Облако пепла, возникшее в результате извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии, до сих пор вносит свои корректировки в график полетов авиакомпаний, которые вынуждены снова и снова отменять запланированные рейсы. Последние новости таковы: между севером Гренландии и севером европейской части России образовался своеобразный «мост», метеорологи обещают, что в ночь на субботу останется только европейская его половина.
Сейчас вулканический пепел являет собой три больших пятна, соединенных перемычками. Одно пятно висит над океаном между Исландией и Шпицебергеном, а также чуть над Норвегией. Второе пятно находится над северной частью Гренландии и «тянется» к российскому побережью Баренцева моря. Третье же пятно висит над Россией, а конкретно — над Уралом и республикой Коми.
Метеорологи обещают, что к завтрашнему дню исчезнет гренландская часть, а уральское пятно сдвинется к югу, а также, слегка переместившись, «накроет» Финляндию и Швецию.
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль началось в марте. И это вызвало недоумение специалистов: вот уже 200 лет он считался спящим. Через некоторое время на природную «смотровую площадку», расположенную близ него, даже начали водить туристов. В тот момент еще было непонятно, к чему приведет это извержение.
Авиаколлапс начался в середине апреля. Именно тогда ряд стран не смогли выпустить из аэропортов подавляющее большинство рейсов. Это было вызвано соединением природных факторов — выбросом вследствие извержения облака вулканической пыли и отсутствия ветра, который эту пыль не рассеивал.
Официальных сообщений на тему закрытия сообщения поначалу не поступало. Однако авиакомпании, из соображений безопасности, полеты отменяли: частички пепла могли нарушить работу двигателей самолетов.
Множество туристов не смогли вовремя вернуться с отдыха домой столько же не смогли улететь на отдых. И если последние смогли хоть как-то компенсировать свои расходы на путевки, сдавая их перевозчикам и туркомпаниям, то первые оказались в поистине сложной ситуации: авиакомпании отказывались оплачивать путешественникам проживание и питание, называя ситуацию «форс-мажорной». Местные жители и бизнесмены старались облегчить жизнь туристов — кто-то приглашал к себе на ночлег, кто-то кормил, словом, участвовал по возможности в спасении оказавшихся в заложниках у природы людей.
Две крупнейшие туристические структуры в России — РСТ и АТОР — предложили ввести специальное страхование на случай подобных природных явлений, которые в данной ситуации принято называть форс-мажором.
Над большей частью континентальной Европы сообщение открылось к 20 апреля. Правда, то тут, то там оно снова прекращалось. Такая история продолжается, хоть и не в столь серьезном виде, периодически. Ярким примером тому служит и сегодняшняя ситуация.
Авиакомпании потерпели серьезные убытки. А это значит, что в скором времени не исключен рост цен на проездные документы, и, притом, немалый…