Я уже намекал, что конкретно полезных отзывов про Филиппины мало. Картинок с красивыми видами не меряно, но фактов и наводок не сыскать днем с огнем. Поэтому на четко поставленные вопросы, типа:
— Как добраться с наименьшими потерями для кошельков и карманов?
— Сколько времени нужно прозапас, чтобы не бежать вослед уходящему поезду?
— На чем добраться по адресу, если ишаки бельгийские там по улицам не шныряют?
— Почем стоит местный фунт лиха?
Ответы пришлось искать самостоятельно. Часто методом тупой пробы.
— Эх, была, ни была! Русский авось бессмертен. И не из таких проделок выносило…
Ах, да. Совсем забыл сказать. На сайтах многих туроператоров светятся зловещие предупреждения.
— Вас в Маниле непременно обманут!
— По улицам не ходить. Обчистят.
— Таксисты филиппинские сволочи. Завезут и бросят!
— Без нас Вам никак!!! Что? Сколько просим за трансфер из аэропорта? Всего-то 50 долларов с носа. Как? Вас трое? Тогда 250. Почему так дорого? Так машину же нужно будет подать большую. Иначе не выгодно.
Нет уж, нет уж. Два сольдо плюс два сольдо будет пять сольдо. Это уже проходили. Страна Дураков исхожена взад и поперек. Мы и сами с усами, а обманут, значит так нам и надо.
5
Купить билет на сайте авиакомпании и добраться до филиппинской столицы сможет любой слегка уважающий себя турист. Поэтому эту часть путешествия мы успешно опускаем, дабы не перегружать читателей ненужными подробностями. Итак, капитан корабля сообщает:
— Наш полет успешно завершен, добро пожаловать в Манилу. Погода за бортом отличная, хватайте сумки и на выход.
Даже багаж получили. В том смысле, что не потеряли его на пересылках, что само по себе уже радует.
Наша дальнейшая цель, добраться до отеля. Отель на набережной, рядом с историческим центром города, на бульваре Roxas. Если глядеть по карте, которую предварительно скачал с интернета, расстояние где-то километров двенадцать. Причем почти все время по прямой. Джипни отмел сразу. Во-первых, с чемоданами не залезть, а во-вторых, маршрутка, она и есть маршрутка. Попробуй, догадайся, куда она тебя завезет? Поэтому только такси. По предварительной прикидке и вопросам к бывалым выяснил картину:
— Стоишь в очереди и договариваешься на десять долларов.
Выползаем на перрон. Очереди никакой нет.
— Вам куда?
Протягиваем ваучер. Произношение хромает, а уж читать-то по-своему аборигены завсегда сумеют. Симпатичная девчонка за стойкой выписывает водителю путевой лист, подхватывают наши чемоданы и грузят в машину. На мой вопрос:
— Хау, хау? Тен долларз окей? — мне тычут в бумажку и говорят:
— Оплата по счетчику.
По счетчику, так по счетчику. Поехали.
4
Дороги минут двадцать. Никто нас, вопреки сложившимся стереотипам, по городу кругами не катал, и прибор показал 198 песо. Пять долларов с походом. На въезде в отель стоит усиленная охрана. Целая кодла с пушками, миноискателями и собакой нехилых размеров. Водителя заставили выйти из-за баранки:
— Откройте багажник.
Открыл. Затем засунули свой нос в салон авто. Поочередно, вначале полицейский, потом, собственно, собака. Чихнула. Сказала грозно:
— Хам! — что должно означать, наверное, — Чисто, мин нет.
— Интересно, что они ищут? Взрывчатку или наркоту? — подумал я, но вслух версию озвучивать не стал. От греха подальше. К тому же мы спешили на заселение. Отдых начался…
Не буду описывать наше шараханье по улицам Манилы, это тема для отдельного рассказа. Только утром потягиваюсь спросони, подхожу к окну навстречу солнцу и что же я вижу? А наблюдаю я с высоты двадцатого этажа огромную пробку, растянувшуюся по всему Roxas бульвару. Вся набережная стоит, как Волгоградка перед Новым годом. Времени на часах только половина седьмого утра.
