Как-то так получилось, что среди моих знакомых оказалось довольно много яхтсменов, от начинающих, но очень перспективных, до неоднократных чемпионов мира. Как это тоже часто случается, некоторые из них между собой не знакомы. И вот недавно сидим мы в компании, где все знакомы между собой, но не все знают меня, собственно в этом и прикол. Октябрь месяц — время пристижныхх регат, разговор зашел об этом, я чтоб как-то поучаствовать, возьми да ляпни, да мы тоже на средиземном море трое часов взяли.
За столом повисла абсолютная тишина… . Потом кто-то, естественно, из незнакомых, , сдавленным голосом спросил
-От Ролекса?!
— Нет, от Ауди!
Возникло некоторое облегчение, двое смогли вдохнуть, другие трое, соответственно выдохнуть.
Оказывается, за победу в традиционной регате " Джиралья Ролекс Кап» — награждают часами «Ролекс» и «бьются» за них реально монстры яхтенного спорта.
Моя же регата была тоже пафосная, но забавная…
Все знают энергичную композицию популярной британской рок-группы Queen — WeAreTheChampions — «Мы чемпионы», ставшую почти официальным гимном всех победителей во всех видах спорта. Так вот, когда тебя награждают призом за победу, под эту музыку, поверьте мне, она звучит совсем иначе!
Нам в ее тоже посчастливилось несколько раз услышать победителями.
-Сколько раз?! Ну, узнаете, когда прочтете! Ну, а если не прочтете, то никогда и не узнаете! Выбор, как говорится за Вами!
Впрочем, в этой истории можно многое не читать! Ну, во первых, сам текст, над каждой фотографией, дан исчерпывающий коммент, чтобы просто посмотрев фото, быть в курсе о чем речь. Совершенно не обязательно читать характеристики лодки и подписи к чертежам яхты, они даны скорее, как дань традиции, ведь все авторы, плавающие куда-либо через океан, или даже вокруг света, обязательно всегда это делали.
Тем же, кто решился прочитать, и уже начал жалеть о напрасно потраченном времени, возможно, принесет, хоть маленькое облегчение, тот факт, что на написание этого поста я потратил в десятки, раз больше времени, чем Вы, на его прочтение.
Если же найдутся такие герои, кто прочитал всё до конца, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШИТЕ МНЕ ОБ ЭТОМ! Поскольку, лично я, в то, что такие люди живут на земле, не верю!
Эта история, впрочем, как и многие другие, началась с телефонного звонка. Звонил младший братец,
— Алло, говорить можешь?
— Да, примерно, с двух лет!
-Молодец! Тогда слушай! «Командор» предлагает в Турции походить на яхте, вдоль побережья, и островов, а потом сходить на ней в Грецию и в Италию, и если захочется, поучиться управлять парусами.
-Кто идет? Кроме капитана, он же хозяин яхты, все свои.
Плавание на парусной яхте, такого опыта у меня в жизни еще не было!
На байдарке по горным рекам Тянь — Шаня, и по озерам Карелии, да. По Лене — реке, на плоту, впятером, с одним веслом, чтоб к берегу им подгребать, тоже, да, а вот на яхте под парусом, нет!
К тому же, такой «пузогрейный» вариант плавания не давал ни одного довода против!
-Цена вопроса?
-Две недели на яхте, всё про всё, штука евро с человека, включая билеты туда — сюда.
-Когда выезжаем?
Да, хоть завтра! Но лучше недельки через две, в середине мая, море потеплее будет.
Море стало потеплее… ,но желающих купаться, все равно нет!
5
Две недели пролетели быстро, формальности с оформлением отпуска, покупка всяких — разных мелочей, например обуви на нескользящей подошве, для хождения по палубе, перчаток, для работы со снастями. Чтобы настроиться, перечитал пару книг, «про море» первую, конечно, Андрея Сергеевича Некрасова. «Приключения капитана Врунгеля», кроме того, что сама книга отличная, в ней еще есть «ТОЛКОВЫЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ БЕСТОЛКОВЫХ СУХОПУТНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ Составлен Х. Б. Врунгелем».
Забегая очень, очень вперед, могу сказать, что вполне, можно им и ограничиться, но совсем уж ничего не знать нельзя, у моряков простое, казалось бы, слово «дрейф» пять значений имеет!
Ну и еще раз перечитал Френсиса Чичестера о том, как ему на склоне лет удалось осуществить заветную мечту своей юности — на 18-метровой парусной яхте"Джипси Мот» совершить в одиночку кругосветное плавание. Ох, и врет иной раз «дядька», не стесняясь!
Сначала, вылет перенесли с раннего утра на середину дня, возражений это ни у кого не вызвало, только удобней до аэропорта добираться выспавшимися! Зато когда в аэропорту мы уже прошли все, в том числе и дьюти — фри, рейс задержали еще на три часа! Это, конечно, энтузиазма не добавило, но и сильно не огорчило, ведь «у нас с собою было!» (уже!) «Причащаться» коньячком начали в аэропорту.
1
Вы поверили, что в стаканчиках кофе?! Ну и замечательно! Не поверили?! Тоже не страшно! Главное, чтоб официантки кафе поверили, поскольку, сами знаете, приносить с собой и распивать, НИИЗЯЯЯ!Продолжили на борту,… в общем, из шестнадцати по ноль пять, коньяка Камю ВСОП до Анталии долетело меньше половины.
Зато десять литровых, двенадцатилетних братьев Чевисов и еще пять литров всякой «вкусняшки» прибыли на борт яхты без потерь! Довольно быстро получили багаж, учитывая «состояние души», к достижениям, надо отнести то, что ни чего из багажа не потеряли!
