачу. Он тогда посетил Храм гроба Господня, куда Софроний Иерусалимский пригласил его помолиться, но он мусульманин и не мог это сделать в христианском храме. Вместо этого он молился снаружи во внутреннем дворе. Мечеть Омара была построена в ее текущей форме Султаном Айюбидом султаном аль-Афдалом бин Саладином 1193. У мечети есть минарет 15 метров высотой, который был построен до 1465 и был отремонтирован султаном Абдул Хамидом II (1839–1860).
Далее, мы прошли внутрь Храма гроба Господня.
Сегодняшний Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений — храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Напротив входных дверей на мраморном полу лежит Камень Миропомазания, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали миррой и алоэ тело Иисуса.
Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора. За Камнем Миропомазания возвышается глухая стена главного храма Воскресенского собора. Эта стена представляет собой как бы второй, внутренний храм в Храме Гроба Господня.
Справа от Камня Миропомазания расположен вход на Голгофу, находящуюся под одной крышей с Храмом Гроба Господня. Слева располагается ротонда центрального здания храма, перекрытая голубым куполом.
В глазах верующих этот камень, обладает целебной силой, если к нему прикоснуться.
1
Голгофа, Православный престол: место Креста Господня. XII остановка Крестного (Скорбного) пути.
1
Мозаичное панно с изображением Снятия с Креста и Положения во Гроб. Находится на стене за камнем Помазания:
Один из куполов храма:
Ротонда Воскресения — Круглая колоннада, что окружает часовню с Гробом Господнем (Кувуклию):
Кувуклия — место трехдневного пребывания Тела Христа в Гробе от Страстной Пятницы до Воскресения (место нахождения Гроба Господня):
Иконы Греческого собора храма Воскресения:
В храме расположена каменная ваза в форме чаши, символизирующая центр христианского мира — «Пуп земли»:
Купол Кафоликона (Греческого соборного храма Воскресения):
После осмотра храма и посещения Кувуклии мы вышли из храма и отправились к нашему автобусу…
Остатки колоннады времен Крестоносцев:
Выйдя из старого города мы окунулись в современные кварталы Иерусалима:
1
Далее мы сели в автобус и направились в город Вифлеем в Палестине.
О Палестине и Вифлееме я расскажу во второй части моего рассказа…