Как я уже рассказывала в предыдущем рассказе, к поездке я готовилась очень тщательно. Глядя на огромный список интересных мне достопримечательностей, я четко осознала, что для знакомства с Римом мне жизненно необходим проводник.
Мне очень повезло, у нас, на туристере, я познакомилась с чудесным гидом Надеждой, которая провела чудесную обзорную экскурсию и помогла сориентироваться в Вечном городе. Готовя программу, мы с Надеждой договорились осмотреть внешнюю сторону Колизея вместе с ней, а с его внутреннюю часть изучить самостоятельно.
Наша экскурсия была назначена на 10 утра. Встав рано утром, мы решили до встречи с Надеждой заглянуть в парк Colle Oppio, расположенный на Эсквилинском холме в трех шагах от нашего отеля. Этот парк примечателен тем, что в нем находится знаменитый Золотой дом Нерона (Domus Aurea).
Утро было пасмурным, серые тучи угрожали пролиться дождем. Надо сказать, что дождь начался вместе с экскурсией, но в момент, когда мы отправились на Эсквилинский холм, его еще не было.
2
1
Скажу честно, парк совершенно не оправдал мои ожидания. Я никак не думала, что он окажется в таком запустении.
От некогда грандиозного дворца и парка остались только жалкие руины
1
Думаю, что заброшенность парка связана с событиями 2010 года, когда после долгих лет реставрации произошло серьезное обрушение, похоронившее затраченные силы и средства. Как позже нам рассказала Надежда, программа восстановления Золотого дома Нерона приостановлена. Правительство не имеет средств на проведение крупномасштабных работ. Вся надежда на инвесторов-меценатов, готовых вложить свои средства в восстановительные работы. Но такие люди пока не нашлись.
Единственное из-за чего стоит зайти в парк — это возможность посмотреть на Колизей с холма.
2
Познакомившись с Colle Oppio, мы вернулись в отель, дождались Надежду и вместе с ней отправились знакомиться с Римом. Проходя по улице Лабикана (Via Labicana) гид обратила наше внимание на древнюю школу гладиаторов (Ludus Magnus), находящуюся метрах в 100 от Колизея. В древние времена эта школа была соединена с Колизеем подземным переходом, по которому гладиаторы попадали в подземелье амфитеатра, а из него на арену.
1
В Людус Магнус гладиаторы жили и обучались боевым искусствам и здесь их навещали римские матроны. Удивительно, что в глазах римского общества любовная связь римской аристократки с гладиатором не считалась прелюбодеянием. Римлянки совершенно спокойно могли заявлять мужьям, что отправляются провести время в Людус Магнус, практически как мы сегодня сообщаем своим мужчинам о походе в кафе или театр.
Римское общество воспринимало гладиаторов так же, как мы сегодня воспринимаем поп-звезд. Молодые патриции восхищались их силой и мужеством и старались им подражать. Несмотря на все это гладиаторы стояли довольно низко на социальной лестнице. Бытует мнение, что гладиаторами становились физически сильные рабы. Однако это не совсем так. Среди гладиаторов были свободные люди, которых привлекала слава и возможность заработать хорошие деньги.
От Людус Магнус мы идем к стенам Колизея, чтобы послушать его историю.
1
Колизей, точнее амфитеатр Флавиев, начали строить при императоре Веспасиане — основателе династии Флавиев. Но увидеть свой заказ воплощенным император не успел, строительство Колизея завершилось при его сыне Тите.
Примечательно, что раньше на месте этого грандиозного амфитеатра было большое рукотворное озеро, являвшееся украшением парка Золотого дома Нерона. Вода в озеро поступала по каналу из подземной реки. Услышать и даже увидеть которую можно спустившись в подземелье базилики Сан Клименте.
1
При строительстве амфитеатра канал был сохранен. По нему поступала вода на арену Колизея для инсценировок морских баталий (навмахий).
Амфитеатр Флавиев был очень популярным местом. Входы в Колизей были организованы таким образом, что 50-ти тысячная публика могла заполнить его трибуны за 15 минут, а покинуть здание всего за 5-ть.
2
Династия Флавиев правила в Риме меньше 27 лет (с 69 по 96 гг.). Вероятно сначала, при упоминании амфитеатра звучало colosseus Amphitheatrum Flavium, т. е. громадный амфитеатр Флавиев, а после исчезновения династии Флавиев, осталось только colosseus — Колизей.