Вот так я въехал в Турцию… Как сказал будущий Штурман, не в качестве сопровождаемого груза, а в качестве социальной помощи пенсионерам
2
Перед будкой пограничников слез с тележки, сначала сунул голову в «амбразуру» — полукруглое окошко в стеклянной витрине и дыша, ну, что Вы, в самом деле?… Каким перегаром?! Крайнюю выпили за мягкую посадку! ….Дыша чистым ароматом Камю ВСОП, радостно поприветствовал двух стражей турецких рубежей -«Ассамям малейкум, севги ли дустум!» (Ассалям малейкум, мои дорогие друзья!) И только потом, в эту же амбразуру протянул свой паспорт…через две, две с половиной …секунды (!!!) паспорт опять был у меня в руках уже со штампиком, а после того, как я прошел рядом с будкой, один из погранцов открыл с боку будки дверь и улыбаясь пожелал мне -Йёлкулуклар! (счастливого пути!) Вот что значит перед поездкой не только поучить названия направления ветра, но и пару тройку фраз на языке принимающей стороны!
Пройдя границу, был несколько озадачен, долгим отсутствием моего «рикши», шел то он, прямо за мной! Правда, с тележкой сумок. Через несколько минут, толкая перед собой тележку, появился и он. Первое что сказал, вернее воскликнул
— «Миша, ну вот, как ты так можешь?! У тебя даже из рук паспорт не взяли, а у меня перелистали и прочитали каждую страницу!!!»
Собрались все на площади перед аэровокзалом. От Анталии до Фетхие, на заранее заказанном микроавтобусе, доехали часа за четыре.
В пути отполировали коньяк турецким пивом «Эфес», весьма приличным на вкус, кстати!
Прав был Рогожкин в своей «Особенности национальной охоты», после «камю» с «эфесом», я довольно бойко, общался с водителем автобуса, не скажу что на чистом турецком, но понимали мы друг друга вполне!
В Фитхие, в марине (место стоянки яхт и проживания яхтсменов) Нас встретил Капитан и хозяин яхты. Сначала о яхте, ВОТ ЭТО ТОЧНО, МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ!
Наш дом на две недели… и устройство для «эпохальных побед».
3
«…гоночная крейсерская яхта Benetetau First 40,7 постройки 2008 г. длиной 12 м, конструктора Брюса Фара спроектирована для гонок самого высокого уровня. Скоростные качества данной яхты позволяют бороться за первые места на соревнованиях любого ранга. При этом яхта обладает всеми удобствами крейсера „Люкс“ и способна быстро совершать любые дальние переходы. Длина: 12,17 м/ Ширина в миделе: 3,78 м/ осадка — 2,4 м, вес 6,9 тонн. На яхте имеется современное навигационное оборудование — JPS, Chart-plotter, ветроуказатель, эхолот, автопилот и т. д.»
О Кэпе, Ростиславе Александровиче Новодережкине. подробнее чуть позже.
ЭТО УЖЕ МОЖНО ЧИТАТЬ, ну… в принципе…
Сначала о нас. Конечно, за свою долгую и насыщенную событиями жизнь Кэп видел всякое, но такое увидишь не каждый день, пять «тел» выгрузились из автобуса в состоянии отнюдь не легкого подпития, из положительного, хорошо, что не ложились, на землю, котороя в таком состоянии кажется удивительно чистой и приятной на ощупь, так и тянет полежать, а, держались на ногах, хотя тоже, не вполне уверенно. НО, морской воздух, душ в марине, вкусный сытный ужин, как говорит мой друг — «Способствует!»
На вопрос, способствует чему?
Отвечает, а «мороженное» что?
-Просто «мороженное»!
-Просто «способствует»!
Через пару часов, уже распределившись по каютам и переодевшись в яхтсменов))
сидя в кокпите на рундуках, (Зайдя по трапу на борт вы стразу же попадаете в кокпит яхты. Кокпит нужен для размещения экипажа. Иногда даже вот такого.
2
Он бывает открытым, когда он не отгорожен от подпалубного пространства, и закрытым, изолированным от подпалубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами. Через эти трубы вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт. Рундуки — сундуки вдоль бортов, на их крышках, банки — скамейки для сидения- лежания).
Услышали от Кэпа несколько возможных сценариев дальнейшего отдыха: первое (с неодобрением) продолжаем «бухать» (участником этого сценария, Кэп себя ни в какой роли не видел) и даже не отшвартовываем «лодку» от пирса и не поднимаем якорь. Второе, перестаем пить и завтра на «лодке» выходим в море, «на красоты», и тренировку. Третье (чувствовалось, что сам Кэп, несмотря на огромное желание, в этот вариант не слишком верит!) Оказывается, через день в Гёчике начинается традиционная, в этом году тринадцатая, яхтенная регата, и устроители, фирма «Ауди», (так, на минуточку, не баран чихнул!) прислала Кэпу уже четыре личных приглашения для участия в ней! Ну, и в том смысле, что отказываться от приглашения неудобно! Но последнее слово за нами!
