Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:20

Абхазия Сентябрь 2022

В сентябре и октябре, когда все родители развезли чад по школам и детским садам, а поклонники загара и шезлонга спрятали подальше купальник, до лучших времен, открывается дверь. Зазеркальная дверь в отпуск настоящих путешественников, предпочитающих бархатный сезон.

Дверь в бархатную осень

Особенно, бархатный сезон у моря. Когда пустеют (почти) даже самые шумные сочинские пляжи, воздух наполняется свежестью и легкой прохладой, поспевают первые осенние фрукты в Абхазии и остывают древние камни крепостей и мостовых Крыма. Это бархатная осень для ценителей неспешного отдыха, легкого загара, туманных рассветов и прогулок без шума и пыли.

А вы знаете, почему самый любимый путешественниками отрезок времени у моря вдруг стал «бархатным»? Нет, не потому, что ласковое море и нежный ветерок ласкают кожу, будто бархат. Бархатным сезон стал в буквальном смысле из-за бархата!

Дверь в бархатную осень

Причем, если верить историкам моды и русским классикам, «бархатными» поначалу были несколько весенних недель на курортах после Пасхи. В апреле—мае русская аристократия, вслед за императорской фамилией, отправлялась из холодного Петербурга на поиски солнышка. Но не слишком активного: вы же помните их заботы о сохранении аристократической белизны кожи. Цветущая, свежая и благоухающая весна в Ялте, или на Лазурном берегу Франции, как раз подходила идеально.

Освеженный весенним воздухом, бархатный сезон чудесен. Дамы с радостью сбрасывали надоевшие за долгую зиму меха, и облачались в бархат — для шелков пока еще было прохладно. Набережные курортов в буквальном смысле становились бархатными!

Дверь в бархатную осень

Так сезон стал «бархатным», а я, пожалуй, буду заканчивать свое затянувшееся историческое вступление. И переходить к нашей версии бархатного сезона на нашем (почти) лазурном побережье. Абхазия, как дверь в сказочную осень с соленым бризом и бархатом моря, поистине прекрасна!

Окончание сентября наше шумное семейство (а год назад оно стало еще более беспокойным и активным:), решило провести у моря в субтропиках. Выгоды такого путешествия неоспоримы — не жарко, недорого, вкусно и весело. Главным местом проживания выбрали район Новой Гагры, а чтобы не заскучать на одном месте, забронировали машинку в прокат на 4 дня. Ленивые дни на море было решено чередовать с активными в поездках по дорогам Абхазии, а загар — с приключениями.

Дверь в бархатную осень

Погода внесла свои коррективы в виде гроз и дождей, потому загарная часть отпуска была сильно урезана по воле абхазских небес. Зато активная, на радость нам, прилично засидевшимся дома, получилась фантастическая. Про море, пляжи, лучшие бич-бары, променады и места, где выпить вина с видом на закат, я вам еще расскажу подробнее. Сегодня давайте прокатимся вместе!

Дождливый Новый Афон и очень солнечная Пицунда

Если на улице льет как из ведра, это еще не повод сидеть дома. Это повод купить дождевик, и ехать куда глаза глядят, по возможности подальше от воды с небес и ненастья. Крайняя часть плана у нас не удалась, дождь, как приклеенный, следовал за нашим автомобилем, и проводил в Новый Афон.

Дверь в бархатную осень

Новый Афон, как по мне, самый красивый городок Абхазии. Ну ладно, один из самых-самых. Тут есть и природные шедевры мирового уровня, и головокружительные виды, и настоящие свидетели времени. Анакопийская крепость, знаменитая Новоафонская пещера, одноименный монастырь с золотыми куполами, Царская аллея и Приморский парк, водопад и тропа Симона Кананита, 1000-летний храм, музей истории Абхазского царства, и еще много-много всего. Приезжать в Афон лучше на 2–3 дня или на целый отпуск, если вы в Абхазии впервые.

Направляясь в Пицунду, сразу закладывайте направление «к морю». На побережье, обнимая Пицундский мыс, раскинулась реликтовая сосновая роща, эндемик из эпохи динозавров. Эта роща, как природный ингалятор гигантских размеров, делает воздух Пицунды подлинно целебным и волшебным.