— Однако!
Поэтому первый вопрос, который я задал окопавшимся на филиппинской земле аборигенам, был таков:
— А сколько нужно времени, чтобы по чесноку добраться до аэропорта?
2
Тут еще хотелось бы сделать небольшую сноску. Уже который год подряд, по всем рейтингам и опросам аэропорт Манилы занимает почетную низшую строчку и звание самой гадкой воздушной гавани мира. Причем во многом благодаря абсолютно глупому расположению терминалов. Их там целых четыре. И расположены они вокруг взлетной полосы таким образом, что попасть из одного в другой, минуя летное поле, целая проблема. Придется крутиться по городу и пробкам порой около часа. Помните Шереметьево старой поры, пока не построили новый терминал D? Когда для того, чтобы добраться из двушки в еденичку, нужно было нанимать такси за 700 рублей и минут сорок стоять в пробке? Хотя, казалось бы, только поле пересечь… Вот здесь примерно такая же картина.
Для справки приведу данные, какая компания и какие самолеты из какого терминала вылетают. С этим все строго.
Терминал 1. Международный. Принимает все иностранные авиакомпании.
Терминал 2. Обслуживается только национальная компания Philippines Airlines.
Терминал 3. Базируются Cebu Pacific и PALexpress
Терминал 4. Исключительно местные перелеты для мелких авиакомпаний.
Возвращаемся на землю. Итак:
— А сколько нужно времени, чтобы по чесноку добраться до аэропорта?
— Это когда как. Но в среднем, клади час.
Рассуждаем дальше. Следите, дорогие читатели, за точным временем, потому что при дальнейшем повествовании оно пригодится.
— Вылет в 11–20. За два часа традиционно нужно быть в аэропорту. Значит, из отеля нужно выметаться где-то в 8–00.
1
Сказано, сделано. Утречком следующего дня, ровнехонько в 7–45 мы на check out.
— Мини бар не трогали, и вызовите нам такси, пожалуйста.
Машину с шашечками охрана подогнала в пять секунд. А дальше следует процедура, которая довольно редка в моей практике путешественника. Водитель после тщательного шмона, как перед вылетом, скажем, в Израиль, подходит к администратору. Со всеми документами. Там выписывают две квитанции с номером машины, названием перевозчика и конечным маршрутом. Одну отдают нам, пассажирам, вторую оставляют в отеле. Типа безопасность. Если пассажир не доедет до конечной точки, всегда можно будет знать, где его искать. Там же, на квитанции написана стоимость поездки. Посадка и первые 500 метров стоит 70 песо. Дальше прибавляем по 4 песо за каждые 300 метров. Стоит ли говорить, что водитель счетчик и не думал включать? Итак ясно, он же белых лохов везет!
Доехали до аэропорта достаточно быстро. Дорога загружена, но таки двигается, а не стоит. Дольше петляли между терминалами уже при непосредственной близости к воздушным воротам страны. Выгрузили из багажника чемоданы.
— Ну, — думаю, — не буду мелочиться. — И протягиваю водиле 10 долларов.
По морде видно, что доволен. Не ожидал, что столько дадут. Вернее надеялся, но сомневался. Выждал секунд несколько и лопочет:
— Тут это… Того… Добавить бы надо!
Блин, до чего же все таксисты во всем мире одинаковые. Теперь уже меня пробило:
— Добавки хочешь? Иди и накуй…
— Ну, ладно. Нет, так нет. — Ответил, развернулся и уехал.
7
Времени на часах 8–20. Глядим на информацию. Табло маленькое, умещаются только ближайшие рейсы. Наш еще не нарисован. Зато объявлен рейс нашей же компании до нужного нам Катиклана на 9–00. Рассуждаем логично:
— Если все рейсы PALexpress регистрируются на одних и тех же стойках с буковкой «F», то нужно двигать свои кости в правильном направлении.