Если учесть, то обстоятельство, что из «экипажа», кроме Командора, остальные четверо, были на яхте, впервые в жизни, но…, уже целых два с половиной часа, (!!!) нетрудно догадаться об одобренном варианте, конечно третий! (Ну, вот только не надо презрительно кривить губы! Типа тоже, мне, спортсмены-яхтсмены! Сами знаем и какие спортсмены, и какие яхтсмены! (никакие!)) Поэтому собственно и было выставлено только одно условие — если Кэп с Командором, ВДВОЕМ, приведут яхту к финишу гонки, то мы не против участия в регате…
Утром следующего дня были распределены корабельные роли, Штурман, понятно ответственный за навигацию и за Грот -парус, братец и еще один товарищ, стали носовыми и кормовыми матросами, причем одновременно и тем и другим — «дефицит кадров», Командор, как уже ходивший на этой яхте в прошлом году, да и не только на этой ответственным за всё! мне досталось тоже, сразу две роли — кока и пианиста. А все по тому, что инициатива, наказуема! Утром обнаружил маленькую дыню, как говорится «ни туда, ни сюда», и немного нарезанного бекона, тоже ни туда, ни сюда, дыню почистил и порезал на кубики, «на один укус», а полоски бекона разрезал вдоль и чуть — чуть обжарил на сковороде и обернул ими кубики дыни, на каждого по три кубика получилось. Вообще то, блюдо готовится по принципу «лучше в Вас, чем в …таз!» но народу понравилось! и если против первой роли я не возражал, во первых, «философически» подойдя к этому вопросу, все равно кому то готовить придется, без кока ну ни куда, а во вторых, проверенный со времен солдатской службы принцип — подальше от начальства…. Правильно! — поближе к кухне! А тут, куда уж ближе! Правда и от начальства на яхте далеко не уйдешь!
Зато вторая вызвала у меня массу вопросов и полное недоумение, мне, у которого музыкального слуха не было никогда, а голос, если и есть, то просто очень громкий! (в младенчестве, рассказывают, что им я громко орал) назначить пианистом?!
Забегая немного вперед, скажу, что и с первой то ролью я хлебнул, начать с того, что у Кэпа, оказалась «губа не дурра», насчет покушать, это он сразу доказал, приготовив рыбу жаренную с овощами, просто фирменное ресторанное блюдо! Но, из- за этой, же любви к «вкусно покушать», мне приходилось в течение дня готовить не завтрак, обед и ужин, а три полноценных обеда! Казалось бы, чего проще, чем приготовить яичницу и сварить кофе на завтрак? На шестерых, в камбузе, с первыми лучами солнца, я жарил пять разных яичниц! (в соответствии со вкусом каждого члена экипажа)! Одну с огромным количеством лука, обжаренный до золотистого цвета репчатый, залит яйцом, которое сверху посыпано зеленым, лук надо было еще почистить перед этим и нашинковать, вторую без ничего, даже без соли, на минимальном количестве масла, третью, напротив, на одном масле, обжаренную с двух сторон, четвертую- глазунью, с жидкими желтками и беконом, но без лука, чтоб не перышка! Ну, здесь то, нас хоть двое было! И пятую омлет с гренками! Кроме этого, Кэп всегда говорил, что завтрак скудный (не зависимо от того что было на столе) и надобно еще приготовить греческий салат из овощей (с мацареллой, «естессно», раз греческий, овощей и зелени, благо много всяких, но их, же резать надо, а это время!) и подать ему чай с десертом… (остальные пили кофе, и отнюдь, не растворимый, а значит надо следить, чтоб «не убежал», «пялиться» на него можно было сколько угодно долго, ни каких признаков кофейной жизни, но стоило отвернуться на время, немного большее, чем требуется что бы моргнуть, ву — аля пара чашек на плите, Нептун, а эти потери, мы рассматривали исключительно как жертвоприношение богу морей, к окончанию нашего плавания стал, вероятно, заядлым кофеманом!)
Это мое рабочее место номер Раз.
Седло барана с артишоками. Блюдо по жизни, название его, скорее нарицательное, как птичье молоко! Наконец-то стало реальностью! Как готовить артишоки узнали в интернете, который работает даже в море! На сайте, у какой-то девушки, где было подробно расписано, как и что делать. Штурман, ей даже благодарность потом написал, с рассказом, о том в каких условиях эти артишоки готовились.
Кэп кофе только позже пить стал, да и то, «спешл заказ», забавная, кстати, история приключилась, чуть позже расскажу Зато, как я выбирал продукты на базаре….это песня, поэма и баллада «в одном флаконе»!!! Помидоры, например, только по аромату, какой бывает, у только что сорванных с куста.
Со второй же ролью — пианиста, ваааще БЕДААаа
А это мое рабочее место номер Два.
Вот эти штуки называются «пианино»
стоят по обоим бортам, плюс шесть лебедок,
плюс еще шесть «веревок», рядом с пианино, и еще шесть по бортам, брасы спинакера, ловушки брасов, грото — шкоты и даже внутри шкаторины стакселя (шкаторина, свободная кромка паруса, не прикрепленная к реям) тоже веревка, если ее подтянуть (выбрать) как следует, то парус не будет трепыхаться «бельем на ветру», а значит и оглушительно хлопать не будет. Всего двадцать семь штук, набирается! И за все надо или тянуть-«выбирать», «подбирать», «набивать» или — «травить» их — отпускать почти постоянно. По первости, команда: «ПОТРАВИ ТАПИНАНТУ РЕИ ГИКА СПИНАКЕРА!» " просто вводит в ступор!
Это каретка Грота самого большого паруса, уже не моя головная боль, а штурмана!
А это предметы общего пользования Глубомер, спидометр, курсоуказатель.
2
Первый в жизни переход по Средиземному морю на настоящей крейсерской яхте не запомнился мне ВОВСЕ!!! Не смогу объяснить почему, но это факт. То ли лавина новых терминов, или просто шквал впечатлений не могущих возникнуть, ни при каких других обстоятельствах, то ли невероятное количество действий и движений в повседневной сухопутной жизни просто не возможных. То ли суета на камбузе, кормить то народ надо. Но, даже «здесь помню, а здесь не помню» это не про меня! Не помню не здесь ни здесь!
