Во многих отзывах об отдыхе в Тайланде я читал о том, что туристов встречают цветами или прямо в аэропорту, что было бы крайне неудобно из-за необходимости нести свои чемоданы и сумки. Или в отеле. Нам с женой повезло, т. к. не пришлось тащить сумки на 4-й этаж отеля вместе с букетом/венком из цветов.
Зато и отель, и курортный Карон Бич, в котором мы отдыхали, были буквально «заставлены», если так можно выразиться про живые растения, тропическими цветами различной окраски и формы. И первая моя экскурсия в нашей самостоятельной поездке на отдых была посвящена не только храмовому комплексу Большой Будда, но и последующему посещению Ботанического сада Пхукета.
Эту экскурсию я изначально не планировал при подготовке к первой поездке в Тайланд. Но так случилось, что в один из первых дней отдыха я столкнулся в отеле нос к носу с девушкой, отличавшейся не только формой туроператора Пегас, но и привычной моему глазу «славянской» красотой.
Второе обстоятельство просто привлекло моё внимание нормального мужчины, а первое мгновенно материализовалось в желание попытать профессионала. Алла, так звали эту длинноволосую красавицу, порылась в компе, и сказала, что может предложить полудневную поездку на экскурсию к Большому Будде и в ботанический сад Пхукета. На следующий день мы решили все организационные вопросы. Оказалось, что стоимость экскурсии от Пегаса, такая же, какую называли таксисты около отеля, за простую поездку к Будде.
В минивэне собралась чисто русскоговорящая компания. Несколько дам из дальневосточного региона выделялись особой разговорчивостью. И на протяжении всей экскурсии активно эксплуатировали знания нашего гида — скромной китаянки из Киргизии по имени Айнур. Я тоже изредка приставал к ней с вопросами. Например, что это за группы молодых и не очень, людей, упорно пешком карабкающихся по довольно крутому серпантину из Пхукета к вершине холма.
На холме высотой больше 400 метров располагался храмовый комплекс Большого Будды.
Будда виден отовсюду
Большой Будда виден из разных точек острова Пхукет.
Голова Большого Будды с Ката Бич
Вид на Большого Будду из нашего отеля
Ответ был прост и незатейлив — по какому-то поверию, я не вникал в детали, человек, преодолевший трёхчасовой подъём, получает некоторые преференции в условно говоря, стремлении к состоянию нирваны, в котором пребывает Будда.
Вход/въезд в храмовый комплекс не запомнился мне каким-то «пропускным пунктом» с обязательным «обилечиванием». Сразу после выхода к комплексу храма Большого Будды я пытаюсь найти точку фотосъёмки. И понимаю, что полностью фигуру высотой в 29 метров удастся увидеть лишь издалека.
Взгляд свысока на недостроенный комплекс
Но это мне удаётся только через несколько дней из порта в Пхукете.
А первое, что нам сообщила Айнур — храмовый комплекс ещё не достроен. Он строится на добровольные пожертвования, и мы сможем внести свою посильную лепту, когда войдём в сам храм-музей. И тут же демонстрирует своё искусство в извлечении звука необычайной глубины из ритуального гонга.
Священный гонг
Достигнуть появления звука лёгким поглаживанием ладонями поверхности гонга, возможно только при «чистоте души» или что-то вроде этого. Так с не проницаемым по-восточному лицом нам говорит Айнур. Наши три «красотки» состязаются в демонстрации пресловутой чистоты души, но…безрезультатно. Отпуская друг другу замечания по этому поводу «на грани фола», они уступают место остальным желающим.
Я внимательно наблюдаю за их действиями и повтором «на бис» Айнур. Пытаюсь обнаружить внешние признаки «физики процесса», точнее механики движения миниатюрных ладошек китаянки. Но всё так же искусно, как манипуляции умелого фокусника. Поэтому свою неудачу в попытке извлечь звук воспринимаю философски в соответствии с известной истиной. «Сколько за опыт ни заплати — не переплатишь».
