Министерство транспорта Украины заявило о том, что страна прекращает принимать самолёты всех российских авиакомпаний с 25 октября 2015 года. С начала зимнего полётного сезона прямого авиасообщения между двумя странами не будет. Мера коснется как регулярных прямых рейсов, так и транзитных.
Украина считает главной причиной такого решения запрет Росавиации на полёты всех украинских авиакомпаний в Россию с 25 октября. При этом Росавиация заявила ещё две недели назад, что её запрет явился лишь зеркальной мерой на действия украинских властей, закрывших воздушное пространство страны для большинства российских перевозчиков и внесения более чем двух десятков российских авиакомпаний в санкционный список Украины.
Украинские санкции были введены против авиакомпаний, способствовавших интеграции Крыма в Россию посредством полетов на полуостров. Однако теперь пострадали и такие компании, как Utair, в Крым не летавшая, и планировавшая увеличить число рейсов Москва-Киев в зимнем сезоне.
Безусловно, украинские власти имеют юридическое право принимать подобные решения, которые, однако нельзя считать продуманными, конструктивными или соответствующими нормам международного воздушного сообщения. Закрытие украинского неба для российских самолётов создаст массу проблем десяткам тысяч пассажиров, как отечественным, так и иностранным, в том числе транзитным, купившим билеты со стыковкой в украинских аэропортах.
Поскольку запрет на полёты в Украину вступает в силу с 25 октября, у перевозчиков и пассажиров есть некоторое время для поиска альтернативных решений. С большой долей вероятности увеличится спрос на ж/д перевозки между Россией и Украиной. Также некоторые авиаперевозчики из третьих стран (Белоруссия и страны Прибалтики) намерены стать посредниками для пострадавших авиапассажиров, стимулируя перевозки через собственные аэропорты. Речь идёт о белорусской Belavia и латвийской airBaltic, решивших увеличить число рейсов и снизить цены на билеты по направлениям, связывающим Украину и Россию через Минск и Ригу.