Тем более фон природы, мягко говоря не вдохновлял, сами посмотрите, и это цветной снимок! Никакого тонирования!
2
Помню только, что после швартовки на муринг и схода на берег,купил в ближайшем магазинчике перманентный, несмываемый фломастер и подписал все возможные названия бегущего такелажа, с помощью Кэпа, разумеется! Кстати на «пупырчатой» поверхности яхты, для этого были оставлены гладкие места в виде незаполненных табличек.
1
Участие в регате стоило, просто, каких-то смешных денег, по полтиннику евро с носа и отдельно, шестьдесят за лодку! Скажу сразу, за четыре гоночных дня было три ужина, по- моему уже на первом мы денежки сразу и «отбили». Фуршет… перед ужином, там уже все, как положено, все за столами, с официантами.
Еще вам выдают фирменную майку и специальную бейсболку, отличается от неспециальной тем, что на затылке, есть шнурок с зажимом на конце, этим зажимом бейсболка намертво пристегивается к воротнику майки, чтоб, значит, ветром не сдуло! А если и сдуло, то чтоб в море не унесло. Большую сумку, с набором сувениров от спонсоров регаты, некоторые оказались весьма полезные, как герметичный бокс для документов, и документы на гонки, ,распечатки космоснимков с нанесенными на них маршрутами, время старта и координаты старта и финиша. Кроме этого номера для яхты, под которыми выступаешь и огромные «стикеры» с рекламой гонок, для украшения бортов лодки. А также маленькие талончики, на которых были нарисованы или тарелки с едой или …бокалы с вином, эти талоны вселяли надежду и будили воображение (сухой закон на борту действовал уже целый день!)
Это Гечекская марина причал, для всех желающих, только денежки плати
3
а чуть дальше уже частные дома, по берегам морского залива…живут же люди!
5
Всего то, четыре с половиной «лодки»! Но если посмотреть на мачты…
3
«Лодки», как и автомобили бывают разные…
5
2
1
1
Регата была организованна весьма разумно, первый день одна гонка, маршрут треугольник, Расставляются буйки на море, и яхты по данной траектории проходит дистанцию сначала надо пройти по часовой стрелке, потом против. При таком раскладе сразу выявляются все недоработки в такелаже (термины немного позже объясню, потерпите!) и есть время их исправить.
На следующий день две, старт второй начинается там, где финиш первой. На третий день опять одна, но с весьма протяженным маршрутом, практически на весь день. Финиш в марине Гечека. И в завершающий день две гонки, как говорится «на полную катушку» маршруты и длинные и сложные — вокруг островов Гечекского залива.
Первая гонка прошла, просто, «как надо»! Погода отличная, ветер «свежий», у подавляющего большинства членов команды, да что там, буквально у всех за исключением Кэпа понимание происходящего вокруг ПОЛНЫЙ НОЛЬ!!!
1
Старт гонки. Впечатление полного хаоса!
3
На мой взгляд, положение спасало то обстоятельство, что в другой, повседневной, сухопутной жизни, все «матросы» были, какие не какие, а начальники, от начальника отдела, одной из контор, название которой длиннее, чем полное имя испанского Гранта, и самым удобоваримым и понятным в нем являются только три буквы — НИИ и владельца фирмы, до директора завода, поэтому цену отданному приказу знали хорошо, как и обязательность его неукоснительного выполнения, на том и держались — Кэп командовал, остальные с максимально возможной старательностью, что к великому сожалению, отнюдь, не является синонимом правильности, выполняли команды. Всем без исключения очень понравилась «профессия» откренивателя — все свободные от «вахты» члены экипажа садятся рядком вдоль борта в который дует ветер, по морскому с наветренной стороны, и свесив ноги за борт, облокотившись на тросовые ограждения вдоль борта-леера (практически повиснув на них) «изо всех сил» стараются привести лодку в вертикальное положение -откренивают, чем ровнее стоит лодка, тем больше ее скорость. Этой «изнурительной» работой, в зависимости от ситуации, можно заниматься от нескольких минут, при частых сменах галса при встречном ветре, до нескольких часов, при попутном ветре.
Ну здесь один открениватель, А под таким креном, в основном гонка и проходит!
5
Я иногда тоже один откреневал, пока остальные пили водку занимались парусами.
4
(Положение судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левого борта) и правый галс (ветер дует с правого борта). Ходить галсами — при встречном ветре, вести судно короткими отрезками с постоянной переменой курса)
Как человек, привыкший к тому, что если у него и шатается пол под ногами, а горизонт и качается справа налево и обратно, то очень редко, и только в состоянии сильного подпития, а не целыми днями, как на яхте, когда, к тому же,«ни капли», «ни в одном глазу»!
ВОТ ЭТОТ АБЗАЦ ЧИТАТЬ, ДАЖЕ ВРЕДНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
, изображая из себя «морского волка», к тому же, просоленного во всех местах, мог бы и так написать: «Для пампинга, наклонитесь внутрь лодки, возмите гика-шкот у самого стопорного блока или за конец между стопорньм блоком и блоком на гике и изо всех сил быстро выберите его, насколько сможете. Такое движение разрешено при условии, что рулевой не перекренивает лодку на ветер, а просто удерживает ее в балансе».
Только, как говорит мой товарищ — ставлю тельца, против яйца, что дальше этой фразы, даже самый любознательный читатель " не пойдёть»! поскольку, рассказ то выглядит, конечно «фасонистее» но вряд ли интереснее по тому, что не понятнее!!!.
