Исходя из этого постулата, мне хотелось исследовать все его закутки и увидеть все его достопримечательности, чтобы червь упущенной достопримечательности не точил мое сердце и больше никогда и ничто не могло заставить меня даже допустить мысль о повторной поездке в Ришикеш.
Для реализации этой, как потом оказалось непростой цели, я заручилась поддержкой своего хорошего друга по Наггару, с которым познакомилась по весне того же 2013 года — продвинутого духовного практика индуизма Бабаджи.
Однажды позвонив Бабаджи по мобильному, согласовали кучу мероприятий на этот день и договорились, что сразу же после утренней панчкармы, нигде не задерживаясь, захожу за ним. А уж он дальше полностью организовывает мой остаток дня!
Решено — сделано. После всех процедур я заскочила в себе в гостиницу, чтобы быстренько переодеться, взять свой фотоаппарат и бегом направилась через мост в другой район Лакшман Джула, где недалеко от меня жил Бабаджи.
Чтобы проще было сориентироваться, то мой отель Kunwar Residency и Ганеша-гестхауз, где уже много лет проживает Бабаджи, находятся по обеим сторонам реки Ганги, почти напротив друг друга лишь несколько наискосок!
7
Для того, чтобы зайти за Бабаджи мне требовалось перейти Лакшман джула (мост Лакшмана), миновать самостийный рыночек со всякой туристической белебердой и единственный в Ришикеше Шива-фонтан. После него свернуть направо и пройти пару сотен метров по единственной дороге вдоль Ганга-ривэ в обратную сторону от знаменитого места поломничества индусов 14 этажного Трямбакешвар храма.
Поэтому дорога к Бабаджи у меня заняла всего несколько минут, но на дверях его номера висел замок. Зная эту индусскую необязательность и особенно относительно договоренностей, я не долго думая, позвонила ему на мобильный.
Бабаджи, попросил его подождать, что мол, он скоро будет. Я, естественно, уточнила, скоро — это по индусским меркам?! Он рассмеялся и пообещал поторопиться!
Обещанного 3 года ждут, но в моем случае, оно реально по индусским понятиям поторопилось. И где-то чуть более чем через час Бабаджи проявился пред мои ясны очи. Это слишком долго для такого небольшого района, как Лакшман Джула, который за это время вместе с соседним в 2-х километрах Рам Джула можно обойти по кругу, используя оба висячих моста через реку Гангу.
Но что делать?! Я примерно ждала и ухохатывалась про себя, что зря так спешила, что вполне могла бы не спеша поесть и ещё сделать кучу дел по пути!
Делать нечего: ждать, так ждать: тупо села на ступеньки и растеклась под припекающими лучами южного солнца. За индийской улицей невероятно интересно наблюдать.
1 из 6
3
Когда Бабаджи появился, мое лицо выражало неподдельную радость. Как ни в чем не бывало, и естественно, не извинившись за опоздание и нарушение договоренностей (это не принято даже у таких духовно продвинутых индусов, как Бабаджи), он потащил меня к Ганге.
Во избежание повтора подобного недоразумения, я не собиралась оставить этот момент неосвященным, учитывая, что собиралась с Бабаджи ещё немало интересно попутешествовать в окрестностях Ришикеша. Для этого остановила его прыть на ходу, аккурат, посреди улицы, настойчиво и резко потянув его за рукав.
Бабаджи, конечно, остановился, но это не значит, что он услышал мою фразу про будущие наши встречи в соответствии со временем и договоренностями. У индусов есть такая особенность в упор не слышать и не видеть то, что им не надо.
Я очередной раз посмеялась над своей наивностью и вприпрыжку поскакала за Бабаджи. На берегу Ганги, где он медитативно расположился на теплом песочке в позе лотоса так, словно в ней и родился, я сделала свой повторный заезд на тему пунктуальности и так же вхолостую.
6
Наконец, бросив эту дурную затею, умостилась рядом с Бабаджи. Времени до вечера было ещё более, чем предостаточно и сидеть на солнцепеке в самый разгар дня совсем не входило в мои планы.
Я робко спросила, у погрузившегося в себя Бабаджи, про некую медитативную пещеру, которая, якобы, тут недалеко. Он так же прытко вскочил на свои длиннющие ноги и сказал, что если у меня хватит сил, то прямо сейчас и сходим к ней.
Зная индусскую особенность в расхождении с нами европейцами восприятия расстояния, так же как и времени, я уже была не уверена, что у меня может хватить сил.
8
Мы направились на выход из города по восточному берегу Ганги. Еле поспевая за Бабаджи — один его шаг приравнивался к моим 3–4, запыхавшись, я всю дорогу без устали спрашивала одно и тоже, проявляя чудеса изобретательности, чтобы по-разному сформулировать один и тот же вопрос: а мы точно успеем к вечерней молитве???
