ПУНАКХА.
Сегодня мы уезжали из сегодняшней столицы Бутана в бывшую, город Пунакха, который был столицей королевства до 1955 года. От столицы до столицы всего 72 километра, но дорога занимает три-четыре часа. Мы выехали в 9.30, бросив последний взгляд на освещенные солнцем зеленые склоны гор с красивыми тхимпунскими домиками, на Большого Будду, выгодно смотревшегося на фоне голубого неба, и начали ввинчиваться вверх по склону горы. Проехав всего полчаса по отличной асфальтированной дороге, мы встали в огромную пробку.
Дело в том, что на дороге действует какой-то пропускной пункт, который толи поздно открывается, толи медленно работает, честно говоря, я не понял этого момента. Постояв еще полчаса, мы проехали злополучный КПП, и целым караваном (машин скопилось изрядно) продолжили наш путь по мерзкой, разбитой и жутко пыльной дороге. И без того узкую, ее загромождали кучи песка и камня и строительная техника — дорога продолжала строиться. В результате в некоторых местах было реверсивное движение, что явно не ускоряло нашу езду. Я спросил у Давы, почему внизу дороги такие отличные, а тут ее практически нет, на что получил очень интересный ответ.
— Мы ее строим, строим, только достроим, как весной ее смывает потоками воды, несущихся с гор — ответствовал мне Дава. Такая суровая бутанская жизнь… На самом деле дорога была фантастически красива — когда облака пыли не застилали окна, то открывался шикарный вид на уходящие к горизонту поросшие лесом горы, долины, и высоченные сосны, прекрасные на фоне голубого неба.
Без малого одиннадцать, мы сделали первую остановку на перевале Дочу-Ла (Dochu-La Pass), на высоте 3050 метров. С этого места открывается шикарный вид на Гималаи — естественно, не в тот день, когда там были мы.
Там должны быть Гималаи…
Гималаи упорно скрывались от нас и в Непале, и в Бутане, явно надеясь увидеться с нами в следующий раз. Тут же, на перевале, стоит храм Друк Вангьял, окруженный 108-ю чортенами.
Друг Вангьял.
Сам храм стоит на небольшом холме рядом с дорогой, а чортены спускаются по склону соседнего.
Лес около холма с чортенами опутан флажками как паутиной…
Совершенно завораживающее место, даже без Гималаев!
К полудню мы остановились на ланч (опять есть!!!) в интересном месте на берегу очередной речушки,
а полвторого прибыли в одно из самых известных мест Бутана — Пунакха-дзонг.
Классический вид на дзонг.
Пунакха-дзонг (Pungtang Dechen Photrang Dzong — Дворец великого счастья (блаженства)) является одним из важнейших мест в Бутане. Он был построен в 1638 году все тем же талантливым Шабдрунгом. Всего он умудрился построить 16 дзонгов. В длину дзонг достигает 180 метров, а в ширину — 72. Центральная башня (утце) вздымается на высоту около 30 метров. Дзонг расположен на фоне гор в живописной долине на высоте 1200 метров, в месте слияния двух рек — Пхо Чу (отец-река) и Мо Чу (мать-река). Весной белоснежно-красный дзонг окружают цветущие жакаранды — огромные деревья, сплошь покрытые фиолетовыми цветами.
Вид на дзонг с моста.
За всю историю дзонга его никто не смог завоевать, а войн на территории Бутана было предостаточно. В 1907 году в дзонге короновали первого короля Бутана, немногим позже — заключили договор с англичанами о не вмешательстве во внутренние дела страны, а в 2011 в дзонге была свадьба нынешнего короля. Как я уже писал, внутри дзонга находятся мемориальный храм Мачей Лакханг c мавзолеем Шабдрунга, а так же библиотека с 108 томами Канджура — буддийского канона, писанного золотыми буквами, и хранилище королевских реликвий.
Жакаранды у входа в дзонг.
Итак, налюбовавшись на дзонг с излучины реки, мы доехали до стоянки, откуда пошли уже пешком. Через реку Мо Чу на территорию дзонга ведет деревянный мост, укрепленный на двух каменных башнях. Он был построен одновременно с дзонгом, но в 1957 году был смыт сильнейшим наводнением. К 2008-у году 55-ти метровый деревянный пролет моста был восстановлен.
