КАТМАНДУ. ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Понятно, что отпуск не для того, что бы спать, поэтому мы взодрались в начале восьмого, приняли завтрак — за 200 рупий отель предлагал стандартный набор: чай, два тоста, два яйца, масло, джем, и снова отправились покорять непальскую столицу.
Первый пунктом на сегодня была назначена ступа Сваямбунатх. По карте до нее было около трех километров, и естественно, нам даже в голову не пришло брать такси — ноги-то всегда с собой. Сориентировавшись, мы свернули с нашей улицы с нужную сторону, и почти ни разу не заблудившись, за час с небольшим дошли до искомого места. Первый шок от города прямо на глазах уступал место интересу и восхищению — если не обращать внимания на висящую в воздухе пыль, то гулять по Катманду оказалось очень интересно.
К вопросу о стирке…
Постепенно привыкаешь к раздражителям типа сигналящих мотоциклов — они спокойно объезжают идущих пешеходов, ну, могут иногда и толкнуть в узком месте…
Священные коровы гуляют по городу…
Курятина.
Не обращаешь внимания на горы мусора — в конце концов, мы же не собираемся переезжать сюда жить. Разрушенные дома привлекают внимание своими внутренностями, а не разрушенные — изящной резьбой что по камню, что по дереву.
Вид на город по дороге к ступе…
Забегая вперед, скажу, что уже к концу этого дня, мы полюбили Катманду, со всеми его достоинствами и недостатками…
У вас опять отключили горячую воду?
По дороге.
Дорогу к ступе преграждает река Бишумати, приток Багмати, которую мы посетим позже. Мда, такой грязной и вонючей реки я не видел ни разу!
Нет, видел… Похожая река была в Венесуэле, в городке Катиа-Ла-Мар. В районе моста, где мы переходили реку, под слоем мусора не везде можно было увидеть воду, а запахи… Перейдя реку, мы увидели нашу цель — ступа стоит на высоком холме.
Говорят, что давным-давно, долина Катманду была заполнена водой, и представляла собой огромное озеро с островом в центре. Однажды над этим озером парил Изначальный Будда, который, увидев эту красоту, бросил на остров семечко лотоса, и предсказал, что из него вырастет чудесный тысячелетний лотос. Он будет хранилищем изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу. Лотос расцвел спустя 800 лет. Однажды покровитель мудрости и знаний, Манджушри, пришел сюда из Тибета, чтобы поклониться священному цветку. Он рассек горы мечом, и вода вытекла из долины. Остров превратился в холм, который назвали Обезьяньим, из-за большого количества населяющих его обезьян. На вершине холма из ниоткуда возникла хрустальная ступа, названная «самовозникшей», Сваямбунатх. Позже, вокруг ступы был построен храмовый комплекс. Строительством храмов в 460 году руководил лично король Манадэва, а к 13 веку Сваямбунатх стал крупным буддийский центром. К сожалению, ступа была разрушена в 1346 году монгольскими завоевателями. Позже, комплекс и ступа были отстроены заново, претерпев при этом значительную реконструкцию.
На лестнице. Не такой уж и обезьяний храм…
К ступе и храмам вверх на холм ведет лестница из 365 ступеней. Поднявшись по ней (по дороге к вам обязательно пристанут продавцы сувениров, нищие, а если совсем не повезет-то и обезьяны), вы попадаете на территорию храма (вход 200 рупий).
Лестница.
Центр комплекса занимает ступа — огромная белая полусфера (символизирующая воду), стоящая на основании, выполненном в форме мандалы (символ земли). На полусфере стоит позолоченный куб (символ огня) с нарисованными на четырех сторонах глазами Будды — визитная карточка Непала. Выше находится коническая крыша, состоящая из тринадцати колец, символизирующих тринадцать ступеней, которые следует пройти на пути к Нирване. Крышу венчает символ Нирваны — зонт, а еще выше находится шпиль, символизирующий эфир. От шпиля в разные стороны тянутся разноцветные тибетские флажки с молитвами.
Ступу опоясывает ряд молитвенных мельниц — полых медных цилиндров, украшенных надписями на санскрите, с молитвами, написанными на свитках бумаги, внутри. Ступу (а так же остальные буддийские храмы) надо обходить по часовой стрелке, правой рукой вращая мельницы — это равносильно тому, что вы прочли все молитвы сами.
Вокруг ступы расположены индуистские и буддийские храмы — странные, разномастные, загадочные.
Свечи, гигантская мельница и сам монастырь Dongak Choling Gompa
Территория битком набита непальцами, совершающими разные непонятные ритуалы, и туристами, глазеющими на все это действо.
Само собой, от ступы открывается замечательный вид на затянутый пылью город.
Над территорией витает дым от благовоний, горящих на каждом углу, из каждого храма доносится «ом мани падме хум» — самая популярная тибетская мантра, и многоголосый и разноязыкий шум от сотен людей — молящихся, крутящих мельницы, торгующихся с продавцами сувениров, обсуждающих и восхищающихся…
Храм Hariti Temple и молящиеся около него люди…
Сувениры, которых тут миллион…
Думаю, что именно в этом месте мы с Ксю прониклись Непалом, Катманду, переплетенной буддийско-индуистской религией, мантрами и тибетскими флажками.
Каждый последующий день мы получали все больше удовольствия от происходящего, полностью игнорируя так раздражавшие нас в первый день вещи.
Рядом с большой Ступой располагается много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств. Строительство большинства из них финансировалось королями, браминами, богатыми домовладельцами или другими последователями из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней.
Позже, уехав из Катманду, мы стали по нему скучать, а вернувшись туда — радовались. Не то, что бы я хотел там жить, нет, но провести там некоторое время было бы замечательно.
Дордже у подножия ступы Сваямбунатх.
Бронзовая мандала у одного из храмов.
На ступе мы провели около двух часов. И, признаться, могли бы пробыть там гораздо дольше, но почему-то в отпуске никогда не хватает времени… Спустившись вниз по 365-ти ступенькам,
мы нашли магазинчик, где взяли холодного пива (200 рупий) — была изрядная жара, и в горле першило от пыли. Пока пили пиво, разговорились с продавцом — толи он сам, толи родственник его, не помню уже, учились в России, поэтому все — русские друзья, ла-ла-ла, трам-там-та.
Дальше в наших планах был Боднатх — еще одна гигантская ступа. Она стоит на другом конце города, поэтому до него мы пешком идти не собирались. Видя лояльность продавца, я обратился к нему с вопросом — сколько туда стоит такси. Без проблем — ответствовал милейший продавец, и тут же заслал свою дочку за машиной. В результате получасовая поездка через весь город встала нам всего в 400 рупий.
Боднатх оказался шикарнейшим местом. Купив билеты (150 рупий) мы прошли на территорию.
Боднатх считается самой большой ступой в мире. Ее высота достигает 40 метров, окружность — около ста. Боднатх является основным центром буддизма в Непале.
Построена ступа была в 6 веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и именно тут останавливались все паломники и караваны.
Она похожа на Сваямбунатх, только больше размером, и 13-ти ступенчатая крыша не круглая в сечении, а квадратная. Ступа стоит на просторной круглой площади, которую окружают многочисленные храмы, монастыри, гостиницы, рестораны и сувенирные магазины, расположенные в красивых домиках.
Тут нет такой давки и толкотни, как около Сваямбунатха, благодаря большей площади люди спокойно ходят кругами вокруг ступы, или поднимаются на террасы вокруг нее. Отовсюду так же звучат мантры — спустя какое-то время к ним так привыкаешь, что если их вдруг становится не слышно, чувствуешь, что чего-то не хватает.
Обойдя ступу раза три (по-хорошему, это надо сделать 108 раз), мы поднялись в один из многочисленных ресторанчиков с открытой крышей и видом на ступу. Взяли момо (изумительно вкусные местные пельмени) и пиво — 16 долларов.
Я сидел практически на уровне глаз Будды, и, честно говоря, не верил — столько раз я видел эту ступу на фотографиях и по телевизору, никогда не рассчитывая увидеть ее вживую — и вот, я сижу, пью пиво «Эверест», а прямо на меня смотрят любящие глаза всевидящего Будды… Ребята, это был полный восторг!!!
Насладившись зрелищем, пищей и пивом, мы пошли ловить такси в сторону дома. От Боднатха меньше чем за четыре сотни с тобой даже разговаривать никто не будет. Ну и ладно. Пройдя метров двести в сторону, мы поймали уже нормального таксиста, и доехали до Тамеля всего за 250 рупий. Почему-то в этот раз я торговался с таксистами до упора — не знаю, что меня так воткнуло, обычно я бываю более лоялен…
Приехали домой, бросили в номере лишние вещи (в магазине у Боднатха мы с Ксю купили по шикарной тханке всего по 20 баксов), и пошли гулять по Тамелю. Вот где Клондайк, пещера Али-Бабы и прочие распродажи… Я все возьму, мне все здесь надо… Классные аутентичные сувениры — от мелочевки, до каких-то огромных вещей. Бронза и дерево.
Молитвенные мельницы и поющие чаши. И еще миллион всего. Это было тяжело. Я уже привык к юго-восточноазиатским сувенирам, и хожу там довольно спокойно, но тут все было в новинку, и хотелось всего…
Еще больше выносили мозг магазины туристической одежды — North Face, Columbia, Marmot, куртки, штаны, ветровки, ботинки, футболки, рубашки, спальники, палатки, рюкзаки — все, все, что только в голову придет, за сущие копейки. Это было тяжелее всего. Мы с Ксю по очереди объясняли друг другу, что это нам не нужно, это уже есть, и третья куртка и четвертые штаны мы все равно не будем носить. Но… так хотелось!!!
Дабы прервать это мучение, мы, по старой памяти, завернули в тайский ресторан, оказавшийся не только очень вкусным, но и весьма дорогим. За три пива, две здоровые миски том-яма, карри, рис и манговый сок, мы отвалили 41 доллар — спасибо хитрым налогам, про которые я писал раньше. Обожравшись, мы еще погуляли по Тамелю (исключительно в качестве моциона), и отправились домой, так как нам нужно было решить одну важную вещь — посещение Читвана. Изначально мы так и не решили, как нам поступить — заказать себе тур в Катманду, или разбираться со всем по приезду в Читван. Однако наш отель (думаю, как и все остальные), держал свое турагентство, и при заселении нас предупредили, что могут отправить куда угодно, причем, как проживающих, недорого.
После долгих переговоров и торгов, мы согласовали следующую программу — нас встречают в Читване, заселяют в гостиницу с видом на реку и трехразовым питанием. Экскурсии — на лодке по реке и индивидуальный пеший трек по парку на весь день, в другой день на слонах по джунглям, посещение слоновьего питомника, что-то еще и что-то еще, плюс билет на автобус из Читвана в Катманду (12 долларов). За это все мы заплатили 175 долларов с носа. Не знаю, было бы дешевле устраивать это на месте, или нет, но могу сказать, что мы были полностью удовлетворены как жильем, так и всеми экскурсиями.
Оформив сделку, мы, с чувством выполненного долга завалились спать — завтрашний день обещал быть не менее интересным.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия