Хочу сразу оговориться, что сначала мне очень хотелось назвать все Городом Воров, но подобное название — лишь дань прошлому этого нереального города — в 18 веке карманники могли сдавать предприимчивому государству награбленное под определенный процент, а в настоящем времени нам, к счастью, не удалось познакомиться ни с самим виртуозами, ни с последствиями их работы.
Венеция так и осталась городом-миражом, кажется, тряхни головой и в брызгах зеленоватой воды лагуны она исчезнет. Можно долго сидеть у канала на прогретых камнях набережной, жмуриться на заходящее солнце, считать проходящие мимо гондолы, но так и не поверить в полную реальность окружающего. Вот ты моргнешь длиннее обычного и, во встревоженной лодками воде, растворится весь город.
11
Чайки на канале Каннареджо.
14
8
Лагуна, с видом на Местре.
Особенно нереальным кажется Гранд-Канал со своими дворцами, когда ты бредешь по низкому берегу острова Торчелло и видишь, как остров камышовыми плавнями растворяется в лагуне, или это лагуна камышовыми плавнями накатывается на остров и пытается его поглотить. Трочелло — колыбель Венеции -самый первый застроенный остров, сейчас это самые древние соборы, самые старые мозаики и самое малое количество туристов, или это нам повезло? Лучшее место для пикника во всей венецианской лагуне, на мой взгляд. Пара каналов, несколько церквей, три-четыре ресторана и сплошные поля. Корзинка с пледом, прошутто и просекко обязательна. Жаль, что кампанила была на ремонте, и мы не смогли поглядеть на остров сверху. Чьему гению предприимчивости венецианцы обязаны Венецией? Кто предложил строить город среди соленых болот и зеленоватой воды? Кто узнал о сибирской лиственнице — материале для большинства опорных свай города? Лиственница — у Венеции русские корни…
4
Лагуна.
3
Торчелло почти растворяется в лагуне.
10
Торчелло, церковь Санта-Фоска.
11
Ежевика на Торчелло.
Зыбкая очередь к кампаниле Святого Марка, дождь, а они все стоят и стоят. С кампанилы Сан Джордано, через пелену дождя колышущийся хвост очереди сливается и кажется хвостом древнего пестрого змея, упорно лезущего на кампанилу, вот ему-то зачем смотреть на Венецию под дождем? Не предприимчивые люди, сразу понятно, что рабы гидов и путеводителей, — на Сан Джордано я поднималась вообще одна, виды не хуже, людей нет и чуть ниже цена, на разницу можно купить в Coop-е маааленькую бутылочку Беллини (0,3л).
11
15
Сан-Марко и дворец Дожей.
10
остров Джудекка.
14
Пунта Делла Догана.
4
Мост Иль Реденторе, самая временная из временных конструкций, мост на два дня и три ночи. Сейчас его собирают не из гондол, а из понтонов, менее шатким он от этого не становится. Качка ощущается сразу, с первыми шагами и не отпускает до самой набережной у собора Реденторе, в середине качает сильнее всего. Немного забавная (и точно предприимчивая) затея договориться с Господом Богом… Господи, я тебе храм, а ты от нас чуму заберешь? Ладненько? Но ведь сработало… Чума, выкосившая две трети населения Венеции отступила и собор был заложен. И сейчас раз в год шаткий мост протягивается от набережной Заттере почти до лестницы собора Иль Реденторе. Раз в год не старый еще епископ бодро взбегает по лестнице собора, для того чтобы вести праздничную службу и почти никакой полиции, никаких оцеплений — да придет любой страждущий. Этот же мост становится финишной точкой праздничных регат. Больше всего поразило, как гребут огромные мускулистые гондольеры на двухвесельных гондолах. Канал Джудекка самый широкий в Венеции, волны самые большие, ветер самый сильный, а они гребут и гребут, волны временами перехлестывают узкие, всех цветов радуги, гондолы, а они гребут и гребут, гондолы ухают вниз, почти подныривая под волны, а они гребут и гребут ритмично, жестко, без намека на передышки. Регату сопровождает разномастная флотилия суденышек со зрителями и болельщиками, все подбадривают своих фаворитов, гвалт стоит над широченным каналом. Праздник.
18
Понтонный мост il Redentore. Дорога по воде к одноименному храму))
12
Победители в гонке двухвесельных гондол на фоне понтонного моста.
7
3
5
9
моторные зрители)
10
после окончания гонки все смешалось, участники, болельщики, полиция...
7
5
10
канал Джудекка почти свободен от понтона.
Мрачный зал скуолы Сан-Рокко, неяркий свет, дубовые панели, темные ангелы Тинторетто и бродящие среди всего этого люди с зеркалами, хотя просто сесть на пол и смотреть в потолок лучше, так голова начинает кружиться гораздо быстрее и ангелы начинают лететь, стремительно, гладко, в вихре черных перьев… В предприимчивости Якопо Тинторетто конечно не откажешь — он единственный из всех мастеров прислал на конкурс не эскиз, а готовую работу. Странно ли после этого, что конкурс на роспись скуолы он и выиграл?