Тешу себя мыслью, что проявлю своё мастерство в фотосъёмке всего необычного для меня. Тут же выявляется первый объект съёмки. При самом входе в здание музея-храма с правой стороны уголок различных восточных «божественных атрибутов».
Божественный уголок в храмовом комплексе
Моё полнейшее неведение в этом вопросе позволяет просто сосредоточиться на выборе точки съёмки, не особо вслушиваясь в то, что рассказывает Айнур.
А вот около фигур Будды, соответствующих семи дням недели, я немного «раскрываю уши». Правда, смог запомнить только то, что каждая поза имеет глубокий смысл. А среда «разделена» на две фигуры в разных позах. И этот день считается несчастливым в тайском буддизме. Предпринимать что-либо серьёзное в этот день не принято. А вот с выбором точки фотосъёмки из-за наплыва туристов дело обстоит сложнее.
Семь дней Будды, среда разделена на две позы
Айнур нас не торопит, но и не стоит на месте. Её рассказ плавно перетекает от вечного божества — Будды к самому почитаемому лицу Тайланда — его королю. Оказывается, что как у Будды каждому дню недели соответствует определённая поза и её смысл, так каждому дню реальной жизни соответствует определённый цвет. Дню рождения короля соответствует жёлтый цвет — флаг такового цвета стоит рядом с его портретом.
Король Тайланда. Цвет флага соответствует его дню рождения
Путь к портрету пролегает мимо ящиков для пожертвований. Надпись на английском языке сообщает о том, что вы можете содействовать продолжению строительства самого большого Будды в Тайланде, оказав посильную помощь. (Жена подсказала — «граждане, кто сколько может»). И маленькое уточнение — пожертвование делайте самолично.
Ящик пожертвований на достройку комплекса
Я, убеждённый атеист, подхожу к этому призыву философски — «надо, значит надо» (да простят меня все верующие всех религий). Лично меня то, из того, что я знаю про буддизм (очень мало, конечно) так это радует его терпимость во многих вопросах и, если так можно выразиться, «близость к природе».
Следующий пункт «остановки» я запечатлел только на видео, не могу сопроводить фотодокументом. Он заключался в том, чтобы взяв небольшую плошку с мелкими монетами, надо обойти по периметру нумерованные ящики, кидая в каждый по монете. Число, на котором закончатся монеты из вашей плошки, что-то означает. Я, конечно, прослушал в этом ажиотаже суть процедуры. Но, отсняв под мелодичный звон падающих в ящики монет процессию желающих, присоединился к ней.
Результат числа монет в плошке, которую я брал, меня не сильно заинтересовал — бедняжка Айнур только и успевала давать ответы на дамские придыхания типа «у меня 27 — что это?». И я сразу пошёл к кульминационному действу в храме, очень хотелось подольше побродить на улице вокруг «самого высокого в Тайланде Будды».
Действо заключалось в «благословлении буддийским монахом» (за скромное добровольное пожертвование в 20 батов) любого желающего получить это благословление. Процедура запрещала фотографирование монаха, поэтому опишу максимально приближённо к действу по памяти. На достаточно высоком стуле восседал монах в традиционной оранжевой одежде. Рядом стоял прислужник, подававший оранжевые «фенечки» для повязывания на руке «благословляемого».
Главных два условия «правильности» процедуры — подползать к монаху по достаточно потёртой дорожке на коленях или на «четырёх точках». Второе — ваша голова должна всегда быть ниже головы монаха. При этом надо молчать; задумывать сокровенное желание не возбранялось.
Иногда смотреть на то, как почтенные, достаточно грузные матроны, ползут эти пять-шесть метров, казалось несколько уморительным. Но смех вслух категорически не соответствовал моменту. После того, как ты «представал пред очи», следовало стать на колени, выслушать короткую тираду благословителя и подставить голову под некое подобие белильной щётки, смоченной монахом в какую-то жидкость без цвета и запаха.