а ВОТ ЭТОТ, ПОЛЕЗНО!
Здесь и далее, считаю необходимым, для таких же, как я сухопутных обитателей нашей планеты, давать, как можно более подробные и понятные пояснения к морским терминам, Причем делать это буду «по ходу пьесы» так как немного отыщется охотников, после каждого «тарабарского» слова заглядывать в словарь в конце рассказа. И так, про ветер, как основную движущую силу «лодки»:
Если ветер дует прямо в попу (корму), говорят, что курс фордевинд.
Когда в левое или правое полупопие (не в корму, но сзади) — бакштаг
Вот текст песни. Лет сорок назад, вызывавшей мурашки вдоль спины:
1. Пора в дорогу, старина, — «подъем» пропет, Ведь ты же сам мечтал услышать, старина, Как на заре стучатся волны в парапет И чуть звенит бакштаг, как первая струна. Дожди размоют отпечатки наших кед, Загородит дорогу горная стена, Но мы дойдем — и грянут волны в парапет, И зазвенит бакштаг, как первая струна.
2. Послушай, парень, ты берешь ненужный груз: Ты слишком долго с ней прощался у дверей. Чужими делает друзей слепая грусть, И повернуть обратно хочется скорей. Пойми, старик, ты безразличен ей давно. Пойми, старик, она прощалась не с тобой. Пойми, старик, ей абсолютно все равно — Что шум приемника, что утренний прибой.
3. А если трудно разом все перечеркнуть, Давай разделим пополам твою печаль. И я когда-то в первый раз пускался в путь, И все прощался, и не мог сказать «прощай». Ну, что ж, пойдем, уже кончается рассвет, И ты же сам мечтал услышать, старина, Как на заре стучатся волны в парапет И чуть звенит бакштаг, как первая струна.
Так вот, Владимир Ланцберг, написавший стихи и музыку этой замечательной песни, вовсе даже не ошибся! Потому, как бакштаг, это не только направление ветра, но еще и часть стоячего такелажа, короче, опять «веревка», поддерживающая мачту с кормы.
Когда прямо в бок (в борт) — галфинд.
В скулу — (что удобно, для запоминания, у яхты тоже есть скулы) бейдевинд.
Ветер, дующий прямо в нос, левентик, или по меткому выражению Христофора Банифатьевича (Ну, это Врунгель, который) вмордувинд.
Подготовка к банкету, в честь открытия традиционной, ежегодной «13 Гёчекской регаты» началось уже с утра и сильно интриговало…
1
В тот же «Вечер трудного дня», в марине Гечека был организован банкет, в честь открытия регаты и первые награждения за первые, первые места! На этой регате было много неожиданного, удивительного, а порой и просто мистического. Вот как этот фуршет, например.
1
Праздник жизни!
1
И мы оказались на нем, совсем не чужими! Так, совершенно неожиданно для нас, выяснилось, что «по пересчету» мы в первой (и пока единственной) гонке заняли третье место?!?!?!
1
Раз уж обещал давать, как можно более подробные и понятные пояснения к морским терминам продолжу, научно доказано, что более длинная лодка, при прочих равных условиях, будет иметь большую скорость и если соревнуются две лодки одна длинная, а другая, не очень, кто победит? Ответ очевиден! Чтобы уровнять их шансы на победу и был введен гандикап, или пересчет параметров лодки, на основании различных обмеров корпуса, количество обмеров доходило….внимание!!! До СТА ПЯТИДЕСЯТИ!!! Вот и получилось в итоге, что " Системы обмера оказывают большее влияние на архитектуру гоночной яхты, чем морская стихия во всех ее проявлениях…" (D. Phillips-Birt «An Eye for a Yacht»). И все разнообразие видов корпусов яхт происходит именно из-за того, что менялись правила обмера! Иногда, это бывает очень обидно, пришел к финишу вторым или третьим, а то и первым, а после пересчета, будьте любезны, ваше место «нумбер» шесть! А иногда очень даже приятно, как нам, например! Финишировали, далеко не первые, в «толпе» длинных лодок, а в «сухом остатке», третьи!
Женщины, я думаю, и так все поняли, поскольку, от природы сообразительнее!
А ЭТОТ АБЗАЦ, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МУЖЧИН: (ЖЕНЩИНАМ ЧИТАТЬ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ!)
Ну, вот например, соревнуются три девушки в длине ног, (Судьи, естественно, мы, мужики, как и в жизни!) Одна блондинка, ростом метр восемьдесят пять, другая шатенка, метр семьдесят четыре, и третья брюнетка один метр пятьдесят три, с кепкой Кто победит в абсолютных величинах? Опять, же, ответ очевиден! И ни каких сомнений быть не может! А теперь введем гандикап или, по- другому, пересчет. Рост, стоя минус, рост сидя получим собственно длину ног в чистом виде, и тоже, чьи длиннее совершенно понятно! А теперь длину ног разделим на рост их обладательниц, да если из того что получилось, я имею в виду число, конечно, еще и квадратный корень… извлечь, а полученные величины сравнить… То, неожиданно, выяснится, что у маленькой брюнетки самые длинные ноги, а у высокой блондинки, самые короткие! (это, конечно, один из возможных вариантов, самые короткие, могут быть и у шатенки!) (вот Вам и пересчет! Се ля ви, как говорится!) А теперь, разрешим девушкам, для достижения лучшего результата внести конструктивные изменения и воспользоваться для этого некими техническими средствами (отсюда и изменения в корпусах лодок, длине мачт и площади парусов). Ну, а какой высоты каблуки, женщины «применяют» для изменения этого самого «конструктива», мы с вами мужики и так каждый день видим, стоит только на их ножки посмотреть!!! Ну, вот про яхты, как смог объяснил!
