Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 12:09
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Пуэрто-Игуасу — Аргентина Июль 2023

Начало путешествия по Южной Америке:

1. Бразилия — Аргентина. Год исполнения желаний.

2. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 1, пешеходная.

3. Открытие Бразилии. Колониальный Парати. Часть 2, морская.

4. Открытие Бразилии. Рио: опасный и прекрасный.

5. Открытие Бразилии. Арраял-ду-Кабу: морская сказка из сна.

6. Открытие Бразилии. Игуасу: водная мощь в окружении радуг.

После бразильской части Игуасу, которая оказалась вполне компактной и проходимой, на утро следующего дня я отправилась на аргентинскую сторону.

Когда я читала многочисленные рассказы о водопадах, удивлялась, как это между двумя странами настолько простые границы и ходит обычный рейсовый автобус. И вот сейчас я на деле это ощутила. Утром с чемоданом пришла на остановку (буквально — за забором городского автовокзала), на ней в 9 утра я была одна. Стало немного не по себе: та ли это остановка? Ее описание выдернула тоже из рассказов бывалых. Но вроде бы та (на козырьке красовалась надпись «Linhas internacional», и как будто в подтверждение моих слов подошла еще пара туристов. Они были без чемоданов, просто с рюкзаками. Потом разговорились, оказалось, что они одним днем едут посмотреть аргентинскую часть. Это тоже очень распространенный вариант.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Через минут 15 пришел нужный автобус. Он без номера, а на лобовом стекле написано «Argentina». Проезд — 10 реалов. Я попросила водителя остановить на границе Бразилии, чтобы поставить штамп. Он мне дал такой билетик, с которым я могу бесплатно сесть в любой следующий автобус на границе, чтобы ему меня не ждать. Ехали недолго, примерно 35 минут. На границе вышли мы втроем — я, австралийка лет 60-ти и молоденькая девушка из Италии. Перезнакомились и пошли на паспортный контроль. Пустая трасса, в очереди, кроме нас, еще два парня. Все! Быстро отштамповались, приехал новый автобус, загрузились и поехали. На границе Аргентины так же все просто. Сотрудница не говорила по-английски, а мой испанский еще не настолько хороший, но объясниться смогли. 10 минут, вопрос про цель поездки и заветный штамп в паспорте! Hola, Argentina!

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

После ставшей такой родной Бразилии новая страна снова очень пугала. Как тут будет? Не ждет ли никаких эксцессов? Как встретит новая страна, как примет? Другая валюта, другой язык, все другое… За этими мыслями я вышла из автобуса на достаточно просторном автовокзале городка Пуэрто-Игуасу. От него отправляются автобусы и к водопада, и в аэропорт. Универсальный терминал!

Жилье я заранее бронировала рядом с ним. Но в разгар сезона вариантов было не так много. Поэтому в городке Пуэрто-Игуасу я забронировала номер в мини-гостинице в 4-х кварталах от автовокзала. Сразу на первой же улочке увидела знаменитые калебасы для чая матэ, а еще — высокие деревья с огромными красивущими цветами. Потом выяснилось, что это дерево называется баухиния, или Орхидейное дерево.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Несмотря на то, что Пуэрто-Игуасу гораздо меньше своего бразильского собрата, он очень холмистый. Улочки идут иногда очень резко вверх и вниз, отчего неудобно, особенно с чемоданом. К тому же, как и почти везде в Латине, здесь узкие неровные тротуары. Но машин немного, можно аккуратно идти и по обочине дороги.

Поиск гостиницы превратился в итоге в настоящий квест. На фото брони была дверь дома, ее я нашла быстро, но на стук никто не отвечал. Интуитивно поняла, что это дверь в сам номер (с отдельным входом). Поиск ресепшена занял почти полчаса. Рядом стройка, еле прошла сквозь нее и попала в другую гостиницу… Благо, мне помогли найти сотрудника, который и привел на ресепшен моей, который оказался дальше по улице. Оказалось, что мой номер — вовсе не номер, а полноценная квартира со спальней, прихожей, санузлом и кухней. Бинго! Здесь есть даже посуда и столовые приборы! Единственное, очень слабо работал вайфай.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Вроде бы нужно и можно отдыхать, но нет. На сегодня была еще одна цель… Это деревня индейцев гуарани и место, где сходятся границы трех стран — Бразилии, Аргентины и Парагвая.