Представляю, как по-идиотски я выглядела в глазах Бабабджи, но мне было важнее попасть на коллективную молитву, чем бродить по нежилым окрестностям Ришикеша.
Минут через 30–40 умеренного для Бабаджи хода (а для меня, по сути, спортивной ходьбы по переменке с бегом трусцой) Бабджи неожиданно сказал, что мы пришли! Я ему не поверила, держа в фокусе своего внимания наши неимоверные расхождения в восприятии расстояния и времени.
Но он уверенно и без тропы полез в густые кусты и пропал где-то там за ними и внизу, так как здесь был резкий склон к Ганга ривер.
Откуда-то издалека его голос, позвал следовать за ним. Я на свой страх и риск, не ведя дороги, ломанулась в дебри джунглей! Да и смотреть под ноги было крайне бесполезно — кругом сплошная листва и лианы. Таки-то я и свалилась прямо под ноги Бабаджи, катясь по спуску к Ганге.
Дорогу мне преградил, во-первых, Бабаджи, а, во вторых, огромный валун, который и оказался той самой пещерой Пандитов!
Когда мы с Бабаджи случились у Панда гуфи, то ни внутри, ни вокруг не было ни души и это создавало определённый настрой, позволяя погрузиться в тишину и покой намоленного пространства.
Что за дивное место оказалась эта Панда-гуфи! Не путать с пещерой для панд — китайских белых эндемиков-мишек в черных очках.
4
Панда гуфи означает пещера пандитов! То есть, место, где не просто медитирует всякий мимо ходящий, а люди, достигшие определенного знания в индуизме — пандиты!
Я рассматривала это странное явление, слушая воспоминания Бабаджи, как он здесь свое время проводил практики медитации и самосозерцания! Мне было очень интересно узнавать подробнее о его духовном пути и техниках.
То, что в Ришикеше называют Панда гуфи, производит очень странное впечатление своим природно рукотворным симбиозом. Это, по сути, 3-х этажное сооружение, состоящее из типичной индийской постройки на верху огромного валуна, одна сторона которого обтесана в виде прямого угла и собственно природной пещеры внутри того же валуна, пористую породу которого Ганга-ривэ в приступах половодья размывала десятилетиями, а то и много по более.
Хотя у меня есть все основания подозревать, что пустота внутри валуна образовалась не только благодаря трудяжке Ганге, но и стараниям людей, что помогли ей ускорить процесс образования пещеры.
Кстати, под валуном обнаружились две небольших природных щели -лаза в виде дуг и с одной стороны, опять же, потрудились люди-человеки, приспособив ещё и это самое нижнее отверстие-пещеру под помещение для практик.
К верхней — полностью рукотворной келье с пристроены по-индийски крутые ступеньки и как водится, без перил.
Вдруг Бабаджи прервал нить своего повествования и неожиданно предложил мне подлезть под валун в нижний лаз и помедитировать там под его сводом.
Лаз оказался настолько маленьким и низким, что мне потребовалось лечь на живот и по-пластунски протискиваться под камень. Внутри пещера оказались довольно просторной по ширине — практически под основанием всего валуна, но по высоте еле позволяла выпрямить спину не более чем в позе лотоса.
1
Как только я закончила свою возню под валуном и устроилась по удобнее, то с первыми вдохами на меня нахлынуло необыкновенно глубокое состояние вселенского умиротворения и покоя… и я растворилась…
Сколько длилось это единение со средой сказать не могу, видимо, очень и очень намоленное пространство. Но мнгу сказать, что это пребывание под валуном оставило во мне невероятно глубокий след, в разы посильнее и круче, чем от посещения многих храмов и даже монастырей как в Европе, так и на Родине.
Когда я выбралась из-под камня, Бабаджи сидел в созерцании Ганга-ривэ. Он был счастлив видеть мое умиротворение. Уходить не хотелось и двигаться тоже. Я присела рядом с Бабаджи и, словно, впервые увидела всю эту завораживающую красоту мироздания.
7
Так мы еще немного посидели на берегу Ганги, наслаждаясь неспешным течением ее чистых вод.
Обратно на дорогу мы уже вышли по хорошо протоптанной тропинке, до которой мы совсем немного не дошли по пути сюда.
4
Покидая Панда гуфи со слезами на глазах от распирающего чувства безмерной благодаоности этому удивительному и с виду такому неказистому месту, которое мне так просто и ясно показало прописную истину: не внешний вид — величина или красота и убранство соборов, ни количество приходящих в них, а энергия — чистота и высота помыслов молящихся — способствуют силе воздействия и глубине молитвы.