Далее подставить руку, на которую монах под мерное бормотание, я так думаю, молитвы, повязывал фенечку. И поскорее ретироваться для освобождения места следующему благословляемому. Процедура совершенно добровольная, но очередь на неё не уменьшалась всё время, пока я гулял поблизости. Я тоже вполне серьёзно принял благословления, вспоминая народную мудрость насчёт «чужого храма и своего устава».
В конце концов, отсутствие веры в божественность вовсе не исключает прагматичного понимания психологического воздействия на собственное сознание и подсознание.
С этой светлой мыслью я вышел из храма и пошёл на мелодичный звон ритуальных колокольчиков. Первое, что я увидел — большой ритуальный гонг, висевший на краю смотровой площадки. Подойдя ближе, я прочитал, что он подарен какой-то компанией Сингапура по производству косметических средств.
Ритуальный гонг - подарок из Сингапура
Звон колокольчиков раздавался отовсюду — на вершине холма дул лёгкий ветер, колыхавший сотни колокольчиков.
Ритуальные колокольчики
В одном месте можно было подняться по лестнице, над которой висели колокольчики с длинными язычками. Все, спускающиеся и поднимающиеся по лестнице, проводили руками по этим язычкам, и, казалось, лестница пела на сотни мелодичных голосов.
Поскольку я был предоставлен самому себе, а тайскую письменность не изучал, связанного рассказа про то, что я нафоткал, не получится. Тут и некое божество на крокодиле, и серьёзного вида военоначальник при эполетах и холодном оружии, и блестящий золотом Будда на постаменте из змей. И везде разного размера и форм колокольчики и колокола.
У подножия Будды
1
Золотой Будда на подставке из змей
Оставив вдалеке свирепого вида обезьяну на привязи, я вспомнил рассказ Айнур о… школе для обезьян.
Охранница Большого Будды
Не смейтесь, такие тоже существуют для фермеров, выращивающих кокосовые орехи. Обучение обезьяны в такой школе стоит около 200 тысяч батов. Но, по словам Айнур, обучение быстро окупается количеством убираемых «дипломированной» обезьяной орехов. Она «работает» гораздо эффективнее человека. Да и безопасность её «труда» не идёт ни в какое сравнение с условиями лазания по пальмам людей.
Коснувшись зоологической темы, Айнур рассказала об особой породе поджарых петухов в Тайланде. Я на всякий случай сфотографировал прошедшего мимо петуха храмового комплекса. Потом долго рассматривал его в отеле на компьютере с целью найти особые внешние отличия от российских собратьев. Не нашёл. Но петух выглядел очень серьёзным и весьма ярко раскрашенным.
Петух храмового комплекса Большого Будды
В конце экскурсии наш гид вместе с гидом другой группы устроили нам лекцию-показ местных фруктов на примере лотка продавца этих, тогда ещё «незнакомцев». Я для лучшего запоминания снял этот эпизод на видео. Фото не делал. Но буквально через час мне представилась возможность сфотографировать плакат с изображением и, главное, надписями на английском языке большинства тропических фруктов.
Пособие для начинающих потребителей тропических фруктов
Но это было уже во второй части нашей экскурсии — в ботаническом саду Пхукета. Сие заведение является частным и в нём собраны растения и цветы практически всех стран, расположенных в тропической зоне Земли. К ботаническому саду, как нельзя кстати, подходит пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
К своему стыду, за всю свою жизнь я в ботанических садах не бывал и имел о них лишь общее впечатление. Сказать, что ботаническом саду Пхукета мне понравилось — это сказать очень мало. Но если бы погода была солнечной, а не пасмурной, то понравилось бы ещё больше. Хотя фотосъёмка при рассеянном освещении имеет свои достоинства, особенно, если объектом съёмки являются цветы.
Глаза разбежались при виде такого обилия объектов фотосъёмки и просто красоты. Конечно, я опять мало слушал пояснения Айнур, но старался держаться невдалеке от неё. В отличие от храмового комплекса Большого Будды, здесь было очень легко потеряться. Дорожки сада часто разветвлялись, яркая зелень скрывала всё, что происходит на соседних дорожках.