Находится ближайшая деревня племени за городом, в 20 минутах езды. Но, конечно, никакой транспорт туда не идет. Поэтому еще в 2020 году, надеясь на Южную Америку и увидев рассказ о гуарани здесь, я написала Константину Павлову, спросила контакты таксиста Сандро, что возил их тогда. Прошло три долгих года… Я нашла это сообщение, написала, и Сандро ответил! И именно с ним мы совершили этот вояж! Такая вот туристеровская цепочка рукопожатий довела и до Южной Америки. Это бесценно! С Сандро мы поехали к гуарани, он ходил везде с членом племени и переводил мне с испанского на более привычный английский.

Индейцы гуарани — коренные жители земель, которые делят юг Бразилии и север Аргентины. Именно они в свое время были первооткрывателями водопада Игуасу. Еще до прихода европейцев, естественно. Именно они дали ему название: «Игуачу» на языке гуарани означает «большая вода». Водопады до сих пор для них священны.

Когда мы с Сандро подъехали к деревне, увидели еще двух туристов — семейную пару, которая уже стояла с местным жителем и общалась. Мы присоединились к ним. Они аргентинцы, да и местный житель толком не знает английского, поэтому разговаривали на испанском, а ключевые моменты Сандро мне переводил на английский.

Нас встретил Мелисио — коренной гуарани, который сейчас учится на гида-экскурсовода и проводит туристам экскурсию по деревне. Мы пошли куда-то в джунгли, отсюда и началась наша прогулка.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Сегодня, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной», гуарани по-прежнему живут в сельве. Живут общинами, всего таких тут 4 деревни по 60–70 семей. При этом у них есть школа, где работает 4 педагога, дети там учат языки — гуарани и испанский (как государственный), читают, пишут, считают и т. д. Несмотря на присутствие цивилизации и современный облик, гуарани исповедуют свою религию, есть шаманизм, справляют ритуалы. А новый год отмечают по своему календарю 21 сентября.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

У них два имени — одно испанское, а другое — гуарани, которое дал шаман при рождении. Например, нашего проводника зовут Мелисио, а на языке гуарани он Ту-Паа, что значит «благословенный богом».

Жилище гуарани строят без единого гвоздя, они им и не нужны: в ход идут бревна, глина и особый вид лианы, которым и скрепляют все, что нужно. Более того, готовят женщины гуарани до сих пор исключительно на костре и углях, и этот самый уголь заваривают кипятком, как сорбент. То есть никаких плит, горелок, печей и пр. Только костер! А еду и лекарства им дают джунгли.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Внутри хижины очень аскетично: спят гуарани в гамаках или на полу, мебели нет, ее заменяет несколько полок и пол. В центре хижины находится огромное пепелище — видно, что костер здесь — всему голова. В свои жилища члены племени не пускают, охраняют личное пространство. Нам показывали такой себе «демонстрационный вариант» — хижину, где уже не живут.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Такое единение с природой очень необычно для нас, но и настолько же ценно знать, что оно существует. В такие моменты ощущаешь себя каким-то неполноценным человеком: стоишь перед ними с телефоном и беспокоишься, что сядет батарея, а они говорят, как по вечерам сидят у костра, или когда кусают москиты, жалеешь о забытом в номере аэрозоле, а они дают тебе какую-то травку, сорванную буквально под ногами, и комары облетают стороной…

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Я обожаю такие встречи! Как в Мексике с племенем лакандонов, как в Перуанской Амазонии с индейцами ягуа и бора, а в Индонезии с племенем балиага… Это то настоящее, ради чего и случаются безумные путешествия. Из них никогда не возвращаются прежними и начинают ценить малое…