ЖЕНЩИНЫ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, НУ В СМЫСЛЕ ДАЛЬШЕ ЧИТАТЬ МОЖНО!
Рассказываю дальше. Важной составляющей гонки, после ее окончания, конечно, является швартовка, для, нас, сухопутных аналог парковки. Это отдельная песня. Наверное, как и с автомобилем, парковаться зачастую сложнее, чем просто ездить, особенно, в сложных погодных условиях и при минимальном количестве места, а если еще и надо пришвартоваться к борту другой яхты, так как места в марине уже не осталось… вот, где целая наука! И несколько интересных новых слов — кранцы за борт, ловим муринг, отдаем швартовы.
МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ.
»При швартовке в больших маринах, очень распространенным является использование так называемого мертвого якоря (Mooring), на дно кладется, тяжелая бетонная плита, к которой привязан прочный канат. Таким образом, плита является нашим якорем, а канат — якорной цепью. Как всю конструкцию целиком, так и собственно этот канат часто называют мурингом.»
МОЖНО ЧИТАТЬ, ну, если еще не надоело…
А швартовы это две веревки, которыми лодка привязывается за корму к пирсу и встает на растяжку — назад нельзя, якорь — муринг не пускает, вперед не уплывешь, швартовы держат, зато вверх — вниз и с борта на борт, качайся и переваливайся, сколько хочешь! Спать в таких условиях просто наслаждение, как в колыбели укатывает! (укачивает, на море имеет несколько иной смысл, и не дай Вам, как говориться, этого самого укачивания на себе испытать!)
Дневник гонок и тогда не вел и сейчас не собираюсь, но вот интересные моменты, в «клиповом варианте», так сказать, хочется здесь отразить. На третьей гонке воды оказалось более чем достаточно не только снизу, под лодкой, но и над ней — пролился просто фантастический ливень, я такой раньше только в Таиланде видел, правда, теперь, с некоторых пор, такие и в Подмосковье совсем не редкость!
Экипаж банально замерз. Кэп, пользуясь возможностью длинного перехода при попутном ветре, и не занятостью «пианиста» распорядился подать команде кофе, а себе чаю, «для сугреву» то, что к чаю или кофе надо подать еще и кучу разнообразных бутербродов подразумевалось само собой и даже не озвучивалось! Пока я на камбузе «тасовал» бутерброды с маслом, сыром, колбасой, беконом, зеленью и овощами в общем, с чем Бог послал, (не так то это просто на ходу и при обеих качках -носовой и бортовой!) У меня созрел дерзкий и коварный план! Высунувшись из каюты, перекрывая шум ветра, дождя и волн, прокричал: «Кэп, а кофе по-ирландски можно подать? — Можно! Разрешил Кэп, не чувствуя подвоха. Разлив, по пол бокала виски и слегка подкрасив его кофе, подал в кокпит. Ну и что, что в оригинальном рецепте все наоборот?! Как говорит мой сын — Шеф повар ресторана, кстати! «Каждый новый рецепт, это ошибка повара!» Тарелка с бутербродами, и чай были поданы Кэпу раньше, в первую очередь, традиции блюдем! Понятно, что эти раздолбаи, даже из чувства самосохранения, не смогли не лыбиться, после первого же глотка «кофе по-ирландски»!
От зоркого глаза Кэпа не укрылась такая необычная реакция на «чашку» кофию и, будем считать, что из любопытства, он попросил сделать ему тоже «кофе». Зная предпочтение Кэпа более к коньяку, нежели, чем к виски, сделал ему «кофе по-французски» с соблюдением тех же пропорций! Вынес наверх, предусмотрительно, положив на блюдце ломтик лимона. Кэп пригубил… повисла напряженная тишина….дождь кончился и кажется, даже ветер по притих! Улыбнулся, сказал, «ну черти» и под общий «ржачь», допил кофе и закусил лимоном. СУХОЙ ЗАКОН НА БОРТУ БЫЛ ОТМЕНЕН! К финишу пришли, когда там уже маячил «лес мачт» Штук пять минимум. Вроде все понятно, ушли на свою стоянку, вечером банкета не было, пошли в город, потом спать. На следующий день утром по пути на старт, к нам по очереди подходили «лодки», буквально борт в борт и со всех — поздравляем, молодцы! Помилуйте с чем?! Вы выиграли вчера гонку! Как говориться «Не понял» -?!! из всех «передних» лодок две ошиблись в маршруте, а три были длиннее. Эту гонку мы выиграли — первое, первое место! Но поверить в это было трудно, а проверить негде!
Первый раз первое место! А мы и неожидали, так поужинать пришли, и вдруг вызывают, на подиум приятно!!!
2
Зато второй раз первыми мы были «вчистУю»! Сразу после старта, буквально, когда последняя лодка пересекла стартовую линию ветер стих совсем! Зрелище весьма и весьма! Вот стоят рядом — близко десятки яхт, экипажи общаются между собой, зовут друг друга в гости, «на рюмочку чая» . Вот тут то — Кэп и показал «кто в доме хозяин»! Нас он, буквально, загонял, чуть впереди на море была видна слабая рябь, а значит ветер! До этой ряби мы добирались только, что, не маша парусами, как крыльями, то ставя их «бабочкой», когда Грот по одному борту, а стаксель по другому, то постоянно меняя галсы, то закренивая лодку, это когда самый габаритный, лежит в каюте на кожаном диване, и своим весом наклоняет лодку к воде, над поверхностью вероятность ветерка больше.