Подгребаем. Очереди нет. Протягиваем билеты и паспорта. Миловидная девчушка смотрит на документы, лопочет что-то по-своему, и потом обращается к нам:
-А раньше улететь хотите? Сейчас будет рейс на 9–00. Могу на него пересадить.
Переглянулись. И одновременно:
— Хотим! — Кто же откажется себе время на пляже продлить, пусть и на два с половиной часа.
Подруга застучала по компьютеру. Дело пошло. Ждем, а глаза упираются в конкретное объявление на стойке:
— Гейт закрывается за 15 минут до вылета.
Смотрю на часы. Времени без двадцати. Двадцать минут на все провсе, а у нас еще багаж не сдан и досмотр проходить. И сколько бежать до выхода в самолет, одному богу известно. Начинаем слегка волноваться:
— Слышь, подруга! А ничего, что мы слегка не успеваем?
— Все Ок! — и дальше стучит по клаве.
Взвешиваем багаж. Бесплатно можно с собой везти только ручную кладь весом в семь килограмм. За остальное нужно платить. 100 песо за каждый килограмм.
В качестве полезного отступления скажу, что десять килограммов багажа на нос можно заранее проплатить на сайте авиакомпании при покупке билета. И стоить это будет 500 песо. То есть ровно в два раза дешевле. Я бы так и сделал, даже очень хотел это сделать, только родной Сбербанк, почему-то, раз за разом отказывал мне в покупке билета на сайте Philippines Airlines. В результате я плюнул на бесплодные попытки и решил, что пусть будет все так, как будет.
Сумки сданы, посадочные на руках. Время ровно 8–45. Если следовать радикальной немецкой пунктуальности, к которой нас приучил не менее родной Аэрофлот, то считай, мы уже опоздали. Гейт закрыт, клиент уезжает, гипс снимают.
Бежим на досмотр в ускоренном порядке. То есть галопом, переходящим в аллюр с воплями:
— Икскьюзми, мем! Сорри, сорри! — не забывая при этом правильно эти англицкие выражения употреблять. Первое, когда только хочешь наступить кому-нибудь на ногу, второе, когда уже конкретно нагадил в рояль.
Посадка началась только минут через десять… Отдышались уже на борту, после фразы сына:
— Ну, Вы даете, дорогие родители! С Вами даже самолеты на два с половиной часа раньше времени улетают!
1
Трансфер Аэропорт Каиклан — отель не заказывал заранее принципиально. Полагаясь на свой опыт и знание общечеловеческих ценностей.
— Наверняка найдутся люди, готовые за определенную плату доставить нас к месту назначения в лучшем виде.
Так оно и вышло. Пока ждали разгрузку самолета, нас уже прибрали к рукам за 500 песо. В комплект входит: доставка тела и багажа на мотоцикле с люлькой до лодочного причала, билет на лодку 50 песо, непонятный еще билет в 100 песо (скорее всего пошлина за пользование переправой), и доставка на открытом грузовичке до порога отеля. Плюс, собственно, услуги гида, выражающиеся в том, что Вас, как дитятко малое за ручку подводят и сажают по всем этим видам транспорта. Зато быстро и без проволочек.
Нас трое, плюс чемоданы, плюс провожатый. И еще девчонка полячка, спешащая к своему бойфренду, окопавшемуся на подветренном Балабоге. Загрузились на два мотоцикла. Ярко желтое допотопное транспортное средство. Ревут моторы, ветер в лицо. Сын орет:
— Папа, сфоткай меня! — Еще бы, такая экзотика.
У жены свое мнение:
— Держитесь крепче, уроды! А то сейчас свалитесь на дороге, нафиг. Что я потом с вами делать буду?