Гимн предприимчивости, военной удаче и храбрости — парадный зал дворца дожей. Более тематической и кровавой подборки сложно желать. Каждая крупная битва, ведшая Республику к победам, влиянию и богатству, увековечена на этих стенах. Как будто недостаточно было построить дворец наперекор всем существовавшим канонам архитектуры — тяжелый верх на ажурной колоннаде, так еще и все парадные залы должны были подтверждать мощь и величие Венецианской Республики. Дабы каждый посетитель проникся духом должной почтительности.
12
парадный зал дворца Дожей.
Лев с книгой, святой, попирающий крокодила-дракона, лицо у дракона грустное-грустное, вам бы так на хребет кованными ботинками… И верная примета — пройдешь между колоннами — удачи не будет. Пришлось себя жестко контролировать, ноги сами частенько пытались пронести меня аккурат между колон, но я вовремя ловила себя за волосы и направляла на верную дорогу. Чудный был обычай — вывешивать на главной площади свежеказненные трупы, проснулся утром, глядь в окно, а он уже висит… Да и казни проводили на этом месте, поставив приговоренного лицом к часовой башне на Сан Марко, где часы отбивали его последние минуты. Колоны вывезли из Константинополя, вообще-то их было три, но одну нечаянно утопили в иле лагуны при разгрузке. Лев был вывезен из Ассирии, грустный дракон-крокодил, как и его надменный всадник, составлены из фрагментов разных скульптур, в Святом Теодоре торс неизвестного римского полководца II века и голова статуи Митридата Понтийского, привезённой также из Константинополя. История подъема колонн на пьяцетте, тоже подвиг предприимчивости — Никколо Бараттьери сумел поднять колонны с помощью поливаемых водой пеньковых веревок (от этого они давали усадку), до его выдумки колонны провалялись на площади 70 лет. Вознаграждение за водружение колонн было тоже специфическим — архитектор получил право поставить между колонн игорные столы, получая с них доход.
4
Святой Теодор, попирающий дракона.
4
очень грустный дракон
Неспешная поездка на Лидо ди Венеция, спеши — не спеши, а вапоретто, неспешно рассекающее воды лагуны, придет по расписанию. Совершенно не предприимчивый поступок — полдня проваляться на пляже у Адриатики. Но море теплое, спокойное, отливающее серым, с сероватым же песком пляжей, в котором затеряны мириады осколков устричных ракушек. Чуть тепловатое просекко на пляже и попытка поймать закат на Большом Канале.
3
Адриатика.
В Базилика Фрари — здесь концентрация великолепнейших скульптур в несколько раз выше, чем во всей остальной Венеции, включая музей Коррера. Наиболее масштабными в ней кажутся надгробия Кановы и Тициана. Как и во всех музеях здесь запрещена фотосъемка, но все предприимчивые туристы обязательно все фотографируют.
И самое большое разочарование за поездку — музей стекла на Мурано. Такой жалкой экспозиции в древнейшем центре стеклодувного мастерства я никак не ожидала. Скульптуры, выставленные по улицам (нечто шипастое и голубое с синим, прозрачная женщина, клумба) в подметки не годятся Гимну стеклу, стоящему в нашем Гусе-Хрустальном. А экспозиции наших музеев в том же Гусе или в Красном мае, под Вышним Волочком, лучше в несколько раз, они охватывают несравненно больший период и делают это более репрезентативно, здесь зал с флакончиками 9–15 в, только малые формы, и чуть-чуть современных работ, у нас же представлены работы и образцы с конца 18 века и до 1980-х. Наши музеи стекла лучше в несколько раз! Таких форм и цветов нет в музее на Мурано. А сульфидное стекло — конек завода Красный май — и вовсе придумка советских стеклодувов. Да, в половине магазинов на острове продают китайские вещи (в этом муранцы не отличаются от стеклянного рынка в Гусе), чтобы быть уверенным, что украшение сделано здесь надо искать магазин, в котором мастер не стесняется сидеть и работать J, с крупными вещами в этом плане проще — они, кажется, поголовно местного производства.
8
на Мурано.
10
3
в музее стекла.
1
1
4
3
Очень понравился Бурано — маленький, яркий, весь пропитанный солнцем и соленым ветром лагуны. Самый фотогеничный из островов, любой кадр больше всего напоминает почтовую открыткуJ. И музей кружев понравился, тихо выдвигающиеся ящики с экспонатами, нечастые полотна картин, приспособления для изготовления кружев. Если есть мысль привезти оттуда (с Бурано) какие-то кружева, то стоит сначала сходить в музей и только потом наведываться в магазины, при такой последовательности действий купить что-то в магазинах хочется все меньше и меньше — качество совсем не то, не тот стиль исполнения.