Вход на мост, ведущий к дзонгу.
На мосту. Слева — наш гид, мистер Дава.
Сплав по бутанским рекам — вот это да!
Что бы попасть на территорию самого дзонга, нужно подняться по массивным каменным, а затем деревянным ступеням,
Вход на территорию дзонга.
Такие виды открываются со ступеней…
миновать тяжелые деревянные двери, и поднявшись, мы попадаем на первый из трех внутренних дворов.
Росписи на стенах у входа.
Центр двора занимает священное дерево Боддхи и небольшая ступа, а высокая белая башня административного назначения отделяет первый двор от второго.
Внутренний двор дзонга. Вход находится на первой фотографии за белой ступой.
Слева находится часовня королевы змей — Наги. Во втором дворе находится жилье монахов и храм, где они читают молитвы.
Все здания богато украшены резьбой и расписаны яркими красками.
В третьем дворе, с южной стороны дзонга, находится мавзолей Шабдрунга. Оттуда же открывается прекрасный вид на голубые реки, и окружающие долину холмы.
Но, как всегда, самое интересное происходит в храме. Молельный зал производит потрясающее впечатление. На невысоких деревянных постаментах, ровными рядами сидят около сотни монахов в оранжевых одеждах, и читают ритмичную молитву. Деревянные стены и перекрытия расписаны яркими национальными узорами и покрыты потрясающей резьбой. Колонны, поддерживающие потолок, полностью покрыты бронзовыми листами с изумительной чеканкой. На стенах висят огромные тханки, а с балкона второго яруса — разноцветные флажки.
Съемка скрытой камерой. Да простят меня Шакьямуни, Ринпоче и Шабрунг…. И мистер Дала…
Центральный алтарь представлен тремя огромными позолоченными фигурами середины 18 века — Будды, Гуру Ринпоче и Шабдрунга.
Звуковой ряд еще более сногсшибательный, чем визуальный. Монахи, меняя тональность, читают-поют молитву, периодически монотонное пение нарушается ударом в большие двухсторонние круглые барабаны — нга чен, и тут же вступают длинные трубы — данг чен, издающие громкий низкий рев, от которого волосы встают дыбом. И так по кругу. Должен заметить, что я никогда не видел и не слышал ничего подобного, эти молитвы остались одним из самых сильных бутанских впечатлений.
Бутанская молитва
Дабы прочувствовать атмосферу, лучше звук сделать погромче….
После прощального взгляда на дзонг,
мы поехали в другое место, в храм Чими-Лакханг.
На таких полях сажают перец чили.
От дороги к храму ведет тропинка, живописно петляющая между полями и деревушками в несколько домов.
Храм имеет интересную историю. Построил его странствующий монах Друкла Кюнле, родившийся в 1455 году на Тибете. Согласно многочисленным легендам, он помнил все свои предыдущие перевоплощения, и с точностью рассказывал о событиях, которых знать не мог. После того, как убили его отца, он решил стать монахом, и двадцать лет бродил по Тибету нищим и раздетым, приобретая духовную чистоту, и высмеивая эгоизм, алчность и лицемерие этого мира.
Территория около храма.
Он известен благодаря нестандартным методам, преподавания религии своим ученикам (преимущественно ученицам), и размерами своего фаллоса, который он для достижения просветления и использовал. Любимым занятием ламы было распитие вина с девушками, с последующим лишением их девственности. Благодаря этому, он получил свой очередной титул — Святой пяти тысяч женщин. Именно с его легкой руки (или не руки), в Бутане существует обычай украшать здания нарисованными или вырезанными из дерева фаллосами, а в Пунакхе они вообще на каждом углу и на каждой стене. По преданиям, именно Кюнле начал рисовать фаллосы на стенах, уверяя людей, что они будут отгонять злых духов и защищать от сглаза.
Кюнле, или как его зовут бутанцы «Divine Madman», или просто Madman, один из любимых персонажей бутанской мифологии. По всей стране о нем ходят многочисленные легенды, истории и анекдоты (в основном, сексуальной тематики), в народе популярны его стихи и песни.
Пунакхские сувениры.