4
Два мгновения, и мы на пристани. Еще один чих, и на пароме. Ха! Паром!!! Длинная узкая лодка с бамбуковыми крыльями по бортам для опоры на волну. Пассажиров внутрь, багаж на крышу. Пролив пересекаем быстро. Даже восторгами поделиться не успели, и сделать пару снимков на айфон. Выгружаемся по узенькой досточке. Никакой тебе техники безопасности. Это Азия, чего Вы еще хотели.
Пересаживаемся в открытый грузовичок. Хорошо, хоть сиденья есть, и на том спасибо. Наш провожатый хочет деньги и прощается с нами:
— До отеля Вас довезут в лучшем виде!
И протягивает визитку:
— Нужен буду на обратный путь, звони.
Еще пятнадцать минут восторгов, и мы в отеле. Приехали. Здравствуй, Боракай!!!
1
1
Теперь, под занавес собрания, хочется отметить пару, тройку моментов, на которые тоже стоило бы обратить внимание самостоятельному путешественнику. Потому что за любой косяк Вам придется отвечать самим. Точнее расплачиваться своими деньгами.
Первый, и очень важный момент. Это выбор аэропорта прибытия на Боракай и, естественно, отбытия. Я руководствовался простейшей формулой:
— Катиклан ближе.
Логика в этом есть. Но вот уже находясь на острове и беседуя с местными прожженными завсегдатаями, выясняю такую картину:
— Да, Катиклан ближе. Но взлетка там короткая, и аэронавигации никакой. Поэтому если садится туман или начинается дождь, самолеты просто не прилетают или разворачиваются на Калибо. Или задерживаются на неопределенное время. Кстати, у тебя какой зазор на пересадку в Маниле?
— Пять часов.
— Рискуешь, ты, братец! — и пошел дальше, оставив меня в сомненьях.
Или вот, еще одна выдержка из разговора на пляже:
— Ой, а мы прилетели через турагенство. Но нам сразу сказали, что лететь нужно через Калибо. Хоть и два часа до острова добираться, зато надежнее!
Нет, я конечно скептик, и понимаю, что перелет от Манилы до Калибо стоит дешевле, чем до Катиклана. Хотя бы потому, что можно борт большей вместимости загнать. Работникам турбизнеса выгоднее купить более дешевый билет и содрать маржу побольше. Но зерно сомнения в мою голову посеяли серьезно. Поэтому все оставшееся время пребывания на острове я с тревогой и надеждой каждое утро смотрел на небо. С мыслью:
— Не дай бог нелетная погода!
И подключившись к интернету, первым делом смотрел прогноз погоды:
— Авось пронесет!
Нам повезло…
Замечание второе. Не бойтесь выбирать дальний аэропорт. Билет туда реально стоит дешевле, а трансфер хоть и занимает два часа, но не намного дороже. Цены на доставку человека в аэропорт в отеле Boracay Regency выглядели так: до Катиклана 650 песо, до Калибо 850 песо. Согласитесь, разница в 300 рублей не сильно существенна, если разница в билете составляет почти 2500.
P. S. В обратный путь мы тоже улетели на самолете более раннего рейса, чем в купленном билете. Мы не спешили. Просто так получилось. И багаж сдали хоть с небольшой, но экономией.
Регистрируемся. Ставим багаж. Подбегает представитель. Непонятно чего, то ли авиакомпании, то ли аэропортовских служб. Как всегда предложение:
— Раньше полетите?
— Конечно.
— Багаж 30 килограмм. Ок?
— Ок!
Через пару минут снимает с ленты одно место. Весы показывают 17 кило. Шепчет мне на ухо:
— Заплатите в кассу 1400, как за четырнадцать килограмм. Ок?
— Ок! — Я понятливый. И вижу за стойкой из-под полы протянутую руку. С шевелящимися пальчиками. Вложил в нее пятисотенную. Все довольны…
Нет, случись чего, я бы на Филиппинах определенно бы прижился.