Паруса бабочкой -ловят больше ветра, значит больше скорость.
1
Лодка, как голодный пес за брошенной костью, кидалась от одной ряби к другой и шарахалась от зеркал — совершенно гладкие участки моря — там штиль. Только не думайте, что все это было быстро! На спидометре скорость пешехода четыре — шесть километров в час, сколько мы шли до поворотного буя, сказать трудно, может часов ПЯТЬ, и вот он поворот вокруг буя и назад к финишу! Буквально навстречу всем остальным! Ну, и тут, как и положено, по законам жанра, включился хороший ветер, всем встречный, а нам попутный, даже спинакер поставили! Шли эту гонку одним галсом — без поворотов, по прямой. И это была самая сонная гонка. Делать особо нечего, со всем справлялся наш Кэп — шкипер за рулем. Поворотов не было, даже откренивать и закренивать не нужно было. На финише «в гордом одиночестве» открутили фигуры — петли, восьмерки и скрутили стаксель.
Кто-то еще на всех парусах мчится к финишу, а мы уже ВСЕХ победили! Сворачиваем, точнее сказать, скручиваем стаксель.
2
Тут и остальные подтянулись, все же несколько лодок не уложились по времени и к концу гонки до финиша не успели, так в море и плавали!
5
Ну и шестая гонка, самая запомнившаяся. Надо было пройти между островов в Гечекской бухте. Пройти вдоль одного, потом между двух, развернуться вокруг следующего и вернуться на финиш, вдоль четвертого. Шли, так и хочется написать «как всегда» впереди всех, Кэп очень удачно стартовал, секунда в секунду после сигнала пересек стартовую линию, и оторвались на несколько корпусов от остальных. Прошли дистанцию в хорошем темпе.
На третий день начинаешь ориентироваться — при фордевинде, две лодки идут галсами, правым и левым, синяя закончила лавировку, убрала стаксель, поставила спинакер, и на финишную прямую…
3
Вот удачный кадр. Кэп на меня орет, что не потерпит фотокорреспондентов на борту во время гонки!
3
Пришлось ему объяснить, что это для него гонка, а для меня, событие в жизни полное новых впечатлений! Ине сфотать эти события я не могу! Кэп успокоился, что-то поколдовал со штурвалом, поймал ветер и мы еще быстрее пошли. Посмотрите на кильватерный след, за лодкой, как от моторного катера!
3
Такую картину, из пузатых спинакеров, можно увидеть, только если ты впереди…далеко впереди!!!
4
Подготовка к утренней гонке, изучение маршрута, нанесение точек поворота, одна ошибка, чуть не лишила первого места.
1
Впереди крайний остров, Штурман сверился с навигатором и скомандовал «Кэп, лево руля» яхта увалилась от ветра и мы бодренько пошли к острову. Все что произошло в следующие несколько минут, очень хорошо иллюстрирует, какой разнообразной может быть жизнь во всех ее проявлениях. Мы со Штурманом находились в каюте, из динамика рации, настроенной на волну гонки кроме треска атмосферных помех слышалась английская и турецкая речь. И вдруг….Динамик замолк, даже помехи пропали и в наступившей тишине из него на чистом русском языке ….Внимание, двадцать вторая, внимание, остров оставлять слева по борту, двадцать вторая, остров оставлять слева по борту! И все смолкло. Мы со Штурманом посмотрели друг на друга. Понадобилось несколько мгновений, чтобы осознать, тот очевидный факт, что двадцать вторая это мы, вернее номер нашей лодки в регате, достали лист с распечатанным на нем космоснимком из «гугля», так и есть, поворотная точка маршрута правее острова! Значит вчера, при прокладке курса на навигаторе «малёха» ошиблись! Штурман бросился наверх — «Капитан, право руля, остров проходим левым бортом!» Капитан повернул штурвал, яхта начала приводиться к ветру (когда от напрвления ветра поворот, это уваливаться, а когда поворот в сторону направления ветра это приводиться) А чтоб спинакер не полоскало на ветру резко подобрали брас (натянули «веревку», привязанную к нижнему углу паруса с наветренной стороны, с подветренной называется шкотом для удобства различаются цветами синяя и красная, например) и в этот момент налетел шквальчик! (очень резкий порыв ветра) … Зато, я теперь знаю, с каким треском рвутся ШЕСТЬ ТЫСЯЧ евро одной бумажкой, одним полотнищем, примерно таким:
. Парусов стало сразу два, жаль только ни к чему не пригодных! Порванный спич (иногда так на сленге называют спинакер) быстро убрали, из рубки достали другой. Поставили, вернее попытались, но после того как я выбрал фал и поднял спинакер, у Командора рука попала на излом между шкотом и спинакер гиком, Командор закричал- «опусти гик, руку мне счас сломает!» Вообще-то по правилам надо командовать «потрави топенант гика спинакера (или спинакер реи)» Но я привередничать не стал, открыл стопор топенанта на «пианине» чтоб опустить гик, беда только в том, что стопор шкота я не закрепил! (ну сами понимаете, тревога, за здоровье товарища, волнение…) Спич взмахнул двумя освободившимися углами как птица крыльями, но вместо того, чтобы улететь в облака, опять же как птица, нырнул в море, впрочем, морские птицы, тоже ныряют в море, за рыбой!,
Везде надо стараться увидеть хорошее, типа
-Ну и говно же ваш начальник,
увидел начальника.
-Ну, в хорошем смысле этого слова!