Когда речь зашла о растениях-хищниках, я подошёл поближе, раньше мне не доводилось видеть их «вживую».
Рядом на глиняном горшке расположилась красная бабочка, тоже глиняная. Наверное, эту миниатюру поставили здесь для того, чтобы показать, что растения-хищники способны «ухватить» и такой большой кусок живности.
Вскоре мы вошли в павильон с «живыми» фруктами, которые разрешалось попробовать. Я начисто забыл про фотосъёмку при виде «халявного угощения». И опомнился только около висевшей на выходе таблицы с изображениями и, главное, названиями местных тропических фруктов. Эту таблицу, как пособие для распознавания того, что предстояло покупать на рынке и фруктовых лотках, я не забыл сфотографировать. Потом долго изучал их внешний вид на экране компа в номере отеля.
Айнур не гнала нас галопом по ботаническому саду, но и не давала застревать подолгу в одном месте. Только в «зале орхидей» я притормозил на большую фотосессию, так был очарован красотой этих изящных цветков.
Орхидея номер два
Орхидеи номер пять
Ботанический сад создан очень грамотно с точки зрения посетителя-дилетанта, каким являюсь я. Аллеи цветов перемежаются с «живыми фигурами» собаки и слона, созданных из зелени.
Собака из листьев
Очень понравились миниатюры «бонсай» в тайском варианте. Ну и, конечно, я не смог пройти просто так мимо небольшого рисового поля, расположившегося между настоящих крестьянских хижин. Даже в пасмурную погоду зелень рисовых стеблей была настолько яркая, что казалась искусственно подсвеченной.
Рисовое поле
Поражало большое количество растений и цветов различных красных оттенков. Так, вроде бы известный со школьной скамьи хлорофилл мутировал в условиях влажных тропиков. Конечно, в такой моей интерпретации просто полнейшая моя безграмотность в ботанике. Но зачастую то, что я фотографировал, поражало своими формами и цветовой гаммой.
Оранжевое пламя
Живая борода
Это и немудрено, как сказала Айнур, в ботаническом саду Пхукета собраны растения практически из всех стран, расположившихся вблизи от экватора. Не забытыми оказались и местные религиозные обычаи. Мы вышли к небольшому пруду, в котором обитали «священные карпы». Для их кормления, «улучшающего карму» или что-то в этом роде, на небольшом помосте располагался ящик с пакетиками, в которые был расфасован корм. И рядом прозрачный приёмник денег. Цена вопроса «улучшения кармы» — 20 батов была так невелика, что мысль взять неохраняемый никем пакетик корма, просто не приходила в голову. Да и «священность места» отгоняла грешные мысли.
Я, само собой, покормил рыб, не особо рассчитывая на «улучшение кармы» (до сих пор не знаю толком, что же это такое).
Кормление священных карпов
Вид рыб, налетевших на корм и отпихивающих друг друга, навёл на мысль о том, что кормящих посетителей, забредающих к пруду, не так уж много. А может быть, рыбы просто «едят про запас». Я не рыбак, с повадками карпов не знаком. Но для предотовращения «близкого знакомства» с их острыми зубами Айнур посоветовала не совать руки в воду.
Напоследок мы прогулялись по «туннелю желаний», ведущему к небольшому водопаду. Туннель образован из лиан и не очень фотогеничен.
Коридор желаний около водопада в ботаническом саду Пхукета
Но пройдя сквозь него к водопаду, даже если не очень веришь в исполнение задуманных желаний, ощущаешь приятную прохладу от распыляемых брызг воды.
Водопад около тунеля желаний
Ещё бОльше можно было бы насладиться прохладой от небольшого фонтана на выходе из ботанического сада. Но доступ к самому бассейну, в который низвергались струи воды, был закрыт живой изгородью. Пришлось полюбоваться всей композицией издали.
Прогулка по ботаническому саду Пхукета напомнила банальную мысль о том, что Тайланд, в который мы приехали отдыхать, сам по себе — большой ботанический сад.