…Продолжение начатого. Подбираемся к 2 000 км пробега по острову. Едем дальше.
Вароша. Музей войны
Вароша является знаковым местом не только с точки зрения самого Кипра как отдельно взятого государства, но также и с точки зрения современной истории в целом. Вся она состоит из сплошной череды национальных противоречий, конфликтов и войн. Один из таких конфликтов случился именно здесь, на солнечном острове Кипр, и Вароша — его невольный мемориал. Город-призрак (как чаще всего называют его), смотрящий на туристические автобусы пустыми оконными рамами полуразрушенных зданий, — по факту, Вароша представляет собой заброшенный квартал рядом со старой частью Фамагусты, который был захвачен и закрыт для доступа турецкой армией в результате печально известных событий 1974 года. Сейчас это территория так называемой буферной зоны между северной и южной частями острова. И, кроме того, обязательный пункт в любой экскурсионной программе по Северному Кипру.
2
1
Излишне, пожалуй, пересказывать хронологию конфликта между Грецией и Турцией, которые не смогли поделить между собой зоны влияния на Кипре. Причины к этому возникли не вчера, и корнями своими уходят на много лет тому назад. Два клика, и Википедия расскажет вам в подробностях «почему, как, зачем, и что из этого вышло». Однако в 1974 году Вароша из фешенебельного курорта в один день превратилась в пустой город, без жителей, без туристов и без будущего. Вместе с ней турки захватили 80% туристической инфраструктуры острова. Грекам же, за неимением лучшего, пришлось начинать все с нуля. К слову, именно так, в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, появилась на свет Айя-Напа, которая должна была, по возможности, заменить собой Варошу в качестве курорта. Хотя справедливости ради, стоит заметить, что условия были неравны. Вароша, по сути, — составная часть большого и древнего города, Фамагусты, со всеми преимуществами такого соседства. Элитный курорт. Айя-напа — всего лишь бывшая деревня, посреди «ничего». Поэтому получилось лишь то, что получилось. Однако, при этом, есть веские основания полагать, что, например, турпакет в Варошу стоил бы вам значительно дороже, чем то, что вы платите за Айя-Напу. Кипр проходил бы по ценовой категории Мальдивских островов, а ваш отпуск проходил бы где-то в другом месте. Грустный юмор, к сожалению.
2
2
1
1
3
Рядом с охранными вышками и забором по периметру заброшенного квартала — находится, тем не менее, общедоступный пляж. С чистым и мелким песком (известно, что песок сюда специально привозили из Египта), который регулярно прореживается специально нанятым персоналом. На берегу стоят катамараны, рядом небольшое кафе, плюс новые лежаки. Так что пляж можно смело рекомендовать к посещению. К тому же, одним разом вы убиваете двух зайцев: экскурсия и море — в одном комплекте и в шаговой доступности друг от друга.
По следам древности
После первых нескольких дней в центральной части острова — парад исторических достопримечательностей продолжился на востоке. Наш маршрут проходил через Фамагусту и Саламис — на север, по направлению к замку Кантара. Чем дальше, тем больше становилось понятно, что свободного места, не занятого чем-либо древним и обязательным к просмотру, на Кипре осталось крайне мало. За последние пару тысяч лет история наследила здесь просто нещадно; почти что даже натоптала. Поэтому ваши усилия к тому, чтобы найти какую-нибудь древнюю реликвию, и запечатлеть себя на фоне, — будут минимальны. Свою фотосессию мы решили начать в Фамагусте.
С точки зрения туриста Фамагуста — это, прежде всего, старый город (не считая Варошу, где мы уже успели побывать). Крепостная стена протяженностью около 3-х километров, башня Отелло, средневековые соборы. Один из них — собор святого Николая. Сооружение в стиле поздней готики, стрельчатые арки, узорчатые окна на фасаде и пр., и пр., и пр. — путеводитель расскажет не хуже:-)
9
По существу же, если задуматься на минуту, собор представляет собой еще одно свидетельство, еще одной войны. Старой забытой войны, которая за давностью лет не кажется уже даже настоящей. В 1571 г. турки захватили город и остров, после чего собор был превращен в мечеть. Сбоку теперь возвышается минарет, и вся конструкция на этом основании называется Мечетью Лала Мустафы-Паши. Но стоит ли удивляться? Разрушение на захваченных территориях храмов, церквей, памятников истории и культуры — старая добрая традиция всякой «успешной» войны. Торжество победителей над побежденными. Ведь можно было построить мечеть отдельно? Можно было оставить католический собор быть католическим собором? Однако быть великодушным сложно.