Так и здесь, ситуация просто… (ну сами обзовите, в меру своей кулюторности и фантазии) а я такие слова здесь писать не буду! Но, хорошо, что парус под яхту не занырнул и киль «не приобнял», а решил рядом с «лодкой» поплавать. Никогда не думал, что выуживать из воды парус это, что-то запредельное! Как будто не из воды тащишь, а из цементного раствора, который уже «схватываться» начал! Все-таки победили «купальщика» втащили на борт, расстелили на крыше рубки сушиться. Поставили стаксель (просто раскрутили со штага — с «палки», которая спереди поддерживает мачту) и «устремились» к финишу, на котором уже минут десять, как должны были быть,! Теперь, «зацените» наш отрыв, если после всех наших «танцев с бубнами», режиссером — постановщиком (виновником), которых был я, Турки — главные наши конкуренты, обошли нас всего, на ДВЕ минуты!!! И заняли благодаря этому общее второе место в регате
1
Мы, стало быть, третье. И все — таки, я считаю, что гармония, это величина абсолютная. И если бы, не полная команда (полная команда для таких гонок восемь человек) из пяти «сухопутных крыс» и одного морского волка, обошла бы хозяев регаты, опытных мореходов, и оставила бы им только третье место, это уже даже не зверинец, а просто цирк какой-то, был бы!
Ну, тут мы уже попривыкли, по два раза за вечер выходили, каждый раз под квиновскую — «Мы чемпионы»!
2
Первое место в пятой гонке. Общее третье в регате…
1
Приоделись по этому случаю, благо спонсор и одежку презентовал!
1
С этими фото тоже история интересная получилась, когда поднимались на подиум (ну, мог бы написать и пьедестал) для награждения, ни кого рядом не оказалось, чтобы сфотать, сей момент. Левым ухом перед самым подиумом услышал русскую речь — говорила женщина, сидевшая в первом ряду «партера» бросился к ней. Попросил снять, показал на какую кнопку нажимать. Когда спустились уже с призом, подошел, отдавая фотик, она кокетливо заметила, что такие снимки тоже стоят награды…, Подарил самое дорогое что у меня было в тот момент — специальную бейсболку с логотипом регаты, снял со своей головы, и одел ей, ну и конечно … не преминул, обнял и… поцеловал! В «зрительном зале» раздался вздох, но с разными оттенками, от отчаянного, вероятно присутствующие здесь феминистки, поняли, что все усилия в их борьбе за равноправие, потерпели полный провал в этот момент! Американцы, вздыхали возмущенно, расценили поцелуй, как акт сексуального насилия над суверенной личностью, на грани сексуального терроризма! Только наши мужики, и конечно турки, одобрительно заулюлюкали! Решили снятся с призом
4
В ту же минуту, к нашему столику подошла девушка, Мадам просит всех оставить свои автографы на бейсболке. А кто есть мадам? Мадам заместитель председателя комитета концерна «АУДИ» по организации гонок! Оба — на! Практически второй человек в организации регаты! Расписались на козырьке, сфотались с девушкой.
3
Наши главные соперники — хозяева регаты, команда Турции первое место в шестой гонке («на его месте, должен был быть я! Напьешся, будешь!» — Бриллиантовая рука)
1
Второе в регате («на его месте, должен был быть я! Напьешся, будешь!» — Бриллиантовая рука)
1
Победители регаты экипаж Андрея Арбузова — действующего чемпиона мира. Очень искренние эмоции у Ираклия.
1
Вот, такие команды тоже бывают, «открениватели» у всех, что надо!
2
Они же, чуть позже за соседним столиком, на банкете.
1
И такие команды бывают, как они в лодке то помещаются?
1
А от такого матроса…Ну какого? Такого!, В центре, единственный, без штанов стоит! Думаю, ни один мужской экипаж не отказался бы!
1
Если кто-то по предыдущим моментам, уже нарисовал себе портрет Кэпа то вот Вам еще несколько «штрихов к портрету»
2
Ростислав Александрович Новодережкин -Профессор института гидротехники, доктор технических наук, автор более пятидесяти изобретений и трех научных книг, выпустил безмерное количество аспирантов, шестьдесят лет за штурвалом, ОДИННАДЦАТИКРАТНЫЙ чемпион Сов. Союза и России, призер чемпионатов мира, семьдесят четвертый день своего рождения отметил с нами в плавании… Природа мать в честь такого случая учинила девятибалльный шторм!
ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ!
Фамилия Новодережкин, в произнесении и написании непреодолима для иностранцев, поэтому, по всему миру в яхтенном мире, просто Ростислав, третье место! (Обведено мной на фото
1
Празднуем победу, экипаж, первую в жизни! Ну, а Кэп,… в жизни это называется infiniti бесконечность! «Охотники на привале»
1
С другой стороны рассказать есть о чем, ну, вот хотя бы ситуация…
10
Вроде все ПИПЕЦ, «встретились два одиночества»! Скрежет и дрожь столкнувшихся корпусов, звон лопающихся тросов такелажа, треск рвущихся парусов. Душераздирающие стоны раненых. Бульканье тонущих за бортом… Ан нет, «разъехались»!
После регаты — укладка боевого стакселя, послужил… еще три есть, для тренировочных походов, поменьше, полегче…
2
Вот этой живописной картинкой, где кромки яркого желтого полотнища — укладочного стола для парусов, динамично вырываясь двумя диагоналями из нижних углов снимка, настойчиво ведут взгляд зрителя, по складкам паруса, как по ступенькам парадной лестницы к… Жо… композиционному и смысловому центру этого нетленного полотна! (небольшая рецензия на композиционное построение снимка получилась!) Я и хочу закончить первую часть рассказа…