Ранним утром площадь Мартим Мониц (м. Martim Moniz) выглядит намного спокойнее, чем вечером — народу мало, очереди на знаменитый трамвай № 28 почти нет. Хорошо, что здесь конечная, удалость даже присесть на жесткое деревянное сидение. Целый век бегают маленькие старинные вагончики по городу, и до сих пор выполняют свою функцию — лихо взбираться на крутые склоны холмистого города. Одно время городские власти пытались заменить вагончики на новые трамваи, да куда там, не может одолевать нынешняя техника крутые подъемы. А тут еще и местное население возмутилось: «Не дадим в обиду символ нашего города — раритетный трамвай!»
8
Интересное дело: разрекламировали этот маршрут на весь мир, туристы прутся на него толпами. А ведь это обычный рейсовый трамвай, на котором ездят местные жители, а часто им не удается даже войти в салон. Утренняя свежесть из открытых окон бодрит и прогоняет сон, старенький вагончик дребезжит на стрелках, и вихляет из стороны в сторону на крутых поворотах. Порой он почти скребет корпусом по стенам облезлых домов (как только пешеходов в таких местах не размазывает по стене), выписывая замысловатые петли по старинному району Алфама, чудом сохранившемся после катастрофического землетрясения 18в. Удивительно, но дневная поездка не производит того неповторимого впечатления, как вечерняя, мы вышли у смотровой площадки, что рядом с музеем Fundação Ricardo do Espírito Santo Silva.
9
20
Там за пару евро подают отличный кофе, что может быть лучше — сидеть погожим утречком на террасе с чашечкой ароматного напитка, обозревая город с высоты. Смотреть на десятки красночерепичных крыш, освещенных восходящим солнцем, и никуда не спешить. Почему-то именно такие крыши вызывают неизменное восхищение. А далеко внизу расстилается широченная синяя гладь р. Тежу, больше похожая на море, чем на реку. У причальной стенки пришвартованы белоснежные океанские лайнеры, будто случайно зашедшие передохнуть перед океанским походом.
9
16
Если пройти по трамвайной линии по Rua Santa Luizia чуть вперед к центру, налево вверх идет узкая улочка, она выводит к крепости Св. Георгия. Билет 8,5 евро, мы заглянули со стороны, показалось ничего особенного, поэтому по узким запутанным улочкам зигзагами начали спуск к линии трамвая.
Спешить некуда, идем с женой, взявшись за руки, спускаясь к реке по крутым мостовым, заглядываемся на картины уличных художников — в основном пейзажи Альфамы с неизменными трамвайчиками. Порой очень приятно заблудиться в древней заcтройке незнакомого города, не зная, что ждет тебя за поворотом. Видим какие-то старинные развалины, узенький дворик, в котором подвесили здоровенный моток спутанной ржавеющей проволоки — инсталляция, блин. Фасады противоположных домиков на расстоянии 2-3х метров, на веревках сушится белье, на подоконниках цветут кактусы, зеленеют растения в горшках. Через окна домов можно заглянуть к соседям напротив, потому окошки прикрыты ажурными занавесочками. Люди здесь просто живут, а туристы шастают и норовят сфотографировать, что не попадя)))
17
8
Вернулись на трамвайную линию, а там возвышается суровый и строгий кафедральный собор Се — он немного похож на собор Парижской Богоматери, только уменьшенный раза в два. По преданию, он построен на фундаменте мавританской мечети, которую разрушили в 1147 г. при освобождении города от арабов. Подумать только: в 1147 г. Москву лишь основали, а здесь уже стояла большая мечеть… В сам собор вход свободный, а вот во внутренние музейные галереи за плату — 2,5€.
16
Чуть дальше линию трамвая пересекает пешеходная улица района Байша — ул Августа, на ней поворачиваем налево и выходим на пл. Коммерции. Белокаменные Ворота Августа и памятник королю Dom Jose I, залитые лучами восходящего светила, буквально слепят глаза своей белизной. Странно, но на площади обнаружилась большая группа азиатов и негров в белоснежных одеждах с барабанами, бубнами и посохами. Они устроили целое представление, сначала обойдя с бубнами площадь по периметру, а затем расположились у подножия памятника и начали там зажигать на тамтамах, сопровождая действо туземными плясками. Как выяснилось, это артисты из Саудовской Аравии, приехали на португальцев посмотреть, а заодно и себя показать. Вроде простые люди, а сколько в них самодостаточности и самоуважения, сразу видно — граждане богатейшей страны мира. Кстати, именно сегодня саудиты разоряют россиян, уронив цену на нефть. Наряду с саудитами заметили ярко-желтый автобус-амфибию HIPPOTRIP — почти настоящая Yellow submarin, вчера он плавал по реке, а нынче лихо раскатывает по улицам.