Вот пара легенд про Божественного Сумасшедшего, думаю, их будет интересно прочесть (взрослым):
«Однажды Друкпа Кюнле искал свою улетевшую стрелу. Невдалеке от горы Водё, ему повстречались несколько путешественников, расположившихся лагерем у горы. На вопрос, можно ли ему присоединиться к ним, они указали на место у входа в пещеру. Перед тем как лечь спать, он услышал их бормотание: „Будь благосклонен к нам, владыка-демон горы Водё!“ Однако, Лама, перед тем как лечь спать, не стал произносить эти заветные слова, а слегка изменив их, произнёс: „Да будет благосклонно моё ЭТО!“
Посреди ночи его сон прервал свирепый демон Водё с развевающимися на ветру волосами.
— Что же за „это“ такое, к чьей благосклонности ты взывал?! — набросился он на Кюнле. — Покажи же мне его!
— А вот оно! — ответил Лама, показывая демону свой твёрдый как сталь член.
— О! Голова как яйцо, сам как рыба, а низ — как свиное рыло, — воскликнул демон, — что же это за диковинный зверь?
— Это я тебе сейчас покажу, — крикнул Кюнле, направил свой Пламенный Алмаз Мудрости на демона, и с такой силой ткнул им тому в морду, что выбил ему все зубы.
Демон обратился было в бегство, однако затем вернулся в миролюбивом состоянии духа. Лама изложил ему Учение, и, взяв с него связывающие обещания, обязал демона служить Буддам. С тех пор демон Водё больше никогда не причинял вреда путешественникам».
Еще одна легенда:
«Однажды Кюнле пришел к месту обитания одной демоницы, питающейся человеческим мясом.
— Откуда ты? — спросила она.
— Из Тибета, — ответил ей Лама.
— А ты? Где твой дом, и что ты тут делаешь?
— Я живу на перевале и спускаюсь в долину в поисках пищи и одежды.
— Чем ты питаешься, и какие платья ты носишь? — продолжал спрашивать Лама.
— Я ем человечье мясо и одеваюсь в человечью кожу, — ответила она угрожающе.
— Тогда накинь это! — сказал Лама, растянул в длину свою крайнюю плоть и обернул в неё демоницу.
— Пусть в будущем ты не сможешь пошевелиться, не промокнув до костей от дождя летом и не закоченев от холода зимой.
Так демоница, вследствие благословения Ламы, наложившего на неё такой заговор, не могла больше причинить никакого вреда людям».
Источник: http://www.rumbur.ru/kaleidoscope/930-drukpa-kyunle-svyatoi-pyati-tisyach-jenshin
Вторая легенда напрямую относится к храму Чими-Лакханг. Именно в честь победы над демоницей, на холме, где и произошло действо, он построил храм. А непосредственно на месте «победы» стоит маленький чортен. В монастыре хранится несколько деревянных фаллосов, один серебряный, который, по преданию, привез с Тибета сам Кюнле, а так же фаллос самого Ламы. В монастырь часто приходят бездетные женщины, и настоятель, благословляя их на зачатие, бьет их искусственным фаллосом по голове.
Вот такой вот разный бывает Бутан.
После посещения Чими-Лакханга, мы приехали в нашу гостиницу. В этот раз нам достались огромные апартаменты с балконом во всю стену с видом в сторону храма.
Вид от гостиницы.
Вся отделка внутри комнаты была из дерева, чем-то напоминая цивильную дачу. Телевизор, все фасилити — шикарное место. Кинув вещи, мы пошли прогуляться по Пунакхе. Городишко оказался так себе. Вдоль склона холма проходит дорога, обрываясь в долину с рисовыми полями. Вдоль дороги стоят гостиницы и пыльные дома пунакхцев. Спустя некоторое время, дорога вывела нас на местный рыночек, где мы прикупили килограмм яблок и столько же манго на 250 ню (150 рублей), бутылочку местного (вполне недурственного) вискаря Black Mountains (0.375 мл за 70 ню — 40 рублей) и бутылку Колы (30 ню — 18 рублей).
Настоящий коммунизм! Вечером все это было употреблено, а на следующий день нас ждал Паро — наш, увы, крайний пункт в этом интереснейшем путешествии.
В Бутане даже звери — настоящие буддисты….
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия