В Кувейте на улице Arabian Gulf St в одном едином комплексе находятся сразу три музея — Национальный, Исторический и Музей культурного наследия бедуинов.
В Кувейте на улице Arabian Gulf St в одном едином комплексе находятся сразу три музея — Национальный, Исторический и Музей культурного наследия бедуинов.
Не могу сказать, что мы с женой получили здесь улётные впечатления.
Впрочем, начну обо всём по порядку. Национальный музей Кувейта был создан в 1983 году, за два дня до Государственного праздника Кувейта.
По инициативе шейха Кувейта Аль-Джабера-аль-Сабаха было решено открыть центр исламской культуры,
который помог бы гражданам государства ознакомиться с историей художественного и прикладного искусства своего народа,
а туристам внушил бы уважение к творчеству древних мастеров,
приблизил бы их к пониманию мировоззрения ислама.
Идея была хорошей, но всё же Национальный музей Кувейта к мировым шедеврам отнести сложно.
Во время иракского вторжения в 1990 году, он был полностью разграблен оккупантами.
Среди украденных вещей оказались знаменитые экспонаты коллекции шейха Аль-Джабера-аль-Сабаха, а также вся научная библиотека. Данная коллекция не уступала Музею Тарек Раджаб, и даже превосходила его.
Собранные шедевры представляли полное хронологическое и географическое распространение ислама и арабской культуры.
Единственными вещами, оставшимися на тот момент в музее, оказались две деревянные двери, вырезанные в XIV веке и привезённые сюда из Марокко. Их не смогли утащить в виду их громоздкости.
Что-то после войны было возвращено, но основная экспозиция оказалась утеряна.
В отсутствии интересных и значимых экспонатов власти страны воспроизвели в манекенах сценки жизни Кувейта из прошлого,
разложили какие-то монеты и украшения,
продемонстрировали национальную одежду,
повесили на стенах старинные фотографии.
Мы с женой на тот момент только прилетели из Йемена, где всё это видели живьём.
Соответственно подобное не произвело на нас колоссального впечатления.
Ради справедливости скажу, что этот музей очень похож на аналогичный в Багдаде.
Рядом с Национальным находится музей археологии. Скажу честно, здесь вообще смотреть нечего.
Вся экспозиция из монет, фигурок, кувшинов, наконечников и черепков уместилась в одном небольшом зале.
Дело в том, что особых древностей на территории Кувейта нет.
Арабы тысячелетиями кочевали здесь по пустыне, не меняя при этом привычный уклад жизни.
Но Кувейт в любом случае лежал на перекрёстке торговых путей.
Заезжие купцы с дикими кочевниками соприкасаться не желали.
Во все времена они старались обустроиться на близлежащем острове Файлака — именно там найдены выставленные в музее артефакты.
Рядом с Музеем археологии имеется стенд, где можно увидеть все бывшие и нынешние деньги Кувейта, собранные за его такую недолгую историю.
Третий объект для посещения в этом месте — Саду — Хаус (культурный фонд и музей бедуинов).
В конце 70-х годов прошлого века правительство Кувейта озадачилось собрать и продемонстрировать национальные изделия бедуинов.
Конечно, не все удалось восстановить сразу и в полном объеме. Труднее всего, оказалось, собрать мастериц, занимавшихся некогда весьма распространенным промыслом — изготовлением полотнищ из козьей шерсти, которые шли на бедуинские палатки и шатры.
Их ремесло требовало немалого усердия, а труд был очень кропотливым, ибо полотнища должны были быть одновременно прочными, не продуваемыми и легкими.
Перевод бедуинов на оседлость резко снизил спрос на палатки, отчего многие мастерицы оказались не у дел.
Копившийся в течение веков опыт стал быстро уходить. Призыв оживить национальные ремесла и прикладное искусство оказался как нельзя кстати.
И хотя мало осталось тех, кто мог бы поделиться полузабытыми навыками, все же нашлись энтузиасты, готовые как передать свои знания, так и перенять их.
В культурном фонде и музее бедуинов Саду-Хаус выставлены работы современных кувейтских мастериц.
Назвать их шедеврами сложно.
С другой стороны приятно посмотреть с каким энтузиазмом и увлечением работают здесь женщины.
Таким образом, делаем вывод. Если вас занесло в Кувейт, можно конечно посетить эти три музея, но можно и посвятить время чему-то другому.
Как известно, на вкус и цвет товарища нет.