Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Москва — Россия, Нью-Йорк — США Ноябрь 2013

В прошедшие выходные погода по-прежнему не радовала москвичей, так что мы, подумав, куда мы можно отправиться «на прогулку» без ущерба для здоровья, решили, что пора осуществить давнишний план и взглянуть на обновленный московский планетарий, про возрождение которого так много говорили пару дет назад.

Ну как люди, которых трудно оторвать от компьютера, мы себе не изменили и в этом вопросе, и перед выходом изучили информацию о планетарии на их сайте. Так что, слава Богу, мы были заранее подготовлены к тому, с чем там столкнемся, и только благодаря этому разочарование наше было невелико в итоге. А дело вот в чем. Во-первых, из расписания на сайте ясно, что сеансы в Большом звездном зале идут совсем нечасто, разобраться в их хитросплетениях довольно сложно (форма подачи материала неудовлетворительная нисколечко), а уж если откинуть неинтересные программы, то не остается почти совсем ничего. В плане расписания Малого звездного зала на сайте вообще указана полная ерунда. А главное, что в отзывах посетителей планетария было написано, что очереди в кассы выстраиваются очень и очень большие (якобы аж на улицу выходит), билетов нет, покупают на след. день в лучшем случае, а кто писал, что и за неделю брать надо, если хотите пойти в выходные дни. В общем, все рекомендовали брать заранее, и по Интернету с сайта покупать. Это мы за. Всегда так и поступаем, однако в тот день наша карма была, видимо, не в порядке, раздел продажи билетов на их сайте твердил, как заведенный, что сеансов не найдено. Плюнули на это, поехали просто так, подгадав, чтобы приехать незадолго до начала очередного сеанса.

Еще на подходе к планетарию, стало ясно, что дела плохи: на табло там выводится количество оставшихся билетов, в общем-то там оставалось 3 билета, у кассы вообще сказали, что только на последний сеанс остались (а он начинался через 5 часов где то, в 20). На наш логичный вопрос: «А на что остались билеты?», она ответила, что только в Лунариум. Ну хоть в Лунариум. Билеты мы получили и прошли в гардероб.

Теперь сделаю лирическое отступление и немножко расскажу о ценах и билетах: цены в будние дни и в выходные почти совпадают на все, один билет в Большой звездный зал стоит 450–500 руб., на вип места — 550–600 руб. Примерно те же цены в 4D кинотеатр. В Лунариум — 350 руб. один билет, в музей Ураниум — тоже что-то около 350 вроде бы, причем попасть туда можно только в рамках экскурсии, начинающейся всякий раз за час до сеанса в Большой звездном зале… В общем, не сказать чтобы такое уж дешевое удовольствие все это.

Итак, нам достались билеты в интерактивный музей «Лунариум». Про него и расскажу. В целом он построен как набор интерактивных экспонатов, призванных познакомить посетителей с каким-нибудь явлением. Очень похоже на широко рекламируемый в последнее время Экспериментариум. Так что если вы были в этом музее занимательных наук и остались довольны, то возможно, вам понравится и Лунариум в планетарии. На первом этаже Лунариума расположены, например, следующие экспонаты: роботизированная «рука» для манипуляций, которой можно поуправлять;

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

модель шара, объясняющая сплющивание на полюсах при вращении;

«оптический стол»;

«счетчик Гейгера», демонстрирующий различную радиоактивность у разных пород;

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

а также модель ветра на Марсе (если не ошибаюсь), демонстрация действия солнечных батарей, и многое другое.

К слову, все экспонаты снабжены табличками, где есть название, краткое описание, раздел «Что делать?», где описана процедура взаимодействия с интерактивным экспонатом, а также раздел, объясняющий причины того или иного наблюдаемого явления. Все это на русском, английском и немецком языках. Так что родителям, пришедшим туда с детьми, это позволит быстро разобраться, что нужно делать и «не ударить в грязь лицом» перед отпрыском, объяснив ему все-все природные явления и принципы функционирования выставленных экспонатов.

Большое внимание уделили и созвездиям, есть интерактивные столы, где нужно угадать, какое созвездие изображено, а также карта созвездий, по которой можно перемещаться.