Сам по себе собор святого Николая, без сомнения, производит впечатление; его явно строили со вкусом и старательностью. Однако, с какой стороны ни посмотри — но минарет здесь лишний. И норовит проткнуть мне верхнюю границу кадра почти с любого ракурса, хотя и широкоугольного объектива. Напрасно вмешиваться в природу и назначение вещей. Наверняка, в своем первозданном виде собор выглядел совершенно иначе и, как минимум, более гармонично.
8
6
4
Далее на нашем пути лежал Саламис. Повторение пройденного, при том условии, что вы уже успели побывать в Курионе. Завяжите мне глаза, прежде чем мы приедем на место, и я не уверен, что смогу отличить одно от другого с первого раза:-) Однако если вы располагаете достаточным количеством времени, то, без раздумий, заносите эту остановку в Points of interest. Тем более, что путеводитель считает Саламис номером 1 среди прочих ему подобных. Добросовестные ученые, воссоздавшие облик древнего города, щедрой рукой расставили здесь несколько десятков «античных» колонн (что много больше, чем в Курионе). Так что, если измерять историю в штуках и на развес, то Саламис все равно остается впереди. Но если времени у вас меньше, чем вам хотелось бы, и побывать везде не удаётся, — не расстраивайтесь и смело выбирайте что-то одно. Ваш выбор, в любом случае, не будет ошибочным.
8
9
7
Монастырь апостола Варнавы в настоящее время работает как музейный комплекс, последние монахи покинули его несколько десятков лет тому назад. На территории монастыря расположен собственно музей икон. Хотя изначально я настроился на то, что музей — это скучно, я оказался неправ, признаю. Весьма атмосферное место, в сочетании с тем, что расположен он в здании бывшей церкви. Дверь справа от главного входа — это здесь; и не отнимет много времени. Через дорогу от монастыря — маленькая часовня под ивой, где и была обнаружена могила апостола Варнавы.
9
10
3
Следующая остановка — замок Кантара. Учитывая, что, скорее всего, вы едете все же из Протараса или Айя-Напы (а не живете рядом с Фамагустой), берите в расчет, что это уже чуть дальше, чем то, что вы посетили раньше. Около 50 километров от границы и 40 км от Фамагусты. При этом, последние несколько км, после того как вы сворачиваете с магистрали, — по узкой грунтовке и в гору. Дорога несколько напряженная и очень узкая. Я не поленился повторить это дважды, чтобы подготовить вас морально. Ограждение вдоль дороги здесь тоже не предусмотрено. Мой друг, бывший за штурмана, успокоил нас всех: «Мол если упадем, то все равно сначала повиснем на ветвях деревьев на склоне и успеем еще сделать пару телефонных звонков». Так что расслабьтесь и поезжайте дальше:-) Однако, очевидно, по причине относительной удаленности и труднодоступности — туристов здесь тоже очень мало. Мы были единственными посетителями в замке. Все виды с вершины в вашем полном и единоличном распоряжении. Тишина и свежий горный воздух. Если бы не пиетет перед тем фактом, что это все-таки средневековый замок, и как-никак, но исторический памятник, я бы совершенно точно предложил вам остановиться здесь на пикник. Идеальное место. По итогу всем очень понравилось. Ехать — обязательно.
8
7
9
И в качестве бесплатного совета. Одного дня на всё перечисленное выше вам не хватит ни при каком раскладе. Вароша, Фамагуста, Саламис, монастырь апостола Варнавы, замок Кантара — все это рядом и по дороге, но слишком много для одного дня. Вы не успеете, даже если будете торопиться. А торопиться в принципе не стоит: вы же в отпуске, помните? Поэтому отведите себе хотя бы пару дней на этот маршрут. Для того, чтобы получать удовольствие и не спешить.
Вечером
.И просто вечером, на обратном пути. Сумерки. Снова Фамагуста. Но уже в приглушенном свете наступающей ночи.
9
12
9
9
В зоопарк без билетов
А теперь произвольная программа. Как я вам и обещал. Обещал? Держу слово. Замки, руины, экскурсии… Сколько можно. Перекур. Кипр может выглядеть совсем иначе. Зависит только от того, куда смотреть.
Хорошо быть кисою, хорошо собакою… Не будет преувеличением сказать, что Кипр — это «кошачья» страна. Кошки здесь повсюду. В кафе, в ресторане, в гостинице, в монастыре и даже в аквапарке — их можно встретить везде. Ну, конечно: климат теплый, остров большой — гуляю, где хочу.