Сама деревня гуарани небольшая — всего с десяток домов. Увидев нас, все дети пестрой стайкой высыпали на улицу и обступили нас. К гостям они привыкли, но все же видно, что держат небольшую дистанцию.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Вокруг деревни — банановые рощи и небольшой огород. А посреди двора — колодец. Из него гуарани берут воду. Но аргентинское правительство и волонтеры провели им воду и свет. Большая бочка виднеется за одним из домов. Но индейцы привыкли к древним устоям, и колодец с костром по-прежнему служат главными атрибутами быта.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Вокруг деревень гуарани то и дело строят «эко» отели, вырубая их лес. Вы вдумайтесь! Эко… И вырубка леса. Не смешно?!
Из-за этого гуарани вынуждены периодически менять место жительства, уходить дальше. При этом они рады туристам, ведь им можно продать нехитрые поделки: четки, браслеты, свистки и пр.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

На прощание дети гуарани исполнили для нас один из танцев-песен, который, по преданию, служит благословением и пожеланием удачи и хорошей дороги. Рядом они поставили импровизированную емкость, куда мы положили символические деньги, кто сколько посчитал нужным.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Но на этом наша с Сандро встреча не закончилась. Я несмело спросила его про место трех границ. Давным-давно увидела фото этих мест в интернете и загорелась побывать. Находится оно в черте городка Пуэрто-Игуасу, но от моего жилища далеко. И он согласился меня туда подвезти.

Hito tres fronteras — уникальное место. Здесь можно увидеть сразу границы трех стран — Бразилии, Аргентины и Парагвая. И вот оно! Стоя в Аргентине, видишь Бразилию (справа) и Парагвай (слева)! Ощущение космическое!

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

А еще тут река Игуасу впадает в Парану, которая течет еще многие сотни километров. Такая «свадьба рек» — явление очень эффектное, когда воды на протяжении нескольких сотен метров не смешиваются из-за разной плотности и температуры воды… Такое наблюдала в Перу и теперь вот в городке Пуэрто-Игуасу.

Само место трех границ оборудовано для туристов: здесь разбит небольшой сквер, стоят лотки с водой и сувенирами. А главное — посреди площадки установлен приграничнй столб в цветах аргентинского флага и непосредственно табличка с надписью «Hito tres fronteras».

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

Сандро напоследок провел меня в сторону, где есть еще одна достопримечательность — флаги стран и их пограничные столбы. У этого символичного «трехграничья» мы тоже пофотографировались.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

После этих мест Сандро довез меня обратно до гостиницы, хотя я была готова к тому, чтобы остаться там и оттуда добираться самой. Но нет! Так что смело его рекомендую! Он возит и на водопады, и по окрестностям, да и вообще может много всего интересного рассказать и помочь.

После насыщенного первого дня в новой стране, которая уже начинала нравиться, я добежала до ближайшего супермаркета. Выбор скудный, цены высоковаты, поэтому ограничилась сендвичем и традиционным кусочком арбуза.

Аргентинских песо у меня с собой не было, первые деньги поменяла еще в бразильском Фос-ду-Игуасу. Выше от автовокзала есть большой супермаркет SuperMuffato, там есть неплохой обменник.

В Аргентине действуют два курса валют — официальный и черный. И отличаются они почти вдвое! Поэтому, конечно, все туристы стараются поменять именно по черному курсу. Но на территории Бразилии таокго нет, но есть такой себе «серый курс» — нечто среднее между официальным и черным. Курс был 390 песо за доллар. Для сравнения официальный был 268 песо, а черный — аж 525. По 390 я и поменяла часть денег на первые дни. А уже после в этом же городке Пуэрто-Игуасу нашла шикарный обменник с курсом 525! И поменяла сразу все остатки. В результате мне выдали три пачки денег. Это и спасло, смогла хоть немного почувствовать себя туристом, а не бекпекером.

Купюры в Аргенине тоже очень яркие и приятные, как и в Бразилии. Самая большая и ходовая при обмене — 1000 песо, а сдачу уже дают красивыми мелкими. Еще интереснач особенность: мелочи нет вообще! Самая мелкая купюра — 10 песо и та бумажная.

Открытие Аргентины. Первые шаги: Пуэрто-Игуасу, гуарани и место трех границ

После такого насыщенного дня сон накрыл мгновенно, а на утро я отправилась к цели номер один в этой части страны — водопадам Игуасу и их огромной аргентинской части. Но об этом — другая история…

Продолжение:

Открытие Аргентины. Игуасу. Самая мощная часть парка.