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

Там есть и типичные для объяснения физических явлений экспонаты, например, цилиндр, демонстрирующий, что в вакууме и перо и шарик падают с одинаковой скоростью, и камера Вильсона, и локатор, при помощи которого предлагается «половить» радио волны.

Есть довольно интересный экспонат, призванный привлечь внимание и рассказать о плазме.

Также довольно полезным был уголок, позволяющий наблюдать через какие материалы «проходят» радио волны, а через какие нет.

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

Интересующимся компьютерами будет интересно взглянуть на монокристалл кремния,

а дети могут поиграть в интерактивные «тренажеры» по стыковке космических модулей и т. п.

Самым бредовым нам показался вид по чьему-то мнению нашего мира (10-мерный якобы), согласующийся с теорией струн, как было написано на табличке.

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

Рядом с уголком с пневмопочтой, которую тоже можно опробовать, есть экспонат, где можно «запустить ракету», покрутив до опупения ручку. Скажу сразу, неспортивным мужчинам лучше не приступать к этому, дабы не упасть в глазах сына или девушки. Задачка непростая. Некоторые выбивались из сил и бросали.

Правда, муж «притащил мамонта» все же, ракета подпрыгнула, как положено. =)

Там есть и множество других интересных моделей, все не перечислить…

Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

Далее мы спустились на этаж ниже, где находится продолжение осмотра музея «Лунариум», посвященное астрономии и физике. Значительную часть пространства на нижнем этаже занимал круг с моделью, наглядно изображающей движение Земли и смену времен года. Только никто не занимался демонстрацией на данном экспонате. Также много пространства занимал здоровенный маятник Фуко. К несчастью, фотоаппарат решил посвоевольничать и разрядился, запасной аккумулятор как всегда забыли, в итоге фото не привожу. =(В этой части музея много интерактивных экспонатов посвящено аэродинамике. Например, довольно интересно поиграться с моделью, визуализирующей потоки воздуха при обтекании крыла.

Еще всеобщее внимание привлекал экспонат, моделирующий образование торнадо, а также мембрана с паром, при нажатии на которую получалось облачко. Любителям активности предлагалось прокатиться на «космическом велосипеде». Мужчины столпились вокруг стенда, представляющего собой тепловой насос и стенд с электрическими цепями с лампочками для демонстрации проводимости…

В общем, очень-очень много всего.

В общем и целом довольно интересно, правда сотрудники музея очень мало внимания уделяют экспонатам во время работы. Фактически, на два этажа музея в зале находился только 1 работник, демонстрирующий работу с электричеством. Кроме того, штук 5 — 7 экспонатов мы насчитали выведенных из строя. Некоторые вообще закрыты были, другие не закрыты, но не работали. Например, чудо-растение, описанное на карточке, куда-то делось из-под колпака и т. д. =) Однако, самый-самый главный и решающий недостаток музея «Лунариум» в планетарии — толпа народа, которая в случае интерактивного музея является весьма существенным фактором, чтобы принять решение не посещать его. Около каждого стенда толпятся по несколько человек, ожидающие своей очереди пощупать и потрогать… Поэтому еще в начале нашего осмотра мы все вспоминали последний посещенный нами планетарий — Rose Center for Earth and Space в Нью-Йорке.

The Frederick Phineas and Sandra Priest Rose Center for Earth and Space
внутри Rose Center for Earth and Space
Московский Планетарий vs NY Rose Center for Earth and Space

Некоторые мелочи, типа весов, показывающих ваш вес на разных планетах и небесных телах, присутствуют в обоих музеях. В остальном же экспонатов в манхеттенском музее существенно меньше, что вызывает гордость за наш, московский и родной. Но одно точно: если вы — демофоб, то вам — в нью-йоркский музей! =)

P.S.: для проголодавшихся в планетарии функционирует кафе, разбитое на две зоны: буфет (самообслуживание) со столиками, и ресторан, где столики обслуживают официанты. Довольно мило оформлено, в ресторане интересно сделано меню - в виде старой газеты, но цены немного высоковаты, чуть выше среднего.