13
38
11
11
В левом углу площади расположен речной вокзал Terreiro do Paço (рядом метро синей ветки) оттуда можно скатать на романтичную речную прогулку за 25€, а можно в десять раз дешевле переправится на пароме на другой берег реки. Не столь романтично, но дешево и сердито. Билеты в кассе загружаются на электронную карточку 7Colinas, необходима только пустая карточка. В среднем, один паром в час, путь в одну сторону 25 минут — русло в этом месте очень широкое. С этого вокзала ходят паромы в разные точки противоположного берега, если нужна конкретная пристань, нужно уточнять направление. Одна печалька — на пароме нет открытых палуб, чтобы полюбоваться речными просторами надо открывать форточку. Берег быстро удаляется, мимо проплывают другие паромы, пассажиры не обращают внимания на речные красоты, они погружены в чтение или дрему. А я бегаю от окна к окну, пытаясь поймать кадр получше.
25
6
19
Рядом с м. Белем есть другой речной вокзал, от него ходят кораблики до причала Трафариа, там рыбацкая деревушка. А по пути можно полюбоваться видом огромного моста 25 апреля — близнеца красного моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Одно время он был назван в честь Салазара — диктатора местного разлива. Жаль у нас времени не хватило на такую прогулку.
14
Вернувшись через час на пл. Коммерции, меня магнитом тянет Парк Наций, а жена капризничает — «…где обещанный шопинг?» Скрепя сердцем, и понимая, что теряем драгоценное время на ерунду, через ворота Августа вернулись на одноименную улицу — там все первые этажи забиты кафе и магазинами, манящими крутыми скидками. Только найти нужный товар сложно, хотели костюм мне прикупить, а они на 2х-метровых мужчин одежду не шьют… Протопали до пл. Россио, мне купили брюки, а жена без покупок, но все равно довольна — самолично убедилась, что покупать нечего)))
Пл. Restavradores совсем рядом, надо скатать на фуникулере-трамвае Глория до обзорной площадки Мирадору-ди-Сан-Педро-ди-Алькантра. Красивы виды на город, очень красивы — землетрясение пошло центру на пользу, теперь он застроен геометрически правильными кварталами, рассеченными почти идеально прямыми улицами. А еще и отличный вид на замок Св. Георгия в придачу.
13
18
7
28
На метро едем до Oriente красной линии, она совмещена с вокзалом, оттуда прямой путь в огромный магазин. Ажурное строение из металлоконструкций и толстого стекла с зеленым отливом, напоминающее гигантский океанский лайнер. Магазинов полно, цены манят, но даже такая отъявленная в прошлом шопоголичка, как моя жена, ничего достойного не нашла — что дешево, то плохо, что хорошо, то дороже, чем в Москве. Выход с магазина прямо в Парк Наций, который не совсем даже и парк, это территория Всемирной выставки 1998 г. Архитектура до сих пор поражает своими футуристическим строениями. Главными остаются Океанариум, чуть ли на самый большой в Европе, и Павильон знаний, там интерактивный Музей науки и техники.
6
4
7
4
Но мы спешим дальше — к берегу реки, оттуда открывается потрясающий вид на просторы реки Тежу и на канатную дорогу, протянутую вдоль берега При наличии времени прокатиться очень неплохо, но у нас его нет, на парк нужно планировать минимум полдня. Вдали виднеется башня Вашко да Гамма и за ней длиннющий мост его же имени, полная длина моста больше 17 км. Народу в парке не очень много, но многие с дорожными чемоданами — сначала удивился, потом понял: ветка метро отсюда идет прямиком в аэропорт, вот перед полетом люди и устраивают себе прощание с городом.
19
6
16
Мы малодушно променяли канатку на неспешную трапезу в ресторане Orizon Rodizio on the river — голод не тетка. Но оно того стоило — столики в тени деревьев, свежий ветерок с реки, шикарный вид на бескрайнюю водную гладь, мост, уходящий в дальнюю даль, и потрясающая рыба на гриле под бокальчик великолепного белого вина. Чтоб я так жил всегда!
14
Легкий и приятный хмель слегка замутил сознание, вдруг из далекой юности всплыли строки Юрия Лозы:
«Вот мне и стало за тридцать, самое время мечтать…».
Мне нынче давно за 30, и за 40 и, даже за 50…,
а продолжаю мечтать, как мальчишка —
«…о далеких мирах, о волшебных дарах,
что когда-нибудь под ноги мне упадут.»
Еще не уехав из страны, тут же с женой стали строить планы на будущее — в ближайшие месяцы нас манили Гоа, Шри-Ланка, Бирма…. Кто бы знал, что случится с рублем через полгода.
Восемь полных дней в сказочной Португалии промелькнули, как ярчайший калейдоскоп, наполненный удивительными впечатлениями и эмоциями. Даже не успев доехать до а/п, уже мечтали вернуться. Ведь столько осталось неувиденного: двигаясь по шоссе Север-Юг мы много раз проезжали под огромным Акведуком Свободные воды (Агуа Либре Aqueduto das Águas Livres XVIII века). Это строение легко пережило землетрясение 1755 г., сейчас на самой верхотуре акведука расположен музей Воды, а мы туда так и не попали. Мимо нашего внимания также прошла сокровищница, набитая ценностями и шедеврами со всего мира — Музей Гумбелькяна.
И самое главное, не побывали на острове вечной весны — Мадейре, одним словом, причин вернуться в Португалию предостаточно!.