С приходом христианства был введен запрет на гладиаторские бои. С этого времени на арене Колизея проводилась только травля диких зверей. Но в середине 6-го века прекратили проводить и эти представления. Колизей опустел и начал разрушаться
Сильнейшее землетрясение 1349 года внесло свою лепту в его разрушение. Его начали воспринимать как огромный склад стройматериалов. Несколько веков каменные блоки Колизея вывозили и использовали для строительства других зданий.
То, что мы видим сегодня всего лишь 1/3 древнего сооружения. Но даже эта малость была бы нам не доступна, не будь на то воли папы Бенедикта XIV, который объявил, что Колизей является святым местом, т. к. на его арене были замучены и убиты тысячи первых христиан. Папы, пришедшие на смену Бенедикту, продолжали охранять Колизей, предав ему статус святыни.
Обсудив роль личности в истории, мы закончили внешний осмотр Колизея и готовы были идти дальше, как вдруг услышали звуки музыки и ритмичный бой барабанов.
Рим сделал нам подарок! Мы стали свидетелями парада танцевальных коллективов. Часть нашего пути сопровождался музыкой и танцами.
2
2
Несмотря на моросящий дождь, молодые люди дарили праздник жителям и гостям Рима! Это было очень красочное зрелище!
3
2
2
Как я уже говорила, знакомиться с внутренней частью Колизея мы должны были самостоятельно. Поэтому на следующий день спозаранку мы первым делом побежали за билетами. Около Колизея уже стояла очередь, но по информации от Надежды мы знали, что это не единственные кассы и мы отправились в сторону Палатинского холма, где практически без очереди взяли билеты. День был солнечный.
Стоит отметить, что билет в Колизей действует два дня и распространяется на Палатинский холм, Римские форумы и собственно Колизей. Стоимость точно не помню, что-то порядка 10- 15 евро…
В день покупки билетов мы в Колизей попасть не успели, т. к. наметили обширную программу, которую планировали завершить Колизеем. Хорошо, что наши билеты действовали два дня, т. к. в этот день в Колизей мы попасть не успели. Пришлось отложить знакомство с трибунами и ареной амфитеатра на следующий день. На следующий день
По какому-то странному стечению обстоятельств все наши прицельные встречи с Колизеем приходились на дождливые дни.
Нам повезло, т. к. имея на руках билеты, мы могли не стоять в длинной очереди.
Поэтому пройдя мимо несчастных людей мокнущих под дождем, мы вошли в здание древнего амфитеатра.
Сознаюсь честно, знакомиться с трибунами и ареной Колизея в дождливый день было очень не комфортно. Но выбора у нас не было.
Несмотря на промозглую погоду, мы осмотрели весь внутренний периметр здания.
2
1
Единственно, от чего мы отказались, был поход в подземелья. По словам Надежды, без гида здесь делать было нечего.
В подземелье можно увидеть остатки помещений, в которых содержались дикие животные и остатки древних подъемных механизмов — лифтов, при помощи которых гладиаторы попадали на арену Колизея. На все это мы посмотрели только сверху.
1
Но даже взгляда сверху хватило, чтобы понять, что Колизей для своих современников был грандиозным архитектурным сооружением, оборудованным по последнему слову техники.
2
1
Как гласит история, в Колизее ежедневно проводилось по три представления.
Утром проводилась травля животных. В дневное время совершались казни, как правило, с элементами спектакля на тему какого-либо известного мифа. А в конце дня происходило самое интересное — бои гладиаторов.
С позиции сегодняшнего дня сложно понять особенности отношения древних римлян к гладиаторам и оценить их положение в обществе. С одной стороны гладиаторы были бесправными людьми, давшими клятву не отступать перед лицом смерти, а с другой стороны они были героями, достойными подражания.
Мы стояли на трибунах, некогда заполненных людьми.
На самых почетных местах, около арены, восседали императоры и весталки.
1
Весталки, играли довольно серьезную роль в римском обществе. К примеру, если преступника вели на казнь, и по дороге процессия встречала весталку то, осужденного отпускали с миром…
Колизей был очень демократичным местом. На представления допускались все кроме могильщиков, актеров и бывших гладиаторов.
1
Арена Колизея представляла собой деревянный помост, под которым располагалось то самое подземелье, в которое мы не пошли.
1
Находясь внутри Колизея, можно представить насколько масштабными были представления. Я смотрела на арену древнего амфитеатра и думала, насколько восприятие жизни и смерти у древних римлян отличалось от нашего сегодняшнего взгляда на эти вещи.
Не перестаю удивляться нравам древних римлянам, которые смерть превращали в яркий спектакль…