А также прочие жители острова… Место действия — полуостров Карпас, территория национального парка. Дикие ослики на самом деле оказываются не такими уж и дикими и охотно берут из ваших рук печенье и другие угощения. Главное помнить где заканчивается печенье и начинается ваша рука — у осликов довольно крупные зубы, если вы помните картинки из школьного учебника зоологии. И хотя, конечно, этот милый ослик — еще не саблезубый тигр, и кусает не со зла и не ради крови, но, в то же время, весьма ощутимо.
3
3
4
3
13
Ехать за тем, чтобы увидеть животных в их естественной среде обитания придется довольно далеко. И если предупреждающий дорожный знак стоит сразу за городком Дипкарпас, то реальные ослики ждут вас не раньше, чем на подъезде к монастырю апостола Андрея. Так что имейте терпение.
И эти звери обитают тоже именно здесь:
4
3
3
3
Кипр на колесах
Движение на Кипре левостороннее; руль расположен там, где у нормальных людей обычно находится бардачок. Большинство развязок организовано через круговое движение, круг всегда главный и едет по часовой стрелке (тогда как в России — против стрелки). Всё это не новость и, скорее всего, давно известно подкованному путешественнику. Поэтому необходимость передвижения по встречной полосе ни для кого не должна стать сюрпризом. На острове широко развит прокат машин, которые легко можно отличить в общем потоке по красным номерам. Однако автопарк далеко не новый, а цены весьма негуманны. Поэтому вам придется быть достаточно скромными в своих запросах и потратить свой бюджет на апгрейд хотя бы до машины с автоматом. Из местных контор можно порекомендовать прокат машин от «Petsas» — неплохой выбор машин по относительно невысоким ценам. Хотя в любом случае — все на ваш вкус, есть и другие компании.
В интернете распространенным является мнение о том, что местные жители относятся к вашим красным номерам с пониманием и едва ли не с сочувствием. Однако не расслабляйтесь. Конечно, вам не будут сигналить в спину. Хотя могли бы. И не будут кричать в открытое окошко ругательства на греческом языке. Хотя тоже могли бы:-) Но, вместе с тем, очевидно, что вы нервируете местных водителей. При первой удобной возможности вас со свистом обгонят по встречке. Неужели здесь можно куда-то торопиться? Но Ок, я не в обиде, я понимаю.
Средний автомобиль на Кипре — это автомобиль порядком подержанный и уже в возрасте. Высокие таможенные пошлины (а вы думали, что у нас дорого?) и 10 месяцев хорошей погоды — вот весь ответ. В стране, которой не известно, что такое зима, машины элементарно служат дольше. А ваши собственные усилия по уходу за автомобилем, в условиях постоянного солнца, — ограничиваются тем, чтобы не забыть протереть тряпочкой пыль с лобового стекла, и раз в месяц заехать на мойку. Попробуйте объяснить киприоту, что такое зимняя резина, я не уверен, что вам это удастся. Неплохая экономия, кстати.
На Кипре, кроме всего, очень активно развит прокат «немашин». Ездит практически все. Наш старенький Фокус мы разнообразили за счет 125 кубового скутера, и квадроцикла (200 кб) на второй день. Тем большее удовольствие, что на всем этом вы можете ездить не только по полям, но и по дорогам общего пользования, за исключением автомагистралей. Тогда как в России, во-первых, вам нужны права тракториста (!) для управления квадро, а во-вторых… во-вторых, вы себе это в принципе представляете? Я - нет. Цена на квадроцикл порядка 45–60 евро за день, в зависимости от мощности. Немецкие и английские пенсионеры предпочитают багги. Но драйва здесь меньше, а цена выше. Короче — поехали! Очень здорово прокатиться по летней жаре с ветерком. Это вам вместо кондиционера. Must do. Заносим в список.
2
Ну так на чем же можно передвигаться по острову? Да на чем угодно. Вот вам варианты, выбирайте:-)
2
3
1
На краю света. Ну почти.
Конец дороги, самая северная точка острова. Большой холм. Над головой развевается огромный турецкий флаг. А дальше за горизонтом, со стороны моря, только Ливан и Сирия. Почти рядом монастырь апостола Андрея. Целебный источник у его подножия. И черепаховый пляж неподалеку: очень просторный и немноголюдный. Море оказалось здесь самым теплым из всех тех мест, где нам довелось купаться на Кипре: как будто его специально подогрели, пока ждали нашего приезда.
1
4
2
5
4
3
5
The end. Крайняя точка на побережье острова. Последняя точка в рассказе.