Дверь в бархатную осень

Напитанный фитонцидами и эндорфинами воздух пьянит не хуже абхазского вина, но его тоже захватить не помешает.

Соленый бриз шумит в иголочках вековых сосен, охлаждая воздух до нужной кондиции. Запаситесь временем, пледом, напитками по сезону и устройте пикник. Прогулка по Пицундской роще прекрасна и летом, и зимой, когда вероятность встретить туристов стремится к нулю, и нежной бархатной осень.

Дверь в бархатную осень

Не думайте, что в Пицунду едут только за пикниками и прогулками у моря. В самом центре древнего города — в самом деле древнего, Пицунде как минимум 2500 лет, есть кусок настоящей крепостной стены, построенной римлянами. А еще средневековый Кафедральный собор имени Андрея Первозванного.

Восточная Абхазия, Сухум и его окрестности

Около 95 километров разделяют нашу курортную столицу страны от столицы административной, города Сухум. Время здесь остановилось и застыло яркими мазками эпох: есть кусочек древней Диоскурии из легенды про аргонавтов и Язона, есть островок Великой Абхазской стены и замок Баграта из средневековья. Есть совершенно заброшенный фуникулер из эпохи СССР, и красивые дворцы на набережной, их построили при империи. Можно выпить кофе в легендарном кафе на Брехаловке, можно послушать шелест эвкалиптов в парке около президентского дворца, можно слопать «лодочку» в легендарной «Нартаа».

Дверь в бархатную осень

Мы же отправились в милое местечко под названием Черниговка. Согласна, звучит ну совсем не по-абхазски, зато выглядит очень достойно. Черниговка — симпатичное горное ущелье, где по дну каньона пробегает горная речка Мачара. Сейчас, после дождей, она устрашающе сногсшибательна!

По ущелью примерно на километр вглубь проложены пешеходные тропы, мостики и дорожки. Вид загадочный: сквозь вековые самшиты и гигантские папоротники пробиваются лучик света, раскрашивая каньон разноцветными перламутровыми бликами. Очень красиво.

Дверь в бархатную осень

Одна из достопримечательностей ущелья — апацха «Ассир». Одни беседки кафе приветливо встречают вас на входе, рискуя заставить свернуть с правильного пути туриста, и променять прогулку на хачапури под чашечку кофе. Другие разбросаны на крутых склонах каньона, или на укромных солнечных полянах. Вкусно и живописно, кстати, везде.

Куда еще заехать в окрестностях Сухума? Можно на Мокко-пляж, если вы соскучились по морюшку, ощущению нежного песка под ногами и бескрайним просторам.

Дверь в бархатную осень

Абхазские субтропики и реликты в Мюссерском природном заповеднике

Все знают, что в Абхазии есть биосферный заповедник мирового значения — Рицинский реликтовый национальный парк. А еще в этой совсем небольшой стране есть Пицундо-Мюссерский национальный заповедник, не менее впечатляющий, как по мне. Туда мы сегодня и отправились.

Дверь в бархатную осень

Если верить палеоботаникам (такие правда существуют), Пицундская реликтовая сосновая роща растет на этом месте уже многие миллионы лет. В 1885 году, для сохранения сосновых лесов и многих других кавказских эндемиков, был создан заповедник. В наши дни на территории заповедника произрастает более 800 видов растений, многие из которых колхидские эндемики и реликты, занесенные в Красную книгу. Только вслушайтесь в названия, это же поэзия: земляничное дерево, иберийский дуб, колхидский самшит, королевский папоротник.

Увидеть все это великолепие очень просто: приезжаете к КПП заповедника, платите 300 рублей за вход, отдыхаете и гуляете. Чтобы гулять, проложены удобные дорожки, отдыхать — устроен пляж с желтым песочком, шезлонги и зонтики, кафе, много зелени и цветов. К счастью, мы приехали в Мюссеру ближе к вечеру четвертого дня авто-путешествий по Абхазии.

Дверь в бархатную осень

Случись это раньше, боюсь, весь план активных приключений был бы тут же позабыт. В угоду бархатному солнцу, морю, загару